Жила-была одна женщина, которая очень любила фотографировать детей, и однажды она бросила все, чтобы с головой уйти в свое хобби. Через пару лет она возненавидела и детей, и фотографию.
«Сейчас все хотят стать фотографами», - на всякий случай ворчит он. Немного ревниво, но в целом добродушно. Перед тем, как раскрывать секреты профессии, от всей души советует: лучше не ходите туда, козленочками станете. Лучше оставьте как хобби. Такие истории, когда людей, поначалу настроенных весьма решительно, быстро затягивает рутина, нередки. Но если очень хочется — то, конечно, можно.
Борис Вацлавский — профессиональный фотограф уже двадцать лет, но только два последних года работает на себя. Я делаю интервью потому, что сама недавно стала фрилансером, и очень жадно расспрашиваю, как он принял это решение, с какими проблемами столкнулся. Боря долгие годы не искал в себе никаких бизнес-жилок и даже не думал о том, чтобы работать на себя, а потом, после 17 лет карьеры военного фотокорра красиво бросил все.
За этой красотой и внезапным уходом «в никуда», конечно, было созревшее решение и история внутреннего взросления. Если молодого человека с амбициями даже пулевое ранение не останавливало от поездок в «теплые края», то в зрелом возрасте случайный вопрос заставил переоценить все. И тут выяснилось самое интересное: что принятие на себя полной ответственности и освоение, по сути, нового способа жить может казаться большим риском, чем работа в горячих точках.
Если вы чувствуете нечто подобное — что хотите бросить все и уйти в вольные фотографы, художники или еще кого-то вольного, то, возможно, некоторые советы вам пригодятся. На случай, если вы настроились всерьез именно насчет фотографии, я расспросила обо всем подробно: с чего начинать, что покупать, какими навыками прежде всего запасаться и у кого учиться самому главному.
(фото Бориса Вацлавского)
Детское увлечение и стечение обстоятельств
- Расскажи, как ты захотел стать фотографом? Это было твоим увлечением с раннего детства или позже пришло?
- Я с раннего детства всегда ходил с фотоаппаратом «Смена» — это же было еще при Советском Союзе. Потом я перешел на «Зенит», ходил в кружок фототехники во «Дворце пионеров», после школы учился в автомобилестроительном институте на кафедре графики и промдизайна — тоже картинки. Тогда как раз шло начало девяностых, ломка профессий, специальностей, и оказалось, что нашей стране тоже нужны дизайнеры.
Не то, чтобы я хотел стать фотографом. Кем я только не хотел стать, как все дети. Но я всегда много снимал, с детства, со школы: друзей, пейзажи, натюрморты. И больше всего я любил снимать людей - так до сих пор людей и снимаю.
(Фото: Борис Вацлавский, на фото Лина Люче)
- Когда ты точно понял, что это твоя профессия?
- Однажды я был на сборах в танковой части, и там понадобилось срочно отснять репортаж для газеты «Красная звезда». Тогда оказалось, что с камерой умею обращаться только я, и к тому же у меня она была с собой. В результате мне выдали пленку, и я отснял репортаж, который понравился газете. Мне предложили стать внештатным фотокорром, потом пригласили в штат - так и пришла ко мне профессия, которой я потом занимался семнадцать лет.
- И ты сразу стал снимать все военные дела? Но там ведь не много приходилось снимать людей?
- Да, в основном объекты, люди, как правило, тонировались.
- А ты не страдал от этого?
- Поначалу мне было интересно: была возможность поездить, мир посмотреть.
- Мир посмотреть — это горячие точки? А как ты набирался опыта, чтобы тебя туда отправили?
- Сначала мотался по штатным частям. Как везде: вначале не самое интересное, но главное, чтобы даже эта не очень интересная работа доставляла удовольствие, так что если переключиться в формат текущей жизни, получается то же самое: как стать фэшн-фотографом? Сейчас у меня идет год очень неинтересной для фотографа деятельности: по наработке клиентской базы и написанию текстов для соцсетей.
(на фото - Борис Вацлавский)
- А когда ты впервые осознал себя профессионалом? Был этот момент особого чувства, когда тебя опубликовали?
- Конечно - это эйфория, когда видишь свои картинки в каком-то центральном издании. Да, наверное, это было как раз после первой публикации: я понял, что я могу отойти от скучной для меня деятельности и заняться тем, что нравится. До этого я занимался торговлей, работал в офисе.
Без двух камер из дома ни ногой
- То есть все началось с того, что ты оказался в нужном месте в нужное время с фотоаппаратом?
- Да, это случилось так, как говорят: удача приходит в тот момент, когда начинаешь постоянно работать, 24 часа в сутки. Я тогда много работал, с фотографией в том числе, и приехал в часть с камерой — тут-то и пришла удача. Камера с собой для фотографа — это всегда очень важно, я без двух камер из дома вообще не выхожу.
- То есть если мимо тебя случайно пройдет Анджелина Джоли…
- Я в любом случае ее сфотографирую. Если у меня сломается основная камера, я сфотографирую ее на запасную.
- А когда ты понял, что состоялся в этой профессии?
- Давно, после того, как меня в первый раз подстрелили. После этого я вернулся в редакцию и не написал заявление об увольнении, а продолжил работать. Это была первая горячая точка, первое такое редакционное задание и крещение огнем, но до этого прошло два года работы. Туда стараются не отправлять людей, которые не привезут хороших картинок.
- Где это было, если не секрет, и как случилось, что тебя подстрелили?
- В наших любимых южных российских республиках. Случайно. Фотографировал птичек, был на охоте.
- Похоже, что это был с одной стороны пугающее событие, с другой стороны — некий важный опыт. Какие были чувства после этого?
- Был страх, у меня же уже была семья. Мои близкие хотели, чтобы я ушел с этой работы, но мне было важно продолжать для самореализации: я тогда был молодой, бестолковый, и больше думал о том, что это очередной шаг в карьере, и потом решил, что мне вообще повезло: я же относительно здоровым еду домой, так что все клево.
- Получается, ты кое-чем пожертвовал?
- Всегда приходится чем-то жертвовать в этой жизни, без этого не бывает результата.
- А когда ты понял, что все-таки хочешь снимать живых людей, а не танки?
- Два года назад. К этому моменту я уже 16 лет работал. Постарел, поумнел, сердце перестало выдерживать, и один хороший знакомый, доктор, в нецензурных выражениях спросил у меня: зачем тебе такая работа? После этого, когда меня в очередной раз решили отправить за госсчет в теплые края, я спросил, почему я, а не вот эти молодые ребята. До этого я не задавался этим вопросом, но дружеский пинок оказался полезным.
- Ты у редактора спросил?
- Да, и ответ не порадовал, поэтому я и ушел: понял, что в покое не оставят. Кроме того, я не умею сидеть в редакции. Мне нужно движение, в том же бизнесе, и просто физическое движение. Это жизнь.
Уйти в никуда и фотографировать все подряд
- А куда ты ушел, когда решил уйти? Как ты себе представлял дальнейшую судьбу?
- Просто ушел в никуда, не было готового решения. Были какие-то свободные сбережения, хотел просто птичек поснимать — было такое ощущение свободного полета.
- А когда созрело новое решение стать фэшн-фотографом? Это сейчас окончательное решение на ближайшие годы?
- Да, окончательное. Как говорит мой коуч, надо стрелять в одном направлении, чтобы рано или поздно попасть — и я в этом направлении стреляю.
- Ты обзавелся коучем?
- Да. Я в 2000-х годах потерпел фиаско, когда после института пытался заниматься торговым бизнесом, и теперь пробую заново. Денежный вопрос, конечно, немаловажен в нашей жизни — я начал думать, искать возможности, понял, что нужно развивать соцсети, в которых я не был никогда в жизни.
- Как ты решил снимать именно женщин?
- Методом проб и ошибок. Начал снимать детей, понял, что дети - вообще не мое. Мужики все терпеть не могут съемку, кроме селебрити, но их раз-два и обчелся, а женщины всегда хотят быть красивыми.
- И благодарная аудитория была найдена...
- Да, достаточно быстро. Я и правда люблю снимать людей.
- А что бы ты мог порекомендовать начинающим? Фотографировать все подряд?
- Да, а как еще найти свою нишу, кроме как пробовать?
Главный навык фотографа
- А как отличить хорошие снимки от не таких хороших? Я сама ничего не понимаю в фотографии, но часто слышу, например, про заваленный горизонт, как в этих правилах разобраться?
- Из всех школ, которые сейчас есть, я бы посоветовал онлайн-школу Александра Медведева. Он сам прекрасный фотограф, и я пока не видел и не слышал ни о ком, кто бы лучше него доносил информацию. А горизонт я часто специально заваливаю, кстати.
- Вот. Как же непрофессионалу в этом разобраться: специально или нет?
- Во-первых, надо научиться видеть картинку. Есть множество книг, которые можно об этом прочитать, есть интернет — Александр Медведев, например, рекомендует список из ста фотографов, который можно отсматривать каждый день понемногу — после этого приходит видение. Мои фавориты: Роберт Капа (Robert Capa) — охрененный фоторепортер, Дебора Турбевилль (Deborah Turbeville) — фэшн-фотограф и американский фотограф Ирвин Пенн Irving Penn, который и правда доказал, что ноги тоже можно фотографировать.
Дэвид Ля Шапель — прекрасный фэшн-фотограф, который стопроцентно передает идею. Это самое важное в фотографии: донести сообщение, что заложено в этой картинке.
Оценили 7 человек
11 кармы