Даже если бы Станислав Ростоцкий снял только один-единственный фильм по книге Васильева «А зори здесь тихие», он и тогда бы занял достойное место в истории советского и российского кинематографа. А ведь шедевров у него было немало. «Белый Бим Черное ухо», «Эскадрон гусар летучих», «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «И на камнях растут деревья» — все эти картины давно стали классикой отечественного кино.
Когда началась война, Станислав Ростоцкий учился в Институте философии и литературы. В 1942 г. его призвали в армию, в 1943 г. он попал на фронт. В феврале 1944 г. режиссер был тяжело ранен – он попал под танк, у него была отдавлена нога. 12 часов он пролежал в болоте, уже не надеясь на спасение. К счастью, его стоны услышали находившиеся рядом солдаты и вытащили его с поля боя. Но спасти ногу уже не удалось – в госпитале его поставили перед выбором: либо ампутация, либо смерть. Операция прошла не очень удачно, и всю жизнь Ростоцкий страдал от сильных болей. Менять протезы приходилось ежегодно, привыкать к новой конструкции – по несколько недель. Однако окружающие даже не подозревали о том, что у него был протез, – кроме небольшой хромоты, его проблему больше ничего не выдавало, а жаловаться на свои беды он не привык.
О войне режиссер говорить не любил, но все свои воспоминания и переживания он воплотил в своем творчестве. Возможно, поэтому фильм «А зори здесь тихие» получился таким проникновенным и лиричным. Его самого с поля боя вынесла женщина, о которой он рассказывал: «На фронте ее звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа – Бекетова. Она не видела картину «А зори здесь тихие...» – к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране... Таким образом, она сумела ее «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».
В 1944 г. Станислав Ростоцкий вернулся в Москву и поступил во ВГИК. С юных лет он оказывался в центре внимания в любой компании. Он был темпераментным, волевым, решительным – словом, из тех, кого называют «настоящими мужчинами». Во ВГИКе многие студентки были в него влюблены, ему прочили брак с Аллой Ларионовой – первой красавицей вуза. Однако его избранницей стала Нина Меньшикова, у которой не было ни толп поклонников, ни внешнего блеска, ни репутации femme fatale. Для многих его выбор был удивительным, но сам он никогда о нем не пожалел.
Никто из поклонниц Ростоцкого не знал о том, что он был инвалидом, – Нина была первой, кому он признался в этом. Но девушку это ничуть не испугало. На вопрос о том, согласна ли она жить с инвалидом, она ответила: «Всю жизнь!»
«Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо», – позже запишет в дневнике режиссер. Меньшикова была талантливой актрисой и сыграла бы намного больше ролей, если бы не считала, что самая главная ее роль – жены и матери. К тому же сценарии, которые ей предлагали, очень часто браковал Станислав Ростоцкий.
А однажды он даже приехал и забрал ее со съемок, узнав о том, что в его жену был влюблен оператор картины.
В 1957 г. у пары родился сын, которого назвали Андреем. Нина Меньшикова старалась воспитывать его таким же, каким был его отец – сильным и мужественным. Андрей пошел по стопам родителей и выбрал для себя актерскую профессию. В фильме отца «Эскадрон гусар летучих» Андрей исполнил роль Дениса Давыдова, правда, в титрах он был указан под другим именем – Степан Степнов. Отец не хотел, чтобы все знали, что молодой актер – сын известного режиссера, и чтобы успехи сына объясняли только их родством.
Но Андрей Ростоцкий и не давал поводов для переживаний – с молодых лет он стал самостоятельной творческой личностью и быстро завоевал популярность и любовь зрителей. Его прославили роли в фильмах «Дни Турбиных», «Они сражались за Родину», «Конец императора тайги».
Помимо актерских способностей, у Андрея Ростоцкого была хорошая спортивная подготовка – он считался одним из лучших в стране специалистов по фехтованию историческим оружием, стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью.
Все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, а вскоре занялся и их постановкой. Он добился немалых успехов как актер, режиссер и каскадер, а также был известен как инструктор школы выживания. Вместе с ее основателем он совершил экспедицию по пещерам крымских гор и снял об этом документальный фильм. В фильме «Они сражались за Родину» Андрей исполнил свой первый каскадерский трюк, который воспроизводил ситуацию, случившуюся на войне с его отцом: его герой попадал под танк.
Андрей Ростоцкий часто сам выбирал места для постановки трюков и самостоятельно их осматривал перед началом съемочного процесса.
В мае 2002 г. он искал локацию для съемок своего фильма «Моя граница» в районе горнолыжного курорта под Сочи. Понадеявшись на свой профессионализм и хорошую спортивную подготовку, он попытался без страховки взобраться на горный склон у водопада «Девичьи слезы» и сорвался с большой высоты. Трагическая гибель 45-летнего актера и режиссера стала большим потрясением для всех, кто его знал, но самым большим ударом это было для Нины Меньшиковой, которая всего за год до этого похоронила мужа. Она пережила мужа на 6 лет, а сына – на 5.
Актриса и режиссер Светлана Дружинина рассказывала: «Говорят, каждому отмеряно количество шагов, слов, вздохов. Вероятно, вся его семья прожила какой-то такой бурный поток жизни, что совершенно невероятным образом вся семья очень быстро ушла в мир иной, ушла из кинодеятельности».
В 1991 году Ростоцкий заявил, что уходит из профессии, потому что не чувствует сил снимать полноценные картины. Вместе с женой актрисой Ниной Меньшиковой он поселился в собственном доме под Выборгом и занимался по большей части делами ветеранов кино.
Сердце Станислава Ростоцкого остановилось 10 августа 2001 года. В ночь на субботу он поехал с супругой в Выборг, чтобы успеть на утреннее открытие фестиваля «Окно в Европу», который проходил в городе по инициативе режиссера. За рулем подаренной союзом кинематографистов «Волги» Ростоцкий себя чувствовал уверенно — он с юности обожал автомобили и водил их профессионально.
По словам жены, Станислав Иосифович накануне жаловался на боли в груди, однако визиту к врачам предпочел поездку на фестиваль. Несчастье случилось уже в Выборге. Ростоцкий успел остановить автомобиль, заглушил двигатель, а потом откинулся на спинку сиденья и потерял сознание, прижав руку к сердцу. Скорая приехала буквально через три минуты, но она не смогла ничего сделать и вызвала бригаду интенсивной терапии — это было быстрее, чем вести режиссера в больницу. Но и БИТ оказалась бессильна — сердце 79-летнего Станислава Ростоцкого так и не смогли запустить.
Оценил 41 человек
77 кармы