• РЕГИСТРАЦИЯ

Почему у первохристиан не было коммунизма.

3 1999

То, что в основе коммунистического учения лежат христианские принципы гуманизма и восхождения человека, сегодня очевидно многим. Отрицать эту точку зрения берутся только представители «правых» сил. При этом, однако, сторонники сближения христиан и коммунистов часто апеллируют к тому, что у первохристиан, в т.н. «святоотеческий период», мол, уже была сформирована некая форма коммунизма, которую они часто называют «апостольским коммунизмом». Однако, был ли у первохристиан коммунизм?

Если мы обратимся к Иоанну Златоусту, одному из крупнейших отцов церкви, то обнаружим у него следующую оценку первохристианской иерусалимской общины: «Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим... Видел ли ты успех благочестия? Они отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретенные блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враждовал, не было гордости, не было презрения, все как дети принимали наставления, все были настроены как новорожденные... Не было холодного слова: мое и твое; потому радость была на трапе­зе. Никто не думал, что ест свое; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, - так как то было Господне; не считали и своим, но - принадлежащим братьям» /8:73/.

Таким образом Златоуст подчеркивает, что у первохристиан была установлена общность имущества.

Этой же точки зрения придерживаются и современные исследователи, например, известный публицист, бакалавр теологии – Николай Владмирович Сомин, автор множества статей, посвященных исследованию святоотеческого периода христианской веры а также сборника «Православный социализм как русская идея». Положительно характеризуя этот христианский опыт, Сомин все же подчеркивает, что у первохристиан все же формировался «потребительский» коммунизм, поскольку все их хозяйствование сводилось к объединению имуществ и последующему их равному использованию (см. статью «Спор вокруг Иерусалимской общины», 2004 г.).

Но если мы обратимся к собственно, теоретикам коммунизма, то встретим там несколько иную оценку этого явления. Карл Каутский в своей книге «История Социализма. Предтечи новейшего Социализма» не обходит вниманием данный период истории. Каутский однако отмечает, что частная собственность у первохристан не была упразднена, а была заменена общностью пользования частным имуществом. Что имеется в виду?

Карл Каутский

Каждый член общины был обязан по требованию других членов предоставлять им в пользование любое свое имущество, например, дом для проживания. Но одновременно с этим он оставался владельцем этого дома, и как только член общины уходил из его жилья, собственник, выражаясь современным языком «восстанавливался» в правах. Движимое же имущество передавалось в общинную собственность. Хотя и тут возникают определенные сомнения.

Например, современник эпохи, историк Иосиф Флавий (37-100 гг.) пишет в «Иудейской войне»: «Они [христиане – прим. Robespierre] не торгуют между собой, но если кто-либо дает нуждающемуся, что ему нужно, то и от него получает все необходимое». Обращает на себя внимание то, что в данной цитате речь идет о помощи частного лица, а не общины, частному лицу. Таким образом, можно предполагать, что и общность движимого имущества не имела повсеместного распространения у первохристиан.

В сухом остатке можно заключить, что первохристианский «коммунизм» все же нарушался частичным признанием частной собственности.

По мнению Каутского причина этого лежит в способе производства, характерного для того времени – основной хозяйственной единицей являлась семья, род, который коллективно обрабатывал основное средство производства того периода, землю. Поэтому христианин, примыкающий к общине, должен был либо порывать со своей семьей («И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» Мф 19:29), либо община должна была мириться с тем, что частично, по крайней мере на средства производства, частная собственность все же сохранялась. «В обмен» на такое отступление от принципа общинности, собственник и обязан был предоставлять свою недвижимость в пользование любому члену общины по первой же его просьбе.

Однако до известной степени в раннем христианстве осуществлялась борьба за объединение частных семей в некую общую – отсюда происходят ежедневные общие трапезы членов общины (имеющие аналоги и в язычестве, например, в Спарте – знаменитые сисситии), но эта борьба была очевидно проиграна даже в таких формальных моментах. Каутский пишет, что уже в первые века христианской веры «Домашние трапезы стали правилом, общественные все больше ограничивались праздниками»

Допуская частную собственность, первохристиане таким образом, открывали двери в церковь, изначально предназначавшейся для бедных, богачам. Богатый теперь уже не должен был отказываться от собственности, ему достаточно было лишь не наслаждаться ей, не тяготеть к ней душой. Он становился как бы «мажордомом» Бога. Нет ничего удивительного, что протестанты, стремящиеся в более позднее время «очистить» церковь от «папистской скверны», не пошли дальше этой лукавой подмены, провозгласив состоятельного буржуа – также «управляющим» собственностью Бога!

Но запрет на сребролюбие (т.е. на тягу к богатству) распространялся и на бедняков. Таким образом, в христианство проникало имущественное расслоение: бедный оставался бедным, а богатый – богатым, ведь ему достаточно было «не любить» свое богатство и периодически позволять бедным членам общины безвозмездно его использовать.

Упадок практически сразу возник и в части содержания общинной «движимости». Общины все сильнее разрастались, и вскоре потребовалось, чтобы за распределением еды, одежды и средств следили специальные люди, начал формироваться институт церкви, заведующий «общей» собственностью всей паствы. Передача же всего движимого имущества вскоре была заменена передачей излишков.

Таким образом уже на раннем этапе даже от того квази-коммунизма, а по-существу, уравнительного распределения еды, одежды и денег, не осталось и следа.

Причина такого скоро упадка раннехристианского «коммунизма» лежит в самой идеологии первых христиан. Их идеалом были птицы небесные, которые «не сеют и не жнут», а сыты бывают. Вопросы производства вообще не волновали первохристиан, живших на пожертвования. Безразличное отношение к производству диктовалось также верой в скорое пришествие воскресшего Мессии, которого, как мы знаем, не произошло. Кроме того, наиболее благодатной средой для христиан изначально выступал городской люмпен-пролетариат, который не владел вообще никакой собственностью и для которого жизнь «на халяву» - за счет периодических кормлений, устраиваемых властями Римской Империи, была делом привычным. С ними трудовой нигилизм проникал в христианскую среду.

Пожалуй, нет более характерной цитаты, характеризующей недальновидность такого подхода, чем собственно, слова самого Златоуста: «Скажите, в самом деле, сколько теперь вообще жителей в нашем городе? Сколько, думаете вы, в нём христиан? Думаете ли, что сто тысяч, а прочие язычники и иудеи? Сколько же тысяч золота было бы собрано? А как велико число бедных? Не думаю, чтобы больше пятидесяти тысяч. И чтобы кормить их каждый день, много ли было бы нужно? При общем содержании и за общим столом, конечно, не потребовалось бы больших расходов. Что же, скажут, мы будем делать, когда истратим свои средства? Неужели ты думаешь, что можно когда-нибудь дойти до этого состояния? Не в тысячи ли раз больше была бы благодать Божия? Не изливалась ли бы благодать Божия обильно?»

В этой беседе отца церкви очевидным образом прослеживается основная идея подхода первохристиан к имущественному вопросу: собрать все блага в единую «кучу» и делить по мере надобности. Однако кто будет эти блага производить в дальнейшем, не может ответить даже Златоуст. Обратите внимание, как он отделывается совершенно демагогическим замечанием по этому вопросу: «Что же, скажут, мы будем делать, когда истратим свои средства? Неужели ты думаешь, что можно когда-нибудь дойти до этого состояния? Не в тысячи ли раз больше была бы благодать Божия? Не изливалась ли бы благодать Божия обильно?»

Итак, мы видим, что, во-первых, если у христиан на раннем периоде и была общность имущества, то она была не повсеместной, и не абсолютной, представляя общность пользования частными имуществами. Не занимаясь вопросами совместного труда, совместного производства на частных участках земли, но при этом расширяясь и вбирая все новых членов, первохристианские общины неизбежно оказывались обреченными на проникновение внутрь себя частной земельной собственности и возникновения внутри расслоения по имущественному признаку.

Значит ли все вышенаписанное, что создание первохристианами общинной собственности было ошибочным? Отнюдь. Рассуждающий подобным образом, равно как и злорадствующие над неудачным опытом СССР, это просто исторический нигилист! Человек, высокомерно заключающий, что неудачный опыт является признаком ложности пути, с тем же успехом мог бы отказать упавшему ребенку в праве учиться ходьбе!

Опыт первохристиан является показательным и полезным, поскольку учит, что простое «перераспределение» доходов, которого изволят требовать некоторые партии, отчего-то именующиеся «коммунистическими» не имеют к коммунизму ни малейшего отношения. И до тех пор, пока сохраненяется частная собственность, будут жить и частнособственнические интересы людей. 

Оригинал тут.

Чтобы победить буржуа, надо объединить народ

    "Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

    Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

    Реакция на пуск "Орешника"
    • pretty
    • Сегодня 07:00
    • В топе

    Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

    Двести Хиросим

    Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Robespierre 23 апреля 2017 г. 00:31

      Ко Дню рождения Ленина. Грозящая катастрофа и как с ней бороться.

      Ежегодно у наших компрадорских «элитариев» из правого лагеря случается обострение. Ко Дню Рождения Ленина они возбуждаются и поднимают вопрос о необходимости срочного захоронения Ильича, во что бы то ни стало. Неизменно эти инициативы наталкиваются на серьезный отпор со стороны нашего населения, которое прекрасно понимает, что дала ему Революция и созданное Лениным Со...
      1371
      Robespierre 14 марта 2017 г. 23:41

      «Зачем плодить нищету?» – в старой-доброй Англии и сегодня.

      «Зачем плодить нищету?» - в современный мещанский язык прочно вошла эта жестокая фраза. Однако мало кто задумывается, насколько эта идеологема стара и сколь многое за ней кроется.Эти слова слышал наверное каждый человек на постсоветском пространстве. Произносят их обычно люди либерально-рыночных взглядов и, в целом, весьма мещанского склада ума. Эта емкая и кажущаяся ...
      3870
      Robespierre 24 февраля 2017 г. 15:23

      Иезуитская казуистика Билли Гейтса

      На днях известный миллиардер и один из богатейших людей планеты Билл Гейтс дал интервью издательству Quartz, в котором высказал идею о возможности обложения роботов налогами.Сегодня в массовом производстве ускоренными темпами нарастает роботизация, роль человека сначала вытесняется из сферы чисто механических операций (например, складской работы), а в некоторых отрасл...
      3190
      Robespierre 4 февраля 2017 г. 01:07

      Об избыточной политизированности экономики

      Время от времени политики позволяют себе делать заявления, которые заставляют задуматься либо о низком интеллектуальном уровне произносящих это, либо об их низком мнении касательно целевой аудитории. Причем эти заявления довольно быстро становятся общим местом, их передают из уст в уста, совершенно не задумываясь о содержании произносимого, ведь оно кажется невероятно...
      959
      Robespierre 12 января 2017 г. 23:50

      Социал-дарвинизм и рыночная экономика (ч.2)

      В прошлый раз я очень кратко обозначил что т.н. «социал-дарвинизм» не как термин, а как явление гораздо старше собственно самого Дарвина, что как явление он развился одновременно с развитием капитализма. И что открытия Дарвина в области естественного отбора только придали теории неконтролируемой конкуренции, т.н. «принципу невмешательства» научно обоснованный статус. ...
      3109
      Robespierre 28 декабря 2016 г. 23:55

      Капиталистические "братушки"

      Сегодня "обрадовало" ИА Красная Весна новостью - "Во время операции по разминированию сирийского города Алеппо были найдены боеприпасы иностранного производства: Германии, США, Болгарии. Об этом рассказал Иван Громов, командир группы разминирования международного противоминного центра российских Вооруженных сил, 28 декабря в эфире канала «Россия 24»."Первые две страны...
      4642
      Robespierre 22 декабря 2016 г. 21:55

      Социал-дарвинизм и рыночная экономика (ч.1)

      Российское правительство, в первую очередь его экономический блок принято обвинять в слепом следовании т.н. «лессеферизма», т.е. приверженности идее неконтролируемого рынка (от фр. Laissez-faire – «позвольте делать»), где осуществляется бесконечная война всех против всех, а государство не вмешивается в процесс свободной конкуренции и никак ее не ограничивает. Принято ...
      1824
      Robespierre 15 декабря 2016 г. 22:21

      На острие борьбы с капитализмом

      (выступление на Дискуссионно-философском клубе «Суть Времени» 14.12.2016)Дорогие друзья!В своем сообщении я бы хотел осветить политический аспект поднятой проблемы и подчеркнуть, почему так важно обсуждать данную тему. Часто приходится слышать в адрес Сути Времени и Родительского Всероссийского сопротивления критику следующего рода: мол, своей борьбой с Ювенальной Юст...
      1620
      Robespierre 27 ноября 2016 г. 00:09

      "Революция не постель из роз. Революция — это битва между будущим и прошлым." - Фидель Кастро

      Умер Фидель Кастро. Человек, организовавший Кубинскую Революцию в 1959-м году, свергнувший коррумпированный проамериканский режим Батисты, приведший народ Кубы к свободе, стоявший у руля страны полвека и в течение этих полувека переживший более шести сотен покушений, поставивший благо и свободу народа выше собственного благополучия. Для сотен миллионов людей этот беск...
      1135
      Robespierre 18 ноября 2016 г. 01:25

      Арест Улюкаева как удар по сислибам.

      События последних дней требуют дать им ответственную оценку. На мой скромный взгляд ответственная оценка не может иметь и не имеет ничего общего с теоретизированием, основанном исключительно на собственных предположениях. К сожалению, отечественный сегмент интернета очень рефлексивен. Но и только. Он очень бурно реагирует на какие-то события, а через какое-то время, в...
      7242
      Robespierre 15 ноября 2016 г. 09:59

      Улюкаев - всё?

      РИА Новости сообщают: Алексей Улюкаев задержан с поличным при получении взятки от представителей "Роснефти".По сведениям, сообщенным Следственным Комитетом, речь идет о сумме в два миллиона долларов, которые наш министр-поэт с угрозами вымогал у представителя компании, и связана дача взятки с приобретением "Роснефтью" пакета акций "Башнефти". В общем, как это обычно б...
      1528
      Robespierre 22 октября 2016 г. 02:54

      Люмпенизация и эскапизм как имитация борьбы с капитализмом

      Некоторое время тому назад у меня произошла беседа с одним старым знакомым, тяготеющем ко квази-восточной философии, квази-буддизму, квази-просвещению и прочему Нью-эйджу. Одной из тем беседы оказалось такое явление как дауншифтинг.Главной мыслью, которую хотел донести до меня мой собеседник было то, что, мол, дауншифтинг в современных условиях – это главный и наилучш...
      2148
      Robespierre 21 сентября 2016 г. 14:45

      Интеграция у нас тут сорвалась.

      Александр Лукашенко в очередной раз взбрыкнул по поводу якобы оказываемого на него сильного давления со стороны России.На встрече с с госсекретарем Союзного государства Белоруссии и России Григорием Рапотой он сделал несколько заявлений, которые стоит процитировать:«…Россия снизила поставки нефти в Белоруссию. Мы это воспринимаем как давление на Белоруссию, но давлени...
      6209
      Robespierre 24 августа 2016 г. 15:44

      "Вся страна - одна большая фабрика", или немного о "мечтах" Ленина.

      Очень часто мы можем услышать в адрес большевиков обвинения в том, что, мол, хотели они выстроить страну как одну громадную фабрику, где каждому человеку отводились бы примитивные задачи. Часто картина выглядит следующим образом… Работает простой «совок», закручивает одну и ту же гайку на одной и той же детали, заботливо подвозимой роликовым конвейером. А кто-то выпол...
      1355
      Robespierre 30 июля 2016 г. 16:55

      "Сказ о том, как большевики революцию в Европе ждали..." или очередной антисоветский миф.

      Сегодня в патриотической среде, а также и в СМИ принято противопоставлять фигуру Сталина фигуре Ленина, и стоящие за этими фигурами политические системы. Одним из вопросов, по которым их сталкивают, является вопрос о наступлении Мировой революции.Достаточно распространена точка зрения, что курс на построение социализма в отдельно взятой стране – это ноу-хау Сталина. Н...
      3254
      Robespierre 12 июля 2016 г. 10:40

      О "коммунистической уравниловке"

      Коммунистов часто обвиняют в том, что, мол, они хотят уравнять доходы всех людей, создать общество «одинаково бедных». Эта мантра активно внедрялась в сознание западного обывателя, а также наших советских граждан в Перестройку. Пожалуй, презрительное «Ага, опять отобрать и поделить?» слышал в свой адрес любой коммунист.Выступают ли коммунисты за пресловутую вменяемую ...
      1402
      Robespierre 26 июня 2016 г. 18:22

      О влиянии британского референдума на российскую экономику.

      Выход Великобритании из Евросоюза – событие по политическим и экономическим последствиям очень крупное. Хотя эта страна давным-давно утратила свое прошлое влияние, оставив себе на память только старый имперский лоск, тем не менее, экономика Британии являлась 5-й в мире на конец 2015 года и 2-й экономикой ЕС (уступая Германии и соревнуясь за это место с Францией).Поэто...
      948
      Robespierre 9 июня 2016 г. 11:37

      Глум над Лениным под флагом КПРФ

      На днях в эфире РСН состоялась маленькая дискуссия между членом КПРФ Игорем Петрыгиным-Родионовым и активистом Сути Времени Андреем Малаховым, более известным тут как Friend. Тема была - "КПРФ превратит Ленина в секс-символ".Пересказывать суть беседы смысла мало, тут лучше послушать первоисточник. Петрыгин-Родионов на голубом глазу заявляет, что превра...
      1197
      Robespierre 1 июня 2016 г. 11:40

      Анти-пример для россиян.

      У премьер-министра Медведева периодически возникает нечто вроде "прозрений", и он бросается давать народу советы воспитательного характера. Прямо "отец родной", иначе и не скажешь! То по историческому прошлому пройдется, а теперь вот, решил найти для народа пример для подражания. Кто бы вы думали, им должен стать? Врачи, в тяжелых условиях недофинансирования и развала...
      1955
      Robespierre 17 мая 2016 г. 01:10

      Евровидение и пагубные иллюзии «возвращенчества»

      Украина победила на Евровидении – это одна из актуальных тем бесед в блогах, на политических и патриотических площадках последних дней. Кто-то равнодушно хмыкает, кто-то злорадствует, кто-то возмущенно и недоуменно негодует.Этот конкурс Евровидения я не смотрел, поскольку его результат для меня был ожидаем. Не скажу, что у меня была 100% убежденность в победе исполнит...
      5273
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика