• РЕГИСТРАЦИЯ

Актуален ли Ницше?

12 1180

В прошлых заметках "Несколько соображений. Заметки о горькой правде" и "Танатофобия и современный мир" я попытался взглянуть на вопрос о тщетности и бессмысленности человеческого бытия в нашем мире. Описал методы поиска смысла пригодные для мыслящего человека. В целом эти статьи можно было бы назвать неким обзором философии пессимизма, моей аргументацией, почему пессимисты от Шопенгауэра до Лиготти в конечном счете правы в главном, в том, как  они ставят основной экзистенциальный вопрос.

Многие из поставивших подобные вопросы находят ответ в философии Фридриха Ницше. Ницше предполагал, что смерть Бога положит начало созданию "сверхчеловека". Мой тезис таков: Ницше — философ, неразрывно связанный с христианской Европой. Без столетий "клерикального диктата" весь пафос Ницше начинает сходить на нет. Почему? А потому, что, как, например, коммунизм — это попытка построения "системного антикапитализма", так и идея о "сверхчеловеке" с его антиклерикальным пафосом — идея, "зависимая" от наличия клерикализма и фигуры "благого Бога". То есть ницшеанский "натянутый лук" — не более, чем распрямление пружины для людей, которые веками были под пятой религии. Если угодно, Ницше очень верно ставит диагноз о смерти Бога. Но весь пафос его сверхчеловека строится только на этом факте. В итоге ему нужен "мертвый бог" как актуальный социальный факт чтобы питать энергию его "сверхчеловека".

Не пытаясь принизить заслуги Ницще как мыслителя, вынужден признать, что те смыслы, которые он постулирует при вызове зловещей бессмысленности человеческого бытия перед лицом смерти, не имеют уже той острой актуальности в безусловно пост-христианском мире, в котором мы все живем. Смерть "благого Бога" — факт для всех, "кто не совсем живет под камнем" — от профессоров институтов до школьников с айфонами. В итоге ницшеанская модель теряет свое основное топливо (горение старого мира с его смыслами больше просто его не питает). Ницшеанство и схожие идеи дали огромный выброс энергии, которая наполнила событиями динамичный и колоссально трагичный двадцатый век. После мясорубок и котлованов пришли креативные сны пост-модерна, и идеи о конце истории. Откуда такая усталость? Просто кончился бензин. Бог умер, но и "смерть бога" умерла.

Горючее для своих идей Ницше ищет вовне личности "мертвый благой Бог" это такой же концепт как и ЖИВОЙ БЛАГОЙ БОГ. Просто с отрицательным знаком. Войдя уверенно в пост-христианский мир, мы отбросили не только старые догмы, но и "экстатические судороги перехода": надежда прихода ницщеанских суперменов сгорела с 20 веком так же, как и сгорели скрижали благого Бога. И мы опять встаем перед стеной пустоты.

Виктор Франкл, психолог, настрадавшийся от личностей, мнящих себя ницщеанскими сверхлюдьми в нацистском концлагере, и автор книги «Человек в поисках смысла» полагал, что каждый человек сам для себя должен найти свой смысл. Ницше так же вел подобные поиски, однако, в отличие от Франкла, опирался на костыль актуальной тогда смерти Бога. И его версия получилась интересной, но сугубо субъективной и привязанной к тому времени, в котором находился мыслитель. Сверхчеловек Ницще это тоже "анкеровка" если говорить словами Цаппфе.

Франкл же призывает искать смысл именно в себе. Вот почему, на мой взгляд, экзистенциальная психология лучше очерчивает путь (хотя, конечно, и это в итоге полумера), чем квазирелигиозное учение Ницше. Смысл, который человек найдет для себя, будет именно его смыслом, нельзя до конца избежать зловещей бессмысленности бытия, да и сама попытка такого бегства иллюзорна. Но человек, который наконец-то перестанет плясать под "дудку" общественного мнения, мертвых догм, идеологем может сделать главное — превратить свою жизнь в значимое для себя "произведение искусства". Поведать себе нарратив, наполненный актуальными для него самого символами, знаками, создать свою эстетику. Безусловно, и это "полумера" как впрочем и все в кровавом театре абсурда который суть наше бытие, но эта полумера все же может создать нечто большее, чем сам человек. И если подумать, все то немногое положительное, яркое и интересное, что есть в угрюмом море человеческой истории — это  результат  такого осознания. 

    Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

    Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

    Чучмо

    Для Чучмы всё яснее становилось, что конец недалёк, и время, в общем-то, подводить итоги. Поэтому Дормидонт Никанорович свой некороткий, но всё-таки отмеренный срок доживал в попытках д...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Антонъ Брюковъ 27 февраля 2022 г. 23:40

      Ex Oriente lux

      Грузной державной поступью близится века итогЗвезды несметной россыпью чертят нам эпилогЯсен удел Адамов, В Фаворском пламенье горетьЗмиям что дремлют в шахтах скорбную песнь пропетьБрезжит заря с востока - очередная веснаПарадоксальный антропос вспять повергает онаПоздно теперь молиться, равно - и слёзы литьМир огнекрылым птицам - в радость испепелитьМ...
      335
      Антонъ Брюковъ 31 января 2022 г. 11:36

      Дум Метал и философия Космического Пессимизма

      -Doomсущ.Гибель, судьба, разрушение, рок.гл.2. Обречь на разрушение, приговорить к уничтожению.В БезднуКогда мы смотрим на различные жанры и стили doom metal, сформировавшиеся в поздние 60-е и ранние 70-е после отказа от «лета любви» и оптимистичных идей, мы можем выделить одну основную тему, которая объединяет весь doom metal — тему пессимизма. Эта иде...
      338
      Антонъ Брюковъ 6 июня 2021 г. 14:22

      Ничто и смысл

      Главным парадоксом отдельного человека и человечества в целом является его видовая зависимость от оптимистических иллюзий. Это пожалуй действительно отличает человека от всех живых организмов (по крайней мере известных науке). Главный трагизм этого парадокса совершенная логическая необоснованность этих оптимистических иллюзий (иллюзий осмысленности и зн...
      483
      Антонъ Брюковъ 13 ноября 2020 г. 17:42

      Абсурдность Истории

      Так как человечество, как и любой вид существ, рано или поздно исчезнет из вселенной — а сомнений в этом быть не может — то мы можем, следовательно, сделать вывод, что исторический процесс не имеет конечной цели и не имеет никакой положительной ценности. Исторический процесс есть то, что Альбер Камю называл Абсурдом. Человечество и отдельные нации, ведо...
      720
      Антонъ Брюковъ 6 сентября 2020 г. 17:30

      Теория управления страхом смерти - этика, деконструкция, горизонты

      «Мы все будем просто грязь в земле»Том Уэйтс« Зачем эти муки? И голос отвечал: а так, ни зачем»Л. Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича. В прошлой заметке «Теория управления страхом смерти - актуальность и перспективы» я провел обзор главного труда антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание Смерти», а также описал ряд соображений об актуальности идей Бе...
      3572
      Антонъ Брюковъ 20 июля 2020 г. 17:55

      Теория управления страхом смерти - актуальность и перспективы

       Идеи, которые легли в основу Теории управления страхом смерти, были впервые описаны в книге антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание смерти» 1973 года, получившей Пулитцеровскую премию в номинации «Публицистика» в 1974 году. Далее на основе этой книги были проведены эксперименты, подтвердившие выводы Беккера. Из наиболее известных сторонников этой т...
      4433
      Антонъ Брюковъ 26 июня 2020 г. 14:17

      Танатофобия и современный мир

      "Кто ищет, вынужден блуждать"И.В. Гете"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу..." Д.АлигьериВ прошлой своей заметке, озаглавленной "Несколько соображений", я вкратце попытался обрисовать философию пессимизма, ее взгляд на жизнь человека как на "зловещую бессмысленность". Я также привел аргументы, почему я считаю, что такой взгляд с...
      2259
      Антонъ Брюковъ 22 июня 2020 г. 14:15

      Несколько соображений. Заметки о горькой правде

      В своем труде «Заговор против человеческой расы: Замысел ужаса»писатель и философ Томас Лиготти замечает что человеческое существование это "Зловещая Бессмысленность" Он опирается на предшественников философов пессимистов таких как Цапффе и Шопенгауэр. Экзистенциальный ужас нашего положения если верить школе этой философии в том, что мы не властны над с...
      1964
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика