Ее называют «русским сфинксом» и самой загадочной женщиной 19 века. Споры о том, кем же на самом деле была Елена Блаватская, не затихают и сегодня. Противники Блаватской считают ее авантюристкой и шарлатанкой, а почитатели, которых гораздо больше, говорят о ней как об уникальной женщине, своими взглядами опередившей время на несколько эпох вперед.
В этой статье вы познакомитесь лишь с некоторыми воззрениями русского философа Елены Блаватской о нашем мире и о природе человека.
У всего есть начало
Как формировались взгляды Елены Блаватской? После смерти матери девочку отдали на воспитание няни – неграмотной и суеверной женщине, которая будоражила фантазию своей воспитанницы сказками о ведьмах и колдунах. Когда Елене исполнилось 16, ее выдали замуж за 60-летнего генерала, от которого новоиспеченная супруга тайно сбежала спустя три месяца семейной жизни.
С этого и начались странствия Блаватской. По ее словам, она совершила несколько кругосветных путешествий. Во время скитаний по миру Блаватская исследовала и сравнивала традиции и культуры, с которыми знакомилась. Семь лет своей жизни она обучалась в одном из сокровенных центров в Тибете. Тут Блаватской открылись тайны, которые были скрыты от человечества.
Соприкоснувшись с этими тайнами, Елена Блаватская писала: «Современная наука есть лишь искаженная древняя мысль и не более».
Елена Блаватская относилась к числу тех мыслителей, которые полагали, что человеческий организм до того невероятно сложная биологическая система, что создать ее могло либо невероятно высокое по степени развития существо, либо вездесущая энергия.
В своей книге «Разоблаченная Изида» Елена Петровна смело заявляет: за всем существованием, всеми законами и идеями стоит Разум. Разумом она называла целостную субстанцию, от которой все вещи получили свое начало.
Кем или чем является этот Разум, по словам Елены Блаватской, человечеству не дано осмыслить. И даже если кто-то из людей сделает верный шаг к постижению этого, то никто из нас не сможет найти слов, чтобы передать постигнутое другим людям. В мире нет такого языка, который помог бы это сделать.
Но природа человека такова: нам нужно все понимать и находить объяснения всему, что есть в этом мире. Поэтому, считает Блаватская, человек и придумал понятный облик Высшего Разума по своему образу и подобию. Но таковым Разум не является.
По словам Блаватской, человек сочинил Бога, исходя из своего образа. Делалось это из тех соображений, что такой образ будет понятен каждому человеку. Но создав это, человечество не продвинулось к осмыслению Высшего Разума, а лишь сделало придуманное отражение объектом для своего поклонения.
«Душа человека ни вечна, ни божественна»
В книге «Разоблаченная Изида», которая была написана в процессе странствий по миру, Блаватская ставила цель не только найти отчет «кем или чем является Высший Разум?», но и понять, что значит душа человека, является ли она бессмертной.
Елена Петровна выделяла «дух», «душу» и тело. Два первых понятия она брала в кавычки и использовала их только для удобства и понимания ее трудов.
По словам Блаватской, дух является частью Высшего Разума. Один лишь дух является бессмертным, а душа человека, сама по себе, ни вечна, ни божественна. Она представляет собой человеческую натуру, насыщенную всеми земными желаниями и пристрастиями, пороками, недостатками и слабостями.
Как бы там ни было, Елена Блаватская делилась своими заключениями с оговоркой, что она всего лишь следует путем, проложенным стопами древних мудрецов в зыбучих песках философии, и лишь надеется на приближение к абсолютной истине.
Оценили 35 человек
47 кармы