Андрей Лысиков всем известный как Дельфин занимается в России музыкой с 1991 года – почти 30 лет!
И если первый этап его творчества в составе группы «Мальчишник» был исключительно хулиганским и эксплуатировал табуированную в советские годы тему секса, то лирика под брендом «Дельфина» продемонстрировала нам взросление артиста. С первых альбомов конца 90-ых мы вспомним такие композиции как «Вера», «Любовь», «Я буду жить» и «Она» – лиричные, аполитичные и молодёжные.
В 2018 году с альбомом «442» перед нами предстаёт совсем другой «Дельфин» – мы слышим политизированный, неполиткорректный и даже озлобленный комментарий поэта о происходящем вокруг, это голос взрослого и состоявшегося человека.
Всё эти годы у него остаётся собственный авторский стиль исполнения, характерный только для него – голос «Дельфина» можно назвать одним из самых узнаваемых на нашей эстраде. Также узнаваема и поэзия «Дельфина». Его стихи по стилю изложения порой похожи на Владимира Маяковского – прослеживаются похожие «ступени». Если мы возьмем текст песни «Лето», то увидим, что самые важные в смысловом отношении слова стоят в конце строк. Это тоже от Маяковского.
На лафете плывущий ТРУП
За ним танцующие ЮНЦЫ
Сквозь щель облизанных ГУБ
Слышны мозгов БУБЕНЦЫ
(Отрывок текста песни: «Дельфин» – «Лето»)
Альбом «Край» конца 2019 продолжил общественно-политическую тематику. Очевидно, что «Дельфин» не всё сказал нам на эту тему. Можно прогнозировать, что социальный и протестный имидж «Дельфина» станет определяющим для его позднего образа.
Аудитория уже привыкла, что независимые артисты кроме самих альбомов, обязательно выпускают клипы, которые являются продолжением высказывания. Клипы дополняют песни смыслом, оживляют их. Например, композиция «Youʼre Born» группы «Аигел» без клипа не стала бы столько заметной. А группе «Ic3peak» желательно делать клипы на каждую свою песню – именно в таком сочетании их композиции становятся законченным перфомансом.
Клипы «Дельфина» никогда не выглядели его сильной стороной. Нельзя вспомнить на современном ютуб-этапе заметного многомилионного клипа артиста. Клип «Лето» явно стремится исправить этот пробел. Это полноценная работа с художественным замыслом. Социально-политическая нагрузка добавит популярности клипу среди российской политизированной интернет-аудитории.
Тема песни и клипа «Лето» пересекается с недавными работами других авторов. «Youʼre Born» группы «Аигел» я уже упоминал – их с «Лето» связывает тема властного ритуала и обновления политической элиты. Также можно вспомнить клип «26.04» от Noize MC, который вроде бы нам рассказывает про вчерашнее, но на самом деле повествует о сегодняшнем.
«Дельфин» в клипе «Лето» без оптимизма и пессимизма хоронит государственных лидеров. Нет пессимизма – так как за окончанием одного застоя хочется увидеть луч надежды на рассвет и изменения: «В золоте траурных лент играет солнечный луч». Нет оптимизма – так как есть все шансы, что станет только хуже: «А потом все всё начнут делить, но не делиться. Мерзость новые представит лица». Конечно, общий настрой дарит нам негативную картину. Оптимизм если и появляется в стихах, то скорее как обманчивый и сумеречный, чем реальный и осязаемый.
Клип «Лето» старается не сосредотачиваться на российской повестке. В клипе хоронят, и это выглядит примерно одинаково везде, лидеров самых разных стран – вот похороны президента США, Франции и Великобритании. Ритуалы у всех одинаковые. Все страны играют по общим правилам. Кажется, что не зря в клипе появляются кардиналы римского католического престола: вот уж где ритуалы похорон и избрания нового Папы расписаны до самых подробных мелочей.
Смерть государственного лидера часто сопровождаются революционными событиями (мы видим кадры уличных столкновений), пересмотром отношения к предыдущему периоду (кадры сноса памятников). Кадры балета по ТВ перекликаются с лужами крови: во время путча в августе 1991 года для телетрансляции выбрали балет «Лебединое озеро». Пока основана масса людей смотрят одно из совершенных искусств, в стране проливается кровь, идёт борьба за власть. В конце клипа представители новой власти пьют бокалы с пролитой кровью. Происходит обряд причащения новой власти.
«Дельфин» в клипе предстает в образе человека в военной форме. И речь в данном случае не совсем о военных. Она подчеркивает отличие человека в форме от обычного гражданина. Для чего существует форма у полиции, военных и других государственных служб? Она не только признана нести дисциплину в ряды тех, кто носит форму, но и способствует формированию другого и особого отношения обычных людей к людям в форме. Это знак отличия, это знак другой касты. Не все могут носить форму – не все могут быть властью.
Всё-таки как отец Андрей Лысиков не мог подарить хоть чуточку надежды. В конце клипа мы видим образы детей, которые радуются лету и бегут навстречу солнцу. Эти кадры идут под слова песни:
«А мы хотим лишь тепла,
А мы хотим только света, Весны.
Чтобы наши тела
Сквозь сны выросли в лето».
Оценили 4 человека
6 кармы