• РЕГИСТРАЦИЯ

Как обрабатывали камень на Колыванской шлифовальной фабрике.

7 8190

<<С давних времен принципы обработки твердых камней ни сколько не изменились и до настоящего времени остаются одни и теже. Трудно придумать отрасль искусства, которая оставалась бы так долго без всяких усовершенствований техники, как камнеобрабатывающее искусство.

Современная обработка вещей из твердых каменных пород состоит, как и 2000 лет назад, в следующем: камню придают требуемую форму обтеской его стальными долотами, а затем грубую его неровную поверхность выравнивают наждачным порошком при помощи свинца, медной или деревянной терки. Глянец или полировку наводят самым мельчайшим наждаком или трепелом, причем вместо свинца берут олово или медь. Конечно, при развитии в наш век механики, мускульную силу заменяют, где это возможно, паровым или водяным двигателем, но от этого суть дела нисколько не меняется. Кроме некоторого ускорения в работе, никакого капитального переворота в этой отрасли машины не внесли.

Промышленность и техника, 1903 год

Механизм Колыванской шлифовальной фабрики устроен в 1801 году по образцу Императорской Петергофской гранильной фабрики. В большом здании имеется наливное колесо, от которого движение передается различным обрабатывающим механизмам: пилам, теркам, шлифовальным кругам, резцам и прочее.

Первоначально выемка ложек и коннелюр на колоннах производилась резцами и долотами, но затем введены были так называемые качалочные шкивы, при помощи которых работа пошла правильнее и скорее.

В сороковых годах при обработке жерновов крестьянами Паутовыми была изобретена так называемая настовка. Это каменотесное долото, только крупных размеров. Оно крепится к одному концу палки, которую держит один рабочий, а другой бьет по этому долоту балдой. От таких энергичных ударов отваливаются излишние куски значительной величины и камень гораздо быстрее приходит к требуемой форме. Это изобретение нашло свое применение на фабрике, особенно в каменоломнях, когда требуется снять более толстый слой камня, что киурами и обыкновенными долотами было бы весьма медленно.>>

Любопытное описание работы фабрики оставили немецкие ученые-естествоиспытатели, в 1826 году посетившие Алтай для исследования местной флоры и фауны. Они оставили довольно интересные и подробные сведения о изготавливаемых на фабрике изделиях и методах их доставки в столицу; их записи были изданы в Берлине в 1829-30 гг.

<<Шлифовальная фабрика производит работы исключительной ценности, большей частью по порфиру и яшме разных цветов. Прекрасные формы и колоссальная величина многих ваз, колонн и чаш действительно изумительны Все эти изделия - собственность царского Кабинета и отправляются в С -Петербург.

Рабочие здесь, как и на всех колыванских рудниках, металлургических заводах и прочих фабриках, рекрутированы из местных крестьян и их детей. На шлифовальной фабрике их число обычно составляет 300 чел. В особых случаях, например при транспортировке больших каменных глыб и т. п., число рабочих на некоторое время увеличивается. Положение рабочих всех предприятий относительно одинаково.

Я просматривал чертежи изготовленных здесь изделий, на которых были указаны точные размеры. Среди этих изделий были чаши более 6 прирейнских футов в поперечнике, а в 1819 г. в С.-Петербург отправил вазу из цельного куска яшмы размером 9 футов 4,5 дюйма в поперечнике.

Далее я видел большую вазу 8 футов 8 дюймов в поперечнике, которую уже начали обрабатывать.

Cогласно существующему порядку, установленному царским Кабинетом, труд рабочих оплачивается очень низко. Из-за отдаленности столицы трудность транспортировки такой большой вещи весьма ощутима: требуется много специальных приспособлений. Для этой цели изготовляют специальные сани, в которые впрягают до 12 лошадей; перевозку производят зимой и дорогу во многих местах предварительно разравнивают. До Екатеринбурга изделие везут сухопутным транспортом. Там оно находится до лета, после чего по Каме и далее отправляется в С.-Петербург. Впрочем, нельзя не сказать о том, как хорошо умеют в Колыванском горнозаводском округе с помощью несложного механизма доставлять на фабрику огромные каменные глыбы; это обычно делается людьми, ибо лошади тянут недостаточно равномерно. Если величина сделанной вазы достигает 15 футов [4,7 метра] в поперечнике, то можно себе представить, какую тяжесть должна иметь заготовленная необработанная глыба яшмы. Нередко при перевозке одной такой глыбы бывают заняты 300 чел.

По обе стороны этой речки ломают яшму. На южном берегу мы обратили внимание на огромную глыбу с серо-зелеными и белыми полосами, около 10 сажен высоты и такой же ширины. Глыба лежала в направлении с северо-востока на юго-запад, вертикальные полосы различной ширины шли волнообразно. От нее раньше уже откалывались отдельные куски, из которых, как рассказано выше, делались в Колывани колонны.

Сначала эти куски тут же, на месте, грубо обтесываются для более удобной перевозки и уменьшения тяжести. Для этой цели построено специальное здание. Нынешней весной работы еще не начинались, и поэтому здесь проживало всего несколько человек, охранявших инструменты и разные устройства.>>

Ревневская каменоломня, принадлежащая Колыванской фабрике, стала местом добычи еще одного любопытного изделия - заготовки для саркофага Александра II, весящей более 40 тонн. Из Колывани заготовка доставлялась тем же способом, что знаменитая Царь-ваза.

История создания надгробия царю-освободителю Александру II, Долбнин В.Г. Петербургские чтения, 1996 год

<<Для надгробия Марии Александровны монолит был найден сравнительно быстро. Это была огромная глыба орлеца длиной 319,5 см, шириной 284,0 см, толщиной 177,5 см и массой 45,6 тонн, добытая в 1869 г. и находившаяся на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Труднее было подобрать камень для надгробия Александра ll. Вначале был предложен бухарский лазурит, но потом остановились на уральской яшме. В этот же период чертежи архитектора Гуна получают высочайшее одобрение и по ним начинают вырезать из дерева точную копию надгробия.

К июлю 1889 г. модель саркофага была уже готова начисто и вновь осмотрена Его Императорским Величеством, который, в частности, велел "изготовить рисунок украшения стенки гробницы, противоположной той стенке, которая имеет надпись", для представления ее на высочайшее одобрение. Было сделано также несколько иных замечаний, не меняющих замысел Гуна.

1 августа того же года для изучения модели прибыли Государь император, императрица, княгиня Ксения и королевна греческая Мария Георгиевна. Через несколько дней высочайшего осмотра , 4 августа 1889 г. оба монолита прибыли в старый Петергоф. При их осмотре оказалось, что в орлецовом монолите недостает куска, вследствие чего 21 ноября 1889 г. было решено уменьшить размеры надгробий, что потребовало изготовления новых моделей.

11 декабря 1889 г. монолиты с помощью специальных домкратов, наконец, были помещены в здание фабрики. Почти год заняла установка большого пильного станка, сделанного в кратчайшие сроки на Петербургском металлическом заводе. В Париже была заказана специальная шлифовальная машина для тонкой отделки и полировки монолитов. Наконец, 6 ноября 1890 г. приступили к распиловке монолита-орлеца, а 8 ноября - зелено-волнистой яшмы. Работы проводились в две смены: с 7 часов до 14, и с 14 до 21 часа.

За месяц на орлецовый монолит было израсходовано 12 пудов 30 фунтов наждака, на яшмовый — 21 пуд. В 1891 г. для получения нового разреза и обработки коротких концов на металлическом заподе в Петербурге были изготовлены специальные суппорты и другие специальные приспособления.

Почти 15 лет продолжались работы и, наконец, 15 февраля 1905 г. Гун сообщает в Главное управление Уделов об окончании обработки монолитов и ожидании распоряжения о перевозке их в Петропавловский собор. На обработку саркофагов, не считая стоимости монолитов, с ноября 1890 г. до 1 января 1905 г. было израсходовано 115 293 р. Масса каждого саркофага составляла около 400 пудов. (6-6,5 тонн).

Оставалось доставить саркофаги из Петергофа и установить их в Петропавловском соборе. За доставку взялся владелец скульптурной мастерской У.В.Ботта с двумя прикомандированными к нему мастерами фабрики. Доставка производилась зимой, в сильный мороз, что обеспечивало прочность санного пути. Для санного поезда был выбран следующий маршрут: по Петергофу - Нижне-Ораниенбаумской дорогой, по Рубинштейновскому переулку, Знаменной улице, Фабричной канавке, Кадетской и Петербургской улицам, затем по Петероовско-Нарвскому шоссе до Санкт-Петербурга через нарвскую заставу мимо Путиловского завода, по Екатерингофскому проспекту, Новой конавке, Измайловскому проспекту, Фонтанке, Забалканскому проспекту до Сенной, по Садовой улице, мимо Марсова поля, по Троицкому мосту и прямым путем в крепость. Доставили надгробия из Петергофа в Петропавловский собор за один день 17 января 1906 г. к 10 ч 30 мин вечера. 18 января были начаты работы по установке памятников над могилами Александра II и Марии Александровны, законченные только 15 марта 1906 г. >>

    Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

    Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

    Расходы на оборону в России и СССР, россияне не страдают от войны и ядерный удар по Лондону

    1. Капиталистическая Россия тратит деньги на войну, вместо того чтобы тратить их на образование и здравоохранение, жалуются левые публицисты. Не менее часто они пишут что капитализм хорош в спокой...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      anscool Здравомыслие.
      3 апреля 07:59

      19/20

      Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Собор Иоанна Богослова, Нью-Йорк ...
      348
      anscool Здравомыслие.
      8 марта 20:52

      От венеры до вуали

      Как только человек научился обрабатывать камень, он захотел научиться обрабатывать его красиво. Попытавшись обработать камень красиво, человек создал скульптуру. Первые скульптуры были просты, в чем-то неказисты, лишены легкости формы и эстетики: Но человек продолжал учиться. Учиться и совершенствовать методы создания скульптуры и инстру...
      1330
      anscool Здравомыслие.
      15 февраля 2022 г. 16:09

      Можно ли ломать камень при помощи деревянных клиньев?

      В научно-популярной литературе и исторических документах часто упоминается техника раскалывания камней при помощи деревянных клиньев. Например, в газете Norwich Courier за 1833 год упоминается о таком методе раскалывания камней во Франции:《Едва ли не самым простым и эффективным является метод, используемый в некоторых областях Франции, где изготавливают...
      1335
      anscool Здравомыслие.
      6 января 2022 г. 09:10

      О разрушении Александровской колонны

      Григорий Петрович Гельмерсен - основоположник русской школы геологической картографии, генерал-лейтенант инженерного корпуса, горный инженер, директор Горного института (1856—1872), академик Императорской Петербургской академии наук с 1850 года. Ниже - перевод с немецкого статьи с его рассуждениями о Александровской колонне.Примерно в 2 км от станц...
      817
      anscool Здравомыслие.
      28 декабря 2021 г. 08:42

      Обелиск Муссолини

      Обелиск Муссолини был возведен на Итальянском форуме в 1932 году и считается одним из самых больших монолитов, добытых и изготовленных в ХХ веке.Итальянский Форум был  важным проектом режима фашистской Италии. Этим сооружением Рим хотел заяаить о себе, показать свою значимость и подать заявку на участие в летних Олимпийских играх 1940 года . Компле...
      1504
      anscool Здравомыслие.
      9 декабря 2021 г. 12:37

      Монгольское нашествие в описаниях современников

      ФОМА СПЛИТСКИЙ, "ИСТОРИЯ АРХИЕПИСКОПОВ САЛОНЫ И СПЛИТА", XIII век:Они прошли от восточных стран до границ рутенов, разоряя земли, которые они пересекали. Но благодаря сильному сопротивлению рутенов они не смогли продвинуться дальше; действительно, у них было множество сражений с народами рутенов и много крови было пролито с той и другой стороны, но они ...
      817
      anscool Здравомыслие.
      4 декабря 2021 г. 16:31

      320 тонн в гору. Съемки фильма Фицкарральдо 1982 года

      В начале 1980-ых немецкий режиссер Вернер Херцог отправился в Перу для съемок фильма Фицкарральдо. Съемки проходили в тяжелейших условиях, среди диких джунглей, где доставка продовольствия, воды и необходимого оборудования была сложной задачей (два раза самолеты терпели крушение). Главного актера Клауса Кински из-за склочного характера и п...
      810
      anscool Здравомыслие.
      4 декабря 2021 г. 08:49

      Так создаются фейки #4. Охотники на динозавров

      На фотографии видны "уши фотографа": ноги оленя, которые не заметил и не отредактировал автор фейка Так же найдена модель динозавра, вставленная в оригинальную фотографию: Оригинальная фотография 1893 года, на которой  изображена группа людей, захвативших грабителя поездов Джона Зонтага: ...
      852
      anscool Здравомыслие.
      19 ноября 2021 г. 08:12

      Момент истории #4. Строительство Капитолия, Вашингтон

      Мраморная заготовка колонны по дороге из каменоломни на строительную площадку Ручная обработка мраморных колонн Каменотесы за работой До и после Подъем и установка Подъем и установка...
      814
      anscool Здравомыслие.
      17 ноября 2021 г. 08:46

      Так создаются фейки #3. Фотографии времен Гражданской войны в США

      Одна из наиболее известных криптозоологический фотографий, на которой якобы запечатлены солдаты Союзной Армии, убившие птеродактиля.Первое, что обращает на себя внимание - несоответствия военной формы. Рядовой состав носил овальную пряжку на ремне, прямоугольная - для командующего состава. Пряжка ремня заплечного мешка недопустимо уехала в район подмышк...
      843
      anscool Здравомыслие.
      10 ноября 2021 г. 22:38

      Так создаются фейки #2. Птерозавр Дикого Запада

      Снимок из The Tombstone Epitaph, Аризона, 1890 год26 апреля 1890 года в The Tombstone Epitaph действительно была напечатана история о мужчинах, стрелявших в большого летающего монстра (почему в прессе появлялись такие истории, смотрите здесь: https://cont.ws/@anscool/1471767). Город Tombstone пережил значительный подъем в 1880 году б...
      873
      anscool Здравомыслие.
      9 ноября 2021 г. 08:06

      Момент истории #3

      Каменотес Боб Буист "отсекает все лишнее", реставрация собора в Блэкберне, 1989 год...
      643
      anscool Здравомыслие.
      5 ноября 2021 г. 09:41

      Так создаются фейки #1

      Теодор Рузвельт с охотничьим трофеем, Африка, 1909 годОригинал: ...
      929
      anscool Здравомыслие.
      2 ноября 2021 г. 22:47

      Писал ли Тропинин портрет Самсона Суханова?

      Речь пойдет о картине художника В.А. Тропинина «Старик-каменщик», которая находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и называется портретом С. К. Суханова. Портрет был приобретен в 1966 г. московским собирателем Ф.Е. Вишневским (1902—1978), будущим основателем и главным хранителем указанного музея. На портрете есть по...
      898
      anscool Здравомыслие.
      1 ноября 2021 г. 19:51

      Момент истории #2

      Первые реставрационные работы в храме Карнак, Египет, 1850 -ые годы...
      691
      anscool Здравомыслие.
      30 октября 2021 г. 07:19

      Как вырезать каменный шар?

      Скульптор должен уничтожать лишний мрамор, торчащий за пределами фигуры, которая заключена внутри него. / Л. да ВинчиОдним из примеров мастерства Суханова являются два огромных гранитных шара на Стрелке Васильевского острова — говорят, он высек их по принципу «отсечь всё лишнее», на глаз, не пользуясь при этом никакими измерительными инструментами / нар...
      777
      anscool Здравомыслие.
      20 октября 2021 г. 08:01

      Неделя из жизни каменотеса-стажера или как вырезать колонну

      Рэйчел, стажер из Lincoln Cathedral:Пару месяцев назад мне посчастливилось изготовить пару колонн, чтобы заменить ими некоторые поврежденные на северо-восточном трансепте, и я хотела бы поделиться этим процессом со всеми вами.Вначале камень поступает из карьера в предварительно вырезанных блоках. На каждом из них написан код, в котором подробно описана ...
      765
      anscool Здравомыслие.
      19 октября 2021 г. 16:23

      Момент истории #1

      Рабочий распиливает мраморную заготовку для колонны при строительстве храма, Индия, ок. 1955 - 1970 гг....
      703
      anscool Здравомыслие.
      14 октября 2021 г. 14:45

      ЗАКАТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАНИТА В РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

      В античном мире гранит*  высоко ценился римлянами, которые после основания Империи широко использовали его для изготовления монолитных колонн. -------------------------------------* - Все камни, используемые в строительстве, в древнем Риме классифицировались как мраморы. В частности, гранит каменоломни MONS CLAUDIANUS был известен как marmor c...
      1390
      anscool Здравомыслие.
      6 мая 2021 г. 12:15

      Фальшивая древняя история Ирака или что случилось в музее города Мосул

      А и найдем, в отличии от ...:)Давайте разбираться, что случилось во время нападения боевиков ИГИЛ в музее города Мосул в 2015 году и откуда современная арматура в "древних" скульптурах.Большинство разрушенных артефактов мосульского музея делились на две категории: скульптуры из города Хатра римского периода, расположенного в пустыне к югу от Мосула, и а...
      1075
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика