Как только человек научился обрабатывать камень, он захотел научиться обрабатывать его красиво. Попытавшись обработать камень красиво, человек создал скульптуру. Первые скульптуры были просты, в чем-то неказисты, лишены легкости формы и эстетики:
Но человек продолжал учиться. Учиться и совершенствовать методы создания скульптуры и инструменты, помогающие руке и глазомеру. Первыми измерительными инструментами скульптора стали отвес, мерная рейка и угольник:
В Древнем Египте скульпторы придумали метод сетки. Это облегчило работу, прежде всего в "плоской" резьбе по камню. Появляются понятия пропорции:
и масштаба. Это позволило создавать огромные резные изображения и скульптуры из маленьких набросков и эскизов:
Метод сетки значительно ускорил работу скульптора, а так же способствовал обучению и передаче опыта ученикам
О знакомстве египетских мастеров с методом сетки писал Диодор Сицилийский в I в. до н.э., книга l, Египет, 98-7 :
《У них [египтян] соразмерность статуй определяется не на глаз, как у греков, но только после того, как они соберут камни, разделят и обработают, они измеряют, от самых малых, до самых больших. И, разбив все тело на двадцать одну часть и четверть, они, таким образом, представляют полную симметрию существа. После того, как ремесленники договорятся друг с другом о размерах, они, отдельно друг от друга, изготавливают соразмерные части, настолько точно, что их труд вызывает изумление》
Исследователи полагают, что метод сетки применялся и в пространственной скульптуре, но этот вопрос до сих пор не до конца прояснен и открыт для дискуссии:
Следующим качественным шагом в скульптуре стал метод копирования с модели. Модели создавались из пластичных материалов: глины, воска и гипса. При помощи приспособлений (от ит. squadre - наугольни (?), рус. - рамки), представлявших собой рамные конструкции с системой натянутых шнуров, и измерительных инструментов (различных циркулей, мерных реек и скоб) скульптор переносил размеры с модели на оригинальную заготовку из камня:
Кстати, знаменитая Александровская колонна в Санкт-Петербурге была создана при помощи схожих измерительных методов и инструментов. Из "Описание обтёски Александровской колонны полковником Экеспарре", Северная пчела, 1832 год:
《..по сим-то заправкам протягивался тонкий шнур натуго, по всему продольному протяжению [колонны], от одного конца до другого, и посредством скоб определялось на каждом месте, с помощью деревянной рейки, вытеска лишнего гранита》
Настоящим прорывом в методе копирования с модели стало изобретение пунктировальной машины:
Изобретение приписывают двум скульпторам, французу Николя-Мари Гатто и британцу Джону Бэкону, жившим в конце XVIII вв. Хотя нельзя исключить, что подобные механизмы могли появиться и раньше. Ведь не всякий скульптор желал открыто делилиться своими секретами мастерства.
Пунктировальная машина позволила скульптору точно измерять и переносить размеры при копировании оригинала, сохраняя объем и пропорции. Конструкция машины состояла из несущей рамки из дерева и закрепленных на ней и свободно перемещающихся металлических игл. Т. о. скульптор мог измерить любую точку с координатами XYZ на модели и точно перенести ее на оригинал:
Чем больше точек скульптор измерит и перенесет с модели на оригинал, тем выше будет качество и точность оригинала. Пунктировальная машина значительно облегчила работу скульптору и позволила создавать настоящие шедевры каменного искусства.
МРАМОРНАЯ ВУАЛЬ
Мраморная вуаль поистене является вершиной искусства работы с камнем и мастерства работы скульптора:
Первые попытки создания эффекта ткани в мраморе были осуществлены еще в Древнем Риме:
С ростом мастерства скульптора и качества измерительных инструментов и приспособлений росло и качество самой скульптуры. В "мраморной вуали" мастера научились применять визуальный приём под названием тромплей, помогающий создать оптическую иллюзию объема, воздушности и прозрачности твердого мрамора. Одной из лучших работ в данном стиле считается скульптура "Христос под плащаницей" за авторством молодого итальянского мастера Джузеппе Санмартино:
Качество скульптуры настолько поражало воображение современников Санмартино, что многие, видевшие ее, сочли невозможным создать такое без помощи магии. Ходили слухи, что скульптура была изготовлена посредством алхимии. Позднее даже появилась якобы переписка скульптора с заказчиком, в которой утверждалось, что саван создан из обычной материи и превращен в мрамор посредством неких алхимических манипуляций с жидким мрамором и шелковой тканью...
В наши дни исследователи, изучив этот документ, единодушно признали его подделкой. Более того, были найдены реальные документы о заказе и договор между скульптором и заказчиком, заверенные нотариально. В документах оговаривалась сумма заказа и материал - мрамор. Наконец, в 2008 году были проведены исследования материала скульптуры методом рентген-флуоресцентного анализа. Результат подтвердил официальные документы, скульптура изготовлена из природного мрамора и не содержит иных материалов.
НАШИ ДНИ
Несмотря на значительный технологический шаг и улучшение качества измерительных инструментов (3 -D моделирование, станки ЧПУ и тд.) в настоящее время есть скульпторы, работающие "по старинке". Они полагаются на мастерство своих рук, простые инструменты и методы, проверенные временем. Один из таких скульпторов - итальянец Jacopo Cardillo (JAGO).
В 2019 году он решил повторить скульптуру в технике "мраморная вуаль". Результат говорит за себя лучше многих слов и рисунков:
Оценили 16 человек
32 кармы