https://cont.ws/@bernardshaw17... - Сознание, как принцип неопределённости в действии. Базовые аспекты Жизни. Часть 1
Уважаемые читатели, все ссылки на ранее опубликованные материалы по предлагаемой вам теме, в том числе и по вопросам индивидуальной практики можно найти здесь:
https://cont.ws/@bernardshaw17... - Жизнь вне времени или Сознание, как принцип неопределённости в действии. Внутренние состояния.
Предлагаю вашему вниманию тематические фрагменты из работ, переписки и бесед Шри Ауробиндо и Мирры Альфассы (Матери) относительно тонкостей и особенностей работы различных частей человеческого разума, их взаимодействия между собой и взаимовлияния друг на друга. Имея блестящее западное образование и научный склад ума, Шри Ауробиндо называл свой ашрам ЛАБОРАТОРИЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ.
ВИТАЛЬНОЕ тело обычно продолжает существовать некоторое
время после разрушения тела физического, а затем направляет-
ся в витальные миры, где находится до своего разложения. Ес-
ли человек был достаточно развит в ментальном отношении, то
его ментальная оболочка также направляется в соответствую-
щие ментальные миры и, наконец, психическое существо, поки-
дая ментальное тело, направляется к месту отдыха. Если ментал
сильно развит, то он может сохраниться; также может сохра-
ниться и витальность, если она хорошо организована и сгруп-
пирована вокруг психического существа, — в этом случае ви-
тальное и ментальное существа разделят бессмертие психиче-
ского. В противном случае, психическое существо, вобрав в се-
бя опыт разума и жизни, впадает в состояние вечного покоя
и безмолвия. Шри Ауробиндо
Психическое существо:
http://velib.com/read_book/aur...
Я ЗАМЕТИЛА, что всякий раз, когда кто–нибудь умирает в Аш-
раме, многих людей охватывает паника. Я не могу сказать, что
мне это очень нравится. Может быть, поэтому я и написала эту
статью («Страх смерти и четыре способа борьбы с ним»). По-
истине нам уже давно пора освободиться от дрожи, в которую
повергает нас страх. Я помню, когда первый раз кто–то умер
в Ашраме, люди были в невообразимой панике. Я знаю многих
(не буду называть их имен: они уже тогда были в преклонном
возрасте), кто приехал сюда, считая, что, если они будут жить
здесь, то не умрут! Это было давно, очень давно. И когда впер-
вые здесь кто–то умер, люди в буквальном смысле впали
в панику. Мы получали горы писем, в которых люди спрашива-
ли: «Как это возможно? Значит, мы здесь не в безопасности!»
Мне приходилось объяснять им, что бессмертие дается челове-
ку в результате колоссальных усилий и тяжелой работы и тре-
бует отречения от стольких вещей в жизни, что вряд ли найдет-
ся среди перепуганных и протестующих хоть один, готовый от-
речься от своих привязанностей ради бессмертия. Они пред-
почтут, скорее, умереть со своими привычками, чем добиться
бессмертия и расстаться с ними! От многого надо отказаться...
Я писала об этом в статье и перечисляла, чем приходится жерт-
вовать, однако этот список еще длиннее...
Вопрос: Является ли страх единственной причиной смерти?
О, нет, вовсе нет. Я не говорила этого. Я сказала, что если вы
хотите победить смерть, то надо начать с того, чтобы перестать
бояться смерти; а это совсем не одно и то же. Я не говорила, что
страх — причина смерти...
Вопрос: Почему мы испытываем страх?
Говорят, — и это соответствует одному из очень древних уче-
ний, — что страх на Земле появился благодаря усилиям враж-
дебных сил, создавших его, так как с помощью страха они пы-
тались оказывать воздействие на людей. Но животные тоже ис-
пытывают страх. Это несколько ослабляет убедительность при-
веденного аргумента, и я не думаю, что у враждебных сил был
какой–то особый интерес в том, чтобы внушать страх живот-
ным.
Страх — это результат отсутствия всякой сознательности.
Это своего рода боль, являющаяся следствием невежества и не-
знания. Вы не знаете Природы многих вещей, не знаете их влия-
ния на вас и того, что может произойти в будущем, не знаете по-
следствий своих действий — и это незнание вызывает страх. Вы
боитесь того, чего не знаете...
Тот, кто знает, не имеет страха. Кто находится в пробужденном
состоянии, сохраняет полное сознание и не живет в неведении, тот
не испытывает страха. Страх всегда присущ чему–то темному.
Одно из эффективных средств преодоления страха — смело
смотреть на все, что его вызывает... В древних традициях посвя-
щения, особенно в Египте, для того чтобы практиковать ок-
культизм, необходимо было полностью побороть страх смерти.
Тогда ученика неофита помещали в саркофаг и на несколько
дней оставляли в гробнице, как будто он был мертв. Естествен-
но, ему не грозила смерть ни от голода, ни от удушья, и все же
он оставался там, лежа в саркофаге, на протяжении нескольких
дней. И это излечивало его от страха смерти...
Согласно христианской религии, происхождение страха свя-
зано с тем, что наши прародители отведали запретное яблоко
в саду Эдема, — и вместе со знанием люди обрели страх. И с тех
пор всеми людьми, всем на Земле управляет страх. Но здесь
я опять хочу повторить, что животным тоже присущ страх —
животные не совершали греха, они не ели запретного яблока
и поэтому не должны испытывать страха. Полусознательное со-
стояние, смешиваясь со своего рода невежественным инстинк-
том, концентрируется на опасности и в то же время не знает, как
с ней бороться. Без сомнения, враждебные силы и существа ви-
тального мира, ведущие борьбу с Божественным провидением,
широко используют страх в качестве своего оружия. И именно
с его помощью им удается управлять людьми. К этому арсеналу
средств относятся политические и религиозные меры воздейст-
вия на человеческое сознание. Некоторые религии для поддер-
жания своей власти над верующими насаждают среди них страх
перед смертью и теми ужасами, которые ожидают человека по-
сле смерти, если он не будет слепо подчиняться предписанию
религиозных догм.
Страх может также иметь в своей основе антипатию, то есть
отсутствие расположения к чему бы то ни было. Некоторые лю-
ди боятся огня, другие испытывают страх перед водой, третьи —
перед каким–нибудь животным. Причина такого страха — от-
сутствие гармонии витальных вибраций. И эта дисгармония
воспринимается нашим бессознательным телом как страх. Во-
обще тело — это страшно бессознательная штука. И как же на-
до потрудиться, чтобы придать ему хоть немного сознания! На-
ше тело живет автоматически, силой привычки. Оно ужасно
бессознательно...
Вопрос: В чем заключается разница между сознательным вы-
ходом из тела и сознательным переживанием смерти? Многие
могут выходить из своего тела.
Да, но при этом они далеко не все отправляются в область
смерти... Многие во время сна выходят из тела. Они делают это
более или менее сознательно — большинство, конечно, бессоз-
нательно, но некоторые все же совершают это сознательно. Они
выходят из своего тела, но остаются в то же время в физической
сфере. В лучшем случае они попадают в какую–то ментальную
область, но только не в область смерти.
И все же некоторые бывают там, но для того, чтобы процесс
был полным и законченным... вам следует знать, что когда вы
выходите из тела, вы остаетесь привязаны к нему определенным
количеством нитей — как бы их назвать?.. это могут быть ви-
тальные нити, ментальные или физические — выход из тела мо-
жет означать экстериоризацию самого разного. Обычно из тела
выходит что–то совсем тонкое, ментал или высшая часть ви-
тальности, а большая часть остается при этом в теле, что позво-
ляет ему не впадать в состояние транса. Спящие иногда даже пе-
редвигаются во сне: какая–то часть их существа экстериоризи-
ровалась, но наиболее материальная часть витальности осталась
в теле. И пока она остается в теле, человек целиком и полностью
пребывает в сфере жизни. Во–первых, совсем не просто отде-
лить от тела ту самую часть, которая покидает его в момент
смерти. Для этого требуется очень строгая дисциплина и дли-
тельная практика. Существует определенная последователь-
ность экстериоризации, которой нужно придерживаться, чтобы
отделить от тела то, что покидает его в момент смерти; в этом
случае тело впадает в состояние транса, которое соответствует
физическому состоянию смерти. Оно даже быстро остывает
и деревенеет. Всему этому нужно учиться, и это совсем не про-
сто. И если вы хотите совершить выход из тела до конца, то
кто–то должен всегда присутствовать при этом и наблюдать
за вашим телом, чтобы с ним ничего не случилось. Такие вещи
нельзя делать в одиночку. Кто–то должен быть рядом, чтобы ох-
ранять ваше тело. Но если вы даже все это проделаете, вы еще не
приобретете того опыта, о котором я говорю. То, что я имею
в виду, гораздо сложнее. Как только вы таким образом вышли из
тела и оставили его в каталептическом состоянии, вы прерва-
ли все связи с жизнью. Вы на самом деле мертвы; ваше сердце
больше не бьется. Но поскольку в теле все еще остается «жизнь
формы» и выход из тела был совершен не в результате несчаст-
ного случая, а сознательно, с помощью волевого усилия, вы мо-
жете усилием воли вернуться обратно в свое тело, восстановив
все прерванные связи с жизнью. Это не очень приятное занятие
и при этом чрезвычайно сложное. В письменном изложении
на бумаге все кажется очень просто. Но это совсем не так...
Обычно «областью смерти» называется определенная сфера
наиболее материальной части витальности, в которую вы попа-
даете, покидая тело в момент смерти. Та ваша часть — как это
сказать? — самая сознательная часть вашего существа попадает
туда, выходя из тела после его смерти. Эта сфера материальной
витальности очень темная и мрачная, переполненная враждеб-
ными силами и существами, суть которых составляют желания
или даже злая воля; они очень примитивные существа, живу-
щие лишь за счет одного какого–то качества и напоминающие
вампиров в том смысле, что пищей им служат различные чело-
веческие эманации. Итак, в момент смерти вы испытываете
сильный шок — шок смерти (люди редко умирают, не испыты-
вая шока смерти, и покидают свое тело сознательно, с полным
пониманием того, что происходит, — таких очень немного).
Обычно смерть это несчастный случай, последний несчастный
случай в вашей жизни; так вот, шок смерти привлекает к вам
эти существа витального мира, они набрасываются на виталь-
ность, выходящую из физического тела, и пожирают ее. Пока
человек жив и находится в физическом теле, эти витальные су-
щества не могут причинить ему вреда. Вы все видели во сне
кошмары и знаете, что, когда ситуация во сне принимает дейст-
вительно опасный оборот, вы вдруг просыпаетесь, то есть
возвращаетесь обратно в свое тело, которое является вашим на-
дежным убежищем и защитой. В физическом мире витальные
существа не могут причинить вам вреда. Когда же вы полно-
стью находитесь за пределами физического мира (в случае
сознательного выхода из тела нити, связывающие вас с телом,
о которых я говорила, служат вашей защитой), и все связи с те-
лом уже прерваны и нарушены в результате смерти тела, то вам
могут помочь только особые обстоятельства... например, кто–то
из оставшихся в живых любящих вас людей сконцентрирует
в этот момент свои мысли и любовь на скончавшемся человеке
— это спасет и надежно защитит вас от враждебных существ. Но
если человек умирает, не имея никого рядом, кто испытывал бы
к нему искренние чувства (может быть, при жизни он причинял
зло окружающим его людям, и поэтому никто не любил его, или
же окружающие находились на очень низком уровне сознания),
то он становится добычей враждебных витальных сил. А это
действительно трудно вынести. Эти силы не могут притронуть-
ся ни к чему, что не принадлежит их сфере, наиболее матери-
альной части витальности — высшая витальность совершенно
не подвластна им, и они ничего не могут с ней сделать. Такова
участь материальной витальности, когда она покидает тело, но
есть еще и другие компоненты человеческого существа. Выс-
шую витальность тоже подстерегают свои опасности, и если
она, в свою очередь, исчезает, то остается ментал. Но за всем
этим есть психическое существо, которому не страшны никакие
опасности, и оно действительно свободно идти, куда пожелает.
Обычно оно направляется на отдых в психические миры, если
только не воспользуется какой–нибудь особой возможностью
или не достигнет полной зрелости.
Там, в психических мирах, оно погружается в состояние бла-
женного созерцания, в котором пребывает, пока не ассимилиру-
ет весь накопленный в течение земной жизни опыт. По завер-
шении процесса ассимиляции и отдыха оно начинает готовить-
ся к новому воплощению на Земле.
Психическому существу ничто не страшно. Но лишь редкие
люди осознают свое психическое существо, и вряд ли вы може-
те сказать, что среди ваших знакомых найдется такой человек,
потому что из чего обычно состоят люди?.. из разнообразного
физического опыта, всевозможных витальных рефлексов
и ментальных образований, то есть физического тела, характера
и мыслей — вот и весь человек! Все это не может сохраниться
после смерти, если только не будет сгруппировано и сосредото-
чено вокруг психического существа; причем чем теснее связь
физического, витального и ментального компонентов человека
с психическим, тем целостнее они сохранятся после смерти.
В противном случае вся эта смесь растворится и распадется,
и останется лишь одно психическое существо, иногда в виде
язычка пламени, а иногда как полностью сформировавшееся
сознательное существо.
Но это, конечно, общее положение вещей. В то же время в ви-
тальном мире существуют своего рода мосты и «защищенные
переходы», позволяющие пройти через все опасности, подсте-
регающие там людей. Когда человек покидает тело, он может
попасть в определенную атмосферу, которая укроет его от вра-
ждебных сил и обеспечит безопасность. Есть и еще много дру-
гих средств защиты. То, что я вам сейчас рассказывала, отно-
сится к состоянию умирающего человека, который находится
на обычном уровне сознания. Но если человек хотя бы немного
превосходит обычный уровень, то все условия меняются. Об-
щие законы не распространяются на людей, превосходящих
средний уровень развития. Некоторые люди достигают такой
высокой степени внутреннего единства, что уже больше не за-
висят от своего физического тела, и для них не имеет значения,
находятся ли они в теле или вне него.
Но такой высокой степени развития нельзя достичь лишь
размышляя об этом время от времени или желая его иногда, но
чаще всего забывая о нем. Нет, таким образом ничего не добить-
ся. Существуют специальные дисциплины, такие же строгие,
как самые суровые духовные дисциплины... Фактически, мы
для того и находимся здесь на Земле. По правде говоря, люди
были созданы с этой целью, чтобы проделать эту работу, и, мо-
жет быть, потому в мире сегодня столько хаоса и беспорядка,
что они отказываются ее выполнять. Если бы человечество
серьезно к этому относилось, дела бы пошли гораздо лучше.
Человек находится в полной безопасности, пока пребывает
в своем физическом теле, которое служит ему убежищем и за-
щитой. Некоторые люди полны презрения к своему телу и ду-
мают, что все будет гораздо проще и лучше после смерти, когда
они лишатся тела. Но ведь тело это ваша крепость и укрытие
от всевозможных враждебных сил витального мира, которым
трудно добраться до вас, пока вы защищены им. Что такое кош-
мары? Это не что иное, как ваши вылазки в витальный мир.
И какова ваша первая реакция, когда вы оказываетесь в лапах
кошмара? Вы устремляетесь обратно в свое физическое тело
и стараетесь вернуться в свое обычное физическое сознание.
В мире витальных сил вы ощущаете себя чужаком, лишенным
всяческих средств ориентации. Вы не знаете, куда идти, как пе-
редвигаться, и на каждом шагу вы обычно делаете как раз про-
тивоположное тому, что вам следовало бы делать. Когда вы
проникаете в сферу витального мира, его обитатели собирают-
ся вокруг вас, облепляют вас со всех сторон и пытаются вытрях-
нуть из вас все, что только можно, превратив в свою добычу
и пищу. Если вы не излучаете достаточно силы и Света, то, ли-
шившись тела, вы потеряете теплую и уютную одежду, укры-
вающую вас от мрачной и холодной окружающей атмосферы,
и будете чувствовать себя там, как будто с вас содрали кожу
и ваши нервы остались оголенными. Иногда люди говорят, что
тело причиняет им много страданий, и думают, что смерть при-
несет им избавление от неприятностей. Но после смерти вы ос-
танетесь все в том же витальном окружении, и вам будут угро-
жать все те же витальные силы, что и при жизни, которые были
источником ваших несчастий. Уничтожение тела выбрасывает
вас в открытое пространство витального мира. Но у вас теперь
нет укрытия и защиты; нет больше физического тела, в котором
можно спрятаться...
Физическое тело выполняет функцию защиты благодаря
своей плотности и инертности, то есть как раз тем качествам,
которые нас в нем не устраивают. Оно обладает низкой чувст-
вительностью, притупленным восприятием и отличается отсут-
ствием гибкости, напоминая крепость с толстыми и прочными
стенами. Витальный же мир текуч и гибок. Все его обитатели
свободно перемещаются, легко смешиваются и проникают друг
в друга подобно морским волнам, находящимся в постоянном
движении и изменении. Вы беззащитны против этой текучести
витального мира, если только не можете противопоставить ей
очень мощный внутренний свет и силу. Он проникает в вас,
и вы никак не можете этому воспрепятствовать. Физическое те-
ло служит барьером, отделяющим вас от витального мира
и вторжения его сущностей...
Именно здесь, на Земле и в теле вы должны приобрести пол-
ное знание и научиться использовать совершенную и неограни-
ченную силу. Только после этого вы сможете свободно и безо-
пасно перемещаться во всех мирах. Когда вы освободитесь да-
же от малейшего страха и будете оставаться невозмутимыми,
например, среди самого ужасного кошмара, только тогда вы
сможете сказать, что готовы к путешествию в витальный мир.
Но это предполагает обладание силой и знанием, которые при-
ходят по мере того, как вы становитесь хозяином своих импуль-
сов, желаний и всей своей витальной природы. Вы должны
быть абсолютно свободны от всего, что может притягивать
к вам существ из мрака или позволить им взять над вами
власть; и если вы все это в себе не изжили, то берегитесь!
Никаких привязанностей, желаний, импульсов или предпоч-
тений; абсолютно ровное отношение ко всему, непоколебимый
покой и вера в Божественную защиту: это обеспечит вам безо-
пасность, в противном случае вы сильно рискуете. А чтобы
не подвергать себя опасности, лучше вести себя как цыплята,
которые прячутся под крылышком матери.
Я получила несколько вопросов от взрослых учеников (не от
детей) относительно «смерти», условий, при которых наступа-
ет смерть, почему сейчас происходит так много несчастных слу-
чаев и тому подобное. Двоим я уже ответила. Ответы, конечно,
были на ментальном уровне, но я пыталась вложить в них нечто
большее.
Если руководствоваться логикой разума, которая пытается...
да, пытается обосновать одно другим, то она приводит к тому,
что в своих вопросах они спрашивают... о немыслимых вещах.
Вопрос: Всегда ли Душа выбирает время и способ смерти?
В случае крупных катастроф, влекущих за собой большие
человеческие жертвы, таких, как бомбежки, наводнения, зем-
летрясения, получается, что души всех погибших выбирают
одно и то же время смерти.
Подавляющее большинство людей разделяют коллективную,
общую судьбу. И для них такого вопроса вовсе не существует.
Человек же с развитым, индивидуализированным психическим
существом может уцелеть даже среди массовых катастроф, ес-
ли такова будет воля его Души.
Вопрос: Как Душа осознает свое бытие после смерти, после
отделения от физического, витального и ментального
тела?
Душа есть искра Божественного, и я думаю, что Божествен-
ное не нуждается в теле, чтобы осознавать Бытие.
Ничего нового в этих вопросах нет, но они все же свиде-
тельствуют о расширении сознания. Последнее время вопро-
сы аналогичные этим присутствуют в атмосфере, и это натал-
кивает на мысль, что люди ничего не знают о смерти, не пони-
мают, что за этим стоит. Существует множество гипотез на
эту тему, но абсолютно ничего определенного и конкретного.
Мое же заключение, основанное на собственных исследовани-
ях и опыте, сводится к тому,.. что смерти на самом деле нет.
Есть только видимость смерти, кажущаяся сторона, имеющая
в своей основе ограниченный подход к проблеме. Но нет ни-
какого кардинального изменения вибрации сознания. Такой
вывод возник как ответная реакция на боль — клетки испыты-
вали некое подобие боли, которая произошла от незнания то-
го, что же такое на самом деле смерть; это было как боль, не-
что подобное. Полученный ответ был очень четкий и одно-
значный: только сознание может знать, что такое смерть, по-
тому что... потому что различие в физическом состоянии, ко-
торому придают такое большое значение, носит чисто поверх-
ностный характер при полном непонимании сути самого
явления. И если бы человек мог сохранить после смерти спо-
собность общения, он бы сказал, что для него нет большой
разницы между состоянием жизни и смерти.
Но все это на сегодняшний день очень сыро и не проработа-
но. Остается много белых пятен и не хватает еще некоторого
практического материала, подтверждающего опыт. Поэтому,
мне кажется, лучше подождать, пока знание предмета не ста-
нет полнее; это лучше, чем делать приблизительные заключе-
ния, не имея конкретных фактов, подтвержденных опытом.
Так что мы пока с этим подождем.
Вопрос: Но если для умершего не изменяется восприятие окру-
жающего мира, значит ли это, что он будет ощущать физи-
ческий мир так же, как при жизни?
Да, да! Именно, именно.
Вопрос: Сохранится ли восприятие людей, чаек над морем, де-
ревьев, великолепия солнечного сияния?
Да, в точности.
Только вместо восприятия... не будет некоего иллюзорного
состояния, порождаемого восприятием внешней оболочки ве-
щей, но восприятие как таковое остается. Я хочу сказать, что
у меня оно оставалось в определенные моменты; я могла
ощущать разницу, но не было, конечно, полноты опыта (в том
смысле, что опыт всегда прерывали люди), поэтому с обсужде-
нием этого лучше пока подождать.
Но восприятие есть.
Оно не совпадает в точности с тем, что мы имеем при жизни,
его отличает, порой, большая острота. Но разница все же есть.
Я не знаю, как это объяснить. Вот, например (это не отвлечен-
ный пример: я все это пережила с ясным сознанием происходя-
щего), был человек, проживший рядом со мной многие годы,
который, покинув свое тело после смерти, продолжал поддер-
живать с другим живущим человеком совершенно сознатель-
ный контакт и настолько близко ассоциировал себя с ним,
не сливаясь с ним при этом, что, фактически, продолжал в нем
СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ СО СВОИМ СОЗНАНИЕМ. Я не могу
сказать, о ком идет речь и умолчу о подробностях, но все это аб-
солютно реально и продолжается по сей день. (Мать говорит
об уже упомянутом сыне дипломата, который слился с Павит-
рой. Следующая история была рассказана Матерью ранее:
Шарль Де Ф. был сыном французского посла, кажется, в Авст-
рии. Он служил в чине младшего лейтенанта и был убит во вре-
мя атаки вражеских укреплений. Погибла вся его рота — это
была настоящая резня.
Но на этом история не закончилась... Он появился снова. Как
только он оправился от шока смерти, он пришел ко мне и ска-
зал, что всегда очень хотел отправиться со мной в Индию. И ко-
гда я во второй раз поехала в Индию, он был со мной. Прошло
много времени, и однажды ночью, когда здесь уже был Павитра,
я вдруг увидела, как Ф. и Павитра обнимали друг друга! Они
обнимались самым естественным образом. После этого Ф. во-
шел в Павитру. Интересно заметить, что до этого у Павитры
не наблюдалось интереса к поэзии и живописи, но после того,
как этот мальчик вошел в него, Павитра стал проявлять не-
обыкновенное понимание поэзии и интерес к живописи! Он
сам почувствовал, что в нем что–то переменилось (но я не ска-
зала ему, в чем была причина).
Я была свидетелем нескольких подобных случаев, но этот от-
личался особенной четкостью и ясностью. При этом не наблю-
далось никакого вмешательства со стороны мыслительной ак-
тивности — я вовсе об этом не думала: просто однажды ночью
я видела эту картину, как Павитра вышел из своего тела, а Ф.
отделился от моей ауры... — он всегда обычно находился в моей
ауре — и они обнялись, и один вошел в другого. Он был совсем
еще мальчик, ему исполнился 21 год. Это была первая мировая
война, война в окопах.)
(Мать комментирует следующую заметку из газеты «Хин-
ду» от 26 октября 1966 года: «Премия в $200 000 обещана то-
му, кто сможет дать научно обоснованное доказательство фак-
та сохранения человеческой души после смерти физического те-
ла...»).
Я слышала, что уже нашлись желающие предоставить такие
доказательства. Доказательства... им нужны научно обоснован-
ные факты. Но, во–первых, что они имеют в виду, когда говорят
«душа»? Вы знаете, что здесь существует ужасная путаница по-
нятий: под «душой» подразумевается все, что угодно. Каких до-
казательств они хотят — существования бессмертной, вечной
души или перевоплощения, новой жизни после смерти? Это две
разные вещи. Факты перевоплощения были неоднократно до-
казаны: известно несколько научно зарегистрированных случа-
ев, когда люди в своей настоящей жизни сохраняли воспомина-
ния о предыдущем существовании. Например, история одного
умершего отца семейства и ребенка из соседней семьи, который
говорил о мельчайших подробностях, известных только умер-
шему и никому больше. Когда ребенок достиг возраста 5–6 лет
и мог передвигаться самостоятельно, он стал стремиться вести
образ жизни, который вел умерший по соседству отец семейст-
ва. «В том доме меня ждут мои дети, — говорил ребенок, — я
не могу их оставить без присмотра!» И это говорил ребенок
о том доме, где он умер, когда был отцом семейства. Были неко-
торые мелкие бытовые подробности, известные только умерше-
му, о которых явно был осведомлен и ребенок. «Я положил эту
вещь сюда, почему ее нет на месте?». И многое другое в таком
роде. Случай, о котором я говорю, имел место совсем недавно.
Всего, по меньшей мере, зарегистрировано четыре или пять
подобных случаев, доказывающих реальность перевоплоще-
ния после смерти. Но что же все–таки сохраняется после
смерти, не подвергаясь разрушению? В приведенной истории
с мальчиком это, конечно, не душа: произошло моментальное
перевоплощение витальных слоев сознания (ментализиро-
ванной витальности) умершего, которые не подверглись раз-
рушению в силу каких–то особых обстоятельств. Поэтому со-
бытия предыдущей жизни были еще «совсем свежи». Приве-
денный пример, на мой взгляд, бесспорен в научном отноше-
нии, потому что про мальчика нельзя сказать, что он сума-
сшедший, так как он говорит о своих детях, будучи сам еще
ребенком.
Есть и другие примеры, не менее убедительные, чем этот
(я уже их сейчас не помню). Но что требуется доказать? Ре-
альность перевоплощения или наличие бессмертной души?
Такая постановка вопроса характерна для невежественных
людей, которым для начала нужно сказать: «Простите! Но
прежде чем задавать вопросы, вам следует изучить проблему».
Однажды мы, я и Шри Ауробиндо, получили письмо от Фор-
да, где он писал, что собирается посетить нас с визитом, чтобы
выяснить для себя мучивший его вопрос: «Что происходит по-
сле смерти?». Он говорил, что готов был отдать свое состояние
тому, кто удовлетворит его любопытство. От кого–то он узнал,
что Шри Ауробиндо может ответить на его вопросы, и тогда он
написал нам, что собирается приехать. Но он так и не приехал
к нам, потому что умер!
Нет, это вопросы, задаваемые невеждами. Сначала надо изу-
чить проблему, чтобы представлять себе, о чем говоришь.
Есть душа. Душа, которая просто является эманацией... мы
можем назвать это высшим Сознанием, высшей Реальностью,
высшей Истиной, как угодно, что вам больше нравится. Ис-
пользуйте любую терминологию, душа все равно останется не-
посредственной эманацией ТОГО, эманацией Всевышнего. В че-
ловеке ТО скрывается в психическом существе, которое пред-
ставляет собой сознательное существо, развивающееся в чело-
веке на протяжении всех его жизней. Итак, вы говорите о Душе,
или о психическом существе (эволюционирующем от зародыша
до сознательного, совершенно независимого существа), или
просто о жизни индивидуального сознания после смерти? Есть
еще и такое. И на этот счет имеются доказательства; но в дан-
ном случае речь идет о чисто витальном сознании низшего по-
рядка, которое при определенном стечении обстоятельств мо-
жет после смерти немедленно переселяться в другое тело, со-
храняя при этом память о прошлой жизни (как в нашем приме-
ре). В других случаях, как свидетельствуют изучавшие этот во-
прос, только психическое существо по мере своего развития
и формирования сохраняет память о своих прежних жизнях.
Причем в его памяти из прошлых жизней остаются материаль-
ные, чисто физические эпизоды, ТЕ ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗ-
НИ, В КОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО НЕПОСРЕДСТВЕННО
УЧАСТВОВАЛО. Поэтому вместо всех этих придуманных историй
о прошлых жизнях у вас в памяти остаются лишь (Мать обо-
значает пальцами в воздухе ряд «точек») более или менее под-
робные отрывочные МОМЕНТЫ, в которых психическое сущест-
во участвовало в физической жизни. У многих людей сохраня-
ются такие обрывки воспоминаний, но они не знают, что это та-
кое, принимая их за «фантазии» или «мечты». Те же, кто знает
(кто отдает себе отчет в том, что происходит в их физическом
сознании), понимают, что эти воспоминания из прежних жиз-
ней.
У меня бесчисленное множество таких воспоминаний, прав-
да, они отличаются от тех, что сохраняются на более высоких
уровнях сознания (когда это не столько «память», сколько оп-
ределенное видение и восприятие жизни; но это другое). Па-
мять, о которой я говорю, это память психического существа,
она имеет совершенно особый характер: с личностной окра-
ской, то есть сохраняется чувство ЛИЧНОСТИ, запомнившей тот
или иной эпизод. В то время как другие виды памяти, фикси-
рующие взгляд и видение как бы сверху, отражают «активное
сознание», воспоминания психического существа лишены мен-
тализации; например, если в определенный момент, который
сохранился в памяти, вы не обращали внимания, как вы были
одеты или на ваше окружение, то вы этого и не запомнили. За-
поминается только то, что имело место, в особенности с точки
зрения сознания, ощущений и внутренних движений.
Это обычно какие–то фрагменты, фрагменты жизни, воспри-
нятые с точки зрения личности; и когда в сегодняшней жизни
вы развиваетесь обычным образом и разные планы вашего бы-
тия формируются вокруг центрального сознания, все разроз-
ненные элементы вашего существа собираются воедино; и каж-
дый из них несет свои собственные воспоминания. Например,
у меня было такое воспоминание (я говорила, у меня их были
сотни), когда я была совсем еще молодой (мне было лет двад-
цать или около того). Это было среди бела дня, я лежала и от-
дыхала: вдруг я почувствовала себя скачущей на лошади, пре-
исполненная необычайным боевым духом и чувством... волей
к победе. Я ощущала, что скачу на лошади: я видела под собой
белого коня, видела свои ноги, одетые в бриджи, на мне был
красный бархатный костюм. И я скакала галопом. Я не могла
сказать, что у меня было одето на голове, или уточнить ка-
кие–либо другие детали костюма. Я видела также толпу,
войска, сошедшиеся для сражения и восходящее Солнце. Очень
сильно ощущалось чувство... воли к победе и СИЛА, способная
одержать эту победу. Вот и все, внезапное такое ощущение. За-
тем, некоторое время спустя я прочла где–то историю Мюрата
(я сейчас не помню... кажется, это была одержанная им победа
под Магентой..., не помню точно), и мне тогда сразу же стало яс-
но, что мое видение передавало ощущение начала той битвы:
Мюрат внутренне обращался к Силе и призывал ее, таким обра-
зом произошло отождествление с силой Матери; именно это
и отложилось в памяти и всплыло в образе видения. Если бы
я сказала (как это делают теософы), что я была Мюратом, это
было бы глупо. Но это было возвращение того состояния созна-
ния со всей силой полноты его переживания. Впечатление, про-
изведенное на меня пережитым состоянием, сохранялось до-
вольно долго; я помнила ощущение битвы, но больше всего —
чувство той Силы, что делает вас непобедимым. Этот случай
интересен еще и тем, что в то время (я тогда еще только начина-
ла интересоваться всеми этими вещами) я была уверена, что
женское психическое существо всегда воплощается в женщине,
а мужское — в мужчине (многие школы так считают; Теон тоже
настаивал на этом). Поэтому мое открытие меня удивило, оно
не соответствовало моим представлениям.(!) Уже позже (зна-
чительно позже), я поняла, что все эти догмы были надуманны-
ми, но...
Это подтверждает то, что я говорила в прошлый раз:
перевоплощаются СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, эволюционируя,
развиваясь и совершенствуясь, что можно увидеть на приме-
рах многих воспоминаний из прошлых жизней. Но в то же
время было бы неправильно сказать, что перевоплощаются
только состояния сознания, такое объяснение было бы совер-
шенно неправильным; это всего лишь один из подходов все
к той же проблеме. Надо смотреть на вещи и явления шире: че-
ловек несет в себе гораздо больше универсального, не ограни-
ченного узким личным опытом. Так и в жизни некоторые про-
живают исключительно яркие моменты, когда выходят за гра-
ницы своей маленькой личности и становятся силой в дейст-
вии.
Итак, возвращаясь к нашему первоначальному вопросу о со-
хранении души после смерти, можно сказать, что его задали не-
вежественные люди. Они спрашивают, не понимая смысла
заданного вопроса. Как я уже говорила, им нужно начинать
с изучения проблемы, и только тогда, получив какую–то ин-
формацию, они смогут понять и принять наши доказательства.
Иначе они ничего не поймут.
Мне задали этот вопрос (приславший статью надеялся полу-
чить ответ), но я сказала: «Нет! Они не готовы к ответу. Пусть
они сами поищут ответа, после этого мы и поговорим».
Невежды не желают ничему учиться и прилагать усилия —
они все хотят получить в готовом виде! (Смеясь) Так не пойдет.
Шри Ауробиндо говорил: «...Сначала человек получит спо-
собность продлять свою жизнь волевым усилием». Это будет
соответствовать такому состоянию сознания, которое сейчас
находится в стадии формирования и заключается в установле-
нии постоянного и устойчивого контакта со Всевышним, устра-
няющего чувство утомляемости физического тела; вместо этого
появляется ощущение необычайной гибкости и пластичности.
Но все же, по крайней мере, на сегодняшний день непроизволь-
ное состояние бессмертия невозможно. Наше физическое тело
должно прежде измениться и, судя по тому, как складывается
ситуация, уйдет еще много времени, прежде чем произойдут ка-
кие–то перемены... Интересно, что для достижения такого со-
стояния сознания, когда тело не ощущает усталости, должно
трансформироваться чувство времени: течение времени изме-
няет свой обычный порядок... Настоящий момент превращает-
ся в бесконечность. Не знаю... наша обычная привычка забегать
вперед событий и мысленно опережать ход времени... очень ме-
шает, она отбрасывает нас к старому образу бытия.
Многие, многие привычки должны измениться.
...Сегодня утром будут кремировать К.
Излишняя поспешность с кремацией приводит к тому, что
иногда умерших сжигают живьем!.. Надо выждать какое–то
время.
Существует сознание физической формы, физического тела,
своеобразная жизнь формы. Клетки физического тела облада-
ют определенным уровнем сознания, которое отделяется от те-
ла в течение СЕМИ ДНЕЙ после смерти. Поэтому иногда во время
кремации тело делает резкие движения, — говорят, что это про-
исходит в силу чисто механических причин. Но я знаю, что это
не так; причины совсем не механические...
Мне очень не нравится этот обычай сжигать людей.
Я думаю, в Индии это делают (помимо чисто гигиенических
соображений, когда люди умирают от инфекционных заболева-
ний), главным образом, потому, что здесь очень боятся всех
этих мелких витальных существ, возникающих в результате
всевозможных желаний и импульсов умершего и распространя-
ющихся в воздухе в виде «призраков» и тому подобных вещей.
Все желания, привязанности, побуждения и устремления, все
это, разлетаясь на мелкие осколки (каждый из которых живет
самостоятельной жизнью), может приобрести определенную
силу в атмосфере; и тогда, присосавшись к живому человеку,
будет паразитировать на нем, как вампир, пытаясь удовлетво-
рить и осуществить свои неисполненные желания.
Вся земная атмосфера, весь мир полон такой грязи.
Люди здесь более чувствительны к ней, чем в Европе, так как
по своему складу больше склонны к интроспекции и поэтому
осознают присутствие этих мелких сущностей и боятся их.
А чем больше боятся, тем больше становятся жертвами виталь-
ного вампиризма!
Я думаю, что много таких витальных сущностей рассеивает-
ся в атмосфере силой огня — и это создает хаос.
Я знаю одного мальчика, умершего здесь, которого кремиро-
вали прежде, чем он отделился от своего физического тела! Он
работал у нас инженером. У него было слабое сердце, и он
не выдержал пустячной операции по удалению аппендикса;
сердце не смогло возобновить своего нормального ритма. Он
умер в госпитале.
При жизни для него было привычным занятием выходить
из своего тела, поэтому когда он умер, то не осознал этого! Он
продолжал даже проводить эксперименты: выходил из тела, на-
блюдал его со стороны, отмечал разницу между тонким физиче-
ским и материальным физическим телом и т.п. Он не знал, что
уже мертв. И только когда стали сжигать его тело...
Я старалась оттянуть момент кремации, но это было трудно
сделать, поскольку он находился в госпитале. Когда его сжига-
ли, я сидела в своей комнате, и вдруг увидела его рядом с собой.
Он рыдал и говорил: «Но... но я же умер. Я НЕ ХОТЕЛ умирать!
Почему я умер, я НЕ ХОТЕЛ умирать». Это было ужасно. Я обня-
ла его и прижала к себе, чтобы успокоить.
Он оставался здесь в течение нескольких лет.
И всякий раз, когда мы собирались, чтобы обсудить проведе-
ние ремонтных или строительных работ, я всегда ощущала его
присутствие и его влияние на тех, кто принимал решение.
У него было сильно развито сознание. Он хотел снова жить;
и мне удалось осуществить его желание. Я поместила его в тело
родившегося ребенка.
Люди так глупы, они настолько невежественны!.. Мать
Как говорила Мать, одна из ее задач с самого детства состояла
в том, чтобы помочь душам умерших безопасно пройти в мир пси-
хического отдыха. «Столько людей приходят к ней ночью, чтобы
перейти на другую сторону», — писал Шри Ауробиндо. Для того,
чтобы сделать этот переход безопасным для всех их, Мать своей
оккультной силой проложила через эти миры путь Света, к которо-
му витальные существа не смеют прикоснуться и на котором, сле-
довательно, они не могут больше беспокоить души умерших. Как
говорила сама Мать: «Теперь в витальном мире выстроено нечто
вроде «мостов», «защищенных переходов», позволяющих преодо-
леть все эти опасности». Она также говорила, что сделала эту ра-
боту в начале века и что ей понадобились месяцы, чтобы закон-
чить ее. «Это была часть той работы, ради которой я пришла на
Землю», — отмечала она. И поэтому Шри Ауробиндо мог напи-
сать: «Тому, кто умирает здесь, оказывается помощь на его пути
в психический мир, а также в его будущей эволюции к Божествен-
ному». И в подтверждение этого, он отмечал своим символом ка-
ждого, кто умирал в Ашраме.
Оценили 3 человека
4 кармы