Речь идет о пограничных федератах на границах княжеств Руси. А их аналоги были на границах разных империй в Китае. Черные клобуки, они же «свои поганые» русских летописей – это различные тюркоязычные рода и племена, которые признали сюзеренитет русских князей, поселивших их на границах своих княжеств. За это они служили своим сюзеренам-князьям пограничной и военной службой.
Процесс создания и расселения «своих поганых» начался в середине XI в., а исчезли они (в качестве общности и государственного института на Руси) в середине XIII в. Русские летописи, а также «Слово о полку Игореве» сохранили нам названия племен родов, их составлявших – главными среди них были огузские (торки русских летописей) и печенежские рода, затем многочисленные рода берендичей, турпеев и коуев, а также отдельные немногочисленные половецкие рода (случалось, что некоторые семьи кипчаков/половцев становились слугами князей и затем получали как «свои поганые» земли для кочевания в пределах Руси).
Весьма любопытно, что почти в то же самое время (с конца X по начало XIII в.) на северных (точнее северо-западных, северных и северо-восточных) границах Китая существовало точно такое явление. Там находились так называемые «войска дю». Этнический их состав был весьма пестрым – монгольские и монголоязычные племена, племена тюркского происхождения, с вкраплениями родов тибето-тангутского и тунгусо-маньчжурского происхождения. Впервые они появились в империи Ляо, созданной киданями в начале X в. После установлениями ими власти над собственно китайскими землями Северного Китая, у киданей резко обострились отношения на севере – с их кочевыми соседями татарами (кидани называли их цзубу, чжубугу, чжубу etc). После довольно длительной войны по подавлению восставших племен (закончилась в 999 – 1000 гг.), кидани придумали способ для обеспечения своих северных границ на будущее от подобных эксцессов. Для этого они и создали «войска дю», как из лояльных им монголоязычных племен (кидани сами были монголоязычным народом), так из части цзубу, которые были на их стороне и воевали против своих соплеменников. Когда в 1125 г. династия Ляо пала под ударами ее мятежных подданных чжурчжэней, возникшая на ее территории чжурчжэньская империя Цзинь сохранила «войска дю» как собственный государственный институт. Только нашествия монголов уничтожили оба эти формирования, что на Руси, что в Китае – черных клобуков при Батыевом нашествии, а «войска дю» при нашествии Чингисхана на Цзинь.
Стрельцы-черные клобуки. Радзивилловская лицевая летопись.
Федераты на границах оседлых государств были распространенным явлением, известным с времен Римской империи. Модель «имперский центр – варварская периферия» его вполне характеризует. В ее рамках роль зависимых или полунезависимых племен, являющихся пограничным буфером империи с остальной варварской периферией, и дала сам термин «пограничные федераты». Но кроме этой, основной и очевидной, общей функции, и у «своих поганых» и у «войск дю» были и иные функции. Сходным для «своих поганых» и «войск дю» была их роль легкой конницы, а также еще и резерва конного войска, используемого только для различного рода рейдов по тылам и прочих отвлекающих действий, где не предполагается серьезного сопротивления противника.
Перестрелка черных клобуков с половцами. Радзивилловская лицевая летопись
Все это очень сближает черных клобуков и «войска дю». Но было и серьезное отличие между ними. Дело в том, что «свои поганые» часто выступали важным фактором в междоусобной борьбе русских князей. Подчас именно они решали вопрос, кто именно сядет на Киевский стол. Особенно это проявилось в 1149-1151 гг., когда отчаянно боролись за великокняжеский престол Мономашичи, дядя с племянником, т.е. сын Мономаха Юрий Долгорукий и внук, Изяслав Мстиславич. В империях Ляо и Цзинь, напротив, их власти сделали все, чтобы «войска дю» не могли вмешиваться во внутреннюю политику. Они в общем и не вмешивались. Единственный случай такого вмешательства зафиксирован в самом конце XII – начале XIII в., причем он был также связан с возвышавшимися монголами. Таким образом это было исключение, подтверждающее правило – разлагавшееся политическое и военное устройство Цзинь, позволившее монголам победить эту империю, равно помогло и «войскам дю» впервые вмешаться в династическую борьбу в Цзинь.
Оценили 3 человека
7 кармы