Одним из самых вредных представлений, проистекающих из невежества, является мнение, что человек создан для счастья. Это – противоположная теории «первородного греха» точка зрения, но не менее опасная. И у неё такое же великое множество сторонников, в том числе и среди личностей авторитетных.
Широко известно высказывание классика мировой литературы Льва Толстого о том, что «человек обязан быть счастлив».
В России очень популярно ещё одно высказывание, тоже известного в прошлом писателя, Владимира Короленко (1853-1921): «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Имя автора и его произведения в народе давно забыли, а вот эта фраза стала крылатой и всеми любимой.
Свою лепту в такое понимание судьбы человека внёс и основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский (1824-1871), который утверждал: «Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека». Поскольку Ушинский был самым авторитетным в России педагогом, его утверждение вошло во все школьные программы не только царской, но и советской России. И опять люди увидели в нём то, что хотели: раз есть право на счастье, значит, кто-то другой (а не сам человек) обязан его обеспечить.
Глубокое заблуждение относительно смысла жизни человека охватило не только российские умы – оно давно и весьма широко распространено во всём мире. Бурное развитие ему придал ещё в III веке до н.э. великий древнегреческий мыслитель Эпикур (342-241 до н.э.), сыгравший значительную роль не только в истории античной философии, но и оказавший серьёзное влияние на мировоззрение миллионов людей последующих поколений.
«Мы называем удовольствие началом и концом счастливой жизни», - утверждал Эпикур. Удовольствия вытесняют страдания и приводят к счастью – вот суть его философии, которая легко и быстро прижилась на греческой почве, а потом с успехом распространилась по всему миру.
Знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень (1533-1592) полагал, что человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым. Справедливости ради заметим, что в своей книге «Опыты» он уточнял: «Наше счастье или несчастье зависят только от нас самих»
«Человек живёт на свете не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым». Так считал выдающийся французский писатель Гюстав Флобер (1821–1880), оказавший огромное влияние на формирование системы представлений у миллионов людей не только во Франции, но и во всём мире. Тот самый Флобер, который, между прочим, в своих «Записках» (1853г.), писал: «Всё мне опротивело. Мне кажется, я бы с наслаждением сейчас повесился, - только гордость мешает...» Но об этой стороне его творчества мало кто осведомлён, а депрессия Флобера проистекала, между прочим, именно из его ложного представления о смысле жизни и отсутствия всякого представления о гармонии Вселенной.
Широкому развитию иллюзии о предназначении человека способствовал также индийский философ Махариши Махеш Йоги (1914-2008).
Пройдя основательную подготовку в Индии, Махариши в 1957 году создал всемирное «Движение Духовного Возрождения», и в 1958 году отправился просвещать сначала Америку, а затем и Европу. К началу XXI века его Центры медитации широко распространились по всему миру, а число последователей превысило пять миллионов человек.
Какую же философию принёс Махариши западному миру? А вот какую:
«Жизнь - это Блаженство. Человек рождён, чтобы наслаждаться милостью Бога. Будьте только в потоке блаженства и природы, и этот поток позаботиться обо всём остальном».
Конечно, такая философия не могла не понравиться миллионам страдающих людей. Оставалось только найти этот «поток блаженства», погрузиться в него с головой и забыть про все беды и печали, а заодно и про все свои дела и обязанности. Поток сам позаботиться обо всём.
Философия Махариши вольно или невольно способствовала развитию движения хиппи (hippy), охватившему Запад в середине 1960-х годов. Хиппи протестовали против традиционной культуры, призывали к миру и единению с природой, носили длинные волосы и небрежную одежду, слушали рок-н-ролл, курили марихуану и увлекались медитациями, сексом, дзен-буддизмом и даосизмом. Разумеется, нигде не работали и жили «в потоке блаженства и природы» - точно, как рекомендовал Махариши. Но слово hippy лишь внешне похоже на happy (счастливый), поэтому, исчерпав себя, движение хиппи уже в 1970-х сошло на нет, а философия блаженства осталась. И сегодня уже 200 миллионов наркоманов (по данным ООН) ищут забвения «в потоке», уносящим их не только от счастья, но и из самой жизни.
За громким хором различных проповедников, утверждающим возможность Рая на Земле, почти совсем не слышен доносящийся из глубин XVIII века голос Готхольда Лессинга (1729–1781), немецкого драматурга и философа:
«Главная причина нашего недовольства жизнью есть ни на чём не основанное предположение о том, что мы имеем право на ничем не нарушаемое счастье, что мы рождены для такого счастья».
Пожалуйста, перечитайте ещё раз эти слова: «…ни на чем не основанное предположение…» Откуда же свои предположения, а, точнее, утверждения, взяли Толстой, Ушинский, Флобер и другие великие умы? Наверное, от большого желания быть счастливыми. А поскольку счастливыми хотят быть все, то высказывания столь авторитетных людей были тотчас приняты, чтобы потом передать своим детям, внукам… В результате миллионы людей в мире абсолютно уверены в том, что рождены для счастья. Поскольку же рождены люди, на самом деле, совсем с другой целью, то столкновение суровой действительности с ложной системой представлений неминуемо высекает искры стресса, быстро переходящего в депрессию и страдания. Отсюда депрессия Флобера, печальные мысли Гоголя и страдания миллионов людей на всём свете.
Как много страданий происходит только от одной этой иллюзии! А сколько ещё других вредных заблуждений прочно обосновались в сознании людей!
Мы полностью разделяем убеждение в том, что не сами по себе суровые обстоятельства являются причиной страданий, а наши представления о том, что для нас плохо или хорошо и как всё должно быть на самом деле. Эту мысль очень ясно выразил ещё две тысячи лет назад величайший римский император и не менее великий философ Марк Аврелий Антонин (121-180). Уйдя из жизни, он оставил потомкам не только процветающий и хорошо защищённый Рим, но и целый сборник мудрых мыслей, составивших позднее книгу под названием «Размышления». Среди них есть, например, такое:
«Устрани убеждение, устранится и жалоба на вред. Устрани жалобу на вред, устранится и самый вред».
Итак, всё дело в наших мыслях, в наших отношениях к окружающим людям, предметам и явлениям. Именно наши мысли, оценки и убеждения, то есть наше мировоззрение является определяющим качество нашей жизни, а отнюдь не её фактические обстоятельства.
Среди тех, кто разделял здравые убеждения Готхольда Лессинга, был и другой немецкий философ - Артур Шопенгауэр (1788–1860), который утверждал:
«Есть только одна врождённая у всех ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья».
Но и Шопенгауэр не был услышан - человек слышит, как правило, лишь то, что хочет услышать.
Зато идеи их соотечественника Фридриха Ницше (1844-1900) получили самое широкое распространение во всём мире. Среди них идея самоубийства, как выхода из тяжёлого положения. Мол, если счастье не улыбнулось, можно спокойно распрощаться с жизнью, разом избавившись от всех стрессов и страданий:
«Свою смерть хвалю я вам, свободную смерть, которая приходит ко мне, потому, что я хочу».
Идея самоубийства так привлекала Ницше, что он буквально поэтизировал её:
«…Или я погасну, как свеча, которую задувает не ветер, но которая сама устаёт от себя и пресыщается собою, — выгоревшая свеча? Или, наконец: задую ли я сам себя, чтобы не выгореть?»
Неужели и знаменитого Ницше можно записать в невежды? А почему нет? Кто причислил его к лику великих философов? Это неясно, зато хорошо известно, что Ницше последние 20 лет своей жизни провёл, тяжко страдая от физических и психических недугов. А ведь именно в этот период он создал свои основные философские труды. Чего же ещё можно ожидать от сильно больного и на тело и на голову человека, кроме гимна смерти-избавительнице? Она, кстати, пришла к философу в психиатрической больнице.
(продолжение следует)
Оценили 11 человек
15 кармы