Родительская общественность уже более 20 лет обеспокоена реформами над социальным устройством нашей страны. Такая тема как образование – одна из самых болезненных, так как напрямую связана с нашими детьми, а значит с будущим России. Но одной обеспокоенности мало, необходимо осмысливать то направление (большинством определяемое как неправильное), в котором движутся реформаторы.
В своем выступлении на Совещании сибирских региональных отделений РВС в Новосибирске Александр Коваленин проанализировал манифест «Гуманистическая педагогика, XXI век». Анализ представлен в виде статьи «Прикрываясь гуманизмом. Манифест разрушителей школы» в газете «Суть времени».
Манифест подписан основными «элитными» реформаторами образования из Минобрнауки, ВШЭ и прочих уважаемых структур. Должности подписантов заставляют относиться к документу серьезно. Как показал в своем анализе А. Коваленин, манифест имеет такое же отношение к гуманизму, как и к педагогике – а точнее, никакого.
Читателю лучше ознакомиться с анализом самостоятельно, я лишь приведу цитату из манифеста:
«Массовое и персональное образование будут построены по принципу индивидуальных траекторий, персональных программ, которые реализуются с учетом личных мотивов, способностей и потребностей человека на каждом этапе его развития».
Красивые слова. Но насколько они применимы к жизни? Именно к жизни и развитию, а не к деградации?
Насколько возможно согласовать обучение и воспитание ребенка с учетом его личных мотивов очень хорошо показали замечательные режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг в мультфильме «Огонь», снятом по переработанному киносценарию Юрия Карловича Олеши.
В мультфильме мнение авторов передают два персонажа: часы и мышь. Их озвучивали замечательные советские актеры Михаил Михайлович Яншин и Рина (Екатерина Васильевна) Зеленая.
Хотя мультфильм называется «Огонь», основной смысл мультфильма – это человеческий труд, который можно видеть во всем, что нас окружает. И не зря тема труда сочетается с темой воспитания.
http://www.youtube.com/watch?v=BHH7gXblZek
Привожу часть диалога, который, на мой взгляд, хорошо бы увековечить в граните (часы – Ч, мышь - М):
Ч: Нет, так нельзя, Сергеева Сергея
Мы научить должны!
М: Чему?
Ч: Чему?
Тому, что в каждой самой скромной вещи
Привычной, обиходной, каждодневной
Воплощены мильонолетний труд
И разум сотен тысяч поколений.
Он должен научиться уважать…
М: Нельзя так много требовать с ребенка!
Ч: По-твоему, детей не следует учить?
Пускай как лопухи в саду растут ребята?
Как на трухлявом пне опята?
Ах, как бы, мол, дите не огорчить?
Нет, это не любовь, а просто бабья жалость.
Простить ребенку можно шалость,
Но безответственность и лень нельзя простить!
Нельзя из мальчиков оболтусов растить!
<…>
Ч: Окружены все люди чудесами,
На каждой вещи гения печать.
Но разучились люди замечать
Величие того, что сотворили сами,
И удивительные самые явления
У них не вызывают удивленья.
Необходимо, мышь, хотя бы иногда
Освободить ядро от скорлупы привычки,
И показать в огне обыкновенной спички
Тысячелетия исканий и труда.
Интересно, как научить Сергеева Сергея тому, что в каждой вещи заключен «мильонолетний труд и разум сотен тысяч поколений», если личные мотивы Сергеева Сергея находятся в области метания зажженых спичек, а не чтения книги?
Может быть подписанты манифеста разъяснят это консервативно настроенному обществу?
Оценили 18 человек
62 кармы