Это не та тема, в которую хотелось бы погружаться, но, как вижу, без меня это бесконечное говорилово о якобы неудовлетворительной политике финансирования театров не свернуть - культурные деятели так и будут продолжать нести чушь прекрасную о том, как государство их копеечкой обносит и одновременно жаловаться на чрезмерный контроль за расходами.
Сейчас расставим всех матрёшек в ряд, товарищи. Это мне немножко скучной работы, а вам немножко скучного чтива. Кто преодолеет эти несколько абзацев - откроет для себя удивительное: режиссеры, худруки и разные другие люди высшего театрального сословия, реально, живут при коммунизме. Коммунизм, напоминаю, это общественно-политический строй такой, где "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". Шутки в этом - ни малейшей доли.
По действующему гражданскому законодательству, театр является некоммерческой организацией. Да, да, театр это НКО. См. п.7 Положения о театре в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329, где на этот правовой статус указывается однозначно. А также см. ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ, где дано определение НКО и для каких целей они создаются. Для пущей уверенности, можно заглянуть в устав любого театра, чьи учредительные документы вам доступны; и убедиться, что основной целью его деятельности является отнюдь не извлечение прибыли. Извлечение прибыли в качестве цели деятельности есть базовый критерий признания организации коммерческой, и наоборот (см. п.1 ст. 50 ГК РФ).
Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм НКО приводится в Главе 4 ГК РФ, а равно и Главе II Закона об НКО от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Их много, поэтому позволю себе не тратить время на формальное доказывание факта принадлежности интересующего нынче многих объекта - Большого театра - к унитарным НКО (что это значит, скажу ниже или см. ГК РФ ст. 65.1), а именно - к государственным бюджетным учреждениям (сведения о таких учреждениях см. в ст.ст. 123.21, 123.22 ГК РФ и ст. 9.2 Закона об НКО от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Тем более, что эта конкретика содержится в полном юридическом наименовании театра: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический Большой театр России".
Можно пройтись по всему списку московских театров и убедиться, что ровно таких же государственных бюджетных учреждений в этом ряду множество. И обнаружить, что Большой театр, по своему статусу, никак не отличается от, извините, Гоголь-центра. В связи с чем для меня остается непонятным, что произошло: то ли Большой унизили, то ли Гоголь-центр возвысили. Хорошо бы на этот вопрос получить ответ, а то в моем мозгу такой либерализм не умещается.
Да, да, я в курсе про ельцинский указ 1991 года. Но в итоге особый статус получил не Театр как средоточие особой культурной атмосферы, как храм, куда приходишь, надев всё лучшее, но Театр как... объект недвижимости.
Рассказываю. Действительно, некогда Указом Ельцина (см. Указ Президента РСФСР от 18.12.1991 г. № 294), Большой театр отнесен к особо ценным объектам национального наследия и достояния народов России, в связи с чем а) государством гарантирована его сохранность в интересах настоящего и будущих поколений россиян и б) Правительству РСФСР было поручено определить его статус и порядок обеспечения сохранности и деятельности.
Потом был Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487, пунктом 2 коего установлено, что присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Потом было Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1143, коим утверждено Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, где Депозитарием Государственного свода объявлено Министерство культуры Российской Федерации. Приказ во исполнение этого Постановления Минкульт издал только через пять лет - в 1999 году, 16 апреля (№ 246), коим утвердил форму Регистрационного Реестра государственного свода объектов культурного наследия. Судя по содержанию Приказа, он про недвижимость, и только.
Большой театр в Своде зарегистрирован 23.04.1999 г. под номером три, со ссылкой на тот же ельцинский указ № 294 от 18.12.1991. Первые два номера - Московский Кремль и Кремлевский дворец съездов. Всего, на сегодняшний день, Свод содержит 68 особо ценных объектов недвижимости.
Потом был Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Но он тоже - только и исключительно - о памятниках истории и культуры. О той же недвижимости, читай. Видать, иные аспекты культуры наш Минкульт не интересуют. Никого не интересуют, ни в органах законодательной власти, ни в органах исполнительной.
Это вызывает вопросы. Хотя бы потому, как в никем не отмененном Указе Президента Российской Федерации от 30.11.1992 г. № 1487 (коим утверждено Положение об особо ценных объектах культурного наследия) объект культурного наследия это не только материальный объект на земле. Внимание:
Ну ладно, ельцинский указ, то было давно, могли забыть. Но вот современная редакция Федерального закона от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", статья 3 (где о терминах):
Жаль, что всего одним словом, но согласитесь - духовные ценности, это точно не недвижимость.
Так почему же Закон об объектах культурного наследия (прошу обратить внимание: даже не об особо ценных - о просто объектах культурного наследия) относит к таковым только объекты материальной культуры, преимущественно недвижимые: памятники, ансамбли и достопримечательные места (см. ст. 3 Федерального Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Так где же, где, - я вас спрашиваю, - реестр объектов культурного наследия народов России, представляющих собой интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с т. зр. культуры и искусства? Интересуюсь: где реестр шедевральных постановок оперных и балетных спектаклей? И спектаклей драматических театров, театров комедии если в постановке режиссера имярек получился шедевр. Да хоть бы и цирковых представлений!
Вот где, скажите мне, каким документом государство обязалось охранять балет Арама Хачатуряна "Спартак" в постановке Юрия Григоровича? Великая ведь постановка.
Для чего, для чего... Для того, чтобы никакой режиссер-новатор не посмел вставить туда голую жопу! Вот для чего.
Или срок получить можно только если на стене Большого театра намалюешь нечто неприличное?
А если не на стене особо ценного объекта культурного наследия, а например, на Литейном мосту - ничего, тебе Минкульт еще и госпремию выпишет.
А как насчет охраны музыкальных произведений от буйных визуальных фантазий режиссеров-новаторов? Просто музыку, великую музыку великого композитора, что - осквернять можно? Музыкальный шедевр - не памятник, не культурное наследие, не достояние народов России? Черт с ней, с музыкой, да?
Кстати, вот вам Глинка - "Руслан и Людмила", в Большом - нарезка из эротических сцен, - наслаждайтесь. Говорят, эту оперу в этой постановке давали в Большом 2 ноября 2011, в день открытия Большого после реставрации. Говорят, досмотрели не все - под занавес осталось пол-зала. И не спрашивайте, где там у Пушкина бордель (или психушка... нет, бордель, - там кровать модная, круглая) и какого рожна чернокожее тело мужеского полу танцует лезгинку, искушает бедную Людмилу не пойми чем, пытается повалить и подмять (девушка выскользнула, не бойтесь). Все вопросы - к режиссеру Чернякову, он же - художник-постановщик, наверняка знал, чего хотел.
Не, нуачо. Музыка, она ж не монумент, её руками не потрогаешь, не передашь ни в аренду, ни в частную собственность рестораторам и прочим прытким коммерсам за долю малую.
К слову, почему в ресторане - дресс-код, а в Большой театр приходи как чмошник, никто тебе слова не скажет! Или жрать-пить - это священнодейство, а получать духовный заряд, слушая музыку и наслаждаясь сценической картиной - то такэ?
Однако, к нашим финансовым баранам. Я обещала раскрыть финансовый аспект существования театров, относящихся к унитарным учреждениям.
Для справки: к унитарным учреждениям относятся театры, учредителем которых является Министерство культуры РФ или другой государственный или муниципальный орган власти. Просто зафиксируем это.
Кто даст себе труд пройтись по списку московских театров, тот убедится, что почти все они числятся бюджетными учреждениями. Говорю: "почти", потому что наверняка среди них и автономные найдутся (вот, например, ТЮЗ).
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский театр «ЕТ СЕТЕRA» под руководством Александра Калягина". Учредитель: Департамент культуры города Москвы.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический Большой театр России". Учредитель: Министерство культуры Российской Федерации.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова". Учредитель: Министерство культуры республики Северная Осетия-Алания.
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя". Учредитель: Департамент культуры города Москвы.
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна". Учредитель: Департамент культуры города Москвы.
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский театр "театр Луны". Учредитель: Департамент культуры города Москвы.
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский театр "Школа современной пьесы". Учредитель: Департамент культуры города Москвы.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный театр "Сатирикон" имени Аркадия Райкина. Учредитель: Министерство культуры Российской Федерации.
............
Дальше не стану перечислять, список московских театров слишком длинный, кто интересуется, найдет без труда. Сведения о регистрации какого угодно театра, учредительные документы - всё в свободном доступе.
К услугам интересующихся - официальный сайт с информацией о государственных (муниципальных) учреждениях всех регионов страны. Сайт строго официальный, созданный по Приказу Минфина от 21 июля 2011 г. N 86н, и заслуживает доверия. Я поинтересовалась бюджетными учреждениями города Москвы, в названии которых содержится слово "театр" (через фильтр в поиске), и получила список размером в 93 позиции.
Ничего плохого не хочу сказать, наоборот - радуюсь: в одной только Москве почти сотня театров с гарантированным бюджетным финансированием на покрытие текущих расходов. Гарантированным, услышьте меня, имеющие уши.
Об имуществе. Театр, будь он хоть унитарной НКО, хоть автономной, получает от учредителя имущество лишь в оперативное управление (см. ст. 298 ГК РФ) т.е. оно остается собственностью учредителя. Так, если речь о театре как учреждении унитарном - переданное ему имущество остается в собственности соответствующего Министерства или Департамента. Кто считает, что это плохо - ошибается. Ибо переданное т.о. здание как содержалось за счет Министерства или Департамента до передачи, так и содержится после. И налог на землю платит собственник же - министерство или департамент. И ежели какой ущерб зданию нанесен, например, пожар случился, то ремонт и реставрация за счет собственника. Театру же, на время вынужденного переселения в арендованные помещения, то же Министерство или департамент выделяет дополнительную сумму, сверх ранее утвержденных статей бюджета (из резерва непредвиденных расходов, есть такая строка). На аренду, да-с. Это ничего, что ты не уберег государственное (муниципальное) имущество, главное - уберечь тебя от бренных хлопот, продолжай творить и ни в чем себе не отказывай.
И еще одна сфера финансирования - на отдельные подряды и новые постановки. Тут немного строже. Такие вещи подвергаются ужасному, - это, господа, почти цензура, только финансовая - казначейскому сопровождению. Вой по этому поводу в творческих кругах стоит нечеловеческий. Дескать какое вам дело как мы потратили деньги - мы же спектакль поставили - вот он, глядите! И рецензии в печати - читайте, сие свидетельство нашей честности и непорочности, да как вы смеете...
В целом, если кратко, для финансирования такого рода учреждений Бюджетным Кодексом предусмотрено два вида ассигнований: бюджетные субсидии (согласно статье 69.1 БК РФ - это важно отметить, возможно, объясню в другой раз, сюда вряд ли удастся втиснуть) и бюджетные инвестиции. На то и на другое имеют право как унитарные, так и автономные НКО, с той лишь разницей, что унитарным оно гарантировано, а автономным - нет, те должны такой милости заслужить. Основной же свой хлеб автономные НКО добывают в поте лица своего. Ну как - добывают... По-разному, мягко говоря, добывают, иной раз и не напрягаясь вовсе, но способами такими, за которые сидеть - не пересидеть ("смерть Дмитрия Марьянова" - напомните мне потом ключевые слова, опишу в комментариях на свежем примере, будет интересно; здесь не могу, здесь мы о театрах, а не о больничках).
НКО, в любом случае, кормушка жирная и вкусная. Нет, не так: для автономных - просто вкусная, для бюджетных же вкусная и жирная одновременно.
Вот почему среди театров так много бюджетных учреждений и совсем не густо автономных. Это притом, что в бюджетных финансовая дисциплина строже. Много чего им нельзя, например, нельзя брать кредиты в коммерческих банках. Да что там кредиты - вообще нельзя открыть счет в коммерческом банке - все расчеты только через лицевой счет в Казначействе и любой платеж, хоть на копейку - только с санкции Казначейства.
Финансовая политика тех и других строго регламентирована. И бюджетные, и автономные учреждения участвуют в бюджетном процессе (см. Приказ Минфина России от 28.07.2010 N 81н и Приказ Минкультуры России от 18.05.2016 N 1099 с Приложением - настоятельно рекомендую оба документа, для ознакомления, будете удивлены, как скрупулезно расписывается каждая статья затрат).
Вопрос, казалось бы, сам собой возникает: как так случилось, что при таких строгостях и ограничениях Серебренников сотоварищи умыкнули из-под носа казначейского управляющего аж 68 государственных миллионов? У меня есть версия. Полагаю, и у читателей тоже, точь-в-точь такая же. Имен только не знаем, кто должен присесть рядышком. В остальном всё так очевидно, что даже неинтересно.
Мне представляется куда более интересными вот такие вот откровения представителей творческого класса - они, понимаешь, вынуждены(!), их вынуждают работать на государство. Не иначе - под пытками.
Это был кусочек из статьи с подзаголовком "Как бороться с государством на местах".
О том, как их "вынуждали", поведал как-то режиссер и худрук театра со странным названием "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз - тот самый, вечно ноющий на тв-эфирах об ограничении свободы распоряжаться выделенными государством средствами и тот самый, в здании театра которого в 2013 случился пожар (ни на что не намекаю, просто сказала, ибо факт).
Почитайте его интервью от 2009 года (по случаю юбилея театра - 20 лет со дня основания), оно вполне актуальное. Иосиф Леонидович болтун невероятный, такое выдает... Если бы не давность лет, можно класть в основу уголовного дела. Хотя... это же святые 90-е. Точнее, их преддверие, год 1989, еще жив Советский Союз.
Представили, да? Сидит такой Райхельгауз, а с ним два безработных актера: Любовь Полищук и Альберт Филозов. И вдруг то ли ангел с небес, то ли добрая фея - Марина Дружинина, начальник из высоких сфер Минкульта: вот вам помещение в историческом здании в центре Москвы, вот вам финансирование государственное - берите, чо.
Представили, да? Так есть ли нужда расписывать, ЧТО за этим отчетливо видится и зело вонюче смердит? ...
И потянулись в Минкульт проходимцы, и стал им Минкульт театры штамповать, один за другим, бюджетные. И стали театрами называться всякие кафешки, кабаки, ночные клубы и всё, где кривляки исполняют номера на чем-то вроде сцены. И потекли рекой денежки бюджетные бесконтрольные; все расчеты в коммерческих банках, на выбор, никакого тебе казначейства еще и в помине не было, его только после августа 98-го Примаков с Маслюковым придумали. Одним словом, золотые были времена. Не для всех, конечно. Рядовые-то артисты, будь они хоть трижды заслуженными и народными, тихо помирали в своих квартирах всеми забытые, кто от болезни, а кто и с голоду. Не вписались в рынок. А театр себе попросить у Минкульта отдельный, не захотели. Или не знали, как это делается и зачем. Они умели только одно - играть роли.
Кстати, о рынке.
В те "святые" времена видные представители творческой интеллигенции, не вылезая из телевизора и не сходя с полос журналов и газет, взахлеб вещали о том, как хорошо страна заживет, если заводы и фабрики приватизировать, колхозы распаевать, НИИ закрыть и вообще покончить с государственной собственностью на средства производства, а государственное регулирование упразднить и целиком положиться на "невидимую руку рынка" ибо Адам Смит велик. Все помнят, да? Кто уже дитём не был, все. Но.
Но. Себе-то наша "творческая интеллигенция" оставила всё, что до этого имела, и ни о какой приватизации театров даже заикаться не стала (дураки, что ли - содержать за свой счет!). Еще и свободы вдобавок вытребовала, чтобы бесцензурно вытворять, что заблагорассудится. И привилегий в виде прав человека, где человеком только себя и представляет. Причем таким, который стоит над государством. Государство - ничто супротив "творческой личности". В Законе так и написано, да.
Воистину, "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить". Люблю Достоевского.
Сильно подозреваю, что текст Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" писали сами же представители "творческой интеллигенции". В нем ни слова о том, что искусство, оно для народа. Зато чуть ли не в каждой статье о том, как надо с "творческой личности" пылинки сдувать.
Да, славные были годочки. Какую творческую личность ни спроси о них - начинает сладко жмуриться, мурчать и хотеть еще.
Лихо же тогда они, люди творческих профессий, спихнули всех нас с поезда, идущего в коммунизм. Чтобы далее, на том же "паровозе", помчаться без нас, лишних ртов.
Так мы оказались в диком приватизаторском капитализме, а ушлые люди творческих профессий получили то, чего нет нигде в мире: "свободу самовыражения" на полном государственном пансионе.
Да только вот, коммунизм у них получился шибко уродливый. При зашкаливающем уровне материального потребления применительно к себе лично, люди творческих профессий делали и продолжают делать всё, чтобы в стране уровень духовного и интеллектуального развития падал и в итоге когда-нибудь рухнул в окончательное скотство. В этом смысле замечательно выразилась та же Екатерина Деготь: "Выбор негосударственного пути развития культуры и общества должен стать нашей стратегией".
Если сложить две цитаты вместе, то смысл получается примерно такой: Государство - наша корова и мы, культурная элита, её доим; остальные все - быдло и козлы, им государство ничего не должно, а про то, как "развиваться" культуре и обществу, мы сами обществу расскажем и покажем, - государство, не мешай, а то в нос получишь, мы тут главные, - забыли? Наши права по отношению к правам государства приоритетны, так в Законе.
Это было давно, в 2012 после неудавшейся Болотной. Надо сказать, тогда, после Болотной, начались примечательные шевеления в культурных слоях нашего государства. Об этом писать отдельно вряд ли буду (просто не хочу). Кому интересно - начните копать от создания при Минкульте РВИО и поинтересуйтесь историей создания общества военно-исторических реконструкторов. Опять же, я ни на что не намекаю и плохого ничего не вижу. Просто даю ориентир: копать отсюда и до обеда.
И вот, кажется, обед.
Что бы это значило. Может, ничего. А, может, и чего.
UPD: Ничего или таки "чего", а вехи отметить, наверное, есть смысл.
23 мая у Серебренникова дома проведен обыск.
В ночь с 21 на 22 августа Серебренникова арестовали. Злые языки говорят, что большой пожар в его родном городе Ростове 21 августа - не совпадение вовсе. Если вспомнить, что там же, в Ростове, были найдены схроны с оружием, а еще припомнить как иноземные политологи (Гильбо, напр.) в 2014 г. "прогнозировали", что "наступление на Кремль начнется из Ростова", то и вовсе картинка любопытная разворачивается.
Оставлю, однако, это профессиональным конспирологам, сама-то я дилетант.
Вот вам свеженькие пышечки, только из печки:
Руководителей 14 театров заподозрили в махинациях. В списке — Куклачев, Меньшиков и Табаков
* * *
Из прошлых опусов, на тему:
Большая сатанинская миссия в России руками деятелей псевдокультуры
О свободе творчества всякой творческой личности
Оценили 97 человек
132 кармы