• РЕГИСТРАЦИЯ
На Трампа совершено покушение. Детали в телеграм Конта

ЗНАЧИМОСТЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

50 537

Уважаемые Коллеги и Читатели!

Глубоко тронуло обращение незнакомого Человека

https://vk.com/video-213126902...

Послушайте умного образованного человека. Надеюсь, узнаете и откроете для себя много нового, чего не знали о классике казахской литературы Абае Кунанбаеве и о значении русского языка для казахского народа, для всех народов прежнего СССР  да и для нас  с Вами, граждан современной России... 

https://vk.com/video-213126902...

Эти строки написаны более 130 лет тому назад. Великий Абай обращается не только к казахам, он обращается со  своими мыслями ко всем нам...

Абай Кунанбаев. "Слова назидания" на русском языке

Стихотворное переложение творений Абая Кунанбаева – казахского поэта конца XIX – начала XX вв., писателя, общественного деятеля, композитора, основоположника казахской письменной литературы и её первого классика – подготовил исполняющий обязанности ректора Алматинского Епархиального Духовного училища архимандрит Геннадий (Гоголев) в 2010 году.

Первое Слово

Немало мною пройдено дорог,

И многое в пути я испытал:

Я уклониться от борьбы не мог,

Судил неправо, спорил, ревновал.

Но скоро станет близок мой конец

Я обессилел и устал душой,

И убедился, что до злых сердец

Не достигают благость и покой.

Бесплоден я: не видно смысла мне

В занятиях моих на склоне дней.

Не встану с молодыми наравне,

Пылая страстью изменить людей.

Неблагодарен бедный мой народ,

Не облегчить мне тягостей его!

Он своего вождя лишь проклянет,

Не принимая блага от него.

Я не желаю умножать стада.

Воров ли, попрошаек мне кормить?

Пускай мой сын несет ярмо труда,

Коль среди них богатым хочет слыть.

Продолжить изучение наук?

Но как смешон торговец некий был,

Что полный драгоценностей сундук

В нехоженой пустыне разложил!

Никто не ищет знаний у меня.

В молитве ль ныне душу изолью?

Но нет покоя - на исходе дня,

Молитвой я души не исцелю.

Заняться воспитанием детей?

Но что им нынче надобно узнать?

Я не пойму их мыслей и путей

И не смогу на пользу воспитать.

И рассудив о горестях как мог,

Я попросил бумаги и чернил,

Чтобы простой и безыскусный слог

Мои Слова навеки сохранил.

Быть может, кто-то перепишет их,

Чтобы оставить в памяти людской,

А если нет - богатство слов моих

Сойдет в могилу навсегда со мной.

Второе слово

Я слышал в детстве ядовитый смех -

В селе казах узбека осмеял:

«Трусливым сартом» обозвал при всех,

А речь узбека «трескотней» назвал.

Другой казах шутил, когда при нем

Ногай-татарин оседал коня.

Смеялся над пришельцем каждый дом,

И шутки их забавили меня.

Когда казахи, собираясь в круг,

Развеселившись, пили до утра,

Я слышал, что и русский мне не друг -

Ведь дружба с рыжим не несет добра.

Как мой народ прекрасен, знаменит! -

Я по утрам с молитвой восклицал.

Как жалок чужеземцев странный вид!

И я с восторгом Бога прославлял.

Но шли года. И детский мой восторг

Сменился чередой упрямых дум:

А опыт право оценить помог

Узбеков благочестие и ум.

Я ужаснулся домыслам своим,

Когда расстался с ними невзначай:

Ведь кто еще под небом голубым

Трудолюбив, вынослив как ногай?

Я посылаю, братья, вам поклон

За то, что с вами этот мир познал.

И в старости я сам себе смешон

За то, что русских в детстве осмеял.

Четвертое слово

Давно сказали слово нам отцы,

Что смех пустой сознание пьянит.

Бегут от глупых шуток мудрецы,

И труженик от пьяницы бежит.

В веселости беспечной скрыт порок -

Она ведет к растлению ума.

Бездельника в нужде оставит Бог,

Ему грозят бесчестье и сума.

Достаток в этом мире потеряв,

Презрен своей зажиточной родней,

Могиле дань последнюю отдав,

И после смерти будет он изгой.

Но тот, кто может бодрый дух собрать

И пребывает в разуме своем -

Уныние умеет побеждать

Не смехотворством, а святым трудом.

Не убиваться горем вас учу,

В плену печали потерявши вид,

Доверьтесь милосердному врачу -

Вас труд от всех печалей исцелит.

Но тихий смех моих коснется уст,

Когда увижу добрые дела,

И не умолкнет, отгоняя грусть,

Чтобы душа от радости цвела.

Не радуйтесь поступкам подлеца -

Притворный смех противен будет вам.

И, чтобы не прогневать вам Творца,

Не ссорьтесь никогда по пустякам.

Пятое слово

Когда теснит печаль ночами грудь,

И тело изнывает от тоски,

Не в силах будет человек вздохнуть,

И дух его как будто взят в тиски.

Тогда бессильно дни свои влачит

Иль мечется, не находя приют,

И по лицу, теряющему вид,

Так часто слезы горькие текут.

Но отчего, скажи, твоя печаль?

Ты изнемог под бременем забот?

Иль алчному чужих сокровищ жаль,

Что в собственном дому не достает?

Напрасно Богу будешь досаждать

Молитвою о безмятежных днях.

Не лучше ли желания унять?

И обрести душою Божий страх?

Себя в личину скромности облечь,

Потупив в землю лицемерный взгляд,

Ты можешь, но свою не скроешь речь -

Твои слова тебя изобличат.

Сильна привычка наживать добро

Нечестным и неправедным путем.

А коль падет на голову позор,

Драть ворот брату, стоя на своем.

Пускай ты много в жизни преуспел:

Достиг почета, превознес себя.

Но дети, что плохих стыдятся дел,

Угодны Богу более тебя.

Шестое слово

Любой казах в порыве лучших чувств

Пословицей перед тобой блеснет

О том, что единенье - верх искусств,

И общность стада сохранит их род.

Но если племя завладеет всем,

От каждого забрав плоды трудов,

То разве не наступит вместе с тем

В нем рай для тунеядцев и воров?

Я свой совет хочу казахам дать:

Род не спасает общее добро.

Единство мыслей нужно вам стяжать,

А не в одном подвале серебро!

В ауле каждый аксакал умен,

На все готова мудрость у него:

Существованье почитает он

Основою достатка своего.

Мы целый день, как овцы, смотрим вниз,

Достаток, насыщение любя,

Служенью плоти посвящая жизнь,

Скотам мы уподобили себя.

К словам Абая обращая слух,

Узнай же правду бедный мой народ

О том, что плотью править должен дух -

И труд искусством каждый назовет.

Лишь записной бездельник и нахал

К дармовой пище тянется, спеша.

И как бы видом он не восхищал,

Смердит его бесстыдная душа.


Абай  "Слова назидания" https://proza.ru/2017/01/26/72...

Перевод Айтанур Леха Семипалатинский

Предисловие

«Слова назидания» были написаны Абаем Кунанбаевым (1845 –1904) более ста лет назад. На тот момент это были дневниковые записи, т.е. материал к произведению. По неким причинам, автор не успел довести до конца завершающую его обработку и потому полноценный перевод «Слов назиданий» на другие языки долгое время представлял сложность для переводчиков.

Имевший место период запрета на все, что связано с творчеством Абая, еще более отсрочил признание в мировой культуре идей этого величайшего гуманиста-просветителя. Но, как говорится, время расставляет свои акценты...

Хотелось бы сформулировать преамбулу «Слов назиданий», потому как многие ошибочно считают, что именно моралистика является смысловым стержнем этого произведения.

Это неверно. Поведенческие пороки казахов того времени (за которыми автор подразумевает пороки человека вообще) Абай использует лишь как сюжетный фон для поиска ответов на более сущностные, иного философского порядка вопросы...

Душа любого человека, осознает он это или нет, находится под гнетом несправедливости мироустройства. Поэтому – как каждый человек в отдельности, так и все человечество в целом – нуждается в разумном, соответствующем духовному поиску и религиозному убеждению, разъяснении этого вопроса. Естественно, подобная задача возлагается в первую очередь на (истинных) гуманитариев-просветителей, среди которых особое место занимает Абай Кунанбаев.

Итак: необычайно одаренный, человек высочайших принципов, Абай – разочарованный результатами своей просветительской миссии – в размышлениях о разумности и целесообразности сущего, приходит к умозаключениям, которые во многом отличаются от традиционного понимания... Думаю, современному просвещенному читателю мысли Абая будут чрезвычайно полезны и интересны.

Айтанур

I

Жил, хорошо ли плохо, а пройдено немало.

В конфликтах да судах что только не сносил...

В итоге – обнаружив преклонных лет усталость,

Пресытясь суетой – я выбился из сил.

И, разочарованный бесплодностью деяний,

Не вижу боле цель и смысл бытия...

Так чем же мне заняться? Куда направить знанья?

Ответ не нахожу. И озадачен я.

Народом править?.. Глупость. Власть – сущее проклятье!

Пусть этот груз несет, кто сердцем не остыл.

(Терзая свою душу прескверным сим занятьем)

Меня ж, бог упаси. То – не по мне посыл.

Преумножать богатства... Лишь тешиться обманом!

Пусть дети скот растят, чем «подпирать углы»,

А я сим заниматься остаток дней не стану

На радость сплетникам – разносчикам хулы.

Заняться ли наукой... Но как её постигнешь

Раздумьем не делясь, что ново – не узнав?

Что толку, что бездарно в степи далекой сгинешь,

Вкруг наложив холсты, аршин в руке зажав?!

...Когда друзей не видишь, с кем делишь горе-радость,

Накопленные знанья – лишь отравляют старость.

А может, посвящу я себя служенью Богу?..

Боюсь, и здесь душа не обретёт покой.

Какое благочестье в рассаднике порока,

Когда подлец – в чести, а праведник – изгой?!

Воспитывать потомство... И в этом нет призванья:

Чему и как учить? Смогу ли дать совет –

Где приложить достойно достигнутые знанья?

Не вижу сам... И здесь мне примененья нет.

И, наконец, решил я: бумаге и чернилам,

В остаток дней своих вверяю знаний свод.

Пусть, кто поймёт их смысл: в чем просвещенья сила,

Запишет или так запомнит мыслей ход.

А ежели народ мой воспримет их немило –

Останутся при мне... И нет иных забот!

II

Когда бы я казахов не любил –

Откочевал, чтоб их не видеть боле;

Не тратил зря своих душевных сил,

Не чувствовал ни горечи, ни боли…

Когда б любил... я одобрял их нрав,

Нашёл бы, что моей душе по нраву

И, утешенье старости познав,

Своей гордился нацией по праву.

Но нет того. Хотя и сам казах,

На сей вопрос ответить мне непросто:

Лишь влага с носа, слёзы на глазах,

Терзают душу горькие вопросы…

Хотя живу, живым себя не чту.

Досада ль на людей тому причина?..

Таясь от посторонних, горечь ту

Скрываю под смирения личиной:

Невесел смех, сержусь – а гнева нет,

Слова мои мне кажутся чужими,

Тепло не греет, тускл белый свет

И мысли стали будто не моими…

В дни молодости я не допускал,

Как это можно свой народ оставить?..

Любил и верил, смысл во всем искал.

Такую старость – мог ли я представить?!

Мечтал их образумить-обучить,

Узнал людей – угасло упованье.

Всё бросить, на чужбине жизнь влачить –

Лишь сложности и новые страданья.

Все чуждо, а в груди лишь пустота...

Единственным утешусь, умирая,

Что этой жизни скорбь и маета

Зачтутся на пути от ада к раю!

III

Примерно на земле мильарда два людей;

Казахов же из них – считай, мильона два.

Живут, «как бог подал»: кто свят, а кто злодей,

Хотя навряд ли кто избегнул воровства…

Есть в мире города, где люд неисчислим,

Отважный мореход планету обогнул!

А мы – как стая псов – грыземся и следим,

Как бы ближайший наш и глазом не моргнул!

Казахи – испокон кочующий народ

И ни с одним другим народом он не схож.

В познаниях, увы, никак не полиглот,

Зато хвастлив порой – ну просто «в сердце нож»!

Ну как же нам забыть злословие, обман,

А ловкость проявлять – в достойном ремесле?

Ужель нам так и жить и путь иной не дан,

Чем быть в хвосте других народов на Земле?!

Когда же, наконец, придут иные дни?..

На сто голов скота – глаза двухсот горят!

Из жадных цепких рук не выпустят они,

Пока не изведут и в прах не разорят...

IV

Кто будет слушать нынче советы-назиданья?..

Тот – волостной, тот – бий; я им ни враг, ни друг.

Они сочли, что знают законы мирозданья

И вправе всех учить и просвещать вокруг.

А если б, знаний ради, надумали послушать,

Опять же недосуг – «забот невпроворот»!

Родни что тараканов (всем надо что-то кушать)

Начальству услужи, да не смути народ…

Богатые невежды – так те забот не знают,

Пусть на день им даны богатство и почёт;

Уверены в достатке: всем нужным обладают,

А недостает чего – приобретут за скот.

Их взоры запредельны, а аппетит безмерный,

Для них понятье честь – равно цене скота.

Дай волю, все на свете скупили бы, наверно

И были б тем горды... Святая простота!

Бедняк – овцы смиренней, а норовит туда же:

«Не трогай лучше нас, других учи уму.

Из этих ваших книжек шурпу не сваришь даже».

Считает, если нищ – и знанья ни к чему…

А прочим лиходеям дай жертву побогаче.

Советы-назиданья им не нужны тем паче!

V

Есть радость-утешенье (быть им прахом!)

Проклятием, висящим над казахом.

Встречая подлеца иль злодеянье –

Которого он сам не совершил –

Он радуется, словно оправданье

Нашёл всему, что в жизни нагрешил:

«Взгляните люди – ведь муслим он тоже,

А рядом с ним я чист, как ангел божий».

...Так он толкует заповедь Творца:

«Достаточно быть лучше подлеца»

Для Бога нет урода и красавца;

Есть верящий в добро и есть злодей.

Исправишься ль, равняясь на мерзавца?!

Добру – у добрых учатся людей.

Другая «форма самоутешенья».

Он говорит: «Я подл, ну и что ж?!

Когда вокруг сплошные прегрешенья,

Порок мой – и грехом не назовёшь».

Знать глупость иногда седоборода...

Невесту успокоит ли жених,

Сказав, что вонь – болезнь всего рода,

Привыкнешь, мол – смердит и от других?!

...Участвуй в скачках, но победы ради.

Чем «как-нибудь» – уж лучше посиди.

Какая радость спрашивать «кто сзади»,

Когда не счесть, кто мчится впереди?!

...Глупцы найдут взаимопониманье,

А двое умных будут враждовать.

Простор степи, взрастишь ли семя знанья,

И даст ли всход хоть крохотная пядь?..

VI

Заведено среди казахов

Друг другу лестью угождать.

Найду ли я, слуга Аллаха –

С своей привычкой досаждать –

Кого любить и уважать?..

Уважить бая? Нет такого...

Кто есть – безлик, как старый крот:

Своих не видит, чтит чужого;

Льстецам-пройдохам дарит скот

И мнит, что добр... (сумасброд!).

Уважить щедрого мырзу бы...

Но кто здесь истый меценат?!

Все ж жаждут славы, стиснув зубы,

Как будто щиплет (виноват)

Кошма солёная им зад!

Управы, волостные, бии...

Все вкруг чинят безбожный суд.

Одни купили власть, другие

Подобострастно спины гнут –

Иначе должность не дадут.

Ну как же сильных не уважишь?..

Но все крепки в деяньях зла.

На дело доброе отважишь

(Какая б польза ни была)

Скорей – аульного козла!

А может, с умным буду кроток

И почесть разуму воздам?..

Увы, где совесть – ум короток.

Он подлость не сочтёт за срам.

Умеет жить... (куда уж нам!)

Убогий нищий проще судит:

Себя безгрешным не сочтёт.

Дай силы – и сноровка будет!

Всё что угодно, хоть помет,

Тишком прихватит-умыкнет!

Хитрец-шельмец, проныра липкий...

Ну! Этих просто не унять,

Пока не оберут до нитки.

Их логику легко понять:

«Не отдают – сумей отнять».

Остался скромный, но не нищий,

Немил для всех, тихоня-бай.

Не ищет ссоры – мыши тише.

Ни хват, ни рвач, ни краснобай.

Стремится смысл найти в покое...

Он незлоблив, учтива речь;

Часть раздаёт, а остальное

От вора тщится уберечь.

Не любит важничать, хвалиться,

Что он для всех авторитет.

Придётся... за него молиться –

Других достойных вижу нет!

VII

Все знают: смертен человек,

Он в этом мире гость, не боле.

Как долго чей продлится век –

Решать, увы, не в нашей воле.

Смерть отрицает естество,

Не посылает вестового;

Не возвращает никого –

Ни старика, ни молодого.

Казах твердит кругом: «Бог есть,

Рай – наградит, а ад – накажет».

Насколько верит в то – бог весть.

Он правды никогда не скажет.

Когда бы в это верил он –

Творил добро-не знал печали,

Прощал обиды, чтил закон.

Но где такого вы встречали?!

Нам сказано: есть рай и ад,

Природа сущего – двояка.

А значит... двойствен весь расклад,

Но понимает то не всякий.

Пророком сказанное чти,

Иначе ты не мусульманин.

Порокам – веру предпочти

И канет в Лету мир страданий!

Увы, казах наш не таков!

Дай выбор – предпочтёт земное:

«Э-э-э, Аллах простит нас (дураков)

В другой раз выберу второе».

На смертном одре присягнет:

Клянусь, мол, не было такого...

И адский ж пламень не проймёт

Ханжу в обличии святого!

Един создавший нас Творец

И для Него все – равно дети.

О чем же молишь ты, подлец,

Стремясь ограбить всех на свете?!

В чем здравый смысл твоих молитв:

«Отдай тебе – лишив другого»?!

Не мудр–будь хоть совестлив,

Не чтишь – хотя б побойся Бога!

...Ни образован, ни умён,

Двух слов не свяжет без подсказки,

А спорит надрывая связки!

Ну право, «че-ло-век» ли он?!

VIII

Казаха не волнует: есть ли связь –

А если есть – угодны ли его моленья Богу...

Он лишь встаёт и падает молясь,

Копируя движения другого.

Обходится с Всевышним, как с купцом,

Которому не возвращает ссуду:

«Вот что в наличьи есть, клянусь отцом.

Из-под земли ж я скот не раздобуду».

И утруждать не будет он себя –

Ломать язык, вникать в смысл обученья.

Несовершенство веры, загодя,

Он объяснит отсутствием уменья:

«Вот, всё что знаю. Мало. Признаюсь,

Но в старости учёба не даётся.

Кто упрекнет, что богу не молюсь?

А что язык корявый – обойдется»!

К вам, мусульмане, обращаю слово:

Кто беден – кто богат, кто болен – кто здоров...

А спросите причины такового,

Ответ на все один: «Наш грешный мир таков».

Повсюду грабежи и скотокрадство,

А правота за тем, кто на доносы скор.

Даны плуту здоровье и богатство,

Тогда как праведник – и голоден и хвор.

Один умён, другой глупец, и оба

Порой одной семьи заслуга и укор.

Забота, нежность... тут же зависть, злоба.

Коварство и любовь ведут извечный спор.

Наследия кровавые отрыжки

Лишь разжигают месть и озлобляют нас.

«Война – закон, а мир – лишь передышка».

Ведь такова, увы, реальность без прикрас…

Зло торжествует. Как, не лицемеря,

Нам убеждать других в могуществе добра?..

И здесь... должны мы в Высший Смысл верить.

Задуманный сюжет – сверхразума игра…

...Мы верим в справедливость испытанья,

Свой укрепляя дух и Господу молясь.

В священных текстах истинные знанья.

Кто веру не обрел – тот умер, не родясь!

На разных языках в истории народов

Ведутся споры о Создателе-Творце.

Не объяснить всего «разумностью природы»,

Но эта тайна, знать, откроется в «конце»…

Когда цвета души размыты, блёклы, серы –

Не виден чудный блик контраста «ночи-дня».

Ученым не постичь без высочайшей веры

Константу Истины земного бытия.

...Ведомо чувством всё и даже, извините,

Без чувств не тянется к кобыле жеребец.

Для верующих путь – не мысль, а наитие.

И в этом Замысла-Творения венец!


Послесловие:

Мы казахи. И вне зависимости оттого где проживаем, у нас одна история, одни корни. Единство любой нации не только в генетике – важнее духовное единение. И духовный ориентир казахов – это, несомненно, наследие великого Абая.

«Слова назидания». Величайшее творение гения степи. Мучительный поиск истины и смысла существования. Читая это произведение, мы невольно, вместе с Абаем проходим путь осмысления действительности: подобно некой живительной озаряющей составляющей, пронизывающей подсознательную сущность, к нам приходит и горькое осознание того, что в суете повседневных, потребленческих забот терялось нечто важное, так необходимое для «дыхания души»...

Глубочайшие философские размышления о разумности мироустройства, непреклонная вера в то, что эта разумность основывается на высшем духовном принципе, дает Абаю основание считать, что за внешним, видимым человеку торжеством зла, скрывается некий тайный смысл. И этот смысл не разгадывается умом, но требует веры: веры в добро, справедливость и разумность сущего, у истоков которого стоит тот, кого мы называем Создателем.

Абай не является исключительным достоянием казахов, Абай – это достояние всего человечества. И здесь мы сталкиваемся с извечной исторической проблемой – проблемой т.н. «малых языков». Ведь для того чтобы произведение, даже гениальное, обрело заслуженное признание в мировой культуре, необходим перевод этого произведения, как минимум, на один из т.н. «больших» языков мира, в числе которых, несомненно, и русский язык.

Зачастую многие недооценивают поистине титанический труд переводчика, считая, что переводчик «всего лишь переводит».

Конечно, переводчик – не автор. Но для того, чтобы достойно переложить произведение на другой язык, надо иметь талант более или менее сопоставимый с дарованием автора. Иначе перевод теряет, причем пропорционально именно разнице дарования между автором и переводчиком.

...Сохранить, развить и умножить лучшее из наследия прошлого – составная любой национальной идеи настоящего; особенно, если это касается наследия духовного. Иначе выстраивается заведомая бутафория, не вызывающая у других ничего, кроме насмешки..







Консервативен, патриотически настроен, работал в оборонке

    Почему запрещают русский язык?

    В чём вообще смысл запрещать русский язык? И почему говорят «великий и могучий»? Русский мир и всё такое – это понятно и непонятно одновременно (Украина – особый случай, но ограничивают...

    Страсти по Бидону

    Дебаты Байдена с Трампом вызвали нешуточный ажиотаж в американском демократическом истеблишменте. Даже для зрителей «CNN», максимально промытых пропагандой, стало очевидно, что самоход...

    Всё знал и всё понимал. Прогноз Пригожина сбылся спустя год

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Странно, что практически никто не вспомнил слова Евгения Викторовича Пригожина, сказанные ещё год назад и воплотившиеся в жизнь на прошлой недел...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ходанов 12 июля 14:10

      В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 28 августа 2023 года

      В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре 28 августа 2023 года"Я замираю перед крепостной стенойУ входа в монастырь Псково-Печерский,Здесь краешек Руси, как будто рай земной,Где места нет пустым словам и мыслям дерзким."Надежда Трофимчук, 2012 г. 28 августа 2023 года исполнилось 550 лет со дня основания Свято-Успенского Псково-Печерског...
      1088
      Ходанов 12 июля 14:09

      Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского собора в Барановичах

      Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского кафедрального собора в БарановичахБелый храм с голубыми куполами привлекает внимание всех, кто оказывается в Боровичах впервые. Дело не только не в архитектуре (хотя и она не совсем привычна для здешних мест). Своим видом поражает оформление собора Покрова Пресвятой Богородицы — снаружи и внутри стены ук...
      1740
      Ходанов 12 июля 14:09

      Возведение и разрушение собора Александра Невского в Варшаве

      Возведение и разрушение собора Александра Невского в Варшаве“Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай «Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он явля...
      870
      Ходанов 5 июля 13:43

      Князь новгородский и псковский Всеволод Мстиславич (в крещении Гавриил)

      ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ (В  КРЕЩЕНИИ ГАВРИИЛ) - Князь новгородский, переяславский, вышгородский и псковский. Святой благоверный князь новгородский и псковский Всеволод (Гавриил) Мстиславич  Икона XVI века Родился 11 февраля 1092 года в Новгороде Великом в семье благоверного князя Мстислава (Федора) Мономаховича. Всеволод Мст...
      3057
      Ходанов 5 июля 12:53

      Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище

      Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище. Первый храм на этом знаменательном для каждого русского человека месте заложен в 1103 году новгородским князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха. Мстислав Владимирович из Царского титулярника 1672 года(1075 – 1132 г.г.) Мстислав построил собор в че...
      1554
      Ходанов 5 июля 12:52

      Судьба Рюрикова Городища

      Судьба Рюрикова Городища  «И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити».Радзивиловская или др. назв. Кёнигсбергская летопись, памятник русского летописания, сохранилась в лицевой рукописи 1480–1490-х гг. Тек...
      2462
      Ходанов 28 июня 12:28

      В музее русского деревянного зодчества Витославлицы

      В музее русского деревянного зодчества «Витославлицы»«На холсте небольшая деталь -С позабытой церквушки на кручеОткрывается вечная даль!Верить хочется - это не случай.Старорусский народный обряд -Неподкупная гордость и сила.Век за веком теснятся подряд,Нас Россия о многом простила.Деревянные церкви Руси,Перекошены древние стены.Подойди и о многом спроси...
      3522
      Ходанов 28 июня 12:27

      Уединение графини Орловой -Чесменской

       «Гощу в своем милом уединении, которое день от дня становится мне всё милее»Анна Алексеевна Орлова-Чесменская«Орловым я обязана тем, что я есмь». Императрица Екатерина IIБезумно интересен в историческом плане Великий Новгород. Однако и в окрестностях сего величественного русского града находится немало жемчужин истории и культуры на...
      3564
      Ходанов 28 июня 12:25

      Свято-Юрьев монастырь на Волхове

      Скульптурный портрет князя Ярослава Владимировича Мудрого (977 или 978 — 1054) был сделан советским антропологом и скульптором Михаилом Михайловичем Герасимовым по черепу в 1939 году По преданию, Свято-Юрьев монастырь на Волхове основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русс...
      1949
      Ходанов 19 июня 10:38

      Старая крепость на Смотриче. Фото 2018 года

      СТАРАЯ КРЕПОСТЬ НА СМОТРИЧЕ. ФОТОГРАФИИ 2018 год, август. Мы обойдём с Вами всю Старую крепость (Старый замок) по часовой стрелке и рассмотрим каждую башню Въезд в Старую крепость Каменец-Подольска. Закат Входные ворота в Старый замок Высоченная Папская башня на крутых склонах каньона древнего Смотрича ...
      1979
      Ходанов 19 июня 10:37

      Cтарая крепость на Смотриче (часть II)

      Земли присоединённые при 2-м разделе Польши в 1793 году Каменецъ, Житомир, Минскъ: Уже с середины 18 века Правобережная Украина попадает в сферу геополитических интересов Российской империи. Вследствие Второго раздела Польши 1792 года, западная часть Подолья по реке Збруч отошла к Австро-Венгрии, а восточная часть Подолья была присоединена...
      1286
      Ходанов 19 июня 10:34

      Старая крепость на Смотриче (часть I)

      «Особенно сладким казался наш край турецким султанам и соседним польским помещикам. Они рвались сюда изо всех сил…»В.П.Беляев «Старая крепость»Археологи внимательно исследовали это уникальное место, на котором сейчас располагается город Каменец-Подольский. По их заключению, здешний замок построен на территории, где в IX-XII веке был детинец, срубленный ...
      2651

      Крепость Хотин. Церковь св. благоверного князя Александра Невского

      Хотин. Церковь Александра НевскогоЦерковь Александра Невского — построена в 1835 г. для русского гарнизона каменная, оштукатуренная, однонефная, однокупольная, с пристроенной с запада колокольней — образец архитектуры русского классицизма. Используется Хотинским краеведческим музеем. Каждый посетитель Хотина никогда не забудет православный...
      2399
      Ходанов 12 июня 12:44

      История крепости Хотин

      ИСТОРИЯ КРЕПОСТИ ХОТИН"Не смея в бой пуститься вновь,Местами враг бежит пустыми,Забыв и меч, и стан, и стыд,И представляет страшный видВ крови другов своих лежащих.Уже, тряхнувшись, легкий листСтрашит его, как ярый свистБыстро сквозь воздух ядр летящих.Шумит с ручьями бор и дол:Победа, росская победа!Но враг, что от меча ушол,Боится собственного следа.Т...
      1900

      Белгород-Днестровский. Твердыня на Днестре 1832 - 1945 г.г.

      Только спустя 6 лет после заключения Бухарестского мира 1812 года с Османской империей, город Аккерман, как все земли находящиеся между Днестром и Прутом, вошёл в состав Российской империи. Интенсивная строительная деятельность  была развёрнута в Аккерманской крепости в 1807—1832 годах по инициативе русского военного командования. П...
      3981

      История античной крепости Тир, Белгород, Аккерман

      История античной крепости Тира, Белгород, Аккерман«Там нивы без теней, холмы без винограда;Рожденные в снегах для ужасов войны,Там хладной Скифии свирепые сыны,За Истром утаясь, добычи ожидаютИ селам каждый миг набегом угрожают.Преграды нет для них: в волнах они плывутИ по́ льду звучному бестрепетно идут.»А.С.Пушкин «К Овидию»На живописном берегу Днестр...
      3027

      РУССКОЕ ЧАСОМЕРЬЕ

      РУССКОЕ ЧАСОМЕРЬЕПолночь бьет.                                                                                            &nb...
      4276

      История новгородской крепости Ям (Яма), Ямгород

      История новгородской крепости Яма, Ямгород«Придоша немцы к Яме городку и начаша многими пушками силными бити город…Нарочитую их пушку заморскую великую… с города розбиша и пужечника и многих добрых немцев поби»ЛЛС об осаде Ямбурга 1444 годаНа западе Ленинградской области, в 138 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга и в 20 километрах от границы с Э...
      4133

      История крепости Ивангород

      История крепости Ивангород «…В лето 7000 (1492 от Рождества Христова), повелением великого князя Ивана Васильевича всея Руси, заложиша град на неметцком рубежи, на реце Норове, и нарече Ивангород»...Древнерусская летописьИвангород — единственная каменная крепость, возведенная на русском Северо-Западе на новом месте в эпоху Московского царства. Присоедин...
      1858

      История крепости Копорье

      «Было бы самое лучшее, чтобы все эти места были уничтожены путем разграбления и пожаров и чтобы все, кто там живет, виновные или невинные (skyldiga eller oskyldiga), были уничтожены.» Из письма Карла XII фельдмаршалу Реншильду по поводу нападения русских партизан на шведский пикет близ Торуня «...Надо вешать, если даже лишь пол-доказате...
      2723
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика