Августовский отпуск этого года мы провели в удачной поездке на Соловецкие острова. Удачной, потому что нам откровенно повезло с погодой. Мы попали на Соловецкие острова в хорошее время с прекрасной погодой. Поэтому нам посчастливилось увидеть и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, и Свято-Вознесенский скит на Секирной горке, и Макариевскую пустынь с Ботаническим садом и загадочный Заяцкий остров с его древнейшими лабиринтами, погребальными комплексами и Андреевским скитом. А с нами были путешественники, которым только с третьего раза удалось увидеть всё выше перечисленное. Им мешали то шторм на Белом море, то шквальный ветер и проливные дожди...Поэтому решил поделиться с Вами своими впечатлениями и любительскими снимками этих дивных мест удивительной красоты. Может они помогут принять решение к посещению этих святых для сердца русского мест.
Каждого русского человека при произнесении слова «Соловки» буквально охватывает священный трепет. С этим словом ассоциируется прекрасная суровая величественная северная обитель - Соловецкий монастырь. В советские времена с этим словом стали ассоциироваться и печально знаменитые Соловецкие лагеря — СЛОН. У меня мечта посетить Соловки возникла уже давно, после достаточно подробного ознакомления с событиями Крымской войны 1854 года как в Крыму, в Севастополе, так и на Камчатке, в Петропавловске-Камчатском, посещения памятных мест связанных со сражениями той войны, с героизмом защитников Севастополя и Петропавловска-Камчатского. А ведь именно в тот период господа-евроинтеграторы, союзники Турции, Франция, Англия, Сардиния лезли к нам в Россию с трёх направлений — с южного направления через Крым, с восточного - через Камчатку и с северного — через Белое море.
В Крыму, в Севастополе и его окрестностях, так уж сложилось, довелось побывать неоднократно. В 2010 году мне посчастливилось побывать на Камчатке. С чувством великой признательности, я поклонился священным могилам воинам — героям беспримерной битвы за этот дальний дивный уголок нашей великой Родины, состоявшейся на берегу бухты Петропавловска-Камчатского между совершенно небольшим гарнизоном Петропавловской крепости и многочисленным сильным десантом англо-французской эскадры, битвы под страшным артиллерийским огнём судов вражеской эскадры.
До Соловецких островов мы шли из Беломорска по Белому морю на катамаране «Сапфир» польской постройки четыре часа. Погода была просто идеальной — солнечно, безветрие. Перед самыми Соловками нас даже поприветствовала одинокая белуха, вынырнув рядом по курсу «Сапфира».
И вот, наконец, вдалеке перед нами появилась священная земля Соловецких островов и знакомый силуэт башен и соборов Соловецкой обители! В голове стали прокручиваться эпизод за эпизодом события далёких 1854-1855 г.г., почерпнутые мной из исторической литературы.
Мы с Вами, дорогой читатель, сейчас кратко вспомним этапы создания Соловецкой обители, её богатую событиями историю. [1],[2],[3].
Монахи жившие отшельнической жизнью, нередко строили свои кельи в самых глухих и далеких от повседневной суеты местах нашей необъятной Отчизны. Зачем, спросите Вы? Нам, современным жителям, привыкшим жить в мире, где нашими деяниями двигают зачастую навязанные нашему обществу либеральные стереотипы и капиталистические отношения, этого не понять.
Соловецкий монастырь расположился на островах Соловецкого архипелага в Белом море, острова эти по настоящему далеки от суеты повседневной жизни. В годы становления Соловецкого монастыря, они вообще были почти недосягаемы для абсолютного большинства русских людей. История Соловецкого монастыря начинается в XV веке. Монах Савватий Валаамского монастыря мечтал о новом уединённом месте для молитв и глубоких дум. Савватий когда-то слышал рассказы поморов, немногочисленного северного народа, о необитаемых Соловецких островах. Острова те, находились в северной части Белого моря. Рассказы поморов были полны восхищения об этих землях, а монах мечтал об уединении на необитаемом острове.
Савватий решил отправиться на Соловки. Перед тем как отправиться в дорогу, монах какое-то время жил у часовни на реке Выге. Здесь Савватий встретил монаха Германа. С тех пор Савватий и Герман, объеденные общей идеей неизменно шли к своей цели. Монахи собрались в дорогу. Они заготовили съестные припасы, сами смастерили лодку. Когда все было готово, они отправились в неблизкий и полный испытаниями путь.
До Соловецких островов по Белому морю, к тому самому месту, где будет основан монастырь несколько дней плавания. Путешествие монахов ждало опасное. С Божьей помощью Савватий и Герман доплыли до Соловков, вышли на берег в заливе, названном Сосновой губой. Здесь они поставили деревянный крест и соорудили себе келью. Так начиналась история ставшего в будущем знаменитым, Соловецкого монастыря.
Монахи прожили вместе, в нелегком труде и молитвах шесть лет. Жизнь Савватия и Германа было тяжелой. Здесь, на севере, не росла рожь, тем более пшеница, овощи. Монахи ловили рыбу, собирали ягоды и грибы, съедобные коренья и травы. В 1435 году монах Савватий почувствовал, что его земной путь вскорости завершится. Герман уже как несколько дней отбыл на Онегу, чтобы пополнить запасы еды, других необходимых вещей. Савватий поплыл на лодке к реке Выге, к той самой часовне, откуда он начинал свое путешествие. Около часовни Савватий встретил игумена Нафанаила, который причастил Савватия. В скором времени инок Савватий умер.
Монах Зосима присоединился к Герману на трудную жизнь праведника на суровых и пустынных землях острова. Когда Зосима впервые очутился на Соловках, в первую же ночь ему явилось видение. Он увидел великолепный храм. На месте где явилось видение храма, Герман и Зосима срубили церковь Преображения Господня
Рыбаки-поморы, промышлявшие рыбным промыслом в этих местах, давным-давно рассказали на материке о двух старцах, живущих в одиночестве на островах. Стали стекаться на житие праведные люди, желавшие покоя от мирской жизни и уединения в молитве. Принимали монашество, отрекаясь от суеты, молились, строили монастырь.
Так на Соловках появился Соловецкий монастырь. Приезжающий сюда народ активно занимался добычей соли, которую обменивали на материке на продукты питания и другие необходимые припасы.
Монах Герман прожил на Соловецких островах более 50-ти лет, и окончил свой земной путь во время церковной службы. Монах Зосима стал первым игуменом Соловецкого монастыря. При жизни Зосимы, в Соловецкий монастырь были перевезены нетленные мощи инока Савватия. При жизни Савватия, Германа и Зосимы Соловецкий монастырь выглядел более чем скромно. В одном из храмов Соловецкого монастыря хранится икона, на которой изображены Савватий и Зосима, в руках которых, находится макет будущего монастыря, величественного и неприступного, выполненный из белого камня.
Соловецкий монастырь из деревянной обители превратился в настоящую крепость, оплот земли русской и веры православной. Произошло это в конце XVI столетия, во времена правления Федора Ивановича. В стены Соловецкого монастыря, представляющих собой мощные оборонительные сооружения, вмурованы огромные валуны. Поневоле становится интересным, каким образом большие каменные глыбы стали частью стен Соловецкого монастыря? Ведь строительной техники, которая могла бы таскать подобные тяжести в XVI веке, в ту пору еще не существовало.
Соловецкий монастырь поистине стал неприступной крепостью. После церковной реформы патриарха Никона, Соловецкий монастырь в котором находились иноки-староверы, целых восемь лет держал оборону от царских войск.
Монастырь использовался российскими царями в качестве тюрьмы для потенциальных и настоящих врагов самодержавия. В числе его узников - заточённый во времена царствования Екатерины II последний гетман Войска Запорожского Калнышевский, который провёл в страшной камере долгие годы, а после указа о помиловании императора Александра I оставшийся в обители и принявший иноческий сан.
Долгие годы гетман провёл в тесной камере находящейся в толще крепостной стены монастыря.
В 1854 году, когда Россия переживала трагические события Крымской войны, древние крепостные стены монастыря выдержали обстрел с моря кораблями английской эскадры.
7 июля 1854 года два 66-ти пушечных английских парохода-фрегата более 9 часов кряду бомбардировали монастырь и его защитников, выпустив по нему свыше 1800 ядер и бомб. Оборону монастыря возглавлял архимандрит Александр (Павлович), бывший в миру полковником мушкетёрского полка.
Блестяще организованная архимандритом оборона и крепость духа защитников обители посрамили иноверцев, вынужденных ретироваться. В итоге английские корабли ушли от стен Соловецкого монастыря не солоно похлебавши.
И как уже неоднократно бывало в нашей истории, по воспоминаниям британских моряков их заставил убраться восвояси внезапно налетевший жёстокий шторм и … многие тысячи беломорских чаек, которые были всполошены и согнаны с мест своего привычного пропитания незнакомыми кораблями и грохотом стрельбы, которые массово атаковали корабли англичан, буквально загадив палубы, надстройки и самих «героических» британских моряков с ног до головы!.. Смех и грех, но мы уже с Вами привыкли, что нашим незваным европейским «гостям», что в 1812, что в 1941-1944 г.г. вечно мешают снег и «генерал Мороз», то как летом 1854 сама Матушка-Природа...
И ещё раз появилась у стен монастыря английская эскадра 22 июня 1855 года. В трёх верстах от стен седой обители на берегу Белого моря состоялись переговоры настоятеля архимандрита Александра с представителем союзников — английским офицером Антоном Н. По записке-ультиматуму начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, англичане требовали от монастыря множество быков для питания экипажей (записка была представлена впоследствии Священному Синоду и сохранена для истории). Вернувшись в монастырь после переговоров благополучных для обители, настоятель распорядился отслужить благодарственные молебны за то, что Господь в этот раз не допустил супостатов нарушить обстрелами покой иноков. Не выдав в распоряжение англичан свежего провианта и мяса быков, монастырь в очередной раз подтвердил свою твёрдость и независимость. Это был первый и единственный в истории случай, когда нога неприятеля ступила на святую Соловецкую землю.
В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.
В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, построена в 1860 году освященная в его честь церковь.
В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов – “безбрадых трудников”, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших “ради молитв преподобных” безденежно, и несколько сот наемных рабочих.
Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: “С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда”.
Начало 20 века открывало перед Соловецким монастырем новые перспективы. На Соловецких островах начала работу гидроэлектростанция, которая стала первой ГЭС на русском Севере. На соседнем с Соловками острове Большая Муксала была большая животноводческая ферма. Острова соединили насыпью - теперь от фермы к Соловецкому монастырю был сухопутный путь.
Грянула революция 1917... Через шесть лет после установления Советской власти, Соловецкий монастырь был превращен в концентрационный лагерь. Среди заключённых Соловецкого монастыря были люди, которые думали по-другому, которые не воспринимали новую власть рабочих и крестьян. Тут были и священники, зажиточные крестьяне-кулаки и просто крепкие хозяева, интеллигенция, аристократы… Многие из заключенных были расстреляны. Труд заключенных использовался в каких-угодно целях, но только не для поддержания в целости и сохранности архитектурных памятников монастыря. Вскоре здания Соловецкого монастыря пришли в упадок. Преображенский собор Соловецкой обители стал огромным тюремным бараком. Тюрьма, организованная в стенах Соловецкого монастыря, прекратила свою работу лишь в 1940 году.
Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, существующий по настоящее время. Разорение, которое пережила обитель и ее скиты в XX веке, оказалось настолько серьезным, что потребовались колоссальные усилия для воссоздания былого благолепия. Но невозможно восстановить Соловецкие святыни, ограничиваясь лишь реставрацией и хранением исторических и архитектурных памятников.
Соловецкий монастырь возобновил свою работу лишь в 90-ых годах XX столетия, после падения коммунистической власти. В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Богослужения совершались в домовой церкви, устроенной насельниками обители во втором этаже корпуса у Никольских ворот. В Наместническом корпусе, разделяющем Северный и Центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения. Патриарх Алексий II освятил надвратную церковь Соловецкого монастыря в августе 1992 года. В память о русских людях подвергшимся репрессиями за свое инакомыслие, здесь на Соловках, на Секирной горе установлен памятный деревянный поклонный крест.
Указом от 9 февраля 1992 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен Иосиф (Братищев).
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.
Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора. Патриарх Алексий II освятил надвратную церковь Соловецкого монастыря.
19 – 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.
Православный человек, побывавший на Соловках и посетивший Соловецкий монастырь, отстоявший вечерню с монастырской братией скажет, что до Бога здесь гораздо ближе, чем в городе с его повседневной суетой.
Глядя на низкое северное небо, свинцовые волны Белого моря и огромные валуны на его берегах, начинаешь думать о чем-то вечном. Рядом с тобой тишина, которую изредка нарушают чайки.
Теперь, ты начинаешь хоть чуть-чуть понимать, чем так манили монахов-подвижников Соловецкие острова, и почему здесь в стенах Соловецкого монастыря совершались подлинные чудеса, и почему Соловецкая обитель – одна из главных православных святынь России. Соловецкие острова – место особое в нашем Отечестве.
Душа поёт и сердце радуется когда видишь, что буквально с каждым годом, с каждым днём возрождается прославленная русская святыня — твердыня Русского духа!
Список ссылок:
1./www.ote4estvo.ru/monastyri-rossii/598-soloveckij-monastyr.
2. www.pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-obiteli/
3.Соловецкая обитель: история и святыни. Книга паломника. Издание Соловецкого монастыря, 2014 г.
Оценили 147 человек
361 кармы