Когда я слышу как родители с гордостью сообщают, что их ребёнок ходит на занятия в какую-нибудь студию детского творчества, а ещё в спортивную секцию и музыкальный кружок одновременно, и вдобавок с ним занимаются репетиторы, меня берёт оторопь. Я не собираюсь никого учить и лезть не в своё дело, поэтому единственное, что могу спросить “не перегружен ли ваш ребёнок”, а про себя каждый раз думаю: как не правильно решать за детей, что им интересно и в попытках разносторонне развивать творческие способности, загружать ребёнка всевозможными программами обучения. Задаваясь вопросом “почему современные родители часто пытаются развить то, чего может вовсе не оказаться в маленьком человеке, или оказаться временным увлечением”, я нашла в Интернете одно определение и снова оторопела, потому что оказалось, что: “Развитие творческих способностей у детей - это процесс воспитания сверхактивного воображения и работы над навыками, важных для социального, умственного и физического прогресса”. Лично меня ужасает словечко “сверхактивное”, что-то зловещее в нём есть, напоминающее “гмо” и процессы ускорения созревания зёрен, роста кур... Кроме того возникает вопрос “а как же домашнее, семейное воспитание?”
Нет, мне не понять такого процесса развития! По-моему, нормально, если дети, увлекаясь сначала тем, а потом другим, получив воспитание дома, сами определят, что им интересней - спорт, музыка, творчество, техника, или естественные науки. Спокойно воспринимая вторичность реализации своих способностей перед задачами первостепенными, представляя единство мира с последовательностью его структур, они будут стремиться получить соответствующее образование, а проявившиеся способности только помогут им в этом.
Учёных биологов, обществоведов, исследователей мозга давно интересует вопрос устойчивости человеческой психики и её способность противостоять вакууму, который образуется под влиянием разных жизненных обстоятельств, когда человек ощущает потерю смысла жизни. Кое-кто из исследователей, являющихся сторонниками теории квантового перехода, в частности нейробиолог Т.В. Черниговская, чьи лекции я иногда слушаю, уже озвучили своё мнение о том, что лучше всего с этим состоянием справляются творческие люди, поскольку сумели создать собственный мир, где черпают своё вдохновение и куда, осмысливая происходящее, могут удалиться на время, чтобы исцелиться. А кое-кто из учёных даже напрямую заявляет о том, что творческие люди живут в нескольких измерениях. Но вернёмся на землю.
“Лекарство от жизни - слово”, сказал К. Чуковский. На мой взгляд, эта философское изречение относится не только к литераторам, чьей профессией стали поэзия, проза и другие жанры, чьи произведения издаются и кормят авторов, но и к остальным - к доморощенным творцам, которые однажды начали писать и не могли остановиться... Как вы думаете, что происходит с человеком творческим, если творчество не является источником его дохода? Правильно, нормальный человек (к сожалению, встречаются не совсем, или возомнившие) идёт на работу и трудится по специальности, имея профессиональное образование, которое когда-то получил...
Слава Богу, что работодатель, впервые беседуя с соискателем, может быть не в курсе, как говорится “ни сном ни духом” что общается с творческим человеком, ведь сам человек вряд ли заявит о своих способностях, поскольку понимает, что такое заявление кого-то может испугать - настолько сильно предубеждение, что творческими людьми сложно управлять, что они мало уделяют времени работе, отвлекаются и вообще “они с приветом”. И только с работодателями, которые рассматривают вопрос по существу и, оценив профпригодность соискателя, без лишних слов берут подходящего человека на имеющуюся вакансию, трудовые отношения развиваются в нужном направлении, поскольку, чем бы не занимался обладатель вдохновения, оно всегда помогает своему хозяину “свернуть горы”.
Пускай на творчество не остаётся времени - разумный человек не будет грустить по этому поводу и, тем более считать, что использует свой творческий потенциал не по назначению, ведь он внутренне свободен и, нуждаясь, сделал выбор мира материального, к тому же он осведомлён, что даже в самых “узких обстоятельствах” воля поможет ему и, ощущая уверенность, такой сотрудник не без удовольствия (скорее всего) “донкихотствует” на своей работе, а в свободное от работы время почитывает разную литературу, пополняя знания. Какой тут вакуум, когда некогда... и, отделив “мух от котлет”, принимаешь всё происходящее с интересом “а что там будет происходить дальше”! Кстати говоря у Аристотеля (384 год до н.э. - 322 год до н.э.) есть замечательная фраза:“Познание начинается с удивления”, и становится понятно, что человек, способный удивляться, познает мир снова и снова.
Итак, если творческий человек прижился в организации, а начальство уже несколько лет довольно работой своего специалиста, мало кого в коллективе удивляет задумчивое состояние, в которое их коллега, или подчинённый иногда впадает, от чего появляются рассеянность во взгляде и задержка с ответами на вопросы, - почти всем уже известно, что в их рядах находится человек творческий. Посвящённые же в это самое творчество, иногда с удовольствием наблюдают за автором, чьи произведения читали: как тот, сидя с задумчивым лицом на каком-нибудь из совещаний, или собраний что-то набрасывает в своём ежедневнике, или блокноте. Люди уже знают о том, что, возможно, в эти минуты человека посетило вдохновение и он записывает свои мысли...
И часто многолетняя работа с людьми приводит к появлению у творческого человека желания философствовать на разные темы. Записи какого-нибудь служащего, невольно и негласно ставшего философом, могут выглядеть советами, не имеющими адресата, либо краткими обращениями ко всему человечеству, примерно как тезисы моих собственных ежедневников, отслуживших со мною некоторое время тому назад. Некоторыми изречениями я с удовольствием поделюсь, пользуясь возможностью, наконец, их высказать:
Не удаляйтесь от своих истоков. Ищите в себе резервы для новых взлётов, зная что ничего нового вам не предложат извне. Если что-то пошло не так, не пробивайте “своими рогами”, добиваясь желаемого, а, изменив траекторию, отклонитесь с неверного пути, подождите, когда улучшится видимость.
Знайте, что если иногда жизнь преподносит неожиданные подарки, то чуть позже она с вас за них спросит, может быть, даже потребует заплатить.
Не проявляйте инициативу в уходе и разрывах сложившихся связей, пусть это делают другие, или происходит само...
Дорожите только теми людьми, общаясь с которыми, вы можете обменяться частичками своей души.
С возрастом жизнь убыстряет свой ход. Стоит ли растрачивать её на переживания о материальных вещах и временном нематериальном - удачах и не удачах, которые только сопутствуют, а не меняют жизнь? Делитесь материальным и, даже если у вас в кармане три рубля. Попросят, - отдайте половину и со временем вы будете удивлены участию людей, которые протянут вам руку помощи в нужде.
Самые смелые устремления карьерного плана должны основываться на вопросе к себе самому “будет ли от меня в этом качестве польза другим?” Такое ответственное отношение в этом вопросе в дальнейшем убережёт от разочарований, стрессов, неожиданностей, недоброжелателей и забвения.
Прощать, прощать и прощать, а ещё иметь жалость в душе к тем кто этого не может - это главный секрет сохранения себя и молодости души.
Если бы эволюция оставила людям хвосты, сразу было бы видно тех, кто их поджимает, тогда бы не они, а мы, доброжелательно настроенные и радостно виляюшие хвостами, сбиваясь, образовывали большие стаи.
Нынче время заимствованных мыслей, деградации мышления. С услужливостью кукловодам возникает чувство азарта от обсуждения уже переваренных кем-то фактов.
Роль современной культуры и просвещения поддерживать людей, развивать познание, разъяснять смысл, указывать нужное направление и приоритеты, а не делать всё наоборот.
Как бы не менялась жизнь, неприятности и большие испытания, которые сваливаются на голову, не должны уничтожить главных чувств, с которыми живёшь - веры, надежды и любви. Эта троица навечно со мной !
30 января 2023
Светлана Ливоки
Иллюстрации: Интернет в свободном доступе
Оценили 20 человек
43 кармы