Здравствуйте, уважаемые читатели!
Позвольте мне продолжить серию статей о семи чудесах света, которые название своё оправдывают даже по нашим нынешним меркам. Альтернативщики, конечно, не забывают повторять, как мантру, что некоторые из них невозможно построить современными нам средствами. Но, как выясняется, не их повторимость или неповторимость явились отличительными чертами, которые послужили помещению объектов в разряд чудес. Продолжаем отслеживать историю удивительных висячих садов, которые, как доказала Стефани Дэлли, были не в Вавилоне, а в Ниневии - столице Ассирии во времена Сеннахериба.
Сеннахериб, как и его царственный отец, был весьма увлечённым не только завоеваниями и походами, созданием собственной империи, но и садоводством, и инженерными разработками. Так и напрашивается сравнение его с Петром Алексеевичем :о)
В новой столице растущей империи царь выстроил дворец, который он назвал "Дворец, не имеющий соперника", а также описал его строительство и опыты по гидравлике и металлургии. А чего бы вы ещё хотели от великого царя, создававшего империю во времена развития древней цивилизации? Историю его правления и достижений мы знаем не через пятые-десятые руки, а из глиняных табличек - огромной библиотеки, собираемой и пополняемой царями ассирийскими. Вот так выглядят глиняные записи библиотеки Ашшурбанипала.
Записи выполнялись на цилиндрах, призмах и прочей формы "таблетках", на стенах построек, на кирпичах и на каменных блоках многочисленных сооружений.
В прошлых статьях я начала публиковать сведения из научной статьи двух авторов - Стефани Дэйли и Джона Олесона, вместе работавших над фильмом про Висячие сады для БиБиСи. Каждый их них имеет свою версию. Пока мы продолжаем разсматривать версию Стефани.
Был ли водяные винты в Дворцовых садах Сеннахериба в Ниневии?
В аккадской надписи, сделанной на глиняной призме, Сеннахериб подробно описывая строительство дворца, устройство дворцового сада и различные меры по контролю за водой, излагает свои главные достижения в улучшении Ниневии.
Призма, на которой записан текст Сеннахериба о его дворце и саде, а также о бронзовом литье
Его юго-западный дворец, известный как "дворец без соперника“, и сады, которые были воздвигнуты рядом с ним, описаны вместе и названы "чудом для всех народов". Этот текст затрагивает сразу обе темы, важные для обсуждения вопроса возможного изобретения водного винта до времён Архимеда: бронзовое литье и контроль воды.
В одном отрывке текста упоминаются большие бронзовые предметы различной формы отлитые для разных целей по новому методу, а также установка некоторых из них с целью подъёма и подачи воды:
"Тогда как в прежние времена мои царственные предки создавали медные статуи, имитирующие реальные формы, чтобы выставлять их на обозрение внутри храмов, выполняя работу по своему методу, из-за недостаточности мастерства и непонимания принципов [?], они изтощили всех мастеров; для этой работы они нуждались в таком количестве масла, воска и сала [или ланолина], что вызвали нехватку в своих собственных землях. Я - Сеннахериб. . . хорошо разбираясь во всех видах работ, я получил много советов и глубоко задумался над тем, как с техническим мастерством, которое [Бог] Ниншику довёл во мне до совершенства, сделать эту работу: огромные медные колонны, колоссальные шагающие Львы, каких до меня не строил ни один предыдущий царь, и ... Я изобрел технику [технологию литья] для меди и сделал это мастерски. Словно божественным разумом, я создал глиняные формы для больших цилиндров и "пальм аламитту", деревьев богатства; двенадцать свирепых львов-колоссов вместе с двенадцатью могучими быками-колоссами, которые были совершенными отливками; двадцать два колосса-быка были наделены радостным очарованием, обильно одарены сексуальным влечением; и я снова и снова заливал в них медь; я делал отливки из них так прекрасно, как если бы они каждый весили всего полшекеля ....
Чтобы поднимать воду в течение всего дня, я сделал верёвки, бронзовые провода и бронзовые цепи, и вместо шадуфов [shadufs [makâte]] я установил над цистернами большие цилиндры [гис махху gisˇmahhu] и "пальмы аламитту"[alamittu palms]. Я сделал так, чтобы эта окружающая среда выглядела по-королевски. Я поднял высоту окрестностей дворца, чтобы это было чудом для всех народов. Я дал ему это имя: - Несравненный Дворец.- Рядом с ним я разбил парк, имитирующий горы Аманус [Amanus mountains], со всевозможными ароматическими растениями и фруктовыми деревьями в саду..."
Некоторые из бронзовых отливок были архитектурными деталями (конструкциями) в виде животных, вероятно, они изпользовались в качестве основания колонн. Было подсчитано, что они весили до 43 тонн - огромная масса, ставшая возможной благодаря новым методам литья.
Предметы, изпользуемые для подъёма воды, описываются как "большой ствол дерева" (gisˇmahhu), это же слово применяется для обозначения цилиндра (например, в текстах математических задач), и как "пальма аламитту". На самом деле, эти два предмета описываются именно как литейные формы, а не само литьё, которое Дэйли интерпретирует как бронзовый водяной винт. Вес такого бронзового винта не может быть разсчитан с какой-либо точностью, так как длина, диаметр и толщина металла неизвестны, но если мы примем размеры, аналогичные размерам деревянных римских водяных винтов или репродукций Би-би-си (3 метра в длину, диаметр 0,45 метра), то они весили бы 2 или 3 тонны.
Стефани Дэйли выдвинула гипотезу, что термин "аламитту" применялся ассирийцами метафорически для обозначения винтовой спирали такого водяного винта. Сама спиральная форма была знакома инженерам как в северной, так и в Южной Месопотамии со времён среднего бронзового века и изпользовалась в глинобитных колоннах, построенных из трапециевидных кирпичей, уложенных в декоративный спиральный узор, некоторые из них времён Сеннахериба всё ещё существуют:
Винтовые колонны
Кроме того, некоторые каменные и терракотовые скульптуры изображают пальмы со спиралевидным стволом.Трудность нахождения подходящего технического термина в языках доиндустриальных культур хорошо иллюстрируется ассирийским употреблением слова "гис-махху", - "ствол большого дерева“, для обозначения полого цилиндра, и употреблением греками слова "kocliva"~,” улитка", для обозначения винта или спирали. Тем не менее, признание того, что для подъёма воды может быть изпользована спиральная форма, скрытая внутри цилиндра, является значительным концептуальным скачком.
Дэйли полагает, что у Сеннахириба были литые бронзовые или медные винтовые насосы. Никаких остатков от таких насосов обнаружено не было, но вполне вероятно, что технология их литья у царя была. В Лувре находится бронзовый цилиндр с Ближнего Востока, отлитый примерно за 1200 лет до нашей эры, длиной 4,4 м, диаметром 180 мм и толщиной стенки 15 мм. В Британском музее находится рельеф из дворца Ашшурбанипала, Ниневия, где изображены пальмы с узорами стеблей, образованными скрещивающимися спиралями, и ассирийские цилиндрические печати (того же периода), которые при прокатывании на глиняной подушке создавали изображения, в том числе пальм со спиральным орнаментом на стволах.
Новое водоподъёмное устройство Сеннахериба для его Дворцового сада было отлито из бронзы и таким образом соединило в себе металлургические и гидравлические интересы царя. Его отец, Саргон II, также лично интересовался методами добычи полезных изкопаемых, плавки и легирования металлов. Проявление столь детального интереса к техническим вопросам, энтузиазм по поводу новаторских технологий - всё это необычно в трудах месопотамских царей. В то время, когда Сеннахериб записывал свои достижения, ремесло бронзовщика (литейщика бронз) постепенно вытеснялось новым ремеслом кузнеца (работающего с железом). Процесс перемен шёл медленно, отчасти по причинам различного , социального статуса. Бронзовщик занимал высокое положение в обществе и был привязан к дворцам и храмам, где находились его покровители. С другой стороны мастер по железу появился как лудильщик, беженец, вынужденный переселенец, и его материал - железная руда, был обычным делом. Обработанное железо не могло изпользоваться повторно так же легко, как бронза, и легко разпадалось (корродировало). Это делало железо непригодным для хранения в качестве сокровищ или для изпользования в качестве валюты.В этих условиях производство бронзы, опираясь на царское покровительство, стало специализироваться на создании произведений искусства и интересных приспособлений. Сеннахериб, как и его отец, был идеальным покровителем, поскольку проявлял личный интерес к произходящим процессам и описывал их в своих царских надписях.
Голова Саргона из Ниневии
Полое литье существовало в Месопотамии ещё во времена династии Агаде (около 2334-2279 гг. до н. э.), что подтверждает находка бронзовой головы Саргона в Ниневии. Внешний слой предмета был полым, отливался по типичной методике "утраченного воска", но с изпользованием медного сплава, содержащего только 1 процент олова наряду с некоторым количеством свинца, железа, серебра, никеля, висмута и кобальта. Затем этот полый объект заполнялся другим медным сплавом, состоящим из 11 процентов олова и значительно меньшего количества других добавленных металлов, причем ядро, таким образом, имело гораздо более низкую температуру плавления и поэтому не разплавляло внешний слой. (То есть, сначала изготавливали форму для выплавки внешнего слоя бронзового изделия, имеющего определённую толщину, полого внутри. Затем этот полый предмет, изпользуя как форму, заливали сплавом, имеющим меньшую температуру плавления. Действительно, экономия воска колоссальна!).
statue of Napirasu
Концентрическое литьё из различных сплавов практиковалось в Эламе на границе Вавилонии в четырнадцатом веке до нашей эры, о чём свидетельствует статуя Напирасу, которая даже в своем нынешнем усечённом состоянии имеет высоту 1,29 метра и весит 1750 килограммов. Твердые быки и львы, отлитые Сеннахиримом, были, по-видимому, сделаны подобным же способом. Но было существенное отличие: как утверждает Сеннахериб, чтобы получить ещё более крупные предметы, чем это ранее было возможно, он обошёлся без воска и жира, изпользовавшихся на первой стадии литья.
Два полых бронзовых цилиндра из Сузы, датируемые XII веком, ясно указывают на технологическое наследие, которое Сеннахериб мог изпользовать при отливке своих цилиндрических водоподъёмных устройств. Тот, что выставлен в Лувре, имеет длину 4,36 метра, диаметр 0,18 метра, а его неровные стены имеют толщину около 1,5 сантиметров—примерно такую же длину, как водяные винты, предложенные для Ниневии, но меньший диаметр. Предполагаемый вес-125-30 килограммов. Хотя отливка спирали внутри цилиндра является более сложной задачей, очевидно, что Сеннахериб имел в своём разпоряжении металлургические навыки, необходимые для изготовления больших бронзовых водяных винтов.
В рамках программы Би-би-си в попытке реконструировать ассирийские литейные процедуры Эндрю Лейси (Andrew Lacey - консультант ВВС) создал небольшой водяной винт, изпользуя для этого 60 килограммов бронзы. Печь была построена просто, на открытом воздухе, а литьё производилось в основном с помощью инструментов и материалов, соответствующих культуре раннего железного века. Лейси смастерил деревянно-верёвочную модель винта, покрытую глиной и подвешенную внутри отдельного цилиндра из обожженной глины, который (цилиндр) заключал в себе всё тело. Формы для спирали и цилиндра были раздельными, и отливка, которую они производили, представляла собой единый бронзовый винт с полым центром, спираль и окружающий её цилиндр были отлиты как единое целое. Затем в качестве оси был вставлен отдельный бронзовый стержень. Воск не изпользовался, так как Сеннахериб подразумевает, что воск не был нужен для его нового метода литья, или, по крайней мере, не в таких огромных количествах, как раньше. Форма идеально подходит для литья, так как нет неудобных углов, где воздух может захватываться разплавом, и металл плавно течёт через форму. По-видимому, нет никаких технических препятствий для отливки большого водяного винта, как единого целого, кроме трудностей, присущих любому крупному Литейному проекту.
(продолжение будет) :о)
Благодарю Дениса Дидроева, напомнившего о замечательных статьях Станислава:
История бронзы. Ч.1. Введение.
История бронзового века. Ч.2. Мышьяк
Семь чудес Света - тема из глубин вечности
История изобретений и изобретатели в истории первая, вторая
Как бронзу льют нынче:
Оценили 20 человек
38 кармы