• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Автор Дворца, которому нет соперников, или история изобретений и изобретатели в истории - 3

2 3536

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Позвольте мне продолжить серию статей о семи чудесах света, которые название своё оправдывают даже по нашим нынешним меркам. Альтернативщики, конечно, не забывают повторять, как мантру, что некоторые из них невозможно построить современными нам  средствами. Но, как выясняется, не их повторимость или неповторимость явились отличительными чертами, которые послужили помещению объектов в разряд чудес. Продолжаем отслеживать историю удивительных висячих садов, которые, как доказала Стефани Дэлли, были не в Вавилоне, а в Ниневии - столице Ассирии во времена Сеннахериба.

Сеннахериб, как и его царственный отец, был весьма увлечённым не только завоеваниями и походами, созданием собственной империи, но и садоводством, и инженерными разработками. Так и напрашивается сравнение его с Петром Алексеевичем :о)

В новой столице растущей империи царь выстроил дворец, который он назвал "Дворец, не имеющий соперника", а также описал его строительство и опыты по гидравлике и металлургии. А чего бы вы ещё хотели от великого царя, создававшего империю во времена развития древней цивилизации? Историю его правления и достижений мы знаем не через пятые-десятые руки, а из глиняных табличек - огромной библиотеки, собираемой и пополняемой царями ассирийскими. Вот так выглядят глиняные записи библиотеки Ашшурбанипала.

Записи выполнялись на цилиндрах, призмах и прочей формы "таблетках", на стенах построек, на кирпичах и на каменных блоках многочисленных сооружений.

В прошлых статьях я начала публиковать сведения из научной статьи двух авторов - Стефани Дэйли и Джона Олесона, вместе работавших над фильмом про Висячие сады для БиБиСи. Каждый их них имеет свою версию. Пока мы продолжаем разсматривать версию Стефани.

Был ли водяные винты в Дворцовых садах Сеннахериба в Ниневии?

В аккадской надписи, сделанной на глиняной призме, Сеннахериб подробно описывая строительство дворца, устройство дворцового сада и различные меры по контролю за водой, излагает свои главные достижения в улучшении Ниневии.

Призма, на которой записан текст Сеннахериба о его дворце и саде, а также о бронзовом литье

Его юго-западный дворец, известный как "дворец без соперника“, и сады, которые были воздвигнуты рядом с ним, описаны вместе и названы "чудом для всех народов". Этот текст затрагивает сразу обе темы, важные для обсуждения вопроса возможного изобретения водного винта до времён Архимеда: бронзовое литье и контроль воды.

В одном отрывке текста упоминаются большие бронзовые предметы различной формы отлитые для разных целей по новому методу, а также установка некоторых из них с целью подъёма и подачи воды:

"Тогда как в прежние времена мои царственные предки создавали медные статуи, имитирующие реальные формы, чтобы выставлять их на обозрение внутри храмов, выполняя работу по своему методу, из-за недостаточности мастерства и непонимания принципов [?], они изтощили всех мастеров; для этой работы они нуждались в таком количестве масла, воска и сала [или ланолина], что вызвали нехватку в своих собственных землях. Я - Сеннахериб. . . хорошо разбираясь во всех видах работ, я получил много советов и глубоко задумался над тем, как с техническим мастерством, которое [Бог] Ниншику довёл во мне до совершенства, сделать эту работу: огромные медные колонны, колоссальные шагающие Львы, каких до меня не строил ни один предыдущий царь, и ... Я изобрел технику [технологию литья] для меди и сделал это мастерски. Словно божественным разумом, я создал глиняные формы для больших цилиндров и "пальм аламитту", деревьев богатства; двенадцать свирепых львов-колоссов вместе с двенадцатью могучими быками-колоссами, которые были совершенными отливками; двадцать два колосса-быка были наделены радостным очарованием, обильно одарены сексуальным влечением; и я снова и снова заливал в них медь; я делал отливки из них так прекрасно, как если бы они каждый весили всего полшекеля ....

Чтобы поднимать воду в течение всего дня, я сделал верёвки, бронзовые провода и бронзовые цепи, и вместо шадуфов [shadufs [makâte]] я установил над цистернами большие цилиндры [гис махху gisˇmahhu] и "пальмы аламитту"[alamittu palms]. Я сделал так, чтобы эта окружающая среда выглядела по-королевски. Я поднял высоту окрестностей дворца, чтобы это было чудом для всех народов. Я дал ему это имя: - Несравненный Дворец.- Рядом с ним я разбил парк, имитирующий горы Аманус [Amanus mountains], со всевозможными ароматическими растениями и фруктовыми деревьями в саду..."

Некоторые из бронзовых отливок были архитектурными деталями (конструкциями) в виде животных, вероятно, они изпользовались в качестве основания колонн. Было подсчитано, что они весили до 43 тонн - огромная масса, ставшая возможной благодаря новым методам литья.

Предметы, изпользуемые для подъёма воды, описываются как "большой ствол дерева" (gisˇmahhu), это же слово применяется для обозначения цилиндра (например, в текстах математических задач), и как "пальма аламитту". На самом деле, эти два предмета описываются именно как литейные формы, а не само литьё, которое Дэйли интерпретирует как бронзовый водяной винт. Вес такого бронзового винта не может быть разсчитан с какой-либо точностью, так как длина, диаметр и толщина металла неизвестны, но если мы примем размеры, аналогичные размерам деревянных римских водяных винтов или репродукций Би-би-си (3 метра в длину, диаметр 0,45 метра), то они весили бы 2 или 3 тонны.

Стефани Дэйли выдвинула гипотезу, что термин "аламитту" применялся ассирийцами метафорически для обозначения винтовой спирали такого водяного винта. Сама спиральная форма была знакома инженерам как в северной, так и в Южной Месопотамии со времён среднего бронзового века и изпользовалась в глинобитных колоннах, построенных из трапециевидных кирпичей, уложенных в декоративный спиральный узор, некоторые из них времён Сеннахериба всё ещё существуют:

Винтовые колонны

Кроме того, некоторые каменные и терракотовые скульптуры изображают пальмы со спиралевидным стволом.Трудность нахождения подходящего технического термина в языках доиндустриальных культур хорошо иллюстрируется ассирийским употреблением слова "гис-махху", - "ствол большого дерева“, для обозначения полого цилиндра, и употреблением греками слова "kocliva"~,” улитка", для обозначения винта или спирали. Тем не менее, признание того, что для подъёма воды может быть изпользована спиральная форма, скрытая внутри цилиндра, является значительным концептуальным скачком.

Дэйли полагает, что у Сеннахириба были литые бронзовые или медные винтовые насосы. Никаких остатков от таких насосов обнаружено не было, но вполне вероятно, что технология их литья у царя была. В Лувре находится бронзовый цилиндр с Ближнего Востока, отлитый примерно за 1200 лет до нашей эры, длиной 4,4 м, диаметром 180 мм и толщиной стенки 15 мм. В Британском музее находится рельеф из дворца Ашшурбанипала, Ниневия, где изображены пальмы с узорами стеблей, образованными скрещивающимися спиралями, и ассирийские цилиндрические печати (того же периода), которые при прокатывании на глиняной подушке создавали изображения, в том числе пальм со спиральным орнаментом на стволах.

Новое водоподъёмное устройство Сеннахериба для его Дворцового сада было отлито из бронзы и таким образом соединило в себе  металлургические и гидравлические интересы царя. Его отец, Саргон II, также лично интересовался методами добычи полезных изкопаемых, плавки и легирования металлов. Проявление столь детального интереса к техническим вопросам, энтузиазм по поводу новаторских технологий - всё это необычно в трудах месопотамских царей. В то время, когда Сеннахериб записывал свои достижения, ремесло бронзовщика (литейщика бронз) постепенно вытеснялось новым ремеслом кузнеца (работающего с железом). Процесс перемен шёл медленно, отчасти по причинам различного , социального статуса. Бронзовщик занимал высокое положение в обществе и был привязан к дворцам и храмам, где находились его покровители. С другой стороны мастер по железу появился как лудильщик, беженец, вынужденный переселенец, и его материал - железная руда, был обычным делом. Обработанное железо не могло изпользоваться повторно так же легко, как бронза, и легко разпадалось (корродировало). Это делало железо непригодным для хранения в качестве сокровищ или для изпользования в качестве валюты.В этих условиях производство бронзы, опираясь на царское покровительство, стало специализироваться на создании произведений искусства и интересных приспособлений. Сеннахериб, как и его отец, был идеальным покровителем, поскольку проявлял личный интерес к произходящим процессам и описывал их в своих царских надписях.

Голова Саргона из Ниневии

Полое литье существовало в Месопотамии ещё во времена династии Агаде (около 2334-2279 гг. до н. э.), что подтверждает находка бронзовой головы Саргона в Ниневии. Внешний слой предмета был полым, отливался по типичной методике "утраченного воска", но с изпользованием медного сплава, содержащего только 1 процент олова наряду с некоторым количеством свинца, железа, серебра, никеля, висмута и кобальта. Затем этот полый объект заполнялся другим медным сплавом, состоящим из 11 процентов олова и значительно меньшего количества других добавленных металлов, причем ядро, таким образом, имело гораздо более низкую температуру плавления и поэтому не разплавляло внешний слой. (То есть, сначала изготавливали форму для выплавки внешнего слоя бронзового изделия, имеющего определённую толщину, полого внутри. Затем этот полый предмет, изпользуя как форму, заливали сплавом, имеющим меньшую температуру плавления. Действительно, экономия воска колоссальна!).

statue of Napirasu

Концентрическое литьё из различных сплавов практиковалось в Эламе на границе Вавилонии в четырнадцатом веке до нашей эры, о чём свидетельствует статуя Напирасу, которая даже в своем нынешнем усечённом состоянии имеет высоту 1,29 метра и весит 1750 килограммов. Твердые быки и львы, отлитые Сеннахиримом, были, по-видимому, сделаны подобным же способом. Но было существенное отличие: как утверждает Сеннахериб, чтобы получить ещё более крупные предметы, чем это ранее было возможно, он обошёлся без воска и жира, изпользовавшихся на первой стадии литья.

Два полых бронзовых цилиндра из Сузы, датируемые XII веком, ясно указывают на технологическое наследие, которое Сеннахериб мог изпользовать при отливке своих цилиндрических водоподъёмных устройств. Тот, что выставлен в Лувре, имеет длину 4,36 метра, диаметр 0,18 метра, а его неровные стены имеют толщину около 1,5 сантиметров—примерно такую же длину, как водяные винты, предложенные для Ниневии, но меньший диаметр. Предполагаемый вес-125-30 килограммов. Хотя отливка спирали внутри цилиндра является более сложной задачей, очевидно, что Сеннахериб имел в своём разпоряжении металлургические навыки, необходимые для изготовления больших бронзовых водяных винтов.

В рамках программы Би-би-си в попытке реконструировать ассирийские литейные процедуры Эндрю Лейси (Andrew Lacey - консультант ВВС) создал небольшой водяной винт, изпользуя для этого 60 килограммов бронзы. Печь была построена просто, на открытом воздухе, а литьё производилось в основном с помощью инструментов и материалов, соответствующих культуре раннего железного века. Лейси смастерил деревянно-верёвочную модель винта, покрытую глиной и подвешенную внутри отдельного цилиндра из обожженной глины, который (цилиндр) заключал в себе всё тело. Формы для спирали и цилиндра были раздельными, и отливка, которую они производили, представляла собой единый бронзовый винт с полым центром, спираль и окружающий её цилиндр были отлиты как единое целое. Затем в качестве оси был вставлен отдельный бронзовый стержень. Воск не изпользовался, так как Сеннахериб подразумевает, что воск не был нужен для его нового метода литья, или, по крайней мере, не в таких огромных количествах, как раньше. Форма идеально подходит для литья, так как нет неудобных углов, где воздух может захватываться разплавом, и металл плавно течёт через форму. По-видимому, нет никаких технических препятствий для отливки большого водяного винта, как единого целого, кроме трудностей, присущих любому крупному Литейному проекту.

(продолжение будет) :о)

Благодарю Дениса Дидроева, напомнившего о замечательных статьях Станислава:

История бронзы. Ч.1. Введение.

История бронзового века. Ч.2. Мышьяк

Предыдущие статьи:

Семь чудес Света - тема из глубин вечности

Особинка висячих садов

История изобретений и изобретатели в истории первая, вторая

Как бронзу льют нынче:




Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

    Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      816
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      932
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      966
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      877
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      735

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1314

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      844

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      749
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      751
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      509
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      308
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      678
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      759
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 05:28

      Готика с её удивительной каменной резьбой

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Великое благо, что в средние века уже существовала письменность, писались документы и сохранялись оные в архивах. Потому большая часть вопросов по строительству имеет ответы, можно сказать, в первоизточниках. Но, как и в любом деле, всегда имеются приёмы и нюансы. Первые (из-за "всемизвестности" своей в те времена) не у...
      581
      .Взор Здравомыслие.
      13 января 13:10

      Ошибки Монферрана, или почему рушились соборы

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  Об ошибках вообщеТе, кто до сих пор убеждён, что они всё знают, и что знания добываются за раз-два... и в дамках (или вместе с получением диплома), просто не понимают, что процесс постижения и накопления знания всегда связан с длительным путём проб и ошибок. Зазубривания сведений, оставленных кем-то...
      1063
      .Взор Здравомыслие.
      4 января 12:06

      По поводу освещения изготовления Исаакиевских колонн в прессе и возмущения Н. Бестужева

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  На днях я заблокировала на Дзене Владимира Пузика за то, что приходил он ко мне на канал с единственной целью - пободаться. Но есть его комментарий, на который я не ответила по существу. Он был им оставлен под статьёй о каменоломнях Питерлакса: Привожу скрин страниц "Сына Отечества" 1820 г. № 44 ...
      1169
      .Взор Здравомыслие.
      1 января 21:11

      Колонное дело Исаакиевского собора № 7

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Стойко пережив приход 2024 года, опять я взялась за своё :о) Встретив недавно рапорт о выгрузке двух колонн для портиков собора с судна, севшего на мель, я заинтересовалась и другими документами, которые имеются в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в делах так называемой коллекции Монферрана. Как я уж...
      1474
      .Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2023 г. 06:58

      Колонное дело Исаакиевского собора 6, или рапорт, адресованный Монферрану

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Пока там в комментариях идут баталии, я преспокойненько сижу себе и занимаюсь переводом прелюбопытного документа двухсотлетней давности, относящийся к строительству Исаакиевского собора. А именно, - к операции выгрузки на пристань двух колонн из севшего на мель судна.Найден сей раритет в Президентской библиотеке, где бы...
      386
      .Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2023 г. 06:45

      О добыче гранитных колонн для Исаакиевского собора: "космические" технологии

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Около года назад Антропогенез, побывав в РГИА и поинтересовавшись документами по делу строительства Исаакиевского собора, опубликовал замечательную статью. Думаю, что ознакомиться с ней будет интересно и полезно многим. Не буду ничего добавлять от себя (материала и без того много) :о) Среди тысяч документов, посвященных строительству ...
      374
      .Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2023 г. 14:48

      Подъём и установка колонн купола Исаакиевского собора

      Всем читателям моим желаю здравствовать! Как-то давно я предлагала полюбопытствовать американскими журналами. Вчера, на ночь глядя, я последовала своему же посылу и открыла полистать первый же попавшийся журнальчик. Там нашлось интересное описание подъёма колонны Исаакиевского собора очевидцем. Куда сразу сон девался :о)Сразу предупреждаю, что перевод д...
      755
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика