• РЕГИСТРАЦИЯ

Корзина с еловыми шишками (часть 2)

17 11900

«То, что мы говорим, ничто по сравнению с тем, что мы чувствуем». (Лев Толстой)


Сегодня мы возвращаемся к разбору произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».


Одна из задач писателя при написании рассказа – вложить в небольшой объём произведения большой смысл, а ещё лучше – много смыслов. Когда это удаётся, да ещё удаётся выразить замысел красиво и в такой форме, которая производит сильное, если хотите оглушительное впечатление, то такое произведение можно назвать действительно гениальным. В этом плане Паустовский является одним из мастеров высочайшего уровня, и насколько можно судить по комментариям к предыдущему материалу, многие читатели это оценили в полной мере.


Особенность темы, которой посвящен рассказ «Корзина с еловыми шишками» в том, что это рассказ о невыразимом.

Слова и вообще язык являются сами по себе достаточно ограниченным инструментом, хотя в нашей жизни для многих, может быть, это основной инструмент, которым человек пользуется в течение жизни. И тем не менее, хотя мы и привязаны так к языку, его возможности крайне ограничены.

Данный рассказ как раз затрагивает тему ограниченности языка для выражения жизни. Автор показывает, что жизнь бесконечно шире, глубже и богаче, чем всё многообразие слов. Необходимо заметить то, что для многих не очевидно, хотя, наверняка часть читателей и подписчиков этого блога уже знает об этом: знание существует отдельно от слов. Некоторые знания могут быть выражены словами, хотя их количество не велико относительно общего количества знаний. Большинство знаний о жизни словами не выразимо в принципе, так как выходит за рамки возможностей языка.

Я не зря выбрал именно этот эпиграф к материалу из нескольких различных вариантов, потому что он как нельзя лучше отражает указанную суть рассматриваемого произведения. Безусловно, и в предыдущих рассказах тема чего-то неизвестного, такого, что невозможно описать, «витала в воздухе», но всё-таки это было скорее закулисное присутствие, более улавливаемое, чем явно проявляющееся. Здесь же тема невыразимого не просто присутствует – она является лейтмотивом всего повествования. Несмотря на невозможность выражения словами, она оглушительно и всепоглощающе звучит через строчки (парадокс для разума) произведения. Действительно, можно только восхититься тем, как Паустовскому удалось передать это ощущение через слова, через написанный текст, при этом не только воспроизведя эту идею, но и оставив её одновременно такой, какой она является – невыразимой.


Мне очень хотелось бы, чтобы читатель понял и осознал эту мысль, и если это нужно для осознания, ещё раз перечитал рассказ. Мир невыразим словами, как бы этот способ описания не был нам привычен и желателен с точки зрения нашего разума. Слова лишь дают некоторое приближение, грубое описание, которое так же далеко от реальности, как листы осины, сделанные из меди, далеки от настоящих осенних листьев, которые «легки настолько, что колышутся даже от пения птиц». И всё «могущество слов» при этом также скудно для выражения знания о мире, как всей меди мира при этом не хватит, чтобы воссоздать листву только одного осеннего леса на норвежском побережье.


Следующий важный момент, на который хочется обратить внимание читателя, заключается в способности замечать бесконечное многообразие и красоту мира. Мы привыкли жить на бегу. Вся наша жизнь проходит в беготне ко всё более важным событиям, которые вечно «в будущем». И мы каждый раз «промахиваемся» мимо настоящего, потому что смотрим куда-то «туда», где нас ждут «более важные вещи».

Однажды более двадцати лет тому назад мне довелось побывать на одном психологическом тренинге, где было следующее упражнение. Необходимо было рассказать о том, как проходил сегодняшний день. Трудность состояла в том, что говорить надо было непрерывно (без значительных пауз) и необходимо было описать прошедший день максимально подробно и максимально образно (может быть красиво), чтобы слушатели смогли не просто «понять в общем», что происходило, а ощутить атмосферу этого дня во всей её полноте через этот рассказ. Ощутить, если хотите, запахи, увидеть цвета, картины, ощущения.

Смысл упражнения в том, что человек, который внимателен к тому, что происходит, может события пяти минут описывать не один час, при этом не повторяясь, не приукрашивая искусственно те или иные вещи, а просто реально описывая, и при этом делать это действительно красиво. Воистину, нельзя не согласиться с тем, что красота – в глазах смотрящего.

Так вот, на группу из 30-40 человек лишь 1-2 могли рассказывать события своего дня так, чтобы хотя бы минут десять-пятнадцать описывать события дня указанным образом. Большинству хватало буквально одной-двух минут, чтобы в них уложить скудное и бесцветное описание всего дня. Это не вина, это беда – наша общая беда. Беда в том, что мы не способны замечать жизнь, которая проходит мимо нас.

И здесь опять-таки данный рассказ является прекрасной иллюстрацией того, как можно (и нужно) наслаждаться той жизнью, свидетелями которой мы являемся. Кто-то может возразить, что во многих случаях жизнь такова, что наслаждаться особо и нечем. Это заблуждение. И вытекает это заблуждение из того, что мы слишком зациклены на себе, на своей персоне, на своей эгоцентричности, на своих переживаниях о «более важных вещах». Мы не думаем о том, насколько мимолётна жизнь, и каким чудом являются на самом деле простые и обыденные, казалось бы, вещи. В предыдущем сегодняшнем же материале я писал о том, что нет бессмертных на этой Земле. Мы приходим сюда на короткое время, и наша жизнь здесь оплачена невероятно дорогой ценой. Но нам неприятно думать о том, что когда-то это всё закончится, и в стремлении не думать об этом мы делаем ужасный по своим последствиям шаг – мы представляем себе вольно или невольно, что будем жить вечно. Именно на этой подсознательной мысли, что мы будем жить вечно, что мы всегда успеем сделать то, что решили не делать сейчас, основана наша вечная устремлённость к мифическому «потом» и «завтра», к тому моменту, где нас ждут эти самые «более важные вещи», на которых мы концентрируем своё внимание. Мы делаем одну единственную ошибку – мы думаем, что нам это время гарантировано. В действительности же это совершенно не так, и любой миг может оказаться в нашей жизни последним. В мире нет ни одной силы, которая может нам гарантировать, что мы проживём ещё хотя бы десять минут.

Я могу писать об этом, потому что был в ситуации, когда близость смерти ощущалась реально. И поэтому я хорошо понимаю тех людей, которые тоже были в подобной ситуации. И поэтому также я точно знаю (а не думаю, не представляю и не фантазирую), что в таком состоянии человек воспринимает окружающее невообразимо более остро, насыщено, если хотите «богато», «глубоко» и разносторонне. Один день, проведённый в таком состоянии стоит не то, чтобы месяца – не одного года жизни по объёму воспринятого и осознанного. А именно это является истинным критерием жизненного опыта, а отнюдь не возраст. Как говорится, мудрость не всегда приходит с возрастом, часто возраст приходит один.

Опять-таки я могу только ещё раз посоветовать перечитать данный рассказ, чтобы обратить внимание на то, с каким чувством, с какой красотой писатель рисует картины своего произведения, как он передаёт малейшие нюансы окружающего мира и чувств своих персонажей, связанных с восприятием этих картин.

И при этом необходимо понимать, что не исключительно описанные картины и события рассказа являются такими красивыми и неповторимыми. Нет, вся наша жизнь такая. И каждый день нашей жизни мы могли бы видеть и воспринимать также, если бы не были так зациклены на «более важных вещах». Жизнь такова всегда, это мы не всегда (мягко говоря) её такой видим.

Кстати, тема богатства и многообразия мира в рассказе звучит не только в описаниях природы, но и в указании автора о том, кто были настоящие слушатели Грига – напыщенные и обеспеченные зрители на его концертах или простые люди, пусть даже проходящие случайно мимо его дома, но действительно очарованные музыкой, а также птицы, сверчки и даже сама природа (например, снег за окном) и сказочные персонажи.

Мир действительно сказочен, если мы только не забыли об этом.


«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна…»


Третья тема рассказа возвращает нас к первой. Знание без слов. Те, кто полагает, что знание невозможно без слов, просто невнимательны к тому, что им известно о мире. Есть как минимум один пример, знакомый каждому, полностью опровергающий тезис о том, что знание без слов невозможно. Этот пример – музыка. Музыка безусловно несёт в себе знание, и при этом не нуждается в словах. Музыка является той книгой, которая повествует о невыразимом, и тем транспортом, который в одно мгновение может переместить нас сквозь любое расстояние и время к тому моменту нашей жизни, который с ней каким-то образом связан (при этом такая связь может быть как осознанной, так и неосознанной), и поведать нам об этом моменте гораздо больше, чем мы могли себе даже представить, только размышляя (в словесной форме). Музыка рисует и воссоздает картины лучше, полнее и богаче нарисованных или снятых. И при всём при этом музыка не нуждается ни в едином слове.

Обратите внимание, как через музыку Григ увидел будущее, а девушка – прошлое. Это произошло в тот момент, когда композитор увидел бегущую со слезами благодарности девушку, говорящую ему: «Спасибо!», а девушка увидела и услышала композитора, беседующего с ней в этот момент. И это не художественный вымысел автора, это то, что действительно может подарить музыка внимательному слушателю. Время и пространство вообще категории своеобразные. Они не настолько абсолютны, как мы привыкли их считать.


Тема относительности времени и пространства является ещё одной интереснейшей гранью рассказа. Рассказ состоит из трех или четырех частей, которые вроде бы разделены и во времени в пространстве, но при этом (одновременно) происходят в одном месте и в одно время. В описании событий мир как бы сжимается в точку, в которой сразу присутствует и прошлое, и настоящее, и будущее, и все ключевые сцены сюжета. Встреча в осеннем лесу композитора и девочки живёт как в настоящем в его душе, когда он создаёт музыку, находясь при этом у себя дома, и более того, он в этот же момент переживает встречу с девушкой в будущем, когда его уже нет в живых, но которое при этом является для него тем же настоящим. И героиня рассказа проживает одновременно и своё детство, сидя на концерте, и текущий момент, и таинственную встречу с композитором, которая происходит вообще непонятно где и непонятно когда, но в то же время здесь и сейчас. И подарок композитора – его музыкальное произведение – является тем измерением, в котором эти места и времена чудесным образом сливаются, образуя одно пространство и одно время, сказочное и удивительное, которое дарит чудеса тем, кто способен его воспринимать, но которое при этом недоступно тем, другим «нарядным посетителям концертов», той светской публике, которая живёт в вечной беготне на пути к «более важным делам».


Есть, конечно, в рассказе и уже знакомые нам по предыдущим произведениям мотивы, в частности, по рассказу Куприна «Чудесный доктор». Например, это тема счастья, которое состоит в том, чтобы дарить людям добро, делиться с ними тем, что имеешь. В данном случае – на примере композитора Эдварда Грига. Но ведь и ему девочка преподнесла свой подарок – именно благодаря встрече с ней у него возникла идея написать чудесную музыку. Таким образом, взаимные подарки обогатили жизнь каждого, а также подарили свои плоды (музыку) и другим людям. Любовь к окружающему миру, к другим людям, выраженная в готовности подарить им себя, неизменно приносит ощущение счастья, которое как компас указывает на то, верной ли дорогой идёт человек. Здесь нельзя не вспомнить, опять же, и трогательность первого произведения – «Дары волхвов», которое повествует об этом же.

В рассказе Паустовского есть и другие персонажи – родственники героини, у которых она жила. Вроде бы эти люди находятся не в фокусе внимания главной сюжетной линии, они как бы герои второго плана, но это только на первый взгляд, у них в рассказе есть своя и очень важная роль. Прежде всего, на их примере автор показывает, что они находят своё «простое человеческое счастье» в том, что при всей может быть различности своих характеров, они тоже любят друг друга и не забывают выражать свою любовь. И их периодическая «пикировка» лишь своеобразная игра по принципу «милые бранятся – только тешатся», а на самом деле они действительно любят друг друга, и всегда находят способ это выразить, при этом не забывая и о молодой родственнице, за которую они в ответе.

Может быть, эта линия любви в рассказе призвана как бы дополнить и придать глубину для читателя в восприятии чувств главных героев рассказа.


Образ дядюшки Нильса примечателен ещё в одном. В рассказе он представляется как человек немного «себе на уме» и «не от мира сего». Он философствует, прислушивается к гудкам пароходов, которые различает не видя их по этим самым гудкам, воспринимает как некое высшее таинство и театр, и музыку (много ли вы видели в наше время таких «парикмахеров»?), «болтает сам не знает о чём».

Но в то же время почему-то именно такой «не от мира сего» человек замечает некоторые важные вещи, скрытые от поверхностного взгляда. В частности, замечает по поведению девушки, что она приобрела и осознала в результате посещения концерта. Чтобы видеть скрытое в этом мире, нельзя быть «как все». Надо быть другим, как сказали бы обычные люди, «не от мира сего». Ирония в том, что как раз эти «необычные» люди – и есть «от мира», а вот «обычные люди», создающие подобные термины – напротив, «не от мира сего» в том смысле, что они оторвались от реальной жизни, пребывая исключительно в виртуальном мире своих забот. В своей оторванности от мира, от природы такие люди называют настоящую природу «дикой». Хотя она всего лишь является настоящей. А вот этих людей действительно можно назвать дикими в их мировосприятии.


Наверное, на этой ноте и нужно закончить анализ произведения. Нам нужно переставать быть дикими – и становиться настоящими. Тогда чудесный и сказочный мир вокруг нас вновь оживёт, и если мы будем достаточно внимательными к нему, подарит нам всю свою красоту и глубину. Такую, которую нельзя описать словами, но можно почувствовать и пережить.

Образовательный блог

    Поджигатели вертолета

    Поймали малолетних дебилов, которые подожгли в подмосковье пожарный вертолет К-31 за обещанные по интернету деньги. Теперь есть шансы сесть на 20 лет. На 35 уже скорее всего не успеют, срок увели...

    О драниках и роли личности в истории

    Недавно сидели в одной "интернациональной" русской компании (великороссы, малороссы, белорусы) и как-то вышел разговор на региональные особенности русской кухни.Я и говорю: "У меня дед ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Регул 15 апреля 2022 г. 15:56

      О том, что произошло с крейсером "Москва"

      «Они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся». (Фёдор Михайлович Достоевский о либералах) Полагаю необходимым внести ясность по поводу пр...
      45323
      Регул 27 июля 2021 г. 10:43

      Ответы на комментарии: обратная связь с читателями (часть 12). Ещё раз о медицине, здоровье, коронавирусе и вообще о жизни

      - Вы утверждаете, что человек может поднять сам себя за волосы?- Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать!. (из фильма «Тот самый Мюнхгаузен») Три части статьи о коронавирусе, которые были написаны на днях, не могли не вызвать множества вопросов и споров подписчиков и читателей. Люди в массе вообще любят спорить и утвержда...
      8605
      Регул 25 июля 2021 г. 19:17

      Коронавирус. Непосредственно о болезни – что делать простому человеку (часть 3)

      Предыдущие части статьи:Коронавинус, о чём вообще речь, часть 1Коронавирус. Инструмент надгосударственного управления в переформатировании мировой модели, часть 2 В двух предыдущих частях материала мы затронули моменты, связанные с тем, что такое коронавирус, чем отличается природный коронавирус и искусственно созданные и распространяемые штаммы, как со...
      13993
      Регул 25 июля 2021 г. 16:40

      Коронавирус. Инструмент надгосударственного управления в переформатировании мировой модели (часть 2)

      В предыдущем материале (Коронавинус, о чём вообще речь) был проведён краткий анализ основных моментов, связанных с так называемой пандемией коронавируса.Давайте, основные тезисы и итоги статьи повторим, чтобы от этого было удобно двигаться дальше.Итак,Коронавирус как разновидность вируса известен ещё с конца 70-х годов (примерно в то же время, когда ста...
      15402
      Регул 25 июля 2021 г. 12:15

      Коронавирус. О чём вообще речь? (часть 1)

      Как известно подписчикам и читателям моего блога, о чём мы постоянно говорим на наших вебинарах, любой вопрос может быть рассмотрен с позиции выборочного оценочного восприятия или с позиции анализа (исследования, аналитического восприятия).Рассмотрение с позиции выборочного оценочного восприятия принято как норма в обществе, даже в общении так называемы...
      14251
      Регул 2 сентября 2020 г. 04:50

      Мы – маленькие дети?

      “Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках”. (Михаил Николаевич Задорнов) “Не позволяйте школе мешать вашему образованию”. (Марк Твен, да-да, тот самый, автор книг “Приключения Тома Сойера” и “Приключения Гекльберри Финна”) 1. ВСТУПЛЕНИЕСнова наступило первое сентября, день начала традиционного учебного года, имеющий ...
      11235
      Регул 26 июля 2020 г. 13:17

      Либеральные байки (часть 3). Зачем тратить каждый год огромные деньги на Парад Победы? Лучше бы раздали эти деньги пенсионерам!

      “Деньги любят счёт”.(Говард Дейтон) “Человек, у которого нет ни одной должности, может шутить как угодно. И его шутки востребованы”.(из ответов Путина на вопросы ТАСС) В нашем блоге мы уже достаточно подробно разбирали, что представляют из себя средства массовой информации (СМИ). Это сделано в цикле статей под общим названием “Сказка о не таиландских м...
      8614
      Регул 1 февраля 2020 г. 14:25

      Он вам не ДАМ

      Если две или три сотни “независимых либеральных СМИ” закроется – не переживайте, они просто не вписались в рынок. (Чубысь) В одной из предыдущих статей мы говорили о кадровых изменениях в органах власти после 15 января 2020 года, и в частности, об отставке Правительства Медведева и утверждении на должность Председателя Правительства РФ Мишустина. В это...
      37261
      Регул 29 января 2020 г. 01:23

      В.В.Путин: “Революции и провокаторам – нет! Мирному строительству – да!”

      “Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи”. (Томас Карлейль, британский писатель, историк и философ) Прежде чем перейти непосредственно к анализу текста Послания Федеральному Собранию от 15 января 2020 года, необходимо отметить ещё одно событие, о котором не было сказано в предыдущем материал...
      11821
      Регул 26 января 2020 г. 15:37

      О событиях, связанных с кадровыми изменениями в России после 15 января 2020 г.

      Мы железным конем все поля обойдем, соберем и засеем и вспашем…. (гимн диванных аналитиков) Он указал вокруг меня быстрым движением руки, а затем коснулся моей записной книжки. – Это твой мир, и ты не можешь этого отрицать. Бесполезно сердиться или разочаровываться в самом себе. (К.Кастанеда, “Сказки о силе”) В предыдущей статье мы говорили о событиях, ...
      18817
      Регул 25 января 2020 г. 04:48

      О стратегии Путина (часть 5): Ловушка для кошек

      Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости, ибо принесение себя в жертву никогда и нигде не является преимуществом. Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике. (Сунь-цзы, “Искусство войны”) Мятеж не может кончиться удачей, – в противном случае его зовут иначе. (С.Маршак) Главная задача – до...
      30020
      Регул 13 января 2020 г. 21:21

      О необходимости практических действий для саморазвития

      Я сказал, что его объяснение только ещё больше меня запутало. Он ответил, что именно по этой причине не хотел мне ничего объяснять, и что в зачёт идёт только одно – действие. Действие, а не разговоры. (К.Кастанеда, “Путешествие в Икстлан”) Тема сегодняшней статьи подсказана комментариями подписчиков. Иногда я думаю, что надо на эту тему написать очередн...
      12953
      Регул 13 января 2020 г. 00:58

      Девять кругов WADA

      Гордыня, алчность, зависть — вот в сердцах три жгучих искры, что во век не дремлют. (Данте Алигьери, “Божественная комедия”) Нет ничего более странного, чем футбол. Этим видом спорта занимаются двадцать два человека, которым вовсе не нужны физические упражнения, перед десятками тысяч людей, которым они просто необходимы. (народный юмор) Сегодня мы погов...
      18000
      Регул 12 января 2020 г. 12:35

      И снова о мышлении и восприятии

      – Я по многим причинам люблю стихи, – сказал он. – Одна из них в том, что они улавливают настроение воинов и объясняют то, что вряд ли можно было бы объяснить иначе. Он допускал, что поэты остро осознают наше связующее звено с духом, но делают это интуитивно, тогда как маги выбирают этот путь намеренно и прагматично. – У поэтов нет знания о духе из первых рук, – продо...
      8160
      Регул 8 января 2020 г. 09:49

      В стране невыученных уроков. О проблемах мышления и логических ошибках двоечника Перестукина.

      “Кто не понимает логики, обычно не понимает и того, что он ее не понимает”. (Тадеуш Котарбинъский) “Общепринятый смысл не так уж логичен”. (Джордж Бернард Шоу) Существует две позиции, в которых нет места сомнениям. В одной из них сомнений нет потому, что ты знаешь всё. В другой – позиции нормального осознания – сомнений нет потому, что ты не знаешь ничего. (К.Кастанед...
      12860
      Регул 7 января 2020 г. 17:10

      Комбинация на тему “Завлечение”

      “Льва не должно интересовать мнение овец”. (сериал “Игра престолов”) Многие подписчики просили прокомментировать произошедшее 3 января 2020 года убийство Касема Сулеймани в результате авиаудара ВВС США.На мой взгляд, событие достаточно простое, и его суть я сейчас постараюсь объяснить. Возможно, что я не опишу всех нюансов ситуации, потом что для этого ...
      18216
      Регул 5 января 2020 г. 20:32

      Юмор - это серьёзно!

      “Распространение информации есть процесс управления”. (Валерий Викторович Пякин) – Никогда я не могу понять, всерьёз ты говоришь или нет, – сказал я. – У тебя какое-то странное представление о том, что значит говорить всерьёз. Я много смеюсь, потому что мне нравится смеяться, но всё, что я говорю, это совершенно серьёзно, даже если ты не понимаешь, о чём идёт речь. (К...
      18909
      Регул 2 января 2020 г. 09:45

      Новогодний формат общения он-лайн

      — Что здесь происходит?— Да ничего. Просто сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, все равно как ходить пешком.(Рэй Брэдбери, “451 градус по Фаренгейту”) В новогодние праздники, а именно 3 января (в пятницу) с 11:00 до 14:00 состоится беседа в формате он-лайн с автором блога “Регул”.В группе “Регул” в ВКонтакте создана тема, где можно заранее ...
      5562
      Регул 2 января 2020 г. 09:18

      Новый год: Праздники и поздравления

      Что тебе пожелать, человек мой дорогой? Мы уже не раз говорили о праздниках. Недавно в группе “Регул” в ВКонтакте мы вспоминали статью четырёхлетней давности о новогодних праздниках. А завтра в нашей рубрике “Вспомнить всё” (там же) мы вспомним статью “Поговорим о праздниках”, которая была написана год назад.Как было написано в упомянутой выше статье, с...
      7872
      Регул 7 ноября 2019 г. 04:50

      Символы зазеркалья (часть 1). В чём грех?

      “Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки”. (М.М.Жванецкий, “Стиль спора”) “Мы в ответе за яблоки, которые надкусили”. (народный юмор) Один мой знакомый много лет назад сказал: “Я уже много лет живу в сумасшедшем доме. Каждое утро, когда я просыпаюсь и встаю с кровати, вокруг происходит то, что может прои...
      17911
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика