• РЕГИСТРАЦИЯ

Является ли атеизм религией?

198 5829

Часть 1.

Утверждение: Если вы действительно убеждены в отсутствии бога, то чем это отличается от веры в то, что бога нет? И то, и другое являет собой ответ на фундаментальный вопрос религии, решение которого может основываться только на вере. Следовательно, атеизм является ещё одним видом религии.

Контрапологетика

Односторонние определения

Атеизм может быть приравнен к религии при помощи специально подобранного одностороннего определения (определения, не проводящего различий), которое включает лишь те аспекты понятий, которые являются общими для них, что делает эти понятия неразличимыми. Например:

Религия — это собрание людей.

Атеизм — это собрание людей.

Следовательно, атеизм — это религия.

И теперь, поскольку религию составляют группы людей, всё, начиная с бейсбольных команд, и заканчивая людьми, находящимися в зале ожидания, являет собой религию. Такой аргумент мало кому покажется убедительным: апельсины состоят из материи; звёзды состоят из материи; следовательно, апельсины являются типом звёзд. Свойство "состоять из материи" не является определяющим отличием звёзд от не звёзд.

Прочие типичные неразличимые характеристики:

образование групп/социализация;

обладание системой убеждений;

наличие налоговых льгот;

обладание некоторыми убеждениями относительно богов;

выражение обеспокоенности/точки зрения ("прозелитизм" или "евангелизация").

Хотя многим религиям присущи перечисленные свойства, они являются религиями не по причине этих свойств, но, скорее, по причине характеристик, отличающих религию от остальных понятий, к которым можно отнести веру в реальность сверхъестественных событий либо существ.

Анализ словарного определения

Согласно с dictionary.com, религия определяется как:

система верований о причине, природе и цели Вселенной, особенно, когда рассматривается её сотворение сверхчеловеческой сущностью либо сущностями, обычно с привлечением ритуальных обрядов и поклонений, и часто включающей моральный кодекс, регулирующий поведение человека.

Атеизм (и сильный, и слабый), в отличие от определения религии, данного выше, не содержит верований в сверхчеловеческую сущность, создавшую мир, не предусматривает ритуального поведения и не содержит нравственных установок. Кроме того, атеизм ничего не утверждает в отношении целей и природы Вселенной.

Атеизм являет собой отсутствие конкретного верования, и не является системой верований. Даже сильный атеизм утверждает лишь одно: богов нет. Следовательно, даже положительная вера в отношении богов (в то, что их нет) не подразумевает автоматом некие убеждения телеологического характера о космологии.

Мнение, что атеисты придерживаются единого мнения в вопросе происхождения и назначения Вселенной, можно опровергнуть примером раэлитов, "заселяющих" Вселенную "богоподобными" инопланетянами, и рассматривающих достижение "богоподобия" в качестве главной цели развития человеческой цивилизации.

Определение апологетов

По всей видимости, в попытках повернуть вопрос религиозности атеизма в выгодное русло, апологетами придуманы альтернативные определения религии, и одно из таких определений можно сформулировать как:

...некое убеждение и преданность этому убеждению; взгляд на этику и совесть: [например] создание религии борьбы с предрассудками.

Формально атеизм можно называть религией в этом смысле, но отсюда не следуют выводы, которые строят апологеты после признания такой принадлежности, наводя на подмену понятий. В определении указывается, что "борьба с предрассудками" является религией. Если это так, то таковыми являются любые просветительские движения, и, по-видимому, многие спортивные и политические. Едва ли анализ настолько широкой группы позволит сделать какие-либо нетривиальные выводы (с другой стороны, многие верующие при прочих обстоятельствах, каковыми являются ряд случаев, связанных с аспектами религиозных чувств, отказываются пользоваться одним и тем же определением религии). Атеизм был бы религией в смысле, в каком религией является футбол, но не в смысле, в каком религией является католицизм.

Если атеизм — религия, то...

...не коллекционирование марок — хобби.

...отказ от игры в гольф — спорт.

...неверие в несчастливое число 13 — суеверие.

...лысый — это цвет волос.

...нагота — это тип одежды.

...выключенный телевизор тоже показывает некий канал.

...быть здоровым — тоже заболевание.

...воздержание является позой в сексе.

...вакуум — это газ.

Ответная реакция.

Присваиваемые ярлыки содержат скрытые выводы. Назвав атеизм религией, верующий стремится перейти к заключению с помощью силлогизма:

Религии заставляют людей поступать безрассудно.

Атеизм — это религия.

Следовательно, атеизм заставляет людей поступать безрассудно.

Такой переход проводится при помощи подмены понятий: здесь п.1 утверждения не является атрибутом понятия "религия", к которому был отнесён атеизм в п.2. Поэтому слова "религия" в п.1 и п.2 обладают совершенно различными значениями, и силлогизм некорректен.

Поскольку, как правило, речь идёт о конкретном случае, нет необходимости переходить к обобщению, и судить об атеизме и о религии в целом. Однако, дискуссия может повернуться в русло разговора об этих терминах, если о религии было сделано замечание. В этом случае рекомендацией является упоминание конкретных аспектов религии, поддерживающих аргументацию, и прекращение использования слова "религия" (или синонимов). Например, вместо утверждения, что религия приносит вред, следует утверждать, что догматические верования приносят вред, и тогда аргумент исключит небольшое число либеральных религий и включит некоторые радикальные политические движения.

Прочая контрапологетика.

Tu quoque!* Этот аргумент предназначен для защиты религии через оглашение того, что атеисты попадают в ту же категорию. Аргумент является попыткой демагогии, поскольку отвлекает внимание от вопроса оснований религии. Кроме смещения бремени доказательства аргумент содержит утверждения типа non-sequitur**.


* Tu quoque (с лат. — «Ты тоже», менее формально — «Посмотри на себя!»)

** Non sequitur это латинское выражение, означающее "не следствие", и обращается к случаям разрыва между заключением и предпосылками.

Источник. 


Часть 2.

“Попытки образовать фанатика - это
то же самое, что направить луч света
в глаза: зрачки инстинктивно сужаются”.
Оливер Венделл Холмс

Довольно часто в беседах с верующими людьми и при чтении религиозной литературы мне приходится встречаться с высказываниями типа: “атеизм - это религия”, “Вам (атеистам) на самом деле приходиться верить в то, что Бога не существует” и т.д. Подобные безграмотные заявления можно встретить и в печати. Например, в казанской газете “Вера” (1996 год №8) опубликована статья с громким и тенденциозным названием “Атеизм - религия лжи”. Автор заявляет, что “религиозность - одно из первейших свойств личности и атеизм - настоящая религия со всеми ее атрибутами”. И далее следует “логичный” вывод: “Такой религии нужно противодействовать всеми силам, помня, что она представляет собой гибельный путь, и атеист - коварнейший враг”. Похожее заключение делает в своем очередном опусе “Детская вера” небезызвестный диакон А.Кураев: “...ибо атеизм есть род религии, есть антирелигия”. А уж от простых верующих такое приходиться слышать по нескольку раз на дню - “Никаких премуществ у атеизма перед религиями нет, поскольку это тоже разновидность религии, он так же построен на вере в отсутствие Бога, ему присущи те же проблемы, что и другим религиям” - это типичная реплика, взятая мной из конференции с “Атеистического сайта”.

Прежде чем объяснить, почему атеизм не является религией, а уж тем более видом верования, я хочу кратко проанализировать мотивацию подобных заявлений. Мне кажется, что наклеивание ярлыков - сильно облегчает и упрощает мыслительный процесс - ведь если определить атеизм как одну из многих религий, то нет необходимости лично разбираться в этом сложном феномене. Помимо этого, атеизм, будучи одной из религий автоматически причесляется к разделу неправильных религий, т.е. таким образом верующий человек структурирует окружающий мир - есть “мы” (например, правильно славящие бога), есть “они” (“заблудшие овцы”), а третьего, понятное дело, не дано - короче, кто не с нами, тот против нас и т.д. Что дает подобное примитивное структурирование и стереотипизация? Ответ очевиден: психологический комфорт - нет белых пятен в картине мира и, следовательно, незачем самому мучиться в поисках истины (ведь она уже давно есть в священном писании, пророчестве и т.д.) и не надо делать сложный мировоззренческий выбор (опираясь на собственные выводы и умозаключения).

Проанализировав некоторые аспекты религиозной психологии, пришло время обратиться к теме моей работы: является ли атеизм религией? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять что из себя представляет феномен религии. Для этого я воспользуюсь услугами такой науки как религиоведение. Но вполне вероятно, что научное определение религиии не устроит часть верующих читателей этой работы, поэтому сначала стоит обратиться к богословским разработками данной тематики. Итак, начнем с теологического определения религии. Для А. Меня религия “есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным” (“История религии”. В поисках Пути, Истины и Жизни. Стр. 16-17, М. 1994). По мнению этого православного богослова, вышеупомянутая связь осуществляется прежде всего посредством мистического опыта (т.е. переживаний, связанных с чувством реального присутствия в жизни человека некого высшего начала (там же, с. 12)). Для другого богослова П.А. Флоренского религия - это “система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение”. И, наконец, энциклопедический словарь “Христианство” выделяет среди всех трактовок главное: “религия - организованное поклонение высшим силам” (II том, стр. 462). А теперь зададимся простым вопросом: есть ли в атеизме “связь с Духом Божественным”, “действия и переживания, обеспечивающие душе спасение”, и, в конце концов, “огранизованное поклонение высшим силам”? Не надо быть атеистом, чтобы отрицательно ответить на заданный вопрос.

Но может быть атеизм - религия в научном понимании этого термина? Передо мной лежат пять относительно новых книг по религиоведению: А. Тришин “Мировые религии и религиозные памятники” М. 1997 г., А. Радугин “Введение в религиоведение” курс лекций М. 1997 г., “Религии в истории и культуре” под редакцией М. Писманика 1998 г. М, “Основы религиоведения” под редакцией И.Яблокова 1998 г. М, и, наконец, “Религии человечества” Мишеля Малерба. Во всех этих учебниках можно найти перечисление общих для всех религий признаков и атрибутов:

Идеологическая (концептуальная) составляющая – догматы, “символы веры” и т.п.

Эмоционально-психологическая – вера, мистический опыт, переживания, экстаз и проч.

Культово-прагматическая – религиозные обряды, таинства, ритуалы…

Организационная – церкви, общины и т.д.

Для удобства изложения и наглядности я составил таблицу:

Есть еще один предрассудок относительно атеизма, который стоит прояснить:

“…безбожник изо всех сил старается убедить себя и других в том, что он … ничего не принимает на веру, полагая, что его неверие в Бога есть результат мыслительной деятельности… А что же в действительности? Разумеется, заслоняясь от света Истины, человек просто верит в то, что Бога нет, ибо доказательств привести не может, а совершенно ни во что не верить он не способен” или “Все в этом мире построено на вере. Даже если Вы абсолютный скептик и считаете, что ни во что не верите, то это и есть ваша вера”. Я полагаю, что в целом приведенные цитаты представили точку зрения на атеизм как на веру в то, что бог (и сверхъестественное, вообще) не существует. Это типичное заблуждение кроется в незнании точного значения такого понятия как религиозная вера. Религиозная вера - это убежденность в реальном существовании сверъестественных существ, особых свойств у отдельных предметов, помимо этого еще и особое психологическое состояние, которое характеризуется рядом объективных признаков: особыми эмоциональными переживаниями и настроениями, эстетическими чувствами и даже аффектами (например, религиозный экстаз). Более того, религиозные верования - это всегда чувства с "положительным знаком", нечто позитивное, это всегда вера во что-то - святых, пророков, учителей, в священнослужителей, в возможность общения с духами, в истинность догматов и религиозных текстов и т.д. У атеиста же просто нет ни религиозной веры, ни психологического состояния, которым характеризуется эта вера. Поясню на примере: если Вас спросят, верите ли Вы в леших и кикимор? Каков будет ответ? Нет, я не верю или я верю, что их не существует? Очевидно, что неверие не может быть предметом веры, тем более религиозной. Или, например, если Вы христианин или мусульманин, то верите ли Вы, что Зевса не существует или просто не верите в него, а верите во Христа (Аллаха)?

Если Вы честно ответили самому себе на этот вопрос, то теперь понимаете, почему атеизм не является верой в несуществование того или иного божества или сверхъестественного в целом - отсутствие веры никак нельзя превратить в веру в отсутствие.

Автор: Вязовский А. 

Дополнительно:

Идеология?

Ёжик читает: история атеизма и религий. 

Был ли Гитлер атеистом, а его режим - атеистическим. 

Вера - это достоинство. 

156 признаков того, что вы христианин-фанатик. 

Пари Паскаля. 

Как атеисты могут защитить здравый смысл: 16 способов. 


Джеймс Рэнди — «Вы не обязаны доказывать отсутствие!»


Ад и божья (не)справедливость


Атеистический дайджест #128. Как освятить ракету, чтобы она не упала?


Религиозная аморальность.


Александр Пыжиков о царских и церковных репрессиях


4-й аргумент РЕЛИГИИ (4/20) Суровая ПРАВДА о ПРАВДЕ


7-й аргумент РЕЛИГИИ (7/20): "Мир устроен РАЗУМНО"


                                             ***

                                         АрктидА - Мы Штурмуем Небеса


    Непуганые идиоты

    Даля Грибаускайте, экс-президент Литвы, пытавшаяся в своё время неудачно копировать стиль Маргарет Тэтчер (проблема в том, что у Тэтчер стиль был, а у Дали даже представления о том, что...

    Цена одной ошибки: Европа потеряла проект "Украина" навсегда

    Перед самым окончанием встречи между российской и украинской делегациями в Стамбуле в переговорный зал вошел большой красивый слон, раскрашенный в цвета российского флага. Слон не торопясь обошел ...

    Ну вот, могут же, когда захотят: Россия задержала эстонский нефтяной танкер
    • pretty
    • Вчера 17:37
    • В топе

    КОШКИН18 мая случилось то, чего не случалось уже много лет. Как сообщает издание Narva News, ссылаясь на данные автоматической идентификационной системы (AIS) российские пограничные силы задержали неф...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев
    :bowtie: :smile: :laughing: :blush: :smiley: :relaxed: :smirk: :heart_eyes: :kissing_heart: :kissing_closed_eyes: :flushed: :relieved: :satisfied: :grin: :wink: :stuck_out_tongue_winking_eye: :stuck_out_tongue_closed_eyes: :grinning: :kissing: :kissing_smiling_eyes: :stuck_out_tongue: :sleeping: :worried: :frowning: :anguished: :open_mouth: :grimacing: :confused: :hushed: :expressionless: :unamused: :sweat_smile: :sweat: :disappointed_relieved: :weary: :pensive: :disappointed: :confounded: :fearful: :cold_sweat: :persevere: :cry: :sob: :joy: :astonished: :scream: :neckbeard: :tired_face: :angry: :rage: :triumph: :sleepy: :yum: :mask: :sunglasses: :dizzy_face: :imp: :smiling_imp: :neutral_face: :no_mouth: :innocent: :alien: :yellow_heart: :blue_heart: :purple_heart: :heart: :green_heart: :broken_heart: :heartbeat: :heartpulse: :two_hearts: :revolving_hearts: :cupid: :sparkling_heart: :sparkles: :star: :star2: :dizzy: :boom: :collision: :anger: :exclamation: :question: :grey_exclamation: :grey_question: :zzz: :dash: :sweat_drops: :notes: :musical_note: :fire: :shit: :thumbsup: :thumbsup: :-1: :thumbsdown: :ok_hand: :punch: :facepunch: :fist: :v: :wave: :hand: :raised_hand: :open_hands: :point_up: :point_down: :point_left: :point_right: :raised_hands: :pray: :point_up_2: :clap: :muscle: :metal: :fu: :runner: :running: :couple: :family: :dancer: :dancers: :ok_woman: :no_good: :information_desk_person: :raising_hand: :bride_with_veil: :person_with_pouting_face: :person_frowning: :bow: :couplekiss: :couple_with_heart: :massage: :haircut: :nail_care: :boy: :girl: :woman: :man: :baby: :older_woman: :older_man: :person_with_blond_hair: :man_with_gua_pi_mao: :man_with_turban: :construction_worker: :cop: :angel: :princess: :smiley_cat: :smile_cat: :heart_eyes_cat: :kissing_cat: :smirk_cat: :scream_cat: :crying_cat_face: :joy_cat: :pouting_cat: :japanese_ogre: :japanese_goblin: :see_no_evil: :hear_no_evil: :speak_no_evil: :guardsman: :skull: :feet: :lips: :kiss: :droplet: :ear: :eyes: :nose: :tongue: :love_letter: :bust_in_silhouette: :busts_in_silhouette: :speech_balloon: :thought_balloon: :feelsgood: :finnadie: :goberserk: :godmode: :hurtrealbad: :rage1: :rage2: :rage3: :rage4: :suspect: :trollface:
    Пишите здесь

    • :thumbsup:
      • oZerit
      • 5 декабря 2017 г. 7:10
      =Атеизм... не содержит верований в сверхчеловеческую сущность, создавшую мир, не предусматривает ритуального поведения и не содержит нравственных установок=

      Да ну??? а как же быть с непостижимой Материей и ее Первовзрывом? (не понимаем, но веруем :smile: )
      Разве Моральный кодекс строителя коммунизма сильно отличается от 10 заповедей?
      Разве подчеркнутое пренебрежение к верующим - не есть ритуал, обязательный в среде атеистов?
      • ozerit, 1) Физика и астрономия это научные дисциплины, а не религиозные верования. 
        2) Одностороннее определение.
        3) Нет. 
        • oZerit → Сандино
        • 5 декабря 2017 г. 9:44
        Ну, богословие - тоже наука.  Никто Большой взрыв не видел. Никто не видел, как обезьяна человеком стала (питекантропов не надо приводить в пример, все они оказались подделками). Никто не видел, как межзвездная пыль в звезды собирается и загорается.
        Но все в это ВЕРЯТ! 
        2) и 3) - это, ясен пень, зависит от точки рассмотрения. Свои недостатки никто не видит.
      • ozerit, полное передергивание и подмена понятий. 
        1. "Большой взрыв" это только лишь одна из теорий. Например я её не придерживаюсь и считаю её бредом. Как и всех богов.
        2. У меня лично нет никакого "подчеркнутого пренебрежение к верующим", я сам был таким когда-то. Сумел вылечиться. Вы опять перекладываете с больной головы на здоровую, пытаясь своё мировоззрение переложить на тех, кого не понимаете.
        3. При чем тут "кодекс коммуниста" и атеизм? Как это связано? Я не коммунист и что?
        4. "Никто не видел, как загораются звезды". Видели, даже фото есть, воспользуйтесь поиском.
        Короче, каша несуразная у вас какая-то в голове.
      • Раскрыть ветку
    • В общем конечно как бы Да
      Но 
      Как бы не до конца Да.

      Атеизм это религия, по определению, как "антагонист теизма", по наименованию.
      Жизнь - качельки.
      И Теизм и Атеизм это две крайности расположенные на противоположных концах тех качелек.

      Вы же пытаетесь утверждать за Атеизмом то чем он не является, т.е. Центр вкруг которого те качельки качаются.
      А место сие занято РЕАЛИЗМОМ.

      Перестаньте заниматься самооправданием и всё станет на свои места.

      Грубо - есть или нет "божественное начало Мира" не имеет не доказательств не опровержения. Именно поэтому вера в то что "он есть" ничуть не хуже веры в то что "его нет" они в совершенно равной степени есть ВЕРОВАНИЯ без обоснования.

      Приведенная Вами таблица в стиле "Есть - Нет" только доказывает антагонистичную природу двух этих верований.
      Чтож такого удивительного вы сыскали в том что они антагонистичны во всем?
      Ведь именно отсутствие церквей (и прочих атрибутов)  Атеизма и являются главным подтверждением их противопоставления.

      Вы же пытаетесьтавтологию:
      "РАЗ ОНИ НЕ ОДИНАКОВЫЕ ЗНАЧИТ ОНИ РАЗНЫЕ"
      принять за некое доказательство.

      Теизм - вера В. НЕДОКАЗАННОЕ
      АТеизм - вера В НЕДОКПЗАННОЕ

      И только РЕАЛИЗМ не является Верой, потому что ПРИНИМАЕТ ДАННОСТЬ как единственно существующее, не пытаясь РЕШАТЬ "вопрос Бога", а просто понимая то что такого вопроса просто не существует.

      НЕ БОГ существует или не существует
      а НЕ существует сам ВОПРОС.о существовании, не существовании Бога.

      .
        • zloigoblin2 → С.В.Прыходзька
        • 5 декабря 2017 г. 8:35
        С.В.Прыходзька

        ---АТеизм - вера В НЕДОКПЗАННОЕ ---

         ---И только РЕАЛИЗМ не является Верой, потому что ПРИНИМАЕТ ДАННОСТЬ как единственно существующее, не пытаясь РЕШАТЬ "вопрос Бога", а просто понимая то что такого вопроса просто не существует.---

        так я получается не атеист, а реалист?  круто. 
        • Сандино → С.В.Прыходзька
        • 5 декабря 2017 г. 9:09
        С.В.Прыходзька, Каждый атеист - реалист, но не каждый реалист - атеист. А если не так, то незачем и сущности плодить сверх меры. 
      • С.В.Прыходзька, спасибо Вам,я Ваш комментарий прочитал с удовольствием и даже немного позавидовал Вашему умению четко и веско излагать мысли.
      • Раскрыть ветку
      • Ardjuna
      • 5 декабря 2017 г. 8:50
      Ребята, я агностик, так как не знаю есть ли бог или нет и какой он должен быть.
      Но вот религию считаю средством одурманивания масс и это факт от которого не отбрыкнёшься.
      • Ardjyna, Я искренне убежден, что я - атеист (хотя право судить об этом оставляю профессионалам, например автору - спасибо за статью, кстати). Но я готов признать умозрительно возможность существования обобщенного бога. Но только такого, которому будет в высшей степени наплевать на то, верю я в него или нет.

        Мне кажется, именно здесь отчетливо видно отличие от "веры в теорию Большого Взрыва" (которая, кстати сказать, пока всего лишь теория) от настоящей религии. Большой Взрыв ведь не пытается учить тебя не ковырять в носу на основании того что ему это не нравится.
      • Ilya Gridnev, но дело в том, что даже необобщенному Богу Троице  наплевать - верят в него, или нет. Он никак не страдает от неверия Него. Представьте: паралитик от рождения вдруг вылечен врачом, который оставил все, что нужно - тренажеры, массажёры, инструкторов, и ушёл дальше заниматься своими делами. Больной теперь сам должен учиться ходить, иначе не встанет, инструктор пытается помогать, но часто бывает посылаем далеко из-за лени больного. А врач иногда лишь интересуется - как там больной? Не пошёл ещё? Нет? Ну ладно… как хочет. 
        • Ardjuna → Ilya Gridnev
        • 5 декабря 2017 г. 10:01
        Ilya Gridnev, Если вы предполагаете что бог может быть или не знаете есть ли бог или нет, то вы агностик. Если вы точно знаете что бога нет, то только тогда вы атеист.
      • Раскрыть ветку
    • Интересно,а Поль Анри Гольбах был бы доволен,если бы его труд оплачивался духовно?и странное дело,почему то все цитируемые автором авторитеты западноевропейского происхождения?за статью спасибо.если кто то не ленится говорить на эту тему,значит что то или кто то там все таки есть.и религия-не пустой звук.
      • Nansen
      • 5 декабря 2017 г. 9:13
      Вера в науку как в альтернативу религии и есть религия, определяющее слово здесь - вера. Свои выводы, апологеты атеизма основывают в основном на данных науки, в которую в-е-р-у-ю-т. Является ли атеизм религией? Да является.
      • Nansen, я так думаю, тыщи три - не больше.
      • Nansen, существует принципиальная разница между верой в науку и верой в сверхъестественное. Все что утверждает наука можно проверить. 
        Данные науки верифицируемы.
        • Nansen → Perchik Perchik
        • 5 декабря 2017 г. 14:57
        Разница она конечно есть, но не принципиальная. Проверка утверждений науки доступна малому количеству специалистов. Большая часть людей вынуждена принимать или не принимать на веру их утверждения.  В повседневной жизни наука это продвинутая но все же религия.
      • Раскрыть ветку
    • Атеизм и материализм это одно и тоже? А то бывает человек считает себя атеистом, а верит во всякую ненаучную хрень - в экстрасенсов. астрологию, приметы, дурной глаз и т.п. Тот кто считает себя атеистом, но при этом верит во всякие био-, пара-, и психо- по моему просто сектант. Причём жадный (не дам попам ни копейки) и стеснительный так, как стесняется быть верующим - вдруг в слабости заподозрят. 
        Материалист по идее должен верить науке, тому, что окружающий мир материален (вспоминаем определение материи по В.И.Ленину)), следовательно познаваем при помощи науки. То есть все объекты и явления во Вселенной могут быть изучены в ходе научного эксперимента или хотя бы быть описаны в виде непротиворечивой теории подтверждённой математически.  Привет сторонникам тёмной энергии и такой же материи.)))
        
        • oZerit → NordSteeller
        • 5 декабря 2017 г. 12:12
        NordSteeller, ма.мир не только познаваем, но и самостоятельно эволюционирует, по мнению материалиста. Правда, так до сих пор и не объяснили, как это согласуется со вторым законом термодинамики.
      • ozerit, а что с ним не так?
        • oZerit → Perchik Perchik
        • 5 декабря 2017 г. 14:12
        Со вторым законом термодинамики?
        Универсальный закон природы, гласящий, что все в нашем мире может самостоятельно двигаться только к хаосу.
        Ключевые слова: самостоятельно (т.е. без воздействия из-вне), хаос.
        Созидать Природа не может, в соответствии со 2-ЗТ
      • Раскрыть ветку
    • Насчёт чудес и пророчеств не согласен. Великое атеистическое чудо, сомневаться в котором запрещено - эволюция. Пророков-атеистов в наше время пруд пруди. С тем, что атеизм не является религиозной верой я согласен и не надо, наверное, было писать столько много, чтобы объяснять очевидные вещи. Но автор так и не объяснил - чем же является атеизм. Научным знанием? Ни в коем случае. Если я не верю в леших, или верю, в то, что их не существует, кстати, вторая формулировка более сильная: если я не верю в Ивана Петровича, то это не значит, что я не верю в его существование, скорее, это означает, что факт его существования, если он имеет место, для меня абсолютно неважен, я просто не принимаю его во внимание, а вот если я говорю, что не верю в то, что Иван Петрович существует, то это значит, что я убеждён в его отсутствии, но, вернёмся к лешим. Итак, если я говорю, что не верю в леших, то это не является научным знанием. Это значит, что или мне просто на леших наплевать, или я уверен, что их нет, но в любом случае - это убеждение, основанное на вере, а не на рациональных знаниях, то есть: неверие в леших научным знанием не является. Атеизм так же. Так чем же является атеизм тогда? 
    • Кто-то умный написал, про атеистов и верующих: я (атеист) не верю в существование 500 богов, а вы в 499.
    • А насчёт духовной оплаты, ну, пусть математикам за труд платят формулами и таблицами :) Представьте - в конце месяца кандидат наук получает зарплату: ну вот, два кватерниона… ох, ладно, докторскую защищу, будут октанионами платить…
      • Виталий, вы на 100% не поняли суть этого высказывания. 
        Служители религии утверждают, что они "трудятся ради высшей цели", что их "направляет всевышний", что указания они получают "напрямую от бога" и прочее.
        Но ездят почему-то на лексусах, живут вовсе не в хижинах и жрут чёрную икру - "бог послал!". То есть всяко лучше своего стада баранов (это библейское определение паствы).
        • Ilya Gridnev → Виталий
        • 5 декабря 2017 г. 10:20
        Виталий, "ну, пусть математикам за труд платят формулами и таблицами"
        А настоящим математикам так и платят.
      • И настоящие математики формулами расплачиваются в магазинах?
      • Раскрыть ветку
    • Комментарий удален

      • pottap, ну почему же?  Если Вы не осознаете себя атеистом, Вам моментально объяснят, что "нормальный человек" - это секта, то есть по сути тоже религия.
    • Нахрена столько материала вываливать на наши головы? Чтоб задурить людям головы? Чем больше слов и говорильни, тем меньше доверия к такой информации.

      Есть четкие определения: религия - это определенная система взглядов, обусловленная СЛЕПОЙ   ВЕРОЙ В СВЕРХЕСТЕСТВЕННОЕ:  в божества, духов. Никаких подтвержденных  научных данных о существовании богов и духов - НЕТ.

      Атеизм - это убежденность в том, что никаких богов и духов не существует, основана эта убежденность на современных официальных и ПРИЗНАННЫХ  МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ  научных данных, полученных в результате исследований.
       
        • Ilya Gridnev → Татьяна
        • 5 декабря 2017 г. 10:44
        Татьяна, Тань, анекдот есть по этому поводу. Мужик завязал с пьянкой - то есть вообще. Но как-то бывшие дружки отловили, окружили... Короче выхода никакого. Ну он выпил, чтобы не усугублять и собрался идти восвояси. Дружки: "Куда??? А потрендить?"
      • Татьяна
        Атеизм это СЛЕПАЯ ВЕРА В ОТСУТСТВИЕ СВЕРХЕСТЕСТВЕННОГО.

        НАУКА ЭТО РЕАЛИЗМ
        А Реализму пофигу на любые "слепые веры" и "безосновательные утверждения".
        Ежели завтра откроется хоть одно реальное подтверждение вощможности существования Бога, то Теистам крышу снесет от радости, Атеистам пукан сорвет от испуга, и только Наука не претерпит никаких ищменений, а тут же будет искать способ того "бога" изловить, нарезать мелкими ломтями и изучить под мелкоскопом.

        80))))))
      • Ilya Gridnev, чот не поняла, какое отношение имеет этот анекдот к теме?
      • Раскрыть ветку
        • Сандино, атеизм это иначе борьба с богом. В этом смысле и дьявол атеист:) Термин атеизм распространён, но он неправилен. Правильно для человека способного мыслить говорить не я атеист, а я - неверующий! Вы правы и насчёт той лженауки в которой придуманы "большой взрыв", квантовая механика и теории относительности. Это не физика, а чистая ВЕРА в трансцендентное!  http://round-the-world.org
          • Большинству  атеистов, которые поумнее, просто похер сия дискуссия.
            Пока к ним не лезут с попытками обратить их в какую нибудь веру.
            • Джеймс Рэнди просто супер! Остальное тоже посмотрю! :thumbsup:
                • kasket
                • 6 декабря 2017 г. 17:37
                Религия основывается на специфическом религиозном опыте. Этот опыт не верифицируется средствами науки (равно как и, допустим, эстетический), но это не делает его ложным. Источник религии - это ОПЫТНОЕ знание.
                Заявления, что "религия - это слепая вера", верно лишь отчасти - есть категория верующих, для которых оно справедливо, но это не отражает суть феномена.
                С этой точки зрения атеисты не имеют подобного опыта и да, и формально и содержательно атеизм религией ни в какой мере не является. По сравнению с религиозным опытом атеизм - это НОЛЬ. Я писал про это: https://cont.ws/@kasket/453511.
                Что не мешает появляться среди атеистов типажам, полностью соответствующим религиозным фанатикам.
                Сандино Г.Е.Н.
                1 февраля 2019 г. 12:45

                DARWINews. 12 видов людей.

                12 видов людей. Друзья, в этом году мы решили выпустить антропологический календарь. Каждый месяц антрополог Дарвиновского музея Елена Сударикова будет рассказывать вам об одном из 12 видов людей, известных науке.Этот ролик - вступление, о том как 35 лет ученые подделку считали новым видом людей.Съемка и монтаж: Дмитрий Ольшанский. Неандертальцы г...
                4439
                Сандино Г.Е.Н.
                1 февраля 2019 г. 11:47

                Говорит и показывает Дробышевский.

                Лекции читает кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный редактор портала "Антропогенез. ру" Станислав Владимирович Дробышевский. Станислав Дробышевский. Происхождение человека.  Станислав Дробышевский. Когда и как появилась культура?  Станисла...
                5905
                Сандино Г.Е.Н.
                31 января 2019 г. 08:13

                ГМО и национальная безопасность.

                Очень часто, когда речь заходит о ГМ-культурах, можно услышать следующий аргумент: через создание уникальных семян международные корпорации хотят подчинить себе весь мировой продовольственный рынок: «Главная проблема генномодифицированных растений заключается в том, что они в большинстве своём не способны самостоятельно размножаться. Это означает только одно, что тот ...
                6874
                Сандино Г.Е.Н.
                23 января 2019 г. 09:32

                Предшественники Дарвина в России. Кейзерлинг А. А.

                В очерке о своих предшественниках, который Дарвин поместил в виде вступления к своему сочинению «Происхождение видов», он упомянул между прочим о русском геологе, уроженце Прибалтики, Александре Андреевиче  Кейзерлинге, который «высказал в 1853 г. мысль, что подобно тому, как некоторые болезни, обязанные своим происхождением миазмам, возникали вновь и быстро ...
                6613
                Сандино 20 января 2019 г. 16:27

                Псы и Убийцы.

                – Что это были за слова, тетя Кэти? – недовольная прерванным чтением девочка подергала Кэтрин за рукав.– Псы и Убийцы, – ответила она, не заглядывая в книгу. – На метке было написано «Псы и Убийцы», Люси. Самые что ни на есть настоящие псы и убийцы... Глушков Р.А. Эпоха Стального КрестаОколо ста лет назад, когда Россия переживала очередной кризис, один из сторонн...
                4863
                Сандино Г.Е.Н.
                7 января 2019 г. 12:12

                Религиозная мораль против гуманизма.

                Россия – светское государство. Так говорит Конституция: «Статья 141. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В статье 15 той же Конституции сказано, что: «Конституция Российской Федерации имеет высшую...
                7832
                Сандино Г.Е.Н.
                4 января 2019 г. 08:28

                Письмо к ученому соседу.

                Дорогой Соседушка.Максим… (забыл как по батюшке, извените великодушно!)Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу ...
                4602
                Сандино Г.Е.Н.
                3 января 2019 г. 08:06

                7 провалов палеонтологии. Синантроп.

                Pekin man (Пекинский человек, Синантроп)Макет, практически составленный "под честное слово сторонников Дарвина".Оригиналы костей на которых был восстановлен скелет Pekin man не существуют, т.к. были утеряны. «Тоже надо сказать и про черепа синантропа (кстати потерянные при таинственных обстоятельствах во время II мировой войны). Это были...
                10752
                Сандино Г.Е.Н.
                11 декабря 2018 г. 09:01

                Большие Дебаты. «Эволюция VS креационизм». Соколов vs Буфеев.

                Ведущий: Александр Пушной, музыкант и физик.Гости:  научный журналист, популяризатор науки, основатель и главный редактор научно-просветительского портала Антропогенез.ру Александр Соколов и протоиерей Константин Буфеев, настоятель московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове, глава Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев». ...
                7815
                Сандино Г.Е.Н.
                7 декабря 2018 г. 18:17

                DARWINews. Приквел Санты Барбары: каменный век.

                Приквел Санты Барбары: каменный век.Недавно изученные последовательности ДНК девушки из Денисовой пещеры подтверждают, что люди издавна (если не всегда) предпочитали самых разнообразных брачных партнеров.Съемка: Дмитрий ОльшанскийМонтаж: Полина Гегельская Неиссякаемая пещера Шанидар.Одна из самых известных своими уникальными находками неандертальцев пе...
                4295
                Сандино Г.Е.Н.
                5 декабря 2018 г. 13:39

                Случай на Женевском озере.

                В летнюю ночь 1918 года, неподалёку от маленького швейцарского городка Вилльнев, рыбак, плывший в лодке по Женевскому озеру, заметил на воде какой-то странный предмет. Приблизившись, он различил кое-как сколоченный из брёвен плот; находившийся на на нём голый человек пытался продвинуться вперёд при помощи доски, заменявшей ему весло. Удивлённый рыбак подъехал к плоту,...
                8035
                Сандино Г.Е.Н.
                2 декабря 2018 г. 13:59

                Нуарный дневник [Обвинение Жертвы I Эффект Китти]

                Ко мне в руки попал видеодневник из какой-то мрачной комикс-вселенной. А нет, погодите-ка... "Когда человек хотя бы раз видит черную изнанку общества, он больше никогда не обернется к ней спиной" Re:Сами Виноваты.  ...
                3175
                Сандино Г.Е.Н.
                2 декабря 2018 г. 10:36

                Ошибка Дарвина.

                «Я уверен, что в этой книге вряд ли найдется хоть один пункт, к которому нельзя подобрать факты, которые приводили бы к прямо противоположным выводам, чем факты, найденные мною. Истинный результат может быть получен только при тщательном подсчете и сопоставлении фактов и доводов как «за», так и «против». А это пока невозможно».Чарльз Дарвин, 1859. Предисловие к «Проис...
                5436
                Сандино Г.Е.Н.
                23 ноября 2018 г. 22:05

                Методы манипуляции в лженауке.

                На парочке ярких примеров изучим методы современных демагогов.МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ в лженауке. Лженаука ощетинилась спецсредствами.В течение ряда лет в России борьбой с лженаукой занимаются в основном энтузиасты, и, хотя нам известны несколько историй, закончившихся судебными разбирательствами, противостояние с мракобесами чаще всего ограничивается переп...
                5172
                Сандино Г.Е.Н.
                23 ноября 2018 г. 13:08

                Последние дни большевизма.

                К нашим читателям.К вам, родные станичники, к вам, наши братья крестьяне, и к вам, все русские люди, проживающие на войсковой территории, или по соседству с нею, обращаемся мы с нашими словами.Мы начинаем выпускать в свет свою казачью газету, искренне желая служить вам всем, по мере сил наших, давая вам правильные и правдивые сведения о том, что происходит сейчас на р...
                8112
                Сандино Г.Е.Н.
                21 ноября 2018 г. 11:18

                Ёжик читает. Теория эволюции и абиогенез.

                А.Аристотель. О происхождении животных. Изданием произведения Аристотеля «О возникновении животных» издательство продолжает публикацию биологических произведений «величайшего мыслителя древности» (Маркс), начатую Биомедгизом (выпустившим сочинение «О частях животных», 1937) и Соцэкгизом (выпустившим сочинение «О душе», 1937). Эти биологические произведения Аристотеля ...
                11391
                Сандино Г.Е.Н.
                20 ноября 2018 г. 21:26

                DARWINews. Золотой мамонт найден в России.

                Золотой мамонт найден в России.Летом 2018 года на Новосибирских островах была обнаружена уникальная замороженная туша мамонта необычной окраски. Рассказывает палеонтолог Дарвиновского музея Ярослав Попов.Съемка: Дмитрий ОльшанскийМонтаж: Полина Гегельская #ПАЛЕОХОЛМС. Мастодонзавр: наблюдение и анализ.Об ископаемых земноводных, дедукции и не тольк...
                5948
                Сандино Г.Е.Н.
                24 октября 2018 г. 07:43

                Предшественники Дарвина в России. Дмитрий Иванович Соколов.

                К числу ранних эволюционистов додарвиновского времени надо отнести также геолога 30—40-х годов Д. И. Соколова. Дмитрий Иванович Соколов (1788—1852) в свое время пользовался большой известностью как заслуженный профессор Горного института и Петербургского университета, прекрасный лектор и автор первого русского учебника геологии. В настоящее время деятельность Соко...
                4955
                Сандино Г.Е.Н.
                23 октября 2018 г. 08:05

                Медузы поставили эволюционистов в тупик.

                Медуза с 24 глазами поставила эволюционистов в тупик В Австралии обнаружена медуза, существование которой противоречит традиционным представлениям об эволюции. Чрезвычайно сложные органы зрения могли бы сделать ее одним из самых "зорких" живых существ, если бы животное обладало достаточно развитой нервной системой.Медуза — половая фаза жизненного цикла ...
                7288
                Сандино Г.Е.Н.
                22 октября 2018 г. 08:38

                Коковин Евгений Степанович.

                Евгений Степанович Коковин родился 9 января 1913 года в многодетной семье потомственного моряка Степана Андреевича Коковина, квартировавшего в здании флотского полуэкипажа в Соломбале. Отец Евгения всю жизнь отдал морю, плавал на шхунах и ботах, ловил рыбу и добывал морского зверя в Белом и Баренцевом морях, ходил на Новую Землю и на Шпицберген. Свою любовь к морскому...
                5042
                Служба поддержи

                Яндекс.Метрика