• РЕГИСТРАЦИЯ

14 нарушений законов иерусалимского синедриона в суде над Иисусом Христом.

8 7326

Юридическое исследование деяния иерусалимского синедриона нужно начать с его первого формально-правового действия. Таким актом было «взятие под стражу» Проповедника из Галилеи («возложили руки на Иисуса и взяли Его», Мф. 26, 50). В соответствии с древнееврейским судопроизводством подозреваемый в нарушении закона человек в указанный день должен был явиться на суд, оставаясь до этого времени на свободе.

 Аресту предполагаемый преступник подлежал в двух случаях. Во-первых, когда нарушитель закона мог скрыться, чтобы избежать справедливого наказания. Во-вторых, когда пребывание его на свободе грозило безопасности людей или вело к нарушению порядка. Как правило, это относилось к вооруженному убийце, разбойнику или мятежнику. Все, что было известно вождям народа (первосвященнику, судьям, старейшинам) об Иисусе, не давало ни малейшего повода к взятию Его под стражу. Никаких указаний на проведенное следствие в источниках нет.

 Первым на это правовое нарушение обратил внимание первосвященников Сам Христос: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 52). Символика дня и ночи позволяет еще более явственно увидеть беззаконность иудейских первосвященников и старейшин, избравших ночь для допросов и суда над Спасителем. Мечи и колья, которыми было вооружено множество народа, видимо, были взяты для прикрытия беззакония. 

Нескольких римских воинов, посланных вместе со старейшинами и начальниками храма, было бы вполне достаточно для задержания ненавидимого ими Проповедника. Последние слова («теперь ваше время и власть тьмы») прямо говорят о том, что закон в отношении к Нему соблюдаться не будет.

1. Итак, Спаситель подвергся незаконному аресту.

2. Вслед за первым юридическим нарушением (взятие под стражу без законного основания) последовало второе: Иисус Христос, задержанный в Гефсиманском саду, сразу же был приведен на суд, минуя предварительное заключение. Оно было элементарной правовой нормой как древнееврейской, так и римской судебной практики. Обвиняемый, с одной стороны, мог ознакомиться с делом, приготовиться к оправдательным ответам. Власть, с другой стороны, имела бы возможность провести тщательное расследование.

3. Иудеи и воины, ведшие Иисуса, направились к дому первосвященника Анны, который, согласно преданию, находился возле теперешних Сионских ворот. Как глава большого и влиятельного семейства, он пользовался авторитетом в синедрионе. В его доме был учинен первый допрос Божественному Узнику. Действия Анны, напоминавшие процедуру суда, законной силы не имели, потому что тесть Каиафы в это время был в отставке. Это было третьим юридическим нарушением в отношении к Спасителю. Старейшины это знали.

 Что побудило иудейских вождей при большом стеснении во времени (нужно было до утра успеть провести судебное разбирательство и осудить на смерть Пленника) и неправомочности Анны привести к нему в дом Иисуса Христа? Многие исследователи говорят о желании доставить удовольствие столь влиятельному лицу, каким был глава первосвященнического рода. Тем более, что дом его был по пути. Принимая это объяснение, выскажем еще одно предположение, не противоречащее первому: иудеи, задумавшие расправу над ненавидимым ими Учителем, рассчитывали на опытность Анны, который спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его (Ин. 18, 19). В этих вопросах Анна сразу же обнаружил себя хитрым и опытным политиком. 

Бывший первосвященник хотел, по-видимому, подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Осуждение на казнь, вынесенное синедрионом подлежало утверждению прокуратором Иудеи. Самый короткий путь к этому иудейские вожди видели в тех обвинениях, которые возбудили бы политические опасения полномочного представителя римского императора в неспокойной Иудее. Анна был одним из вождей дружески настроенной к Риму саддукейской партии.

 Спокойным, кратким и точным ответом Христос разрушил план отставного первосвященника: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18, 20). К этому Узник прибавил слова, в которых видно желание перевести допрос в юридическую плоскость, ибо для суда объективно значимо не столько мнение подсудимого, сколько показания свидетелей: «Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18, 21).

4. В ответ на это один из служителей ударил Спасителя по лицу. Это было очередное нарушение юридической нормы. Не только слуга, но и судья не имели права бить подсудимого. Когда святой апостол Павел стоял перед судом синедриона, первосвященник Анания приказал бить его по устам. Первоверховный апостол указал ему на беззаконность этого поступка: «ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23, 2–3).

5. Суд проходил ночью. Это подтверждается тем, что рассказ о трехкратном отречении апостола Петра, которое было до первого крика петуха, помещен после описания заседания. Древнееврейское право, имевшее богооткровенный источник, не разрешало ночные суды. Согласно Мишне: «Гражданский иск разбирается днем, но может окончиться ночью; уголовные дела разбираются днем и должны быть завершены до захода солнца».

 Когда святые апостолы Петр и Иоанн после исцеления хромого от рождения, учили народ об Иисусе, священники, начальники стражи при храме и саддукеи наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер (Деян. 4, 3). Древние евреи не знали привычного нам понятия «засудить», ибо суд для них не был карающим органом. У него было только одно назначение – установить истину и принять справедливое решение. Ночное время не способствовало этому. С одной стороны, ночью у подсудимого ослаблены умственные и телесные силы. По этой причине он был ограничен в своей защите. 

С другой стороны, судьи во время ночного разбирательства чаще, чем при дневном, могут допустить поспешность и невнимательность. Нарушение нормы судопроизводства израильские судьи допустили из боязни народа. Возможно возражение: в повествовании евангелистов упоминается народ: «приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями» (Мк. 14, 43). Несомненно, здесь говорится о той части народа, которая была наиболее податлива ко злу. Это часть того, что Спаситель называет словом «мир» («если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел», Ин. 15, 18). Была и другая причина поспешного проведения суда ночью: следующий день был субботний.

6. В юридическом отношении принципиален вопрос: насколько полным был состав синедриона, собравшегося судить Христа? Говоря о некоторых видах преступления, Талмуд определенно указывает: «Колено, совращенное в идолопоклонство, и первосвященника судят только судом семидесяти одного» (Санхедрин, 1.5). Назван не орган, который имеет право судить, а число судей. Обвинение, предъявленное Иисусу, по тяжести соответствовало упомянутым в только что процитированном трактате. Можно определенно сказать, что состав синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. 

Отсутствовал на заседании Иосиф из Аримафеи. Об этом свидетельствует евангелист Лука: «член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их» (Лк. 23, 50–51). Можно с уверенностью думать, что “на совет нечестивых” (Пс. 1, 1) не пошел и другой ученик Спасителя Никодим, который уже возвышал голос в защиту Учителя (Ин. 7, 50–52). Вряд ли прошло бы незамеченным участие в незаконном суде безбоязненного, честного и мудрого Гамалиила, ставшего позже учеником Христа, членом Новозаветной Церкви и причисленного затем вместе со своим сыном Авивом к лику святых (память 2/15 августа). Видя происходящее, он, несомненно, встал бы на защиту Узника, чтобы вразумить ослепленных ненавистью судей, как он это сделал позже на заседании совета, собравшегося судить свв. апостолов Петра и Иоанна” (Деян. 5, 34–40).

7. Еврейское судопроизводство, разрешая присутствие народа, вместе с тем запрещало посторонним проявлять какое-либо участие в делах судебного разбирательства. В отношении к Иисусу Христу, возможно, мы имеем дело еще с одним процессуальным нарушением. Святой евангелист Марк говорит: «Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату» (Мк. 15, 1). Должно обратить внимание в приведенной цитате на соединительное «и» (и весь синедрион). Очевидно, что участь Узника решали не только члены иерусалимского суда, хотя закон только им давал такое право.

8,9. Еврейское судопроизводство предусматривало полную тождественность показаний свидетелей. Во время суда над Иисусом Христом было допущено два нарушения судопроизводства, касающихся свидетельских показаний. Не было испытания свидетелей: каждого судьи должны были допросить отдельно от других свидетелей и показания их тщательно исследовать. Закон требовал пригласить и свидетелей-защитников. Это требование выполнено не было.

10. Первосвященник сказал Ему: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26, 63).

Уместен вопрос: давало ли еврейское судопроизводство право Каиафе применить к Узнику заклятие? Нет. По еврейскому законодательству клятва применялась только во время суда по гражданским делам. В уголовных процессах она не применялась. Законодатели исходили из того соображения, что обвиняемый, которому грозит смерть, скорее захочет произнести ложную клятву, чем лишиться жизни. В результате «преступление повлечет за собою преступление». От свидетелей также не требовалась клятва. 

Судья лишь произносил речь, в которой напоминал им об ответственности: «Их вводят и внушают страх и выводят всех вон и оставляют старшего из них и говорят: «скажи, откуда ты знаешь…»… Затем вводят второго и допрашивают его. Если его показания согласны, то приступают к обсуждению дела» (Санхедрин; III, 6). Председатель только в одном случае мог прибегнуть к заклятию: если свидетель был очевидцем содеянного преступления, но отказывался давать показания. Но это допускалось в отношении не обвиняемого, а свидетеля. Заклятие в таком случае было крайней и единственной мерой. Как видим, в отношении Иисуса Христа было допущено еще одно юридическое нарушение.

11,12. Грубое правовое нарушение было в том, что суд не исследовал мессианские права Того, Кто назвал Себя Христом. Если в эту ночь члены высшего судебного органа не были готовы это сделать, то они обязаны были отложить заседание. В эти драматические для членов синедриона минуты правовое сознание представителей высшего судебного органа Израиля было полностью связано ненавистью к Узнику. 

Допущено было еще одно грубое нарушение судопроизводства: подсудимый не мог быть осужден на основании самопризнания. Древнеиудейский законодатель ясно понимал таящуюся здесь великую опасность. Талмуд («Санхедрин», III, 4) не придавал никакого значения в уголовном процессе как показаниям родственников подсудимого, так и признанию вины самим обвиняемым: никто не может признать себя преступником, потому что пристрастно относится к себе: 

«Если сам обвиняемый сказал: «я могу привести доводы в свое оправдание», то его слушают, а если он сказал: «я могу привести довод в свое обвинение», то его заставляют молчать с выговором» («Санхедрин»; Тосефта, 9, 4).

13. Согласно древнееврейскому праву, «по делам с имущественной ответственностью приговор постановляется в тот же день, как оправдательный, так и обвинительный, а по делам с уголовной ответственностью оправдательный приговор постановляется в тот же день, а обвинительный лишь на следующий день; поэтому не производят суда ни в пятницу, ни накануне праздника» (Санхедрин; IV, 2). Следовательно, после ночного суда, на котором члены синедриона признали Спасителя мира «повинным смерти» (Мк.14, 64), требовалось вынести приговор «лишь на следующий день». Следующий день был субботой. Заседание суда проводить запрещалось. Поэтому собрались поспешно утром. Нарушение закона очевидно: утро не было следующим днем, потому что у евреев день начинался с вечера (после появления третьей звезды) и заканчивался только вечером, спустя сутки. Также очевидно, что в пятницу проводить суд над Иисусом Христом члены синедриона не имели права.

Решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу Обвиняемого должен был решать только прокуратор.

14. Политически искушенные вожди иудеев, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену и совершили еще одно юридическое нарушение: на заседании синедриона осудили на казнь по одному обвинению, а добивались утверждения приговора по другому.

Первосвященники и старейшины, только что оклеветавшие Иисуса и осудившие Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем« (Лк. 23, 2). Сразу же заметим, что это была очевидная ложь (Мк. 12, 14–17). Сказавшие это иудеи подподали под закон о клевете. Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. В этом был лукавый расчет людей, боящихся своего народа.


(Автор исследования иеромонах Иов (в миру Афанасий Гумеров) родился в 1942 г. В 1966 г. окончил философский факультет МГУ, затем аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации».

15 лет работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований Академии наук.

В 1984 г. принял крещение. В 1990 г. экстерном окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Кандидат богословия.)


    «Мы не хотим войны с вами»: жители Запада начали массово извиняться после удара «Орешника» по «Южмашу»

    После удара новой российской ракетой "Орешник" жители западных стран начали массово извиняться перед Россией за действия своих лидеров. В соцсети X под видео применения ракеты, выложенн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      SergeiSm 24 сентября 2017 г. 20:20

      Самое важное в жизни – это найти главный прибор! О фильме Звягинцева "Нелюбовь".

      Однажды один человек, будучи по профессии геологом, летел над тайгой на вертолете в дальнюю командировку. Он сидел рядом с пилотом и наслаждался прекрасным видом из кабины. Внезапно, как говорят профессионалы, создалась «внештатная ситуация»: пилоту стало плохо с сердцем. И нашему геологу пришлось взять штурвал в свои руки. Он увидел перед собой массу светящихся прибо...
      1329
      SergeiSm 23 мая 2017 г. 21:46

      Мы народ в кандалах... Часть 2.

      100 лет назад рухнула Российская империя. Как писал Василий Розанов:"Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три... Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтo же осталось-то? Странным образом — буквально ничего. Остался подлый народ..."Но опять Россия возродилась, имея покровительство Божией Матери. 2 марта 1...
      1414
      SergeiSm 22 мая 2017 г. 21:38

      Мы народ в кандалах...

      Вышел на экраны новый фильм "Время первых". В фильме есть фраза в устах артиста, игравшего роль Сергея Павловича Королёва:«Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах. Представьте, что будет, если их с нас снять? Так взлетим, что разобьемся».По духовным законам дух определяет бытие. Во все времена были люди, которые и в железных кандалах были свободными, потом...
      1711
      SergeiSm 16 января 2017 г. 13:35

      Глас Господень на водах …

      На этой неделе наступит праздник Крещения Господня. Вот уже 16 лет наливаю крещенскую воду в храме приходящим в праздник Крещения Господня. Люди приходят разные, православные, некрещёные и те, которые считают себя атеистами. По традиции, или родственники попросили. Все стоят в очереди на улице. Замечено, что чем сильнее мороз, тем длинней очередь. Отстоя...
      1067
      SergeiSm Стёб
      6 декабря 2016 г. 14:31

      "Ной". Или что курили авторы фильма?

      Начну о здравии. Фильм прекрасный. Фильм-катастрофа, блокбастер, фентези, боевик. экшен. Что я ещё забыл? Игра актёров, красивые съемки. И цветочек было жалко.Это всё. Скажи ещё спасибо, что живой.(с)Авторы фильма домыслили и переврали Писание. Пишут, правда, что снято по мотивам. Типа, не придирайтесь. Но всё же, сравним Библию и фильм – отсебятину.Отец...
      2166
      SergeiSm Стёб
      5 декабря 2016 г. 18:56

      "Выживший". (Ванька-встанька).

      "Помимо того что фильм гиперреалистичный, он еще и во многом духовный". - Из интервью с Ди Каприо. На мой взгляд, это добротно сделанное фэнтези. Медведица нападает на Хью, героя фильма. Начитает его рвать. Она его и так и эдак, и с подскоком, и с поворотом. И когтями то шкряб-шкряб, и лапами то бум-бум. Потом услышала, как медвежата запищали, отошла вре...
      1667
      SergeiSm 23 октября 2016 г. 22:07

      Монах и бес. Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.

      Удобный приём: Назвал фильм фантастическим и лепи всё, что хочешь. "Если все взвесить и холодно рассудить во благовремении", то всё же попробуем обратить внимание на некоторые вещи.Авторы фильма "ориентруются на житие Никиты Новгородского, который "перевоспитал" чёрта посредством молитвы". (Слова Арабова.)Немного истории, не фантастики, ибо Арабов малость перепутал:Ни...
      3508
      SergeiSm 15 августа 2016 г. 21:13

      Ликбез для язычников - 2. Или почему они козлы.

      Ответ на очередной наезд на христианство нашего шамана Игоря Белякова.https://cont.ws/post/344362В данном случае козлы не оскорбление. Исходя из притчи, которую рассказал Иисус Христос, все люди условно делятся на две группы. На овец и козлищ, или козлов. Это притча, ещё раз повторяю для тех, кто в танке. В притче Христос сравнивает послушных людей, которые слуша...
      1736
      SergeiSm 11 августа 2016 г. 18:57

      Ликбез для язычников. Или почему они не овцы.

      Поводом к этой статье послужила реплика нашего контовского шамана Игоря Белякова. Где он, приводя цитату из Евангелия, спрашивает: "Зачем пастуху нужны овцы?"И сам же на него отвечает: "Чтобы получать от них шерсть, молоко и мясо". (https://cont.ws/post/340497#comments)"Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат г...
      2626
      SergeiSm 26 июня 2016 г. 18:02

      Третье послание Александру.

      Стал было отвечать Александру Еробкину, получилось много. Пришлось написать статейку.Вопросы были такие: "Почему христиане называют себя рабами Божиими, хотя Христос сказал: "Я назвал вас друзьями"?И почему апостол Павел писал, что надо покорять вере все народы. Не насилие ли это?Только я начну с себя. Когда-то давно, на заре своего развития))), я прочитал в Евангелии...
      1279
      SergeiSm 25 июня 2016 г. 21:26

      Второе послание товарищу Еробкину.

      Александр Еробкин просит высказаться христианам про апостола Павла, кто де он такой. Так как на мои ответы он, в смысле Александр, не реагирует, придётся ответить на своём поле. Возможно, в будущем, у меня появятся послания, прям как у апостола Павла. На всякий случай добавлю - это шутка. А то мало ли некие "невежды и неутверждённые" поймут меня неправильно.))))Начнём...
      968
      SergeiSm 22 мая 2016 г. 21:19

      Мой СССР

      Об СССР написано уже много и хорошего и плохого. Я напишу то, что видел сам. 1. 60-70-е годы.Я родился в небольшом посёлке Вологодской области. На улице проводили весь день. Лапта, городки, футбол, волейбол, и ещё масса всевозможных игр. У нас в доме жил милиционер, кореец, он был один на несколько посёлков, и ничего, справлялся. Ибо преступности, как таковой, не...
      2287
      SergeiSm 9 мая 2016 г. 01:06

      Все воссоздать из развалин возможно, Кроме утраченной чести.

      Вспомним блокадные скорбные были,Небо в разрывах, рябое,Чехов, что Прагу свою сохранили,Сдав ее немцам без боя.Голос сирены, поющей тревожно,Камни, седые от пыли.Так бы и мы поступили, возможно,Если бы чехами были.Горькой истории грустные вехи,Шум пискаревской дубравы.Правы, возможно, разумные чехи —Мы, вероятно, не правы.Правы бельгийцы, мне искренне жаль их, —Брюгге...
      1426
      SergeiSm 6 мая 2016 г. 15:19

      Формы социальной организации

      Как известно из математики, из двух независимых началможно составить четыре различные комбинации, состоящие издвух элементов каждая. Они исчерпывают все принципиальноразличные формы социального устройства общества. Этоследующие пары:Детерминировано и групповое, и индивидуальноеповедение людей. Такую социальную организацию мыидентифицируем с тиранией. Формально под это...
      2232
      SergeiSm 3 мая 2016 г. 10:21

      Введение в философию ненасильственного развития

      Острецов Игорь Николаевич,  доктор технических наук, профессор, специалист по ядерной физике и атомной энергетике. Автор монографии «Введение в философию ненасильственного развития».  Отрывок:Разум всегда справится с возникающими перед ним проблемами. Этот критерий при выборе различных вариантов развития, как покажет дальнейшее, оказывается реш...
      3417
      SergeiSm 28 апреля 2016 г. 22:04

      ДУХОВНЫЙ СТЕРЖЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

      Беседа с полковником Валентином Петровым о Юрии Гагарине, чудесах на орбите и духовной безопасности Полковник Валентин Васильевич Петров, доцент Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина, преподаватель Центра подготовки космонавтов. Фото: Православие.RuПолеты в космос – это подвиг или обычная работа, только в экстремальных условиях? Валентин Васильевич П...
      1545
      SergeiSm 21 апреля 2016 г. 23:43

      Что есть Библия?

      "Что есть Библия? Вымысел, памятник культуры или правда?Убедиться в достоверности какого-либо факта можно или непосредственно самому или через свидетельства очевидцев.Верить или не верить свидетельствам других людей?Трудность в том, что критерий, позволяющий чётко определить истинные свидетельства от неистинных не очевиден.Единственно решающей инстанцией становится об...
      1233
      SergeiSm 21 апреля 2016 г. 21:22

      Личная история

      "Мне уже за сорок, но у меня жива бабушка. Да-да, ей за восемьдесят, она вдова полковника-танкиста, моего деда. Бабушка еще на своих ногах и при своей памяти.Так вот, у нее был брат. Демин Аркадий Васильевич, 1926 г.р. Он погиб на той войне. Единственное, что мы о нем знали, так это то, что он погиб где-то в Германии в конце войны. Была карточка. 1944-й. Училище. Маль...
      3811
      SergeiSm 16 апреля 2016 г. 22:19

      О евреях с юмором.

      У каждого из нас есть знакомые евреи. Всё же еврейский менталитет несколько отличается от русского. Расскажу две истории из своего прошлого.История первая.Были мы молодые, холостые, жили в общежитии. По вечерам играли в разные игры. Мой товарищ, вернее, мы просто много времени проводили по вечерам вместе, был евреем. Играем с ним в шахматы. Я, вижу, что играю сильнее ...
      1302
      SergeiSm 10 апреля 2016 г. 19:02

      Христос без Церкви? Или "Наш или от супостататов?"

       Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Так говорят святые отцы Церкви, прожившие жизнь во Христе. Но во все времена были люди, которые считая себя христианами, утверждали, что с Иисусом Христом можно общаться и без посредников."...некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что ут...
      2049
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика