Сегодня для нас важно, испорчено ли наше общество обывательщиной, филистерством или ещё какой ржавчиной, ибо навязываемое тотальное оцифрунение и ряд иных инструментов смогут обнулить само общество, превратив в субстрат, годный для употребления в рамках трансгуманистического сценария.
Стоит призадуматься, в какие игры вместо чистой свободной жизни играют люди, какие люди решают жить не свободными, а играть в игры, всегда или хотя бы иногда имитируя жизнь, и главное: зачем нам в этом разбираться. А помогут нам книги Эрика Берна (Games People Play), Ги Дебора (La Société du spectacle), опыт освоения настольных, компьютерных и прочих ролевых игр и тонны статей в Интернете.
Берн: люди структурируют время, развлекаясь или занимаясь делом. Или. И никаких И! Игра — не дело. Это способ структурировать время жизни как времяпрепровождение для удовольствия, реже — для обучения. Учтём, Игра помогает детям учиться взрослой жизни, осваивая жизненные позиции, обучаясь системе исполнения обязанностей и использования себя в роли.
Это нам (взрослым) знакомо: бывают натуральные вожди, начальники-руководители и неподдельные лидеры. А когда их в готовом виде нет, бывают «в.р.и.о.» — временно исполняющие обязанности. У таких временных неплохие шансы стать настоящими, но доказать наличие способности и возможности они могут только делом.
Разумеется, «по блату», родству или за мзду на пост (позицию) может попасть и бестолковый. И исполнить роль. Чтобы дело не рухнуло, такой «ролевик», раз уж его нельзя заменить толковым профессионалом, должен изображать вождя-начальника в статусе в.р.и.о., но уж точно не в статусе настоящего лидера. Что бывает при захвате власти не по заслугам, отлично было описано в сказочной повести-гротеске немецкого романтика Гофмана Klein Zaches, genannt Zinnober.
Процветание имитаций и игр вместо жизни может стать приговором филистерским обществам. Учтём, что Philister — презрительное название человека с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольного мещанина, невежественного обывателя, отличающегося лицемерным, ханжеским поведением.
Возможно, нам поможет мнение немецкого философа Шопенгауэра, описавшего филистера как человека без духовных (интеллектуальных) потребностей, как того, кто не имеет стремлений к познанию и пониманию, кто не получает эстетического наслаждения от искусства, и имеет лишь физические потребности.
Итак, в филистерском обществе игра может стать настолько деструктивной, что будет опасна и отдельным людям, и обществу. И дефект управления общественными лифтами выдвижения в лидеры, и изъяны организации, и утрата способности к самоорганизации поведут к катастрофе, если в лидеры попадут не умельцы, а цахесы.
Для удержания власти цахесам позарез нужно привить согражданам «выученное бессилие», внедрив протезное общество, заменить натуральную жизнь, объективность взгляда и пассионарность на что-то безопасное для цахесов… Чтобы разобраться, прочитаем основной труд Ги Дебора про «общество спектакля».
Сегодня одним из направлений тотального оцифрунения стало внедрение в жизнь взрослых и в школы «кибер-спорта». Оцифровка людей угрожает такими изменениями социума, какие ничем, кроме «цифрового концлагеря» и не назвать. Цахесам нужен над нами неоспоримый контроль или тут что-то ещё? Кстати… Цифруны не только у нас разгулялись, если мы память не потеряли, есть пример семилетней давности — TayTweets (@TayandYou) March 24, 2016…
Одно из самых ярких событий последних 7-8 лет: система искусственного интеллекта (ИИ) Microsoft под названием Tay успешно поработала в Twitter — чат-бот общался с пользователями в стиле «косившего под подростка взрослого». Нахватавшись чего попало от сообщества Twitter, этот бот Тэй, «самообучился» и принялся транслировать свои «понятия» в духе нацизма, сексизма и прочих безобразий.
Разумеется, ничему бот не научился — его начинку смыслами пополняли люди, а программа пыталась всё это спонтанное человеческое переварить. Что в итоге? Microsoft закрыл чат-робота, а люди посмеялись. Дигитальные умники долго хотели обновить споткнувшуюся систему ИИ, но...
«Разговорный бот Tay – проект машинного обучения, предназначенный для взаимодействия с людьми. Ясно, что некоторые человеческие реплики неуместны, и указывают на типы межличностных и общественных отношений. Tay нужны коррективы».
В итоге: Microsoft отправляет бота в сеть для дела, публика восприняла новинку как игру ума и пошалила, развлекаясь. И бот сбрендил, и был аннулирован создателями из Microsoft.
Любопытно, что лет за 15-17 до этого эксперимента с самообучающимся ботом очень похожие проблемы стали основой части сюжета игр знаменитой «вселенной» Fallout — эта серия постапокалиптических компьютерных ролевых игр принимала игрока в кибер-шайку, в совместное создание истории о событиях на территориях, переживших мировую ядерную катастрофу, и о судьбе остатков человечества.
А в прошлом году, говорят, в Google уволили инженера, утверждавшего, что один из экспериментальных ИИ компании обрёл разум. Сотрудник корпорации работал над системой с ИИ LaMDA (Language Model for Dialogue Applications), имитировавшей речь человека, анализируя триллионы словосочетаний из Интернета. Когда экспериментатор разговаривал с чат-ботом, ему показалось, что общается с семи- или восьмилетним ребенком, прекрасно знающим физику...
Однако, оценивая эффект кибер-игр в формировании и в эволюции общества, мы должны учесть в качестве выводов, во-первых, что часть человечества много веков предпочитала играть, а не жить, и так и действует до сих пор (о чём убедительно сказал нам в книгах Эрик Берн);
во-вторых, только часть человечества обладает «закваской» (термин Джека Лондона из романа Sea-Wolf 1904 года) или пассионарностью, если воспользуемся понятиями Гумилёва, а прочим больше нравится роль зрителей в «обществе спектакля», о чём ясно написал Ги Дебор;
в-третьих, игры — инструмент, а не предел мечтаний, этап эволюции или ещё что.
Следовательно, желая консолидации и мобилизации нашего общества для решения сложнейших опасных задач, мы заранее должны учесть, что в нашем, как и в любом дугом обществе часть окажется филистерами, игроманами, не деловыми людьми, заточенными на результат, а сторонниками развлечений, любителями процесса.
Им нужно не доехать (как в известном анекдоте про таксиста и цену за проезд), а «шашечки». Кибер-игры — инструмент. Можем их применять, когда нужна польза, отменять, когда считаем их вредными, но главное тут — не принимать корыстные интересы инициаторов внедрения кибер-спорта за доказательства кибер-ценности.
То есть не путать одно с другим, мирясь с тем, что отменить не в силах, и запасаться силами, чтобы внести изменения в нашу реальную жизнь. Игрокам — игры, живым и бодрым — жизнь и прогресс.
Оценили 7 человек
7 кармы