• РЕГИСТРАЦИЯ
Юг Ливана в дыму: ВВС Израиля начали массированную атаку. Детали в телеграмм

Апофеоз беспочвенности. Труп красоты

7 933

Труп красоты. По поводу картин Пикассо (1914)

Картинная галерея С.И. Щукина в Москве содержит много шедевров французской живописи, в которых отразились смелые и подчас парадоксальные искания современного искусства. Однако большинство этих исканий и достижений остаются в чисто художественной, эстетической плоскости, многие из этих картин непритязательно волнуют и радуют глаз певучестью и роскошным великолепием своих красок. Наивно и бездумно они поют славу красоте, как птица радостно щебечет при встрече светлого утра, веселые как птица и, как она же, бесхитростные, наивные, простодушные. Утренние думы, солнечные песни.

Критиковать художника вполне убедительно может только художник, не словами, но образами, искусству эстетизирующему противопоставляя искусство уродливого и гнусного. Эту антитезу мы имеем как раз в пределах галереи Щукина.

Творчество Матисса, Гогена, Сезанна, Ренуара и др. есть сверкающий красками день, про который хочется сказать словами поэта:

На мир таинственный духов
Над этой бездной безымянной
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.

День — сей блистательный покров,
День — земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов.

Когда же вы входите в комнату, где собраны творения Пабло Пикассо (род. в 1882 г.), вас охватывает атмосфера мистической жути, доходящей до ужаса. Покрывало дня, с его успокоительной пестротою и красочностью, отлетает, вас объемлет ночь, страшная, безликая, в которой обступают немые и злые призраки, какие-то тени. Это — удушье могилы.

Но меркнет день, настала ночь, —
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатного покрова
Содрав, отбрасывает прочь,

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами,
Вот отчего нам ночь страшна.

Творчество Пикассо и есть эта ночь, безлунная и беззвездная, оно столь же мистично, как и она. Притом это мистика не содержания, не сюжета (совсем наоборот, — сюжеты эти весьма обычны, даже тривиальны, преимущественно это женское тело, одетое или обнаженное, и разные nature morte), но самой кисти, красок, мазка, мистична насквозь самая природа его творчества. Это есть если не религиозная, то уж, во всяком случае, мистериальная живопись, нечто иконографическое, хотя и в совершенно особенном смысле.

Несмотря на быстрое развитие и радикальное изменение приемов творчества Пикассо, по духовному содержанию оно совершенно однотонно и с начала до конца проникнуто одним чувством — нарастающей тоски и ужаса бытия. В Пикассо, неоспоримо, есть мощь, он не старается только показаться сильным (как, с легкой руки Ницше, нынче делают многие), его кисть подлинно могуча; как «взыскательный художник», он упорно чеканит, доводя до предельного совершенства, соответствующую заданию форму и в этой работе над формой проявляет настойчивость великого мастера. Этот молодой художник, родом испанец с примесью мавританской крови (очень существенная черта!), прошел уже длинный путь художественного развития, все основные этапы которого можно проследить в этой комнате.

Произведения раннего периода, писанные с большим мастерством и силой, но в обычных реальных тонах (сюда относятся «Пьяница», два мужских портрета, «Старый еврей с мальчиком», «Свидание» и др.), отличаются острой, нечеловеческой почти тоской в глазах и какой-то музыкой тоски в фигурах.

Далее идут произведения среднего, кубистического периода, которые производят наиболее сильное впечатление и составляют пока кульминационный пункт творчества художника.

Вот задумчивая «Изабо», скованная какой-то железной тоской, вот тоскующая и еще вызывающая острую жалость «Сидящая женщина», далее идут уже демонические образы.

Вот «Нагая женщина с пейзажем», изогнувшаяся в уродливо-эротической позе, — ноги словно лопасти амфибии, грузная, тяжелая, расползающаяся на части: злобный цинизм и вызов растления, бунт трупности и гнили.

Вот «Женщина после бала», грузно сидящая на кресле и злобными глазами уставившаяся вдаль, — как идут здесь эти красочные глыбы, между собою не спаянные, для изображения этого вампира, у которого от тела осталась одна злоба да геометрия.

Вот «Дама с веером», вся из треугольников и геометрических фигур, злобная, насмешливая и нечеловеческая. Вот три женщины, словно кошмарные видения в багрово пламенеющих тонах, тяжело застыли в пляске.

Вот ужасная «Фермерша», состоящая из нескольких геометрических булыжников, вся — тяжесть и косность. Здесь тело потеряло свою теплоту, жизнь и аромат, превратившись в фигуры, в геометрию, в глыбу; жизнь утратила движение и застыла в какой-то гримасе; плоть с каким-то демоническим аскетизмом иссушена и обескровлена. Это — духовность, но духовность вампира или демона; страсти, даже и самые низменные, взяты здесь в чисто духовной, бесплотной сущности, совлеченные телесности. Здесь проявлен совсем особый, нечеловеческий способ видения и восприятия плоти, дурной спиритуализм, презирающий и ненавидящий плоть, ее разлагающий, но в то же время вдохновляющий художника, который, по иронии вещей, все же говорит только в образах плоти и через плоть.

Произведения этого второго периода, с точки зрения технических, художественных и особенно красочных достижений, вероятно, имеют большое значение. Но не менее поразительна их мистическая мощь и содержание, которое настолько значительно, что быстро забывается парадоксальная, преднамеренная уродливость кубического письма, просто перестаешь его замечать, — явный знак соответствия данной формы своему содержанию и, в этом смысле, высокой художественности произведения. Трудно дать понятие об этих картинах без воспроизведений, притом в красках.

Господствующая их тема есть, бесспорно, женщина, сама Женственность, художественно схватываемая и постигаемая под разными ликами. Как же видит, как ощущает художник эту Женственность? В этом ключ к уразумению его творчества, ибо Женственность, Душа мира, есть материнское лоно искусства, а вместе и его любовь. Она предстает в творчестве Пикассо в несказанном поругании, как уродливое, отяжелевшее, расползающееся и разваливающееся тело, вернее сказать, труп красоты, как богоборческий цинизм («Женщина с пейзажем»), дьявольская злоба («После бала»), разлагающийся астральный труп («Дама») с змеиною насмешкой колдуньи («Дама с веером»). И все эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера, из них струится мистическая сила; если долго смотреть на них, испытывается род мистического головокружения. Они изображены с такой художественной убедительностью и мистической подлинностью, что невозможно ни на минуту сомневаться в искренности самого певца «Прекрасной дамы», в демоническом стиле и в мистическом реализме его искусства.

Интересно, что по-своему столь же сильное и мистическое впечатление производят и другие картины этой эпохи, с самым безобидным содержанием: nature morte, бутылка со стаканом, вазы с фруктами. Та же непросветленная и беспросветная тяжесть, та же мистическая жуть и тоска. Из всех них истекает некая черная благодать, ощущающаяся в этой комнате почти до физической осязательности. Эти «черные иконы» по силе и мистической жути даже напоминают некоторые из египетских идолов, изображающих священные животные (см. в египетском отделе музея Имп. Александра III).

Какой же ад должен носить в душе сам художник, если таковы ее эманации, если под впечатлением его творений ночью приходится переживать кошмар! Ни одного светлого луча в этой мертвой и скорбной пустыне, опаленной адским огнем. (Кстати сказать, излюбленные краски палитры Пикассо, которыми он владеет в совершенстве, суть багрово-красная и землисто-оранжевая — цвета недоброго значения в «ауре».)

Когда я смотрел картины Пикассо — этого полуиспанца, полумавра, полупарижанина, — в душе звучали исключительно русские думы и чувства: вероятно, не напрасно и не случайно Россия руками С.И. Щукина экспроприировала у французов живопись Пикассо, — если и не на радость и не на утеху себе, то как материал для той мучительной религиозной работы, которую святится русская душа.

Пикассо художественно показывает, каким мир является для демона, чем представляется ему Женственность, как ощущается им плоть мира. Беспредельная, поистине черная тоска, испытываемая на грани бытия и тьмы «кромешной», тьмы небытия, а вместе хула, застывающая в бессильной муке, мистическая судорога духа — вот общий тон творчества Пикассо, дающего как бы художественную иллюстрацию к главе о геенне в книге о, Павла Флоренского: бунтующая, самопоедающая самость, существующая только в субъективном сознании, только для себя, а не о себе и не для другого.

Тоска Пикассо несколько напоминает «скуку» Гоголя, когда последнему отовсюду виделись одни свиные рыла, мертвые души («скучно на этом свете, господа»). Она есть черта благородного, хотя и больного духа: она отличает «демона», к которому так болезненно влеклась душа Лермонтова, от «мелкого черта с насморком из неудавшихся», самодовольного, сытого собой представителя пошлости. Последнему и не завладеть художником и его искусством: такой черт вполне удовлетворяется эстетическими суррогатами искусства, делая из женственности потаскушку, которую заставляет раздетою плясать танго, и тем довольствуется. Демон же виделся в дни юности даже и ясному, гармоническому Пушкину в некоей обольстительности. Однако по существу между «демоном» и «чертом», между гордостью и пошлостью, вовсе нет коренной противоположности, какую видят многие, оба они суть разные лики одного начала, разные его степени и аспекты.

Гордость есть величайшая самость, самодовольство, самоограниченность, субъективизм.

Гордость есть противоположный полюс любви, есть сама не-любовь, так же как смирение (в онтологическом смысле) есть любовь.

Бог есть Любовь, и поэтому Он есть Смирение, образующее основу взаимоотношения Трех Ипостасей, находящих Себя каждая в другой.

Демон же не любит ничего, как это видели и засвидетельствовали увлекавшиеся им поэты:

И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
(Пушкин)

И все, что пред собой он видел.
Иль презирал, иль ненавидел.
(Лермонтов)

Искусство Пикассо представляет собой могучее религиозное искушение, испытание веры. Демонизм в искусстве, конечно, есть наиболее интимная, тонкая и потому опасная форма люциферического заражения творчества, ибо искусство связано с самыми глубинными слоями духа, сравнительно, напр., с философией или, тем более, наукой.

Отрывок из статьи. С. Булгакова «Труп красоты». (1914)

Никитенко (Воронина) Татьяна

    Перестали быть добренькими. Россия лишает Финляндию известного на весь мир судостроительного завода
    • pretty
    • Вчера 20:25
    • В топе

    ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация.  Вот хороший сегодня день, не зря с утра отличное настроение. В общем, наша Необъятная лишила финнов прав на один из ...

    За пару минут уничтожил пропаганду Запада! Тиль Швайгер высказался в поддержку Путина
    • sam88
    • Вчера 23:46
    • В топе

    Немецкий актер Тиль Швайгер стал гостем популярного ток-шоу в Германии. Ведущая задала звезде фильма «Достучаться до небес» провокационный вопрос, спросив о том, кого он поддерживает: ...

    Привет авианосцам англосаксов: В Йемен прибыли русские корабли с неким "грузом", отключив системы опознавания

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Navy Corabel пишет:"После визита на Кубу 27-31 июля с. г. СКР "Неустрашимый" БФ пересёк Атлантику и, по данным из X, 18.08 прошёл Гибралтарский ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      figlimigli Сегодня 17:11

      Пейджеры взорвались... Был красный террор... А теперь синий?

      Недавно новости были: в Химках взорвался холодильник в квартире...Вам удивительно? А мне таки уже нет...Технорадуга. Магазин бытовой техникиХимки, ул. Кудрявцева, 1 этажКоординаты: 55.898356, 37.459235Несколько лет назад захожу в этот магазин. В магазине ноль покупателей. Продавцов тоже не видно. Брожу себе тихонько между рядами. И тут увидела распахнутую дверь в подс...
      776
      figlimigli Сегодня 16:52

      О евреях с научной точки зрения...

      Из книги профессора Ломброзо «Гениальность и помешательство».***Профессор Чезаре Ломброзо, итальянский еврей, является отцом криминологии, то есть, науки о преступлениях и преступниках, с точки зрения психологии, а также, отцом дегенерологии, то есть, науки о вырождении. Профессор Ломброзо (1835-1909) был выдающимся психиатром и руководил сумасшедшими домами, где он с...
      881
      figlimigli Сегодня 13:47

      Нельзя обижать и унижать! Или можно?

      Работала несколько лет с детьми, но ни разу никого не обидела и не унизила. Просто у русского человека нет позыва обидеть-унизить. Нет в его сущности. Но пару раз не мешало бы обидеть или хотя бы не мешать обидчикам... ***Случай ван. Африканская беглянка80-е годы. Пионерлагерь в Подмосковье. Русские ребятки, в основном дети рабочих одного московского зав...
      209
      figlimigli Сегодня 11:14

      Сионист Брейвик и терроризм в Европе

      Включаю вечером дуроскоп и вижу: ведущий, внешне слегка напоминающий футболиста А. Дзюбу, рассказывает зрителям об убийстве в Мюнхене очередным психопатом- мусульманином немецких граждан. На этот раз пострелял из пистолета 16-летний иранец. Итог стрельбы - 9 погибших, среди которых абсолютное большинство - дети. И вот далее этот ведущий начинает показыв...
      682
      figlimigli Вчера 20:50

      Час икс - атака клонов

      Клонирование известных писателей поставили на поток.Клоны принялись за старое, и вскоре армия клонов утопила книжные прилавки бессмертными продолжениями своих бессмертных произведений.***Л.Н. Толстой – автор шедевров «Война и мир», «Воскресенье».Клон Л.Н. Толстого, изучив первоисточники, вдохновился на создание последышей: «Перемирие», «Лучше плохой мир, чем классная ...
      763
      figlimigli Вчера 18:10

      ПОГРОМЫ В РОССИИ

      Когда в разговорах на еврейскую тему звучит слово "ПОГРОМ" , то многие наши граждане , воспитанные на советских учебниках истории и книжках еврейских писателей, зачастую демонстрируют незнание истинного расклада по этому вопросу, предполагая что русские громилы обижали бедных евреев. А между тем реальная картина противостояния местных жителей с жидами в...
      2138
      figlimigli Вчера 17:44

      О ЕВРЕЙСКОМ ПОГРОМЕ В КИЕВЕ В 1945 ГОДУ

      Продолжая тему так называемых еврейских погромов, нельзя не вспомнить послевоенные события в освобождённом от фашистов Киеве, когда возмущённые наглостью евреев люди вышли на улицы города, протестуя против засилья вернувшихся "бойцов" ташкентского фронта. В дореволюционные времена, когда крестьяне выражая своё недовольство бесчеловечной деятельностью жи...
      3434
      figlimigli 16 сентября 19:59

      А был ли мальчик?

      А был ли мальчик?А когда мы приедем?А кому сейчас легко?А кто крайний?А кто последний?А кто у нас муж?А ты хочешь красивой и светлой любви?А что это вы тут делаете?Бить или не бить?Быть или не быть?Вас как постричь?Вас побрить?Вы выходите?Вы не замужем?Вы не присмотрите за моими вещами?Вы сходите?Где моя мама?Где находится "нофелет"?Где это?Где я?Девушк...
      501
      figlimigli 15 сентября 17:18

      Я - узкий! Шаман с дредами - это уральский пельмень, а не русский

      "Я - узкий!" Вот как надо ему петь! Потому что эта особь Shaman ни разу не русский. Сейчас куда не плюнь - везде подмена. Интересно было бы взглянуть на его родословную и генетический паспорт. Гибрид, возможно помесь с уральскими племенами. Шаман - какое отношение это слово имеет к русским? Шаманы в Азии...Дреды - какое отношение это слово имеет к русск...
      3710
      figlimigli 15 сентября 14:25

      Еврейские банды в годы войны

      "ЛЕСНАЯ ПАЛЕСТИНА"Еще одной неосвещенной темой «холокоста», требующей широкого исследования, является «Лесная Палестина». Несколькими абзацами выше уже упоминался приказ генерала Бур-Коморовского относительно еврейских банд, которых в лесах Белоруссии, Прибалтики и Польши действовало более сотни. Их общая численность составляла от 30 до 50 тысяч человек и занимались о...
      2540
      figlimigli 15 сентября 14:16

      Банду мародёров Тувьи Бельского Борух Горин назвал "крупнейшим партизанским отрядом"

      Еврейская организация Берл Лазара продолжает отравлять умы граждан России, на этот раз действуя через пресс-секретаря Федерации еврейских общин России Боруха Горина, обнародовавшего ранее неизвестные отрывки некоего «интервью» с Аароном Бельским, который вместе со своими братьями основал крупнейшую еврейскую национальную банду, которую в Израиле называют партизанским ...
      850
      figlimigli 13 сентября 18:35

      Бабий Яр. Разоблачение мифа

      Или, почему «поэт» Евтушенко никогда не был безденежным человеком и ещё в 1962 году был единственным советским человеком гонявшим по Москве на "Мерседесе".Американский Исторический Журнал: “Barnes Review” Volume II Number 7 July 1996.Михаил НикифорукМихаил Никифорук является председателем Исследовательского Комитета Бабьего Яра. Отчёт комитета был впервые опубликован ...
      1092
      figlimigli 13 сентября 18:31

      Бабий Яр и миф. Бабий Яр по версии еврея

      "Какой ты настоящий русский,Когда забыл про свой народ,Душа, что брючки, стала узкой,Пустой, как лестничный пролет".Когда впервые увидела в Малом театре Муравьёву в спектакле, мне поплохело. Где Малый театр и где Муравьёва? Классический русский театр и попса в одном флаконе? Вот и Евтушенко... Где Русская поэзия и где Евтушенко - эстрадник, шоумен? А ещ...
      1450
      figlimigli 13 сентября 14:33

      Что можно увидеть на дорогах Вьетнама?

      1) Автомобиль. Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. Так говорят у нас. А во Вьетнаме автомобиль пока ещё роскошь. Разбитых и старых колымаг-авто нет во Вьетнаме в принципе. Если авто - то только новая и дорогая. Остальные, кому авто не по карману, довольствуются мопедами.Иногда попадались старые колымаги типа тех, что ниже. Но это исключение из правил...
      544
      figlimigli 13 сентября 12:57

      Леонид Каневский... Вездесущий клоп

      Обращайте внимания в Википедии на выпадения лет из биографии. Ну то есть читаешь био - вроде все позитивно; а на самом деле не указаны родители, нет образования, нигде не работал, на что жил не понятно. И разумеется если человек эмигрировал легально в США или Израиль, то он еврей! А то, Уотсон, вы не поверите, - знаете этого бывшего майора МУРа Томина/К...
      3213
      figlimigli 12 сентября 21:07

      Про дисциплину, внимание и Черкизон

      Некоторые в инете рассуждают про то, что школьная форма в СССР убивала в человеке личность. Училась в школе в 70-е гг. Меня почему-то школьные требования никогда не напрягали. Школьная форма была коричневой. Мы немного украшали форму - мамы наши пускали рюши или воланы по низу фартука, или белый воротничок шили из гипюра, или какой-нибудь затейливой формы. Красота!А д...
      1966
      figlimigli 12 сентября 14:34

      О смерти белой расы

      Abraham Foxman - абрам фоксман - президент Антидиффамационной ЛигиЯ говорю о смерти белой расы. О полной ликвидации всех способов репродукции так называемой Арийской расы. Знайте: судьба этой расы - в наших руках. Пришло время гарантировать исчезновение Белой расы через расовое смешение и фактически нулевой уровень рождаемости.I speak OF THE DEATH OF THE WHITE RACE. T...
      1495
      figlimigli 12 сентября 12:45

      Великий поход на Останкино

      В 90-е на канале "Подмосковное ТВ" выходила передача "Русский дом". Пожалуй, это был единственный источник русской правды в 90-е. Мы смотрели все передачи и читали одноименный журнал.Главный редактор и ведущий — Александр Николаевич Крутов. Частыми гостями были Митрополит (в ту пору игумен Сретенского монастыря) Тихон (Шевкунов), политический обозреватель Николай Серг...
      396
      figlimigli 11 сентября 20:58

      Опять картиночки!

      1) Первая лекция в МГУ после окончания войны... Страшная фотография! Документ геноцида русского народа. На фото нет мужчин-славян. Их планово обнулили на полях войны. На первом плане - яйцеголовый еврей, на втором - похож на армянина. У всех русских тёток выбор невелик. Их русских женихов и русских мужей убило. Теперь это уже будет другая страна, с другим генофондом.....
      2132
      figlimigli 11 сентября 13:46

      "Чернорубашечники", "Чёрная сотня" и "Соловьи-разбойники"

      ЧернорубашечникиНачало 90-х. Как-то поехали в центр с мужем и у Центрального музея В. И. Ленина, рядом с Красной площадью, был какой-то сбор чернорубашечников. И было много подростков. Я ж отчаянная... Подошла, поговорила с подростками. Особенно запомнился один паренёк (лет 13-ти) - вначале ровно с ним говорили, а как зацепила за живое, он стал волноваться, заикаться,...
      861
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика