Причины, следствия и выход
О том, что происходит с нашей деревней, знаю не понаслышке. Несколько десятилетий плотно соприкасался с деревней в разных российских губерниях: преимущественно Воронежской, Московской, Тверской. По свидетельству многих жителей деревень, к концу брежневского правления была достигнута кульминация в развитии деревни. Я прекрасно помню то время, когда в деревне звучало много детских голосов, не было невспаханных полей, стада коров и прочей живности были многочисленны. В начале 70-х на малой родине отца в Воронежской области, приезжая на лето, я пас коров верхом на коне по кличке Серко.
Ликвидация подавляющего числа колхозов и совхозов, остовы различных построек которых можно встретить в любом уголке страны: раздача земельных паев, ставка на фермерство не принесли ожидаемых результатов. Десятки миллионов гектаров земли оказались заброшенными, поля заросли бурьяном. Богатые люди, прежде всего, москвичи, скупили большое количество земель, стали внедрять передовые технологии, в результате чего сельские труженики оказались не у дел. Получилось, как в средневековой Англии, когда машины изгнали людей. Редко кто из новых хозяев жизни печется об оставшихся жителях деревень, о развитии инфраструктуры в них. На первый план вышла погоня за прибылью любой ценой. Сажают те культуры, которые приносят наибольший доход – подсолнечник, например. Не дают земле отдыхать, в результате чего она истощается и теряет жизненную силу.
Оказавшись не у дел, главным образом из-за безработицы, начала резкий отток в города молодежь. Стали закрываться школы, больницы, клубы, библиотеки, почтовые отделения и т.д. Многие часы провел я в беседах с деревенскими горемыками, слушая печальные рассказы об их житье-бытье. Оказавшись невостребованными, потеряв почву под ногами в государстве, которое отказалось от идеологии, многие стали пить горькую. Появились наркотики. Огромное количество жителей деревни умерло от паленой водки. Пришли как-то два мужика на кладбище и решили помянуть водкой близкого человека. Раньше они, практически, не пили. Приняв «на грудь» по 100 грамм «палёнки», тут же скоропостижно скончались. О многих подобных случаях пришлось услышать.
Как известно, праздность – мать всех пороков. Везде, где я бывал, слышал одно и то же, что главная причина угасания деревни – безработица. А ведь можно было организовать малые предприятия по переработке сельхозсырья с различными производственными звеньями в разных деревнях, например. Но все-таки на первое место среди причин такого бедственного положения я бы поставил равнодушие и теплохладность людей в отношении веры и Церкви. Случайно ли сгорел глубокой ночью в первый день Страстной седмицы деревянный Никольский храм XIX века в деревне З. одного из районов Ближнего Подмосковья? Очевидно, что нет, если он так и не стал востребованным, если к нему не была протоптана народная тропа. «Там был клуб, поэтому мы туда не пойдем» – одна из отговорок.
Двое наших прихожан построили в этой деревне большие дома – каменный и деревянный. Были огорожены большие земельные участки. В то же время для храма ими ничего не было сделано. Он был совершенно не защищен – ни оградой, ни охраной, ни видеокамерами. А ведь, по идее, в первую очередь надо было бы проявить заботу о доме Божием… За 20 лет посещения этой деревни (там у нас есть общинный дом) ко мне только один раз обращались за соборованием и только один раз приглашали причастить на дому. Ни разу у жителей деревни не возникало желания пообщаться со священником и задать вопросы. Разве что раб Божий А. в состоянии подпития приходил и нес такую «пургу», что становилось не по себе. Сколько раз отмечал, что разговаривать с выпившим человеком бесполезно – пустая трата времени.
Начавшиеся в храме Литургии не привели к изменениям в лучшую сторону. В гибели храма явно прослеживается враждебный след – то ли язычники, то ли сатанисты сделали это. Нелепо считать, что причиной возгорания был рассыпавшийся во время утренней молитвы уголёк – в то время как пожар вспыхнул в начале третьего часа ночи. В огне пожара сгорел большой образ Новозаветной Троицы, находившийся в храме еще до его закрытия. Накануне пожара, поздно вечером жительница дома напротив с коляской прогуливалась около храма – никаких признаков зарождавшегося пожара не было видно. Стало известно, что примерно в четырех километрах от сгоревшего храма в деревне Гришутино, на берегу реки Медведица, видели языческое капище с идолом в центре – не сюда ли ведут нити заговора против храма.
Есть, конечно, и отрадные моменты. Так, в деревне Райки, рядом с первым Поклонным Крестом, который мы установили в этом уголке Русской Земли в июле 2005 года, семейная пара, приезжавшая в летнее время в родительский дом из областного центра, завершает строительство часовни в честь Тихвинской иконы Богородицы. Неподалеку протекает речка Сельница – в ней я дважды окунался перед службой. Никакие морские пляжи и заграничные курорты не сравнятся с тем наслаждением, которое ощутил я среди кувшинок в обрамлении густого леса. Рассказывали, что после войны в Райках было очень много детей – «как в Китае». Мы застали последнего жителя этой деревни, но немало приезжало дачников. Теперь же, к нашему удивлению, семейная пара – строители часовни оказались единственными находившимися в этой деревни в летнее время. Огорчило, что в крупнейшем храме этого куста деревень, которые мы опекаем, в Залазино, в огромном Скорбященском храме на Литургии было только 4 человека – неизменные две Надежды – староста и казначей – первой под 70, а второй за 70, и еще семейная пара из соседней деревни.
По-прежнему остро стоит проблема пьянства. Перед вечерней в Казанской часовне в Иваньково ответственная за часовню Валентина на мой вопрос – а где же люди, показала известный жест – «щелчок под горло», то есть гуляют. В селе Высоково в огне пожара погиб пьяный мужчина. Когда 20 лет назад мы начали приезжать в этот регион, то за старшего я оставил Д. К сожалению, своим вызывающим поведением он осложнил наши взаимоотношения с сельчанами, к тому же стал очень сильно пить, особенно пиво. Кстати, о пиве.
Исследования, проведенные учеными НИИ психического здоровья Академии Медицинских Наук РФ, показали, что современное бутылочное и баночное пиво любой марки имеет один и тот же химический состав. В нем присутствуют вода, углеводы, спирт (качество под вопросом), азотосодержащие вещества, минеральные соединения, сивушные масла, метанол, эфиры. Последние исследования показали, что пиво содержит психотропные вещества, обладающие явным наркотическим эффектом. Опьянение от пива вызывает отупение. Содержащийся в пиве трупный яд, попадая в организм в большом количестве, становится очень агрессивным, поскольку вреден для сосудов. Чем выше крепость пива, тем агрессивнее ведут себя ядовитые вещества, содержащиеся в нем. При употреблении пиво оказывается клеточным ядом, который разрушает сердечную мышцу, почки, печень. Самое разрушительное последствие потребления пива – больное сердце или, так называемое «бычье сердце». Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщения его стенок. Пиво является полноценным алкогольным напитком. Алкоголизм формирует деградацию личности и целый ряд хронических заболеваний – ожирение, гипертонию, стенокардию, токсический гепатит (с постепенным переходом в цирроз и рак печени) и грубые нарушения обмена веществ.
Пиво очень пагубно влияет на клетки головного мозга. Главное действующее вещество в пиве – этиловый спирт, этанол. Точно так же, как и в водке. Постоянное потребление этанола влияет на интеллект человека, снижает его способность к обучению.
Потребление пива подавляет выработку мужского гормона. Как следствие, у «пивоалкоголиков» расширяется таз, сильно увеличиваются в размерах молочные железы (попросту говоря, начинает расти грудь), снижается потенция. Вероятность бесплодия и онкологических заболеваний возрастает в десятки раз.
В результате вышеперечисленных разрушительных действий вымирает славянский народ – именно этого добиваются наши враги. Реклама достигла своей цели: пиво – один из самых потребляемых напитков. На душу населения, включая немощных стариков и новорожденных младенцев, сегодня приходится более 40 литров в год.
Подростки, не расстающиеся с бутылками пива, молодые мамы с колясками, цедящие пиво из банок, – привычное зрелище. Пивной алкоголизм на сегодняшний день является тотальным. В перспективе эти люди перейдут на более крепкие напитки. Пиво – это пусковой момент.
Продолжает разрушаться сельская инфраструктура. В деревне, где находится наш общинный дом, несколько лет назад рухнула крыша над почтой – там же была библиотека. Если бы своевременно была бы устранена протечка крыши, то здание можно было еще спасти. Наш общинный дом, которому на следующий год исполнится 120 лет, тоже протекает в нескольких местах по той причине, что когда рабочие перекрывали крышу, они забивали гвозди без накладок. В каждой деревне угнетающе действуют заброшенные разрушающиеся дома на заросших бурьяном участках. Была бы моя воля, я бы предложил от государства безвозмездную помощь в их сносе и заготовке из них дров. А на тех хозяев, кто до конца года этот вопрос не решили, к концу следующего года налагал бы штрафы. Я уже писал, как добивали школу в селе Прудово – похоже, нужно было выполнить план по закрытию. Здание школы, как и клуба рядом, стали растаскивать – не могли даже по-хозяйски законсервировать до лучших времен! Скажите на милость, ну кто будет стремиться оставаться жить в деревне или переселяться туда, кроме немногих энтузиастов, когда зимой ты можешь быть отрезан от внешнего мира из-за заносов снегом, а даже летом (я свидетель!) вызванная из райцентра машина скорой помощи (это около 60 километров) к женщине, у которой температура была 41 градус, приехала через 2,5 часа?! О каком «золотом часе» после инфаркта или инсульта можно говорить?! Уезжавшему врачу больная попросила передать тысячу рублей, чтобы «в следующий раз приехали». У меня в этот день было свое искушение по медицинской части – помощник, готовивший лекарства в поездку, как всегда самое востребованное из них непонятно куда засунул.
По-прежнему демографическая ситуация в деревне остается катастрофической, как, впрочем, и в целом. В том районе, куда мы приезжаем, проживает около 30 тысяч человек – 15 в райцентре и 15 в сельской местности. Для такой огромной территории, сопоставимой с некоторыми европейскими государствами, это ничто. Обнажаются от человеческого присутствия огромные пространства – зарастают поля, все более интенсивно вырубается лес, возвращаются дикие животные. Постоянным рефреном звучит: нет рабочих рук, некому покрыть крышу, некому заготовить дрова, вспахать огород и т.д., и т.п. По нескольку дней может отключаться свет и тогда то, что в холодильниках – пиши пропало. Постоянно повышаются цены на дрова и продукты питания, некачественная мобильная связь. Примеры можно умножать и умножать. Как-будто какое-то страшное проклятие, которое иссушает жизнь, довлеет над глубинкой. Если бы было покаяние, устремленность к духовному, тяга к истокам, к Церкви, то, как сказано в притчах Соломона: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (26:2)
Да, жизнь в деревне непроста. Так в селе Пинагощи, после службы в местном Покровском храме прорываться к «удобствам» пришлось через терние крапивы и борщевика. По возвращении мне напомнили, что трава здесь кишит змеями.
В деревне большое поле для реальных дел, которые могли бы гарантировать реальную отдачу – например, выращивание экологически чистых продуктов. К сожалению, сейчас сложилась такая обстановка, что эта продукция не конкурентоспособна в силу слабой рекламы. Яркая обертка зачастую перебивает реальную ценность и полезность продукта. Между тем, в городах, особенно в мегаполисах, избыток населения – он очень бы пригодился в деревне. Ведь, чего греха таить, немало людей в городах не находят себе места, нередко только числятся сотрудниками какого-либо учреждения. Это как в современном юморе: «Фирма набирает сотрудников, объявлен конкурс. Звонит человек. Его спрашивают: «А что вы умеете?» – «Я, – говорит, – ничего не умею». «Простите, но у нас эти места уже заняты». Оторванность от традиций, потеря трудовых навыков, разрушение семьи, а главное, оторванность от духовных корней, от Церкви не проходят бесследно. Проживают в деревнях преимущественно люди пожилого возраста, а ведь сказано: «Старого учить, что мертвого лечить». С другой стороны, есть такое изречение: «Похвально идти путем предков, если они шли прямым путем». Пророк Исаия сказал: «Горе, когда будут называть зло добром, а добро злом, тьму светом, а свет тьмой, горькое сладким, а сладкое горьким» (5,20).
Поразил рассказ местной жительницы о единственном коровнике в округе, который держит выходец одной из южных республик. В теплое время года коровы пасутся в свободном режиме, без пастуха, – их можно увидеть на дорогах, они могут залезть на частные участки. Зимой половина коров, которых почти не кормят, погибают от голода и жажды. Эти потери хозяин компенсирует за счет дотаций от государства. Возникает вопрос: а как насчет молока? И вот тут самое интересное – коров никто не доит! Нет доярок. Молоко у коров высасывают телята.
В последний день пребывания меня на мини-тракторе перевезли в женскую обитель, насельницами которой являются наши прихожанки. Эти несколько километров, на стыке двух районов, стали для меня настоящим испытанием: большие рытвины, огромные лужи, полчища слепней, безжалостно кусающих. Вместе со мной ехала одна прихожанка, которой уже за 80. Указывая на одну лужу, она сказала: «В прошлый раз на ухабе меня с трактора сбросило в неё, плюхнулась я плашмя, лицом в воду».
Игумен КИРИЛЛ (Сахаров)
Оценили 4 человека
6 кармы