«Закон достаточного основания» - один из четырёх основных законов логики, и представляет собой фундаментальное, базовое правило здорового мышления. Смысл его в том, что никакой домысел не должен возникать на пустом месте, всегда должен опираться на что-то в реальности, выводится из прежде познанного.
«Закон достаточного основания», в силу своей фундаментальности – универсален. Он применяется ко всем, о чём бы ни зашла речь. Иначе речь станет безумной, а мышление – психопатическим. Правило железно: нет у домысла оснований – нет и психического здоровья у его выдумщика.
У такого предмета осмысления, как «нация» нет никаких льгот перед другими предметами. Психически вменяемый человек не может говорить о нации, не соблюдая законов тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. А если нет?
Ну тогда – очевидно же! – «нации» можно лепить на кончике пера в неограниченном количестве. Глава коммерческой корпорации, пользуясь зависимым положением своих сотрудников, может объявить их отдельной нацией. То же самое может сделать гуру деструктивной секты. Нацию можно будет зарегистрировать, как фирму, как товарный знак, как общественную организацию, в минюсте.
Всё это будет можно (в наше безумное время это и делается) – но чего станет нельзя? Нельзя станет отыскать смысл и значение в термине «нация». Ведь при таком подходе совершенно непонятно, что за ним скрывается! То ли это исторически сложившаяся общность, имеющая века истории и солидный культурный пласт, то ли это толпа бомжей, которым раздали по доллару за признание себя «новой нацией»…
+++
Поскольку все люди на Земле происходят от Адама и Евы (Y-хромосомного Адама и митохондриальной Евы, уточняют современные генетики) процессы этногенеза являют собой очень сложные, длительные, драматические процессы становления кровно-генетического родства определённой обособленной группы людей, её общего менталитета, общности языка и культуры и жизненной целесообразности.
Наиболее мощный катализатор возникновения национальности – это совместная оборона от каких-либо орд, грабителей, приходящих извне, что объединяет богатых и бедных, собственников и неимущих в особое, специфическое, национальное единство. В этой форме единства, наиболее актуальной в военное время, и наименее в мирное снимаются т. н. «классовые» противоречия, совокупность желающих выжить оказывается монолитом перед лицом угрозы геноцида. По мере того, как угроза геноцида отодвигается, классовые противоречия внутри сообщества обостряются, конфликт собственников и неимущих выходит на первый план, национальность же кажется рудиментом. Но только до следующего массированного истребительного нашествия извне…
+++
Не будем забывать, что свойственная национализму унификация – вступает в противоречие с уникальностью человеческой личности. Всякий человек (не народ, не страна, а именно человек, взятый индивидуально) – сотворён по образу и подобию божьему, и представляет собой целую Вселенную. У него есть способность постигать вечность времени и бесконечность пространства, способность творить реальность силой мысли.
Оттого всякое подавление индивидуальности человека – зло, если только не выступает «меньшим злом» по отношению к Злу с большой буквы. Такова, например, угроза геноцида, когда нужно сплачиваться, отставив в сторону индивидуализм – ибо убийцы все эти «независимые вселенные» перещёлкают, как тараканов поодиночке.
В зависимости от ситуации национализм является то добром, то злом, но понять это могут только люди, овладевшие диалектикой. Те, кто диалектику не освоил – склонны бетонировать текущую правильность, не понимая её способность завтра стать неправильной.
То, что правильно сегодня – правильно только в контексте сложившихся реалий, а не само по себе! Человек, например, зажигает огонь; если он поджигатель, то он злодей, а если печку растапливает – то благодетель домашним своим.
Точно так же, как марксисты абсолютизировали классовую борьбу (которую нельзя, в здравом уме и твёрдой памяти, ни отвергать, не универсализировать), националисты абсолютизируют нацию (и в конечном счёте получают нацизм). В основе этих процессов – хорошо знакомая специалистам профессиональная деформация личности[1], происходящая по той же схеме. Человек утрачивает грань между относительным и абсолютным, он повсюду пытается применить ту матрицу поведения, которая только у него на работе, в узкой отрасли, имела смысл. Абсолютизация классового или национального единства – такая же деформация ума, особенно если идёт у «профессиональных революционеров», сделавших классовую или национальную борьбу своей кормушкой.
На вопрос, актуально ли национальное или классовое единство, нет однозначного ответа. Оно актуально там, где оно актуальное, и, соответственно, утрачивает актуальность там, где неактуально. Как и любой инструмент, дрель или молоток, оно уместно в своём деле, и нелепо в других делах.
+++
Каким же образом из братьев и сестёр, потомства Адама и Евы (Y-хромосомного и митохондриальной), из тех, кто на разных континентах генетически друг к другу ближе, чем разные шимпанзе в одном стаде – сформировались разные, да ещё и враждебные нации? !
Они сформировались согласно диалектическому закону «отрицания отрицания». Вначале общности человеческого рода был противопоставлен ЛОКАЛИЗМ – логика коротких дистанций и узких пространств. Локализм в узости своей локации меняет местами добро и зло, выгоду и невыгоду, мудрость и глупость.
Всё, что вообще, в целом, в расчёте на Вечность – деструктивно, невыгодно и глупо, в узкой локации может оказаться выгодным и хитрым. В рамках внутривидовой конкуренции (по К. Лоренцу наиболее острой, поскольку близкие подобия претендуют на один и тот же набор благ) индивид оказывается самым страшным врагом собственного вида, а род – врагом народа. Стремясь к личной и групповой выгоде в узкой локации, человек наносит порой непоправимые травмы, увечья цивилизации, Ноосфере – общему делу человечества.
В животном мире вначале появились травоядные, а потом хищники (согласитесь, иначе ведь и не могло быть? ). Точно так же среди людей вначале появились продуктивные, а потом грабители (двуногие хищники). Цель их, если очень кратко, не вырабатывать блага, не синтезировать их из реальности и познания мира, а украсть. Так их можно получить много, быстро, а иногда и легко (если застать продуктивных врасплох).
Сопротивление грабителям сформировало первичное единство людей – самооборону. Чтобы преодолеть её на конструктивный коллективизм ответили деструктивным коллективизмом, обществу противопоставили антиобщество.
В итоге появились орды – коллективистские, приходящие извне, крупные группы грабителей. Чтобы выжить, при появлении сплочённой орды нужно забыть все дискуссии и собственную уникальность, ответно сплотится. Если этого не сделать, то будет как с индейцами, не сумевшими создать собственную единую нацию перед лицом англоязычных колонизаторов… Перещёлкают поодиночке, всего и делов-то!
Коллективное сопротивление нападению стало главным фактором этногенеза. Обособление группы противопоставляло её враждебности окружающего мира, и хотя, чисто теоретически, человечеству был бы удобнее единый язык, единая культура – локализм заставил праязыки раздробиться на множество неоязов. Ибо теория теорией, а жизнь защищать, поддерживать общественный договор о коллективной взаимной безопасности – нужно под страхом смерти!
+++
Космополиты не раз подчёркивали нелепость национальной солидарности. При её абсолютизации получается, что Чикатило нам друг, товарищ и брат, потому что одной с нами национальности (и на одном с нами языке говорил), а Гомер, Данте и Шекспир – враги. К этому, кстати сказать, и пришёл тупой и злобный украинский нацизм, который делит науки не по принципу истинности, а на «москальские» и «немоскальские».
Но позиция космополитов в свою очередь нелепа, потому что толерантность – отсутствие иммунитета, бессилие организма перед любым вирусом и заражением. Единственно верная позиция – диалектическая, суть которой – «кто к нам с добром, тот наш, а кто с мечом – тот враг».
Национальная борьба, как и классовая, как и любой иной формы – имеет свойство актуализироваться и дезактуализироваться. В определённый момент времени национальная или классовая борьба – имеет первостепенное значение, в другие периоды – отодвигается на второй и третий план.
Исходным же базовым индикатором, определяющим пользу или вред конкретного инструмента, является фундаментальная антагония между ЛОКАЛИЗМОМ и ИНФИНИЗМОМ, «логикой отрезка» и «логикой бесконечной прямой»[2].
Н. Выхин, команда ЭиМ
-------------------------------------------
[1] Профессиональная деформация - когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности. Такой перекос распространяет выработанные человеком профессиональные стереотипы на другие сферы его жизни, включая поведение вне профессии и общение.
[2] Математически это выражается так: на бесконечной прямой 10 см > 5см. Но на отрезке в 5 см только 5 см – максимально возможная длина. Длины 10 см на этом отрезке нет. Но что значит – нет? Значит, равна нолю. И получается, что на отрезке 5 см > 10 см Х 0, и даже 1 см больше. Народ это выражает в поговорке «своя рубашка ближе к телу». Вряд ли обыватель понимает абстрактные математические модели, но он вполне, даже на уровне животного, может оценить близость малой выгоды и отдалённость, умозрительную неопределённость большой. Способность жертвовать малым и второстепенным ради чего-либо большого и сверхважного в будущем, пусть даже и отдалённом – выделила человека из животного мира. Утрата её низводит человека обратно в инферно зоологического существования.
Оценили 11 человек
15 кармы