• РЕГИСТРАЦИЯ

ПРОРОЧЕСКИЙ ГЕНИЙ ЛЕРМОНТОВА

2 709


К 210-летию со дня рождения

Михаил Лермонтов относится к числу тех поэтов, творческое наследие которых стало неотъемлемой частью духовного бытия каждого последующего поколения русских людей. В детстве нас пленяли стихотворения «Бородино», «Горные вершины», «На севере диком», «Белеет парус одинокий», «Колыбельная». Когда мы взрослели – зачитывались «Героем нашего времени», «Демоном», «Мцыри»… Многие стихи поэта были положены на музыку и стали прекрасными романсами или русскими народными и духовными песнями.

Вероятно, поэту было дано особое видение мира: в апреле 1961 года в одном из интервью Юрий Гагарин сказал, что земля из космоса выглядит как голубой шар. Сравните, у Лермонтова в знаменитом стихотворении «Выхожу один я на дорогу»: «В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом».

Стихотворение было написано в мае – начале июля 1841 года, незадолго до трагической смерти. Оно своеобразный итог жизненного пути. В нем есть и кавказский мотив, ведь Кавказ прошел через всю короткую судьбу поэта. Неизгладимые впечатления детства и отрочества остались у Лермонтова от поездок с бабушкой Елизаветой Алексеевной на Кавказ. Там будущий поэт увидел прекрасную природу, слушал легенды и песни горцев, был свидетелем их ярких праздников. Узнал и о жестоких обычаях кавказцев того времени, трагических событиях кавказских войн. Поэт полюбил эту землю, проникся симпатией к народам Кавказа. Впечатления, полученные на Кавказе в детстве, нашли отражение в поэзии, прозе и в написанных им живописных полотнах и рисунках. Первый поэтический опыт — поэма «Черкесы». Она начинается с описания вечера в горах:

Уж в горах солнце исчезает,

В долинах всюду мёртвый сон,

Заря, блистая, угасает,

Вдали гудит протяжный звон,

Покрыто мглой туманно поле,

Зарница блещет в небесах,

В долинах стад не видно боле,

Лишь серны скачут на холмах.

Кавказ – это место действия его повести «Герой нашего времени». Поэт не однажды писал о своей любви к Кавказу в связи с воспоминаниями детства:

Тебе, Кавказ, – суровый царь земли –

Я снова посвящаю стих небрежной:

Как сына, ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

Усталость от жизни и одиночество, о которых говорят строки стихотворения «Выхожу один я на дорогу», – следствие серьезных столкновений с жестокими реалиями жизни и духовного разлада с окружающими. В три года будущий поэт лишился матери. Затем началась семейная тяжба между бабушкой и его отцом о том, кто будет растить ребенка. Она продолжалась, пока не умер (1830 г.) отец.

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно и в разлуке умереть…

Но ты простишь мне! я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желания:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страдания.

Отец незадолго до своей смерти написал сыну: ««Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твоё ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишён был утешения жить вместе с тобою. Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь. Я хотел сохранить тебе состояние, хотя с самою чувствительнейшею для себя потерею, и Бог вознаградил меня, ибо вижу, что я в сердце и уважении твоём ко мне ничего не потерял. Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что ты наделен способностями ума. Не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-нибудь вредное или бесполезное. Это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу».

Перенесенная в детстве тяжелая болезнь лишила Лермонтова возможности играть и общаться с детьми. Одаренный от природы и благодаря богатству бабушки – а она не жалела денег на его обучение – Лермонтов получил хорошее образование, к 16 годам свободно владел несколькими европейскими языками. Как писал о Лермонтове В.Г. Белинский в одном из писем: «Он славно знает по-немецки и Гёте почти всего наизусть дует. Байрона режет тоже в подлиннике». Тяга к изучению других языков сохранялась на протяжении всей его короткой жизни. Когда поэт оказался на Кавказе, то принялся учить азербайджанский (татарский, по-тогдашнему) язык, который, по его оценке, «здесь и вообще в Азии необходим, как французский в Европе». Обучал его азербайджанскому языку не кто иной, как известный азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, служивший переводчиком в канцелярии кавказского наместника. Михаил Юрьевич прекрасно играл на скрипке и фортепьяно и рисовал. Не по годам развитой, он глубже, чем сверстники, понимал жизненные явления. Николай Мартынов, учившийся вместе Михаилом Юрьевичем в школе гвардейских юнкеров, будущий убийца великого поэта, отмечал в биографических записках: «Лермонтов как юноша настолько превосходил по своим умственным способностям всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно… Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей оставлял их за собою. На этой почве у него не могли не возникать со сверстниками столкновения».

Состояние одиночества было вызвано и отсутствием глубокой взаимной любви. В своем дневнике Лермонтов писал, что впервые чувство любви испытал в 10 лет. «Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тётушки, кузины. – К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. – Один раз, я помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: моё сердце затрепетало, ноги подкосились. – Я тогда ни об чём ещё не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь <…> Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринуждённость – нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы кавказские для меня священны...». (Егорова Е. Впечатления детства в творчестве Лермонтова. https://proza.ru/2021/02/11/2086 /)

Однако на жизненном пути так и не встретилась ему та, которая полюбила бы его страстно, как и он её. Ему не суждено было испытать семейного счастья. Не случайно в стихотворениях-исповедях «Мне грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Портрет» и во многих других он тоскует по большому взаимному чувству. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу», одном из итоговых в поэтическом творчестве поэта, он прямо указывал на желание не просто навеки заснуть, а день и ночь слушать сладкий голос, поющий про любовь.

Все эти жизненные перипетии не могли не наложить отпечаток на его физическое и нравственное состояние. К 27 годам он прекрасно понимал все ничтожество светской жизни, к которой стремился в юности: при внешней яркости, мнимой красоте и веселой беззаботности эта жизнь была пошлой и безжалостной.

Но что такое свет?

Толпа людей, то злых, то благосклонных,

Собрание похвал незаслуженных

И стольких же насмешливых клевет.

Герцен в статье «Русская литература: Михаил Лермонтов» писал: «В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним – вплоть до дня своей гибели… Подобно Байрону он глубоко презирал общество».

Он оказался совершенно не понятым официальными властями, когда выступил в защиту убитого на дуэли А.С. Пушкина. Произведение Лермонтова, обличающее высший свет, петербуржцы восприняли горячо: раздавали на улицах листовки с текстом, учили стихотворение «Смерть поэта» наизусть. Стихи взбудоражили петербургское общество, а некий аноним прислал на имя царя копию второго варианта произведения: без эпиграфа, с надписью «Воззвание к революции» («Воззвание к революции», или «Смерть поэта».https://soiro64.ru/2022/03/02/vozzvanie-k-revoljucii-ili-smert-pojeta/). В эпиграфе устами одного из героев французской трагедии «Венцеслав» (ХVII век) М.Ю. Лермонтов говорит:

Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Эпиграф свидетельствовал о том, что Михаил Юрьевич именно с Николаем I связывал неотвратимость наказания убийцы великого поэта в назидание будущим «злодеям». Просматривая публикации этого стихотворения в советский период, замечаешь, что оно печаталось без эпиграфа. А без эпиграфа стихотворение действительно воспринимается как антицаристское. Понятна поэтому и реакция царских властей. Кто-то из недоброжелателей поступил с автором очень зло и жестоко. Лермонтов написал два варианта стихотворения «Смерть поэта». Первоначально оно заканчивалось так:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Сохранилось свидетельство о том, что когда Николай I познакомился с этим текстом, то сказал: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина», а великий князь Михаил Павлович заявил: «От этого зреющего поэта надо ждать хороших плодов». (Берязев В. Развенчание мифа о скверном поручике. /Литературная Россия. № 23/2023, 16.06.2023 г.)

Через несколько дней после написания стихотворения на квартире у М.Ю. Лермонтова возникла острая дискуссия с родственником, сотрудником тогдашнего МИД Николаем Столыпиным. Столыпин выступил в поддержку Дантеса, добавив, что иностранцы не подлежат законам Российской империи. М.Ю. Лермонтов счел несправедливым наказание, назначенное Дантесу. В России еще со времен Петра I существовал строгий закон за участие в дуэлях: осудить могли вплоть до смертной казни. Французу изначально назначили высшую меру наказания, но потом просто выслали из страны. К тому же Лермонтов знал, что многие сановники после дуэли презрительно отзывались о Пушкине. Это происходило на фоне великодушного отношения царя к семье убитого поэта, и Михаил Юрьевич написал второй вариант стихотворения. В нем он дал самую нелицеприятную характеристику петербургскому светскому обществу. По мнению ряда видных литературоведов (Скатов Н.Н., Дудина М.А. и др.), концепция новых строк во втором варианте стихотворения опирается на пушкинские представления о «новой аристократии» (прозападной по своим поступкам и убеждениям). Она захватила все ключевые позиции в обществе и оттеснила «старое дворянство», с судьбой которого Пушкин связывал национальную и культурную традицию России. Во втором варианте стихотворения появляются знаменитые строки:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Из докладной записки А.Бенкендорфа Николаю I: «Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне. Покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать». В Резолюции Николая I отмечалось: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». (Бенкендорф. Докладная записка о стихотворении Лермонтова "Смерть поэта" и Резолюция Николая I. [6, С. 486.]/http://lermontov-)

Трудно сказать, был ли царь в ходе расследования знаком с содержанием лермонтовской объяснительной записки, в которой он изложил мотивы написания второго варианта стихотворения «На смерть поэта». В ней говорилось: «Сам я их [стихов] никому больше не давал, но отрекаться от них, хотя постиг свою необдуманность, я не мог: правда всегда была моей святыней, и теперь, принося на суд свою повинную голову, я с твердостью прибегаю к ней, как единственной защитнице благородного человека перед лицом царя и лицом Божиим». (За что Николай I сослал поэта Михаила Лермонтова на Кавказ.

В записке Лермонтова четко указано, что он возлагает на царя свои надежды на достойное наказание убийцы Пушкина. Но Николай I в мотивах написания стихотворения «На смерть поэта» не разобрался и потребовал сослать Лермонтова на Кавказ для участия в боевых действиях против горцев. После восстания декабристов у царя на всю жизнь осталась боязнь очередного бунта или заговора. Этот страх не был беспочвенен. Приведем пример, связанный с поведением одного из героев Отечественной войны 1812 года графа, генерал-майора М.А. Дмитриева-Мамонова. Еще во время зарубежного похода во Францию из-за его буйного нрава и нежелания подчиняться вышестоящему командованию пришлось расформировать полк, которым он руководил. После войны он увлекся масонскими идеями, вместе с генерал-майором М.Ф. Орловым учредил тайный Орден русских рыцарей. В своем подмосковном поместье построил крепость, закупил пушки и поставил под ружье своих крепостных. Руководство страны заподозрило подготовку мятежа. Незадолго до восстания декабристов М.А. Мамонов силой был доставлен в Москву и посажен под домашний арест. Нового императора Николая I он не признал, и присягать ему отказался. Он стал писать указы на правах представителя рода Рюриковичей, оспаривая права Романовых на престол. Был объявлен психически больным и до конца своих дней содержался в психиатрической больнице. (Клянись не страшиться. // Российская газета. 8 августа, 2012 г.)

М.Ю. Лермонтову, несмотря на проявленную храбрость и воинскую смекалку в боях на Кавказе, дважды было отказано в награждении орденами Станислава и Владимира и золотой полусаблей «За храбрость». После трагической смерти великого поэта в официальной печати было запрещено говорить об обстоятельствах его ухода из жизни. В петербургских салонах, по свидетельству секунданта князя А. Васильчикова, сообщение о его гибели на дуэли вслед за Николаем I было воспринято со словами: «Туда ему и дорога». О такой предполагаемой реакции света Лермонтов провидчески написал задолго (1830 г.) до своей трагической смерти.

…Когда же весть кровавая примчится

О гибели моей,

И как победе станут веселиться

Толпы других людей...

К трагической развязке привел и сложный, неуравновешенный характер М.Ю. Лермонтова. Один из современников, князь М.Б. Лобанов-Ростовский, отмечал: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и язвительна. Но в обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки». Из воспоминаний товарища по военной службе на Кавказе, а затем секунданта на роковой дуэли А.И. Васильчикова: «В Лермонтове было два человека: один добродушный для небольшого круга ближайших своих друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение, другой – заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых»; «…отдавая полную справедливость внутренним побуждениям, которые внушали Лермонтову глубокое отвращение от современного светского общества, нельзя, однако, не сознаться, что это настроение его ума и чувств было невыносимо для людей, которых он избрал для своих придирок и колкостей, без всякой видимой причины, а просто как предмет, над которым он изощрял свою наблюдательность»; «положа руку на сердце, всякий беспристрастный свидетель должен признаться, что Лермонтов сам, можно сказать, напросился на дуэль и поставил противника в такое положение, что он не мог его не вызвать». Ныне здравствующий потомок, правнучатый племянник поэта В.Соколов-Лермонтов, считает, что воспоминания современников, в которых Лермонтов характеризуется как неуравновешенный человек, носят клеветнический характер, играя на руку высокопоставленным предателям государственных интересов. (Соколов-Лермонтов А. Приговор судьбы. //АиФ, № 42, 2014 г.). С другой стороны, вряд ли можно не доверять оценке поведения Лермонтова современниками: все они обращают внимание на двойственность его поведения.

Лишь при Александре II, через 14 лет после трагического события, с имени поэта был снят запрет и в печати появились первые статьи о дуэли Лермонтова с Мартыновым. Со временем, в результате утвердившейся в обществе высокой оценки значения творчества М.Ю. Лермонтова, резко возросшего интереса к творчеству поэта, эта дуэль стала восприниматься не как несчастный случай, а как историческая трагедия в культурной и общественной судьбе России. В эти годы публикуются почти все произведения М.Ю. Лермонтова: около 400 стихотворений и поэм и более десяти повестей, пьес и рассказов. При его жизни было издано только чуть более 30 произведений.

По свидетельству современников, жизнь Мартынова в моральном плане стала невыносимой. В глазах общественности он воспринимался как убийца великого поэта. Именно с этого момента Мартынов стал ежегодно в день дуэли посещать церковь, осознавая тяжесть своего смертного греха. По свидетельству секунданта, когда была дана команда «стреляться», Лермонтов выстрелил в воздух и опустил пистолет дулом вниз, показывая этим, что не желает стрелять. Не двигаясь с места, как бы указывал оппоненту: стреляй, если ты хочешь, я в твоей власти. Мартынов или не поняв, или не желая понять жест Лермонтова, хладнокровно сделал свой смертельный выстрел. Лермонтов пророчески описал свою дуэль с Мартыновым в повести «Герой нашего времени». Как Печорин Грушницкому, так и Лермонтов предоставил Мартынову все выгоды в дуэли: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему…». В реальной дуэли испытание обернулось гибелью великого поэта и невосполнимой потерей для России.

Уже в юношеском возрасте Лермонтов умел предвидеть грядущие события. Вот текст его юношеского стихотворении «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен,

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь – и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож;

И горе для тебя! – твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нём,

Как плащ его с возвышенным челом.

Оно было написано в 16 лет под впечатлением убийства в ходе крестьянских волнений родного брата бабушки Н.А. Столыпина, губернатора Таврической губернии. Через 81 год будет убит другой представитель этого рода, праправнук Н.А. Столыпина – премьер-министр П.А. Столыпин. Юноша Лермонтов настолько точно изображает мрачное будущее России, что становится не по себе: как он мог это предвидеть?

Для сравнения – юноша Пушкин в этом возрасте писал стихи, призывая к расправе не только над царем, но и над всей его семьей, совершенно не думая о последствиях кровавой драмы для страны:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле.

За 87 лет до отречения Николая I от трона Лермонтов предсказал, что свержение царя обернется кровавой братоубийственной войной. В кровопролитности такой войны он не сомневался. В качестве подтверждения обратим внимание на неоконченную повесть «Вадим», которую М.Ю.Лермонтов написал в 20 лет. Она отражает события пугачевского бунта и содержит жестокие картины расправы холопов над своими господами. Это акт возмездия за зверское отношение к ним со стороны господ. «Каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения и только кровь могла смыть эти постыдные летописи».

Лермонтов уже в юном возрасте понимал значение авторитета царской власти, ее роли в поддержании стабильности и спокойствия в государстве. Не случайно, в ряде широко известных стихотворений на военную тему (например, «Бородино», «Завещание», «Валерик» и др.) в числе признаков офицерской и солдатской доблести он называет и «служение царю». В стихотворении «Опять, народные витии…» он пишет:

Веленьем власти благотворной

Мы повинуемся покорно

И верим нашему царю!

И будем все стоять упорно

За честь его, как за свою.

Можно только сожалеть, что видение поэтом места и роли самодержавной власти оказалось не понятым царским двором.

В советское время некоторые ученые утверждали, что с Лермонтова «русская литература прощается с культом царской власти и царской личности» (Архипов В. Поэзия подвига. Вступительная статья к собр. соч. Лермонтова в 4-х томах. Т. 1, М., «Правда», 1969 г.). На самом деле, на наш взгляд, эту линию необходимо связывать с творчеством Радищева, Рылеева, Герцена, Полежаева, Шевченко, Чернышевского, Писарева и других представителей революционно-демократического направления в русской литературе ХIХ века.

Итак, творческое наследие М.Ю. Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. По утверждению В.Г. Белинского, «мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». До этого в письме к В.П. Боткину он отмечал: «О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!».

Каждый из нас, живущих сегодня на русской земле, однажды оказавшись под обаянием поэзии Лермонтова, на всю жизнь оставил «…в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого» (Ираклий Андроников).

Владимир КОРНИЛОВ,  Ярославль

тень добитой хакерами газеты (значит, были опасны!)

    Остаться должен один. Конец и новое начало планетарной экономики

    На фоне успехов на фронте и массового паломничества лидеров третьего мира на саммит БРИКС в Казани, почти незамеченным прошло заявление министра финансов России Антона Силуанова о зерка...

    В Коркино задержаны десятки русских. Бароны на свободе: "Русская община" даст адвокатов и поможет семье убитой. Результаты обысков у цыган

    Председатель "Русской общины" Андрей Ткачук рассказал о происходящем в челябинском Коркино. По его словам, начались задержания - на данный момент силовики забрали 30 русских граждан. Ба...

    Лукашенко и реальность

    «Да, сегодня можно наклонить, завоевать чего-то, а завтра что? Ну хорошо, завоевали Украину, допустим, Россия. Что потом? Поэтому перед Путиным, он об этом часто говорит, перед ним никогда не ст...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Экономика и мы Сегодня 15:47

      "ИДИОТЪ". ДОСТОЕВСКОМУ И НЕ СНИЛОСЬ...

      Из всех титулов, какие может признать суд, юридически у зловонной гиены Владимира Зеленского остался только один: серийный убийца, маньяк-потрошитель. Это с ним навсегда - до петли и в мировой истории, уже не вычеркнешь. Что касается титула "президент Украины" то Зеленский давно уже не президент. Он никто. Но, размахивая кровавым тесаком, он выгнал с Ук...
      195
      Экономика и мы Сегодня 10:41

      «Сам, *ля, без ансамбля»: школа капитализма от Уоррена Баффета

      Уоррен Баффет – не только легенда в мире бизнеса, но и очень-очень старый человек. Ему за 90. Мы лично не знакомы, то, что говорит Баффет – проверить не можем, сколько в его словах «пиара» - не знаем. Но верим, как дети… Свой дом Баффет купил в 40-х годах ХХ века, и до сих пор в нём живёт. Это двухэтажный особняк, в котором Баффету, по его словам, ...
      750
      Экономика и мы Сегодня 09:42

      Визг "ложных опят": назвались груздем, полезайте в кузов!

      На фото: хрюшка Полозкова. Мы не о внешности (как вы подумали), мы о душе...Так получилось, что, тесно общаясь с Союзом писателей, мы хорошо знаем поэтическую среду. Поэты бывают разные, и на разный вкус: бывают талантливые (или кому-то они кажутся талантливыми). Бывают графоманы (или кому-то такими кажутся). Что же объединяет ВСЕХ поэтов, талантливых, ...
      1137
      Экономика и мы Сегодня 07:17

      СВОБОДА, РАЗУМНОСТЬ И ОККУЛЬТНО-САТАНИНСКАЯ «ПРЕЛЕСТЬ»

      Главная проблема, которая мешает полноценному человеку быть счастливым – диалектическое противоречие Свободы и Разумности. Дело в том, что человеку для счастья нужно и то, и другое. Но в одном месте и в одно время они быть не могут! Почему?Если мы отвергнем определения свободы «от лукавого», и дадим единственное научное определение свободы, то:- свобода...
      216
      Экономика и мы Вчера 06:45

      "Раздражающие человека черты разумности..."

      Неприятное и некрасивое явление: обилие пищевых отходов на помойках. Люди недоедают. Но не в том смысле, что не насыщаются. А в обратном. Они недоедают приобретённое продовольствие. Надкусят – и выкидывают. «Это Путин виноват». В 90-е, да и в нулевые помойки были чуть ли не стерильны…Человеческая история показывает два состояния: жесточайшие периоды гол...
      632
      Экономика и мы 23 октября 05:05

      Признавая сквозь зубы: Мировые СМИ назвали саммит БРИКС «процветающим» объединением

      Ведущие мировые СМИ во вторник уделили особое внимание проведению саммита БРИКС в Казани, они увидели в проходящей в РФ встрече подтверждение отсутствия изоляции России и вызов гегемонии Запада, а также назвали БРИКС «процветающим» объединением, продвигающим новую энергию и перспективы.Саммит БРИКС в Казани проходит с 22 по 24 октября. БРИКС — межгосуда...
      621
      Экономика и мы 19 октября 07:19

      Айдар ХУСАИНОВ: чем нам дорог юбиляр?

      Ровно полвека назад, 19 октября 1974 года, в семье инженера-конструктора Л. П. Филиппова и преподавателя Мединститута Г. В. Филипповой родился мальчик, которого назвали Александром. Ipsa res monet — говорили древние римляне, т. е. «Дело само за себя говорит»: серьёзная и полноценная русская художественная литература XXI век...
      333
      Экономика и мы 19 октября 07:07

      СЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ! (Александру Леонидову - 50)

      Сегодня такой замечательный, важный день — Ваш, Александр Леонидович, юбилей! Не перечислить в кратком поздравлении всех Ваших книг, и тем более статей. Мы знаем, что к этой дате сразу несколько издательств подготовили Вам характерный писательский подарок - выход книги. Юбилейные издания А. Леонидова: от "Тион", "Ридеро" и "Вече": ...
      289
      Экономика и мы 18 октября 13:48

      МИФОЛОГЕМА «КЛАССОВОЙ ВОЙНЫ»: БЕЗ БОГА И БЕЗ СМЫСЛА…

      «Никакой войны кроме классовой! » - частенько пишут радикалы из числа леваков. Как будто их, право слово, кто-то спрашивает! Ходит к ним консультироваться – под какими лозунгами человекоубийство устроить, а то, мол, у разжигателей собственной фантазии не хватает. А если бы и ходили спросить – что бы изменилось-то? !Рациональное зерно теории «классовой б...
      275
      Экономика и мы 18 октября 10:19

      РОЛЬ РЕЛИГИИ В СТАНОВЛЕНИИ И СОХРАНЕНИИ НАУКИ

      У единственной (подчёркиваю – единственной!) альтернативы безумию системы мышления много имён. Одни называют её «орбитальной», другие «центрированной», третьи «пирамидальной». Всё это построено на аллегориях, а смысл такой: у мышления есть устойчивый и весомый центр, от которого всё исходит и к которому всё возвращается: «столп и утверждение Истины», «П...
      213
      Экономика и мы 18 октября 06:37

      В. Авагян: "чистая прибыль" "грязной зелёной бумажки"

      "...Доллар, доллар, доллар! Грязная зелёная бумажка!"В. ЖириновскийНекто оторвал от туалетного рулона небольшой кусок пипифакса, и заявил, что этот обрывок, помеченный соответствующим образом (чтобы экспертиза могла доказать его подлинность) – равен по стоимости слитку золота. Или контейнеру сливочного масла. Или… Ну вы поняли. Вначале действия Некто по...
      868
      Экономика и мы 17 октября 08:32

      Теория Инферно Ивана Ефремова: коллапс коммунизма в атеизме

      Исследователи творчества и наследия великого И.А. Ефремова подчёркивают: «чуть ли не главное открытие в плане понимания сути социальных процессов – теория Инферно». Теория, что и говорить, «очень своевременная» для кошмаров сегодняшнего дня, очень важная, глубокая, но… «Отчего-то» (атеисты не понимают, отчего) «эту самую теорию сам Иван Антонович явно п...
      2262
      Экономика и мы 16 октября 08:28

      «КОГДА ВОЖДИ МАТЕРЯТСЯ»: КАК ЛЕНИН ПРИКАЗАЛ В «НЕБОГА» ВЕРОВАТЬ.

      В. И. Ленин был человеком отважным, и мало что могло его напугать. Но логика уничтожения объективной реальности атеизмом его по-настоящему напугала, заставила ругаться матом, бросить все дела, и в итоге в грубой форме приказать соратникам веровать в «небога». В непостижимый, выходящий за грань опыта Абсолют, про которого Ленин велел верить следующим обр...
      984
      Экономика и мы 15 октября 09:56

      «СВИНЦОВОЕ ЗОЛОТО»: РОЛЬ «АЛХИМИИ» В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

      Про алхимию мы в советское время знали три вещи: что это «примитивная химия» средневековых невежд, что целью она ставила получение золота из свинца, и что она антинаучна («как и всякая магия» - добавляли захватившие власть оккультисты, стремясь сохранить за собой монополию магических воздействий). Любимая песня всякого чёрного мага – то, что «магия анти...
      731
      Экономика и мы 15 октября 07:19

      ABYSSUS ABYSSUM INVOCAT (лат. «Бездна бездну призывает»)

      Поднимать тему мирового сатанизма (находящегося сегодня на пике своего могущества), тему грязную, тяжёлую, неприятную нормальному человеку – само по себе тяжело. Кроме того, в полуразложившемся пост-советском обществе приходится отвечать на маразматические вопросы тех, кто не понимает терминов «добро» и «зло», за которыми, боимся, последует категорическ...
      877
      Экономика и мы 14 октября 07:19

      К пониманию Запада: сатанизм как реальность и как структура

      Сатанизм – это не ругательство в адрес плохого человека, который нехорошо поступил. Или тем более, вам КАЖЕТСЯ, что он с вами нехорошо поступил… Зло – онтологически парно Добру, находится во всяком явлении, как диалектическая противоположность добра, и потому далеко не всякое столкновение со злом – это столкновение с сатанизмом (культом зла).Реалист не ...
      910
      Экономика и мы 10 октября 08:02

      МОГИЛЬЩИК ВСЕХ ИДЕОЛОГИЙ, ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО: «КОДЕКС БЕСЧЕСТИЯ»

      Среди наших конспирологов популярна теория «вездесущего троцкизма». Вы, наверное, не раз её встречали, в том числе и на страницах «Конта», суть её очень проста, хотя и очень неубедительна. Некие коварные «троцкисты», пробравшись в руководство СССР, вырубили там всё положительное, связанное с именем Сталина, и погубили державу.Но, не останавливаясь на до...
      977
      Экономика и мы 9 октября 08:47

      ЧТО БЫ НИ СОБИРАЛ САТАНИСТ – У НЕГО ВСЁ ВРЕМЯ ПОЛУЧАЕТСЯ «КОНЕЦ ИСТОРИИ»

      На фото: недостающее звено найдено! Эволюционные предки современного компьютера!Издание «Культура» спрашивает у «цепного пса дарвинизма» С. Дробышевского: - Противники дарвиновской теории, пытаясь ее опровергнуть, говорят о так называемом недостающем звене и даже звеньях в эволюционной цепочке. Их утверждения обоснованы?Дробышевский отвечает: - Эти люди...
      1340
      Экономика и мы 9 октября 07:47

      Надежды и планы взамен "конца истории"

      Наш постоянный читатель, вдумчивый человек под ником «Ъ1959» пишет в качестве комментария:«Социальной основой социалистических идей (в их марксистко-ленинском изводе) является 50% населения предпочитающая отдать все свои права в обмен на "содержание". Остальные 50% прекрасно - хоть и "в поте лица своего" живут при любом другом строе, а уж особенно при к...
      661
      Экономика и мы 8 октября 10:12

      Теозис, Ноосфера и "псы апокалипсиса"

      При всей нашей ностальгии по советскому образу жизни, анализируя причины его краха, не можем не отметить:Советская идеология представляла собой окрошку бессвязных, разнородных и не согласующихся между собой идей, что и стало причиной её коллапса. Коллапс идеологии – это когда одно «своё» невозможно объяснить, обосновать через другое, своё же. Ежели така...
      582
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика