Культура напрямую отражает не только смыслы и основные тенденции времени, но саму суть времени - дух времени. Причем это происходит не столько потому, что большинство авторов делают это сознательно, сколько потому, что они делают это безсознаельно. И это даже лучше т.к. время представлено в культуре напрямую, минуя рамки критической сознательной оценки. Говоря простыми словами - фильмы, книги, песни по сути непосредственно представляют дух т.е. содержание времени минуя рамки сознательного влияния которое отражается в их форме.
Покажу это на примере двух песен. Одна из них супер популярная песня не менее популярного певца Михаила Боярского. Сразу скажу что к песне и певцу претензий нет - их популярность вполне заслужена.
Итак песня Л. Дербенёва "Рыжий конь" — исполняемая Михаилом Боярским, 1980.
А теперь вторая песня - 14 минут до старта, слова Владимира Войновича, музыка Оскар Фельцман, исполняет Владимир Трошин, 1960
Между этими песнями разница 20 лет. Где то в этом периоде и пролегает разлом между народным СССР Сталина и СССР позднесоветской элиты Брежнева.
Я не буду объяснять подробности - думаю для тех кто видит разницу, она очевидна, кто нет - объяснять нет смысла.
Замечу только, что меняется сам вектор развития - в 1960 страна в которой еще автомобиль был редкостью мечтала о "пыльных тропинках далеких планет", а в 1980 когда автомобиль стал массовым мечты вернулись к рыжому коню.
p.s. интересна история двух правок песни "14 минут до старта".
Песня была написана в 1960 году и первая правка была внесена после того как Гагарин совершил свой полет в 1961 и песня впервые стала популярной.
При записи пластинки автору позвонил редактор:
— Владимир Николаевич, мы хотим вашу песню про космонавтов записать на пластинку.
— Очень хорошо, — сказал я. — Давно пора.
— Но у нас к тексту есть одна претензия. Там у вас написано: «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы». Почему эти тропинки пыльные?
— Видите ли, — взялся я объяснять. — На этих планетах дворников нет, а пыль оседает. Космическая пыль.
— Ну да. Может быть, оно и так, но вы как-то этим снижаете романтический образ. Давайте лучше напишем «на новых тропинках».
— Нет, — возразил я. — Это никак не годится. «На новых» можно написать, только если имеется в виду, что там еще были и старые.
— Ну, хорошо, тогда напишите «на первых тропинках».
— Не напишу я «на первых тропинках».
— Почему?
— Потому что на пыльных тропинках это хорошо, а на первых это никак...
Вторую внесли после того как космонавты Николаев и Попович прямо в полете спели эту песню дуэтом в 1962 году и после их возращения состоялась встреча с советским правительством, и на ней Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв прочитал с трибуны Мавзолея: — На пыльных тропинках далеких планет Останут… — Тут он запнулся, подумал и исправил ударение: — Останутся наши следы.
После этого песня обрела мегапопулярность и стала гимном советской космонавтики. Космонавт Попович обратился к автору слов с просьбой вмешаться в литературный текст:
— Вот у вас там поётся «закурим перед стартом», — сказал он, — а мы, космонавты, не курим.
И песню исправили еще раз - вместо «Давайте-ка, ребята, закурим…», пели «споёмте перед стартом».
Другие мои тексты:
Бродский о коронавирусе - Не выходи из комнаты, не совершай ошибку...
Коронавирус головного мозга! Глобальный фактор управления!
Почему революций не будет, а марксизм как и большевизм устарел!
Оценили 37 человек
72 кармы