• РЕГИСТРАЦИЯ

Память о сталинизме

12 3684

Проблемы, связанные с памятью о сталинизме в сегодняшней России, болезненны и остры. На прилавках масса просталинской литературы: художественной, публицистической, квазиисторической. В социологических опросах Сталин неизменно в первой тройке «самых выдающихся деятелей всех времен». В оправдательном духе интерпретируется сталинская политика в новых учебниках истории для школы.

А рядом — безусловные достижения историков и архивистов, сотни посвященных сталинизму фундаментальных томов документов, научных статей и монографий. Но они если и оказывают влияние на массовое сознание, то слишком слабое.

Причины тому — и в недостатке практических механизмов такого влияния, и в исторической политике последних лет. Но более всего — в особенностях нынешнего состояния нашей национальной исторической памяти о сталинизме.

Что я понимаю здесь под исторической памятью и что понимаю под сталинизмом?

Историческая память — это ретроспективная форма коллективного сознания, формирующая коллективную идентичность в ее отношении к значимому для этой идентичности прошлому. Она работает с прошлым, реальным или мнимым, как с материалом: отбирает факты и соответствующим образом их систематизирует, выстраивая из них то, что она готова представить как генеалогию этой идентичности.

Сталинизм — это система государственного управления, совокупность специфических политических практик сталинского руководства. На всем своем протяжении эта система, во многом эволюционировавшая, сохраняла ряд характерных черт. Но наиболее специфическая характеристика сталинизма, его родовая черта (возникшая с самого начала большевистского правления и со смертью Сталина не исчезнувшая) — это террор как универсальный инструмент решения любых политических и социальных задач. Именно государственное насилие, террор обеспечивали и возможность централизации управления, и разрыв горизонтальных связей, и высокую вертикальную мобильность, и жесткость внедрения идеологии при легкости ее модификации, и большую армию субъектов рабского труда…

Отсюда память о сталинизме — это прежде всего память о государственном терроре как о системообразующем факторе эпохи, а также о его связи с разнообразными процессами и событиями того времени.

Скажу несколько слов о ключевых свойствах этой сегодняшней памяти.

Первое: память о сталинизме в России — это почти всегда память о жертвах. О жертвах, но не о преступлении.

Дело в немалой степени в том, что в правовом смысле массовому сознанию не на что опереться. Нет никакого государственного правового акта, в котором государственный террор был назван преступлением. Двух строк в преамбуле к закону 1991 года о реабилитации жертв явно недостаточно. Нет и вызывающих хоть частичное доверие отдельных судебных решений — никаких судебных процессов против участников сталинского террора в новой России не было. Ни одного.

Но причины не только в этом.

Любое освоение исторических трагедий массовым сознанием базируется на распределении ролей между Добром и Злом и в отождествлении себя с одной из ролей. Легче всего отождествить себя с добром, то есть с невинной жертвой или, еще лучше, с героической борьбой против Зла. Кстати, именно поэтому у наших восточноевропейских соседей, от Украины до Польши и Прибалтики, нет таких тяжких проблем с освоением советского периода истории, как в России, — они идентифицируют себя с жертвами или борцами или с теми и другими одновременно. Другой вопрос, всегда ли это отождествление находится в согласии с историческим знанием, но мы не о знании говорим, а о памяти. Можно даже отождествить себя со Злом, как это сделали немцы (не без помощи со стороны), с тем, чтобы от этого Зла отмежеваться: «Да, это, к несчастью, были мы, но теперь мы не такие и никогда больше такими не будем».

А что делать нам, живущим в России?

В советском терроре крайне сложно разделить палачей и жертв. Например, секретари обкомов. В августе 37-го они все, как один, — члены «троек» и пачками подписывают расстрельные приговоры, а уже к ноябрю 38-го половина из них сама расстреляна.

В национальной и в особенности региональной памяти условные палачи, например, те же секретари обкомов 37-го года, остались отнюдь не одномерными злодеями: да, он подписывал документы о расстрелах, но он же организовывал строительство детских садиков и больниц и лично ходил по рабочим столовым снимать пробу с пищи, а дальнейшая его судьба и вовсе вызывает сочувствие.

И еще одно. В отличие от нацистов, которые в основном убивали чужих: поляков, русских, наконец, немецких евреев (тоже ведь не совсем своих). Мы же убивали, в основном своих, и сознание отказывается принимать этот факт.

В памяти о терроре мы не в состоянии распределить главные роли, не в состоянии расставить по местам местоимения «мы» и «они». Эта невозможность отчуждения Зла и является главным препятствием к формированию полноценной памяти о терроре. Она усугубляет ее травматический характер, становится одной из главных причин вытеснения ее на периферию исторической памяти.

Второе: на определенном уровне, на уровне личных воспоминаний — это уходящая память. Свидетели еще есть, но это последние свидетели, и они уходят, а вместе с ними уходит и память как личное воспоминание и личное переживание.

С этим вторым связано и третье.

На смену памяти-воспоминанию приходит память как набор коллективных образов прошлого, формируемых уже не личными и даже не семейными воспоминаниями, а различными социально-культурными механизмами. Не последним из этих механизмов является историческая политика, целенаправленные усилия политической элиты по формированию устраивающего ее образа прошлого. Такого рода усилия мы наблюдаем уже с 1990-х годов, когда политическая власть принялась искать обоснования собственной легитимности в прошлом. Но если власть ощущала дефицит легитимности, то население после распада СССР ощущало дефицит идентичности. При этом и власть, и население искали способ восполнить свои дефициты в образе Великой России, наследником которой является Россия нынешняя. Те образы «светлого прошлого», которые предлагались властью в 90-е годы — Столыпин, Петр Первый и так далее, — не были восприняты населением: слишком далеко и слишком мало связано с сегодняшним днем. Постепенно и подспудно концепция Великой России прирастала советским периодом, в частности сталинской эпохой.

Постъельцинское руководство страны уловило эту готовность к очередной реконструкции прошлого и в полной мере ее использовало. Я не хочу сказать, что власть 2000-х намеревалась реабилитировать Сталина. Она всего лишь хотела предложить своим согражданам идею великой страны, которая в любые эпохи остается великой и с честью выходит из всех испытаний. Образ счастливого и славного прошлого был нужен ей для консолидации населения, для восстановления непререкаемости авторитета государственной власти, для укрепления собственной «вертикали» и т. д. Но независимо от этих намерений на фоне вновь возникшей панорамы великой державы сегодня, как и прежде, «окруженной кольцом врагов», проступил усатый профиль великого вождя. Этот результат был неизбежным и закономерным.

Два образа эпохи Сталина вступили в жестко конкурентные отношения друг с другом: образ сталинизма, то есть образ преступного режима, на совести которого десятилетия государственного террора, и образ эпохи славных побед и великих свершений. И, конечно, в первую очередь образ главной победы — Победы в Великой Отечественной войне.

Четвертое: память о сталинизме и память о войне. Память о войне и стала той несущей конструкцией, на которой была переорганизована национальная самоидентификация. На эту тему много написано. Отмечу только одно: то, что сегодня называют памятью о войне, не вполне соответствует названию. Память о тяготах войны, о ее повседневности, о 41-м годе, о плене, эвакуации, о жертвах войны, эта память в хрущевскую эпоху была резко антисталинской. В то время она органично сплеталась с памятью о терроре. Сегодня память о войне подменена памятью о Победе. Подмена началась в середине 60-х. Одновременно с конца 60-х вновь оказалась — на целых 20 лет! — под запретом память о терроре. Завершилась же подмена только теперь, когда фронтовиков почти не осталось и корректировать коллективный стереотип личными воспоминаниями некому.

Память о Победе без памяти о цене Победы, конечно, не может быть антисталинской. И поэтому она плохо совмещается с памятью о терроре. Если сильно упростить, то этот конфликт памятей выглядит примерно так. Если государственный террор был преступлением, то кто преступник? Государство? Стоявший во главе его Сталин? Но ведь мы победили в войне с Абсолютным Злом — и, стало быть, мы были подданными не преступного режима, а великой страны, олицетворением всего доброго, что есть в мире? Именно под предводительством Сталина мы одолели Гитлера. Победа — это эпоха Сталина и террор — это эпоха Сталина. Примирить эти два образа прошлого невозможно, если только не вытеснить один из них или, по крайней мере, не внести в него серьезные коррективы.

Так и произошло — память о терроре отступила. Она не вовсе исчезла, но оказалась оттесненной на периферию массового сознания.

В этих обстоятельствах удивительно, что память о терроре вообще осталась хоть в каком-то виде, что она не превратилась в великое национальное табу, что она все-таки существует и развивается.

Первым, и самым наглядным, свидетельством памяти об исторических событиях являются памятники, посвященные этим событиям.

Еще один канал снабжения массового сознания историческими концепциями и образами — культура в наиболее массовых формах бытования, прежде всего телевидение. Телевизионные передачи, посвященные сталинской эпохе, довольно многочисленны и разнообразны, и гламурный просталинский китч вроде сериала «Сталин-life» конкурирует на равных с талантливыми и вполне добросовестными экранизациями Шаламова и Солженицына. Телезритель может выбирать предпочтительные для него способы прочтения эпохи. Увы, судя по всему, доля тех, кто выбирает «Сталин-life», растет, а тех, кто выбирает Шаламова, падает. Естественно, зритель, чье актуальное мировоззрение формируют антизападная риторика и бесконечные заклинания телевизионных политологов о великой стране, которая со всех сторон окружена врагами, а внутри подрывается «пятой колонной», не нуждается в подсказках, чтобы выбрать для себя тот образ прошлого, который лучше всего соответствует этому мировоззрению. И никакими Шаламовыми-Солженицыными его не собьешь.

Наконец, едва ли не самый важный институт конструирования коллективных представлений о прошлом — школьный курс истории. Здесь, а также в значительной части публицистических и документальных телепередач государственная историческая политика в отличие от многого, о чем говорилось выше, вполне активна. Ее характер, впрочем, заставляет задуматься над тем, что пассивность по отношению к исторической памяти не столь опасна, как использование истории в качестве инструмента политики.

В новых учебниках истории присутствует тема сталинизма как системного явления. Казалось бы, достижение. Но террор выступает там в качестве исторически детерминированного и безальтернативного инструмента решения государственных задач. Эта концепция не исключает сочувствия к жертвам Молоха истории, но категорически не допускает постановки вопроса о преступном характере террора и о субъекте этого преступления.

Это не результат установки на идеализацию Сталина. Это естественное побочное следствие решения совсем другой задачи — утверждения идеи заведомой правоты государственной власти. Власть выше любых нравственных и юридических оценок. Она неподсудна по определению, ибо руководствуется государственными интересами, которые выше интересов человека и общества, выше морали и права. Государство право всегда — по крайней мере, до тех пор, пока справляется со своими врагами. Эта мысль пронизывает новые учебные пособия от начала и до конца, а не только там, где речь идет о репрессиях.

Итого: как видно из всего сказанного выше, мы можем говорить о памяти раздробленной, фрагментарной, уходящей, вытесненной на периферию массового сознания. Носителей памяти о сталинизме в том смысле, который мы вкладываем в эти слова, сегодня очевидное меньшинство. Остается ли еще у этой памяти шанс стать общенациональной, какие знания и какие ценности должны быть для этого усвоены массовым сознанием, что здесь надо делать — это предмет отдельного разговора. Ясно, что необходимы совместные усилия и общества, и государства.

Борис Горбачевский.

P.S. Президент Путин В.В. неоднократно высказывал своё отношение к сталинизму. "Этим преступлениям не может быть никаких оправданий, в нашей стране дана ясная политическая, правовая, нравственная оценка злодеяниям тоталитарного режима... И такая оценка не подлежит никаким ревизиям".

    Цивилизация Солнца- 50 метровый АСУРы-РУСы.

    Цель создания этой видео-статьи, собрать все имеющиеся сведения, чтобы сделать вывод про структуру Солнца, и возможность жизни на нем живых существ, которые в представлении человечества...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Михаил 23 августа 2023 г. 18:08

      «У МЕНЯ ОТЕЦ – КРЕСТЬЯНИН, НУ, А Я – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН»

      Написал Крестьянин статейку. В стиле сталиноидной секты. Мол, никак бы Россия без Сталина, а равно и Берии, ядерным оружием не обзавелась бы. Но, на вопрос, что же это за страна такая, где учёные без обер-палача никак организоваться не могут, и что-то создать, ответил: «Всё из перечисленного - либеральные мифы. Учите историю не по либеральным источникам. Слава Богу, с...
      401
      Михаил 22 августа 2023 г. 10:46

      А ЛЁВЕ ГДЕ ПАМЯТНИК?

      Представители секты сталиноидов (подвид коммунистов) всегда утверждали, утверждают, и будут утверждать, что, без руководства вождя, великая страна победить никак не могла. Примем как аксиому, что незаменимые есть, и двести миллионов, никак не могли породить из недр себя, какого-либо иного руководства. Допустим.Незаменимой Кобе открыли памятник в Великих Луках. Присутс...
      810
      Михаил 21 мая 2023 г. 17:19

      НАДОЕВШЕЕ. ОБ АНТИНОРМАНИСТАХ.

      Как известно, существует норманнская теория происхождения русских. Как известно, есть её противники.Но, есть и документ. Договор с Ромейской империей. 912г. В котором ясно говорится: «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех...
      493
      Михаил 8 августа 2019 г. 13:19

      Русская декоммунизация неизбежна

      Недавно в Никитском ботаническом саду восстановили памятник Ленину, и этот скандальный факт стал поводом для дискуссий. Вновь возник вопрос: когда же Россия освободится от памятников коммунистического режима, который имел для нее такие катастрофические последствия – истребление миллионов людей, в первую очередь, национальной элиты и крестьянства, создание тоталитарног...
      3972
      Михаил 2 июня 2019 г. 15:41

      О «ТАЙНЕ 22 ИЮНЯ»

      Прочитал статью https://cont.ws/@comandanteoleg/1342292Поначалу, думал, что будут приведены какие-то новые факты, о трагедии 1941г. Но, читая, понимаешь, что приводятся обыкновенные «штампы» советской пропаганды.«"Прогрессивные человеки" того времени были всё те же, что и сегодня.» - Скорее, наоборот, если речь идёт о наиболее «прогрессивных» - американцах. Тогда...
      6064
      Михаил 25 мая 2019 г. 18:43

      МАРКСИЗМ, КАК МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

       Простой вопрос сегодняшним марксистам-коммунистам: вы – материалисты, или нет? Основываетесь ли, на диалектическом материализме, или, давно плюнули на все эти марксизмы-ленинизмы, и чисто идеалистически: «При Сталине было лучше, потому что, мне, коммунисту, так хочется! Я коммунист, потому, пофиг, всякие материализмы, главное – врагов народа перебить!»? А то, зн...
      4056
      Михаил 15 мая 2019 г. 00:28

      УГОМОНИТЕСЬ УЖЕ, ГОСПОДА КОММИКИ. ОБОЙДЁМСЯ БЕЗ ВАС

      Статья, фактически ответ, на статью: «Если Россия хочет, чтобы в остальном мире чтили память её советского периода, она должна сама перестать сводить счёты с этим периодом» , а также на многочисленные статейки подобного рода. https://cont.ws/@Eliseevich/1324307 Начнём с названия. Во-первых, Россия никому ничего не должна. Во-вторых, советский период – достаточно ...
      2866
      Михаил 26 апреля 2019 г. 13:35

      "НОЧНАЯ ВЕДЬМА", мнение о Сталине

      Почти 71 год назад, в мае 1945-го, начальник штаба 46-го Гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков Ирина Ракобольская отдыхала в бывшем немецком спортивном женском лагере. Туда «ночных ведьм» (так называли немцы летчиц полка Марины Расковой) после окончания войны отправило командование. А в конце мая к ним приехал маршал Рокоссовский и устро...
      4929
      Михаил 24 апреля 2019 г. 13:12

      ЛЕНИН БЫ ОДОБРИЛ

      Написал здесь товарисч Магомедов статейку, «Власов бы одобрил..»Что же так возмутило товарисча Магомедова? А вот что: «...7. Следует обратить особое внимание на спекулятивное использование рядом политических сил атрибутики военного времени – красных флагов – и портретов военачальников и руководителей страны времен Великой Отечественной войны. Портрет маршала в руках п...
      2567
      Михаил 18 апреля 2019 г. 16:46

      Про сталинистов, мифологию и вранье

      Не секрет, что любимое занятие сталинистов - найти как бы авторитетную цитату в подкрепление своих измышлизмов про сталинский рай на земле, царство справедливости и правосудия, где под руководством мудрого вождя боролись за все хорошее против всего плохого. Но стоит начать пробивать первоисточник этой цитаты, как все становится не очень - и человек, кот...
      4709
      Михаил 14 апреля 2019 г. 14:51

      ОТМОРОЖЕННАЯ ВОЙНА

      Замерзшие в окопе бойцы 44-й стрелковой дивизии Красной армии 30 ноября 1939 года началась советско-финская война, о которой не любит вспоминать официальная историография. Зачем Сталину был нужен вооруженный конфликт с Финляндией?26 ноября 1939 года у погра­ничной с Финляндией деревни Майнила на Карельском перешейке была обстреляна группа красноармейц...
      9522
      Михаил 11 апреля 2019 г. 13:30

      СНОВА О СОЦИАЛИЗМЕ

      Коммики и их сторонники не перестают удивлять. Расписывая «прелести» социализма, здесь на КОНТе, никто из них толком не способен ответить на простой вопрос: «а нафига он, собственно, тебе нужен, этот самый социализм?» Ну, т.е. что конкретно ты хочешь получить от него? Вот именно ты, товарисч читающий коммик? Не «вы», не некий «народ», а что ТЫ хочешь от социализма? Ты...
      4749
      Михаил 10 апреля 2019 г. 18:09

      Дело Вавилова – приговор Сталину (обжалованию не подлежит)

      Автор:Елена ЧудиноваЧто происходит сегодняЛет пятнадцать назад, когда в газетах замелькали первые «антивавиловские» публикации, автору этих строк, выросшему в семье двух крупных ученых-естественников, думалось, что столь смехотворные тексты не заслуживают внимания. Даже в советское время, начиная с рубежа шестидесятых годов, заговори кто о «прогрессивно...
      8259
      Михаил 9 апреля 2019 г. 16:19

      Эстетика фашизма в СССР

      На фото: Советский киноактёр Евгений Урбанский на кинопробах фильма «Коммунист» (1957 год). Ну понятно, что это шутка юмора. На самом деле – это итальянский плакат времён фашизма.А Урбанский в фильме «Коммунист» – вот он: Что лишний раз подтверждает аксиому – даже во времена Хрущёва советская пропаганда по привычке продолжала использоват...
      4358
      Михаил 6 апреля 2019 г. 09:35

      ЖОРКИНА ЛАПША, ИЛИ, ЭКСПЛУАТИРОВАЛО ЛИ, СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО СОВЕТСКИЙ НАРОД?

      Пропагандист Жора, не перестаёт поражать своей наглостью - https://cont.ws/@Komsomolets/1284687. Можно было бы сказать «глупостью», но, поскольку, Жора отлично понимает, что толкает «туфту», правильно писать, всё-таки наглостью. Нагло пытается обмануть доверчивых читателей, хочет повесить им на уши «лапшу», которая прокисла уже в 20м веке. Да что там в 20м! Умные люди...
      5319
      Михаил 3 апреля 2019 г. 13:45

      Позади Европы всей по росту населения. Дискуссия о демографии РСФСР.

      Наш уважаемый эксперт ЦСКП Владимир Тимаков привел аргументы по демографии СССР 1930-х годов в статье на РНЛ "Парадоксы десталинизации. Кого считать творцом геноцида?". Кратко суть аргументов следующая: прирост населения в 1930-х годах был высок, поэтому сталинский строй условно и с оговорками хорош по крайней мере в этом.http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/13/paradoks...
      7272
      Михаил 21 марта 2019 г. 13:40

      ЛИКБЕЗ: ЧТО ТАКОЕ КАПИТАЛИЗМ?

       Никак не угомонятся товарисчи комми, а также особо одарённые граждане. Один такой товарисч, попытался ответить на вопрос: «Что такое капитализм». https://cont.ws/@ogbors/1266381#comment13912131Надо отдать должное товарисчу – честно предупредил, что людям с неустойчивой психикой читать его писанину не рекомендуется. Т.е., если прочитает человек с устойчивой ...
      4029
      Михаил 18 марта 2019 г. 11:11

      Как берёзки СССР сгубили

      Есть один вопрос, вызывающий большое неудовольствие у господ товарищей. Прямо скажем – не любят товарищи этого вопроса.А задавать его надлежит, когда товарищи начинают с наслаждением витийствовать о том, что красные лучше, потому, что де белые страну «прошляпили» (они говорят гнуснее, но есть на свете эвфемизмы, помогающие нам не уподобляться обезьянам). Раньше я пыта...
      4381
      Михаил 11 марта 2019 г. 14:18

      Начало разное – конец един

      И всё-таки чего я не могу понять, так это того, что толкало людей в сталинскую эпоху лезть служить в органах госбезопасности. Я конечно не проводил специальных исследований, но по моему госбезопасность во времена Сталина была целевой группой № 1, подлежащей уничтожению. По моему ни в одной другой социальной группе сталинского СССР не было такого процент...
      4969
      Михаил 9 марта 2019 г. 09:22

      Детали советского быта

      Удивительные дела. Стоит написать что-нибудь о неустроенности быта в СССР, как тут же в журнале нарисуется кто-нибудь из Свидетелей Светлого Прошлого и начнёт изрыгать фантазии в стиле: «Тогда пенсии у каждого были по 132 рубля, а 240 рублей, не считая прогрессивки, не получал только ленивый. В Сберкассе у всех на книжках лежали сбережения по тысяче рублей, и вообще б...
      4366
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика