Очень часто мы можем услышать в адрес большевиков обвинения в том, что, мол, хотели они выстроить страну как одну громадную фабрику, где каждому человеку отводились бы примитивные задачи.
Часто картина выглядит следующим образом… Работает простой «совок», закручивает одну и ту же гайку на одной и той же детали, заботливо подвозимой роликовым конвейером. А кто-то выполняет такую же примитивную работенку бюрократического характера, например, ставит штамп в документ. И все до омерзения было отлажено и работает как часы. А потом все дружно идут строем по тесным коммуналкам, все вместе смотрят выступление товарища Генсека, хором аплодируют и одновременно ложатся спать в скрипучие железные кровати. Короче: мрак, ужас, тоталитаризм и железобетонный ад.
Подобные далекие от жизни фантазии начали проявляться у некоторых отечественных писателей еще в годы начала советской власти, например, у Замятина в его весьма скучном романе «Мы». Не отстают и современные авторы. Вот взять хотя бы нобелевского лауреата Алексиевич…Цитирую ее книгу «Зачарованные смертью» (1993 год).
"Что мы знаем о революции, о гражданской войне? Теперь начинаешь понимать, что знали мы нашу литературу, ее героев, но не реальности, подробности того времени. Чапаев, Щорс, Буденный, Ворошилов... Реального человека все время переделывали под идею. То, что выдавалось за реальность, имело к ней такое же отношение, как Кащей Бессмертный и Соловей Разбойник. Это было не искусство, не философия, не литература, а "фабрика реальности".
И я в этом тоже участвовал. И надо признаться, что долгое время искренне. После этих размышлений повез в свои фотоархивы. Сотни портретов... Лиц... И они тоже - искренние...
А как с этим быть?
Ленин мечтал: "вся страна, как одна большая фабрика".
Я не вижу свободных людей..."
Разбирать подробно всю либерально-слезливую патетику в духе «нам 70 лет врали!» я не буду, поскольку она сегодня уже мало кем может быть принята всерьез, кроме Алексиевич и либерально-диссидентской среды, где она востребована.
Меня тут интересует другое. А именно штамп, что «Ленин мечтал: вся страна, как одна большая фабрика». Этот образ страны-фабрики настолько вжился в наше сознание (причем чаще его соотносят с фигурой Сталина), что мы не подвергаем его сомнению. Он используется постоянно, походя и как нечто само собой разумеющееся. Мечтал! Ну точно же! А Сталин – построил эту «фабрику»! Кто-то говорит – чудовищно, а кто-то скажет: хорошо, так и надо. Отлаженный механизм!
Давайте разберемся, где, как говорил один наш юморист-сатирик, ныне подавшийся в лингвофричество, «порылась собака».
Самое старое упоминание о том, что Ленин мечтал отстроить советское государство как «одну большую фабрику» я сумел найти в цикле лекций австрийского философа, мистика и оккультиста Рудольфа Штайнера (1861-1925).
О том, кто такой был Штайнер, подробно написано тут.
В лекции, прочитанной им в 1919-м году в Дорнахе, где по его инициативе было сооружено первое здание Гетеанума, ставшее сердцем основанного Штайнером антропософского движения, мы видим: «Ленин, например, указывает, что место чиновников и военной иерархии должен заступить некий род администрации, которая только состоит из избранных; и далее он указывает, что при тех обстоятельствах, как они сложились к настоящему времени, для управления государством не нужно иметь в голове ничего больше, чем обычное современное школьное образование. И он употребляет примечательное выражение, которое говорит о многом. Ленин говорит, что называемое ныне государством, должно быть так преобразовано, чтобы возникла одна большая фабрика со всеобщей бухгалтерией. Чтобы всe это могло действовать и его можно было контролировать и т.д., достаточно знать четыре действия арифметики, которые даeт всеобщее школьное образование.»
Осмелюсь предположить, что это одно из самых ранних из известных упоминаний такого взгляда Ленина на государство, поскольку Штайнер ссылается на «Государство и революцию», написанную Лениным в августе-сентябре 1917, а вышедшую в печать в мае 1918 года. Не исключаю, что параллельно могли быть и иные такие упоминания, в том числе со стороны конкурентов или идеологических соперников большевиков. Однако в любом случае, мы можем с точностью установить, на какое произведение Ленина в данном случае идет отсылка. Учитывая минимальный разрыв во времени, расхождений в источнике, где якобы Ленин подобное утверждает, быть не может, не так ли?
Что же в действительности пишет Ленин в «Государстве и революции»? Цитату важно привести максимально полно:
«Один остроумный немецкий социал-демократ семидесятых годов прошлого века назвал почту образцом социалистического хозяйства. Это очень верно. Теперь почта есть хозяйство, организованное по типу государственно-капиталистической монополии. Империализм постепенно превращает все тресты в организации подобного типа. Над "простыми" трудящимися, которые завалены работой и голодают, здесь стоит та же буржуазная бюрократия. Но механизм общественного хозяйничанья здесь уже готов. Свергнуть капиталистов, разбить железной рукой вооруженных рабочих сопротивление этих эксплуататоров, сломать бюрократическую машину современного государства - и перед нами освобожденный от "паразита" высоко технически оборудованный механизм, который вполне могут пустить в ход сами объединенные рабочие, нанимая техников, надсмотрщиков, бухгалтеров, оплачивая работу всех их, как и всех вообще "государственных" чиновников, заработной платой рабочего. Вот задача конкретная, практическая, осуществимая тотчас по отношению ко всем трестам, избавляющая трудящихся от эксплуатации, учитывающая опыт, практически уже начатый (особенно в области государственного строительства) Коммуной (речь о Парижской коммуне 1871 года – прим. Robespierre).
Все народное хозяйство, организованное как почта, с тем, чтобы техники, надсмотрщики, бухгалтеры, как и все должностные лица, получали жалованье не выше "заработной платы рабочего", под контролем и руководством вооруженного пролетариата - вот наша ближайшая цель. Вот какое государство, вот на какой экономической основе, нам необходимо. Вот что даст уничтожение парламентаризма и сохранение представительных учреждений, вот что избавит трудящиеся классы от проституирования этих учреждений буржуазией.»
Итак, мы видим, во-первых, что Ленин говорит об организации всего народного хозяйства как почты, а не как фабрики. Это лишь уточнение, кажущееся формальным, однако придающее определенный окрас высказыванию. Согласитесь, что "вся страна - как одна большая почта" и "вся страна - как одна большая фабрика" вызывают в воображении принципиально разные образы. Во-вторых, Ленин ссылается при этом на некоего «остроумного немецкого социал-демократа» 70-х годов 19 века, как автора подобного взгляда на социалистическое хозяйство.
Но дальше начинается главное. Ленин не говорит, что задача стоит в том, чтобы создать народное хозяйство по образцу «глобальной почты». Он говорит о том, что империализм уже преобразует все бизнес-структуры (тресты) в такой тип организаций, где возникает своя, внутренняя бюрократия, то есть, как бы «государство в государстве». Над которым, в свою очередь, сидит «паразит» - параллельная бюрократия в виде государственных чиновников и парламентариев, которые по мнению Ленина не участвуют в процессе производства, но вмешиваясь в процесс, участвуют в потреблении. Возникает как бы два бюрократических слоя, один из которых – лишний.
Что из этого следует? Из этого следует, что Ленин не мечтал о том, чтобы все общество было организовано как «одна большая фабрика», а констатировал, что все условия для функционирования государства, выражаясь языком современным – как единого, слаженно работающего комплекса, уже сформированы развитым капитализмом, и пролетариату необходимо только взять контроль над этим механизмом, поставив бюрократию в позицию служащих, а не управляющих.
Штайнер же и вовсе перевернул все с ног на голову, утверждая, что Ленин где-то пишет об избранности слоя управляющих администраторов, когда сам он пишет о необходимости низвести их до контролируемой вооруженным пролетариатом обслуги.
Таким образом, можно констатировать, что широко распространенное мнение, что Ленин, якобы, мечтал сделать из России огромный завод с винтиками-людьми, это мнение ошибочное, основанное на неправильной трактовке его произведений.
Оригинал статьи тут.
Оценили 6 человек
13 кармы