• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Дум Метал и философия Космического Пессимизма

2 246

-Doom

сущ.

Гибель, судьба, разрушение, рок.

гл.

2. Обречь на разрушение, приговорить к уничтожению.

В Бездну

Когда мы смотрим на различные жанры и стили doom metal, сформировавшиеся в поздние 60-е и ранние 70-е после отказа от «лета любви» и оптимистичных идей, мы можем выделить одну основную тему, которая объединяет весь doom metal — тему пессимизма. Эта идея имеет много форм и выражается по-разному у разных групп в рамках жанра. Но, начиная с творчества Black Sabbath, чувство ужаса и отчаяния всегда было доминантой в этой музыке.

Чтобы понять пессимистическую мысль, мы можем взять за основное направление систему и взгляд на мир, описанный американским философом Юджином Такером в его книге «В пыли этой планеты» («Ужас философии», т.1).

Наиболее широко известная книга Такера — это «В пыли этой планеты», часть его трилогии «Философия ужаса». В ней Такер раскрывает идею «немыслимого мира» как в жанре хоррор литературы, в философии пессимизма и нигилизма, а также в философии апофатического («темного») мистицизма. В первом томе «В пыли этой планеты» называет философию ужаса «изоляцией тех моментов, где философия раскрывает собственные пределы и ограничения, моментов, в которых мысль загадочно противостоит горизонту собственных возможностей». Такер различает «мир-для-нас» (антропоцентрический взгляд на мир) и «мир-в-себе» (мир в таком виде, как он объективно существует), из которого он уже выводит «мир-без-нас»: «мир-без-нас располагается между ними, в туманной зоне, которая безлична и ужасна одновременно».

Итак, по сути мы имеем три взгляда на мир. Это иллюзорный мир-для-нас, ограниченный человеческим языком, органами восприятия и культурой, осознающей этот мир. Это обычный взгляд, естественный для человеческой культуры и безусловно иллюзорный. Мир-в-себе это попытка осмыслить мир без оптимистических антропоцентрических иллюзий, хотя, благодаря природе человеческой мысли, этот взгляд также соскальзывает в антропоцентрический «мир-для-нас». Третий взгляд — космический, он основывается не на человеческом а на более широком взгляде на вещи. Нам остается лишь бесконечный космос, который иногда может быть «настроен враждебно», но обычно просто равнодушен к незначительному измерению человечества и его истории.

Процитируем текст песни Black Corridor («Черный Коридор») британской психоделик-рок группы Hawkwind (Hawkwind повлияли на doom metal, особенно на stoner и heavy-psy ветки жанра):

Космос бесконечен, темен

Космос нейтрален, холоден

Звезды занимают крошечные области космоса

Их здесь скопилось несколько миллиардов

И несколько миллиардов там

Как будто ища утешения в числах

Космос не заботится, он не угрожает

Он не утешает, он не говорит, он не просыпается

Космос не сон он не надеется, не боится

Не любит, не ненавидит

Космос не поощряет ни одно из этих качеств

Космос нельзя измерить, его нельзя рассердить

Он не может быть умиротворен

Космос невозможно подытожить, он просто есть

Космическое пространство не большое и не маленькое

Оно не живет и не умирает

Оно не предлагает правды и не лжет

Космос — безжалостный, бессмысленный, безличный факт Космос — это отсутствие времени и материи

Английский мыслитель эколог Тимоти Мортон смотрит на вещи чуть менее мрачно и несколько более спокойно, но его картина мира, безусловно, тоже не антропоцентрична. Как и Такер, он видит мир как ускользающий от понимания ограниченного восприятия человеческой мысли, он видит его местом гиперобъектов, слишком больших, чтобы быть локализованными в конкретном месте времени или пространства.

Такер избрал black metal как иллюстрацию культурного порыва к видению «мира-без-нас». Я бы позволил себе оспорить это, ведь black metal скорее соотносится с ницшеанским восприятием мира. Ницше, будучи нигилистом, все же был достаточно далек от пессимистической школы мысли, основы которой заложил Шопенгауэр, и к которой принадлежат такие мыслители, как Юджин Такер и Говард Лавкрафт.

Эстетика black metal — это темная эстетика, но при этом она скорее воинственная, лишенная спокойной мрачной траурности doom metal, исключая такие жанры как депрессивный блэк метал и дарк метал, которые в свою очередь формировались под большим влиянием doom.

Doom metal возник из направления психоделического рока и был по сути замешан на трех источниках влияния: медленный и печальный электрический блюз, мрачные гармонии европейской классической музыки и грустные мелодии фолклорных песен и баллад.

Медленный темп делает эту музыку эстетически более угрюмой, чем характерный для блэка воинственный звук.

Есть исключения в обоих жанрах. Но в среднем блэк — это музыка оккультной войны и люциферианского восстания, а дум это саундтрек к похоронам.

Шопенгауэр очень высоко ценил музыку в целом, и в особенности музыку медленную и торжественно-траурную, считая ее подлинным воплощением Воли.

Теперь, когда мы поговорили об эстетике жанра, самое время взглянуть на темы, которые дум метал группы затрагивают в текстах своих песен.

Можно привести примеры христианских и языческих тем в лирике doom metal групп. Trouble, The Skull, Place of Skulls, Pylon, ЕККЛЕСИАСТ, Новый Завет, Virgin Black — пример христианского направления в doom metal

Янтарные Слезы, Dissolving of Prodigy, Gods Tower, Grivf — представители языческого направления. Также есть коллективы, в чьем творчестве отражены романтические или экзистенциальные темы. Хорошими примерами таких групп могут быть My Dying Bride, Celestial Season, Autumn, Люди Осени. Это всего лишь несколько тем, затрагиваемых представителями жанра.

Также есть тенденция обращаться к оккультным, абстрактным и психоделическим темам, особенно в stoner doom.

Таким образом мы отметили тематическое многообразие в текстах дум метала, перед тем как двинуться дальше.

Для целей нашего философского исследования мы совершим путешествие по нисходящей спирали более экстремальной и характерной лирики представителей дум метала.

Начнем с классики жанра композиции «Зеркало Печали» американской группы Solitude Aeturnus:

Когда черные небеса стали голубыми

А Земля вновь ощутила восход солнца.

Предо мной предстало серебряное зеркало.

Прекрасное зеркало, исполненное великолепия

Зловещее, как осенняя Луна.

Я ощутил приближение чуда

Оно возвещало о смутной погибели.

Когда я вспоминаю тот день слова не в силах это передать

В отражении я узрел мир

Но не увидел в нем себя.

Этот пассаж прекрасно отражает важное для нас. Взгляд в зеркало — это попытка увидеть себя в мире. Лирический герой совершает именно это, однако он не видит своего отражения. На личном уровне он соприкоснулся с пустотой и заглянул в бездну. Произошло осознание отсутствия самости.

Это место входа в нашу нисходящую спираль. Мы продолжаем наш путь, посмотрим на композицию funeral doom metal проекта Mizmor озаглавленную «Пустыня Абсурда»:

Этот ландшафт не ад, не мираж

Своей полярностью он сводит на нет вымысел

Существование раздето

Реальность предстала нагой

Бурлящая дикая сила– чистая и грубая

Я подвел все итоги следуя логике.

И я пришел к перекрестью дорог моих мыслей

Пустыня Абсурда лежит в отвратительном блеске.

Я вынужден принять свою участь

Непрерывный поиск смысла

Мир лишенный цели и правды

Так пробуждается Абсурд, поглощая меня своим диссонансом.

Абсурд — это термин, используемый французским философом-экзистенциалистом Альбером Камю. Камю обозначает Абсурдом отсутствие смысла существования человека во Вселенной, при этом люди ищут такой смысл. Они прячутся от абсурдной реальности в религии, в общественных, социальных и других успокоительных иллюзиях. Такие иллюзии Камю называл «философским самоубийством»: Некто совершает акт самоубийства своего разума, прячась в тени оптимистической лжи, и за стеной религиозных догматов. Эти иллюзии помогают людям совладать с экзистенциальной тревогой, но, к сожалению, очень часто именно они приводят к бессмысленной жестокости, например, религиозным войнам или идеологическим конфликтам. Человек Абсурда — это человек, который отказывается урезать свой разум, но при этом находит в себе силы как-то жить дальше, приняв мир как обитель абсурда и безразличия.

Русский писатель и мыслитель Леонид Максимович Леонов в своем романе «Пирамида» рисует похожую картину, выражая идею человеческой травмы через осознание человеком своего подлинного места в мироздании.

Одна из главных идей «Пирамиды» состоит в том, что общество и государство насильственно урезает интеллектуализм людей, чтобы дать им иллюзию значимости и смысла, чтобы затем контролировать их через эти базовые иллюзии. В романе Леонова есть некоторые главы, описывающие падение и исчезновение человечества в пост-апокалиптическом будущем. Действие происходит в пустыне, где остатки человечества прошли череду антропологической деградации и стоят перед лицом полного и неотвратимого вымирания.

Символическая пустыня вызванная поисками Бога которые заканчиваются в обретении пустоты и Пустынная земля будущего сливаются в одно на страницах произведения.

Вспомним также о реальной исторической пустыне где появились гностические идеи, где вместо Благого Божества искатели обрели Злого Демиурга. Мы двигаемся дальше.

Теперь мы поговорим о композиции «Null» с альбома «Golem» русской doom death группы Neuropolis. Альбом был выпущен в 2020 году.

Просил у небес дождя.

Возделанный прежде им

Оазис надежд иссох,

Пожрал плоды его дел земных

Раскалённый песок.

Живи, постигая

В безумии каждого дня

Искусство быть жертвой.

Позволь наступить на себя,

Подставь лицо под удар,

Жестокость преодолей…

Ты должен быть сильным,

Ещё сильней!

Глотая печаль дорог

Идущий чужим путём

В навязанной суете

Пытался найти свой дом.

Не помня, кем раньше был,

Страшился того, кем стал.

Ветер слепой потешаясь выл,

Когда странник упал.

Живи, привыкая

Иллюзиям верность храня

В придуманной жизни

Время решит за тебя.

Наполнит рот талой водой

И плоть отделит от костей…

Ты должен быть сильным,

Ещё сильней!

Мы поговорили с вокалистом и лидером группы Владимиром Алексеевым о значении композиции Null. Он говорит, что текст песни это метафора человеческой жизни. Которая представляет собой мост между двумя безднами: бездной до нашего появления в мир — и той, что лежит после смерти. Иронический выкрик «Ты должен быть сильнее!» уже ироничен, потому что нет возможности рассуждать или спорить с пустотой. Так что наша жизнь — лишь некий смутный кошмарный сон между двумя несуществованиями. При этом индивид не выбирает «быть» здесь, но скорее по словам немецкого философа Мартина Хайддегера он «закинут» или «брошен» в бытие. То же самое можно сказать и обо всем человечестве. Как и любой биологический вид, человечество рано или поздно неизбежно вымрет. Человеческий интеллект дает людям это понять, и человек — единственное существо, известное современной науке обладающее подобным пониманием. Мы — вид, знающий о своей личной и видовой конечности, закинутый в бытие без каких-либо целей или смысла. Мы были брошены сюда индифферентной вселенской Волей, нашедшей свое выражение в эволюции, которая и привела к появлению нашего сознания и разумности. В каком-то смысле мы не более чем марионетки космоса, об этом глубоко пишет Томас Лиготти в своих философских и художественных произведениях.

Эрнест Беккер, американский психолог и мыслитель, как-то сказал: «Реальный мир просто слишком страшен, чтобы это признать. Он говорит человеку, что он — небольшое дрожащее животное, которое когда-нибудь умрёт и распадётся, память о нем сотрётся. Культура меняет всё это, заставляет человека казаться важным, жизненно необходимым для вселенной, бессмертным в некотором смысле».

Норвежский философ Петер Вессель Цапффе также детально описывал механизм того, как люди прячутся от истинного положения вещей за ширмой утешительных иллюзий. И все же реальность порой вытекает за бумажные ширмы, навешенные для защиты от нее.

Продолжаем смотреть на русский дум дэт. Поговорим о тексте Alien Monolith God группы Mare Infinitum:

Нету молитвы для бога из камня

Нету жертвы для иномирного монолита

Хрупкие города все падут, будут стерты

Безжалостной дланью судьбы

Громадные волны нечеловеческого гнева

Будут рваться вокруг земного шара.

Чтобы сделать его безжизненным и чистым

Как пустыня открытого космоса

Однажды Судный день будет последним днем

Гигантское столкновение стирающее прошлое и будущее

Положит конец тщеславию и отчаянью

И оставит лишь опустошенный ландшафт.

Мы наконец то прибыли к сердцевине лавкрафтианского ужаса. Говард Филипс Лавкрафт, мастер «странных ужасов» известен тем, что сделал осознание человеческой незначительности своей главной темой и вызывая через нее чувство ужаса и экзистенциальной тоски у читателя. Инопланетные сущности, населяющие прозу Лавкрафта, не могут быть полностью познаны человеческим разумом. Рассказ Ги де Мопассана «Орля» можно считать первым произведением в жанре космического ужаса, но Лавкрафт сделал жанр синонимичным со своим именем и развил его до небывалых высот стилистического и литературного мастерства. Через инопланетный ландшафт и немыслимые древние руины мы начинаем видеть проглядывающий лик «мира-без-нас».

Совершим же еще один шаг вниз. Текст дарк-дум металлистов Psilocybe Larvae с их альбома «Non-existent World»:

Несуществующий мир — нас нет уже долго

Нет ничего чтобы вы могли найти или потерять

Кто то вырвал нашу страницу

Из книги жизни

Мы бредем в порыве грусти

Некуда больше идти

Нить будет порвана

Несуществующий мир надвигается извне.

Как же понять несуществование, из которого ты вышел, и в котором ты растворишься? Наш разум не способен до конца осознать это, как герои произведений Лавкрафта не способны до конца понять существ из Мифов Ктулху, как мы не можем понять до конца гиперобъекты. И все же мы можем попытаться отбросить иллюзии и кинуть взгляд на то, что реально. Попробовать воспринять его даже своим человеческим ограниченным полем зрения.

Совершим последний шаг нашего путешествия и помедитируем над песней финской funeral doom metal группы Skepticism,озаглавленной Nothing.

Медленно пришел чтобы стоять неподвижно

Путь пройден до конца

Здесь Ничего

Что могло бы быть найдено

Прошел весь путь

Чтобы найти лишь

Ничто

Ничто

Ничто

Наше путешествие завершено. Мы прибыли в Никуда и нашли Ничто. Существовали ли мы когда-нибудь? И важно ли это, когда мы смотрим на вопрос в масштабах Вселенной? Почему случилась эта трагедия? Мы были брошены в мир, полный боли и страдания, лишь затем, чтобы обрести Ничто, найти пустоту? Зачем человеческая история влачилась вперед через дымовые завесы, пыточные камеры и груды трупов бесконечных войн?

Мы можем попробовать найти ответ в строках повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого:

«Прошло еще две недели. Иван Ильич уже не вставал с дивана. Он не хотел лежать в постели и лежал на диване. И, лежа почти все время лицом к стене, он одиноко страдал все те же неразрешающиеся страдания и одиноко думал все ту же неразрешающуюся думу. Что это? Неужели правда, что смерть? И внутренний голос отвечал: да, правда. Зачем эти муки? И голос отвечал: а так, ни зачем. Дальше и кроме этого ничего не было»

Мы посмотрели на наиболее пессимистичные концепты встречающиеся в лирике жанра doom metal. В нашем эссе мы, к сожалению, не имели возможности рассмотреть всю совокупность тем, затрагиваемых в дум метале, однако мы достаточно подробно рассмотрели темы некоторых групп, которые можно отнести к направлению пессимизма и особенно космического пессимизма. Более того, у нас не было времени, чтобы рассмотреть направление философского пессимизма более детально.

Кроме тех групп, которые мы тут упомянули в жанре есть немало коллективов тексты которых связанны с философским пессимизмом и мрачным экзистенциализмом например: Bell Witch, Loss, Thergothon, Dolorian, Catacombs, Eyes of Ligeia и Город Дит.

Дальнейшее изучение и деконструкция жанра под этим или другими углами (потому что безусловно нельзя ограничивать жанр к одному смысловому посылу) могут быть небезынтересны для развития современной культуры, музыки и мысли. Также, надеюсь, мне удалось продемонстрировать, насколько лирика в дум-метале может быть иллюстративна по отношению к философским концептам.

    Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

    Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Антонъ Брюковъ 27 февраля 2022 г. 23:40

      Ex Oriente lux

      Грузной державной поступью близится века итогЗвезды несметной россыпью чертят нам эпилогЯсен удел Адамов, В Фаворском пламенье горетьЗмиям что дремлют в шахтах скорбную песнь пропетьБрезжит заря с востока - очередная веснаПарадоксальный антропос вспять повергает онаПоздно теперь молиться, равно - и слёзы литьМир огнекрылым птицам - в радость испепелитьМ...
      290
      Антонъ Брюковъ 6 июня 2021 г. 14:22

      Ничто и смысл

      Главным парадоксом отдельного человека и человечества в целом является его видовая зависимость от оптимистических иллюзий. Это пожалуй действительно отличает человека от всех живых организмов (по крайней мере известных науке). Главный трагизм этого парадокса совершенная логическая необоснованность этих оптимистических иллюзий (иллюзий осмысленности и зн...
      389
      Антонъ Брюковъ 13 ноября 2020 г. 17:42

      Абсурдность Истории

      Так как человечество, как и любой вид существ, рано или поздно исчезнет из вселенной — а сомнений в этом быть не может — то мы можем, следовательно, сделать вывод, что исторический процесс не имеет конечной цели и не имеет никакой положительной ценности. Исторический процесс есть то, что Альбер Камю называл Абсурдом. Человечество и отдельные нации, ведо...
      645
      Антонъ Брюковъ 6 сентября 2020 г. 17:30

      Теория управления страхом смерти - этика, деконструкция, горизонты

      «Мы все будем просто грязь в земле»Том Уэйтс« Зачем эти муки? И голос отвечал: а так, ни зачем»Л. Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича. В прошлой заметке «Теория управления страхом смерти - актуальность и перспективы» я провел обзор главного труда антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание Смерти», а также описал ряд соображений об актуальности идей Бе...
      3423
      Антонъ Брюковъ 20 июля 2020 г. 17:55

      Теория управления страхом смерти - актуальность и перспективы

       Идеи, которые легли в основу Теории управления страхом смерти, были впервые описаны в книге антрополога Эрнеста Беккера «Отрицание смерти» 1973 года, получившей Пулитцеровскую премию в номинации «Публицистика» в 1974 году. Далее на основе этой книги были проведены эксперименты, подтвердившие выводы Беккера. Из наиболее известных сторонников этой т...
      4127
      Антонъ Брюковъ 5 июля 2020 г. 15:42

      Актуален ли Ницше?

      В прошлых заметках "Несколько соображений. Заметки о горькой правде" и "Танатофобия и современный мир" я попытался взглянуть на вопрос о тщетности и бессмысленности человеческого бытия в нашем мире. Описал методы поиска смысла пригодные для мыслящего человека. В целом эти статьи можно было бы назвать неким обзором философии пессимизма, моей аргументаци...
      1090
      Антонъ Брюковъ 26 июня 2020 г. 14:17

      Танатофобия и современный мир

      "Кто ищет, вынужден блуждать"И.В. Гете"Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу..." Д.АлигьериВ прошлой своей заметке, озаглавленной "Несколько соображений", я вкратце попытался обрисовать философию пессимизма, ее взгляд на жизнь человека как на "зловещую бессмысленность". Я также привел аргументы, почему я считаю, что такой взгляд с...
      2073
      Антонъ Брюковъ 22 июня 2020 г. 14:15

      Несколько соображений. Заметки о горькой правде

      В своем труде «Заговор против человеческой расы: Замысел ужаса»писатель и философ Томас Лиготти замечает что человеческое существование это "Зловещая Бессмысленность" Он опирается на предшественников философов пессимистов таких как Цапффе и Шопенгауэр. Экзистенциальный ужас нашего положения если верить школе этой философии в том, что мы не властны над с...
      1808
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика