Одним из выдающихся экспонатов музея (Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н. Чернышева (ЦНИГР МУЗЕЙ) является мозаичное панно «Индустрия социализма» - уникальный памятник российского камнерезного монументального декоративно-прикладного искусства конца 30-х годов 20 века.
Несмотря на обилие восторженных газетных публикаций и упоминаний в таких изданиях, как «История русского искусства» или «Советское декоративное искусство 1917-1945 гг.», история памятника практически не исследовалась. Встречающиеся в литературе описания карты лишь повторяют информацию, приведенную в изданной в 1941 г. книге А.Е. Ферсмана «Очерки по истории камня».
Панно размером 5910 х 4500 мм, площадью 26.6 кв. м представляет собой точную физико-географическую карту СССР масштаба 1:1 500 000 и состоит из 98 секций, членение которых произведено по линиям параллелей и меридианов с шагом в 10 градусов. С помощью винтовых соединений секции закреплены на каркасе, состоящем из 27 дюралюминиевых тюбингов. Вес карты – 3 500 кг.
Панно выполнено в технике флорентийской (территория СССР) и русской (территории зарубежных стран и акватории) мозаики. Набор, состоящий более чем из 45 000 пластин цветного камня толщиной 4-6 мм, изначально был наклеен на текстолитовую основу толщиной 20 мм.
На карте ограненными и кабошонированными ювелирными и ювелирно-поделочными камнями были обозначены все крупные промышленные объекты Советского Союза. Камни были оправлены в позолоченные касты из платинированного серебра; из этого же металла выполнены все географические названия, железные дороги, линии параллелей и меридианов.
Идея создания панно принадлежала Г.К. Орджоникидзе: карта должна была стать прологом к Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма», готовившейся к 20-летию Октябрьской революции.
Изготовление Карты было поручено Тресту «Русские самоцветы» Наркомата местной промышленности РСФСР. Работы производились на Ленинградском заводе по обработке камней-самоцветов (набор мозаики, огранка камней и вся ювелирная работа), Свердловской гранильной фабрике (резка пластин для набора мозаики и огранка камней) и Петергофском заводе технических камней (резка пластин для мозаики).
Работа над созданием Карты началась 3 мая 1936 г. Макет был выполнен на 2-ой Московской картографической фабрике. Художественная разработка проекта принадлежала руководителю мозаичного отдела Академии художеств Я.А. Фролову, художникам П.А. Скворцову и А.З. Данилочкиной, которая непосредственно осуществляла подбор камней для мозаики.
В конце 1936 г., в разгар работы над картой, было принято решение представить ее на Всемирную выставку в Париже в мае 1937 г. До открытия выставки оставалось всего пять месяцев, и сроки изготовления карты были сокращены на полгода. В Ленинград срочно были командированы большие группы мастеров-камнерезов из Свердловска и Петергофа. Только набором мозаики было занято 150 человек, всего же в изготовлении Карты участвовало 667 человек; все это время рабочие находились на казарменном положении. В середине апреля 1937 г. работы были завершены. Лев Кассиль, присутствовавший при ее пробном монтаже в Москве, опубликовал большую статью о Карте, «равной которой нет, и не было в мире».
Одновременно с картой были изготовлены рельефные мозаичные гербы 11 существовавших в то время Союзных республик и герб СССР, которые экспонировались в Париже и Нью-Йорке. Гербы Прибалтийских республик и Молдавии так и не были выполнены в камне.
24 мая 1937 г. под девизом «Искусство и техника в современной жизни» открылась Всемирная выставка в Париже. Панно «Индустрия социализма» экспонировалось в первом зале советского павильона, посвященном Конституции СССР, и заслужило массу восторженных отзывов. «Карта СССР – писал корреспондент парижской газеты – самый изумительный экспонат не только советского павильона, но и всей парижской выставки. Тысячи посетителей стоят часами около нее». Решением жюри Выставки панно, также как и скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», были награждены дипломами «Гран-при».
Такой успех предопределил дальнейшую судьбу карты: было решено демонстрировать ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке, тем более, что выставка «Индустрия социализма», где она должна была послужить «как бы введением к развернутому показу отдельных строек, заводов и городов», в 1937 г. не состоялась.
Планировалось, что после возвращения из Нью-Йорка карта будет размещена в главном вестибюле «Дворца Советов», который предполагалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя.
Однако, для демонстрации «успехов индустриализации» в 1937-1938 гг. требовалось внесение дополнений в нагрузку. Поэтому на панно дополнительно были нанесены около 1000 новых обозначений промышленных объектов, а все надписи были переведены на английский язык. Кроме того, чтобы показать завершившийся в феврале 1938 г. дрейф экспедиции Папанина, рассматривавшийся как достижение Советской власти и «покорение» Северного полюса, пришлось надстроить верхнюю часть панно на 750 мм. При этом нарушилось композиционное равновесие панно - произошло «сползание» основного декоративного пятна вниз. Такая дисгармония компенсировалась чисто художественными средствами: в нарушение географических канонов северная часть Ледовитого океана была набрана постепенно светлеющим лазуритом, что стало впоследствии трактоваться как изображение ледяных торосов. Работы по реконструкции панно были вновь поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы». Карту обрамляла рама из белого мрамора, увенчанная Государственным гербом СССР. Серп и молот были выполнены из уральских фенакитов в серебряной оправе.
Открытие Всемирной выставки в Нью-Йорке состоялось 30 апреля 1939 г.; павильон СССР был открыт для посетителей 17 мая. В корреспонденциях из Нью-Йорка среди наиболее привлекательных экспонатов часто упоминалась и мозаичная карта.
23 апреля 1940 г. состоялась приемка Карты комиссией Комитета по делам искусств СНК СССР от администрации советского раздела Международной выставки. Перечисленные в акте передачи повреждения, появление в составе СССР новых республик (Прибалтийских государств, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии) и изменение положения границы между СССР и Финляндией требовали проведения реставрационных работ. Работы по реставрации и реконструкции Карты вновь были поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы».
Где находилось панно с 1940 по 1946 гг. достоверно неизвестно. В каталоге Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма», открывшейся 18 марта 1939 г. в Москве, в качестве одного из разделов анонсировалась «Карта СССР из мозаики и самоцветных камней». Однако в это время карта еще находилась в Нью-Йорке.
В газете «Известия» от 4 марта 1941 г. была помещена следующая заметка: «Карта из самоцветов. Сегодня на выставке "Индустрия социализма" открывается для всеобщего обозрения грандиозная мозаичная карта СССР, выполненная из самоцветов и драгоценных камней. Эта карта побывала на всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Недавно она была подвергнута реконструкции. На карту нанесены новые советские республики».
По некоторым данным в течение Великой Отечественной войны панно в разобранном виде хранилось на Урале, в Екатеринбурге. Однако документальных подтверждений ни той, ни другой информации нет.
В 1946 г., по распоряжению Совета Министров СССР, уникальный экспонат был передан в Государственный Эрмитаж. Экспозиционный план музея предусматривал превращение Георгиевского зала в зал Советского Союза с установленной на тронном подиуме мозаичной картой СССР. При проведении реставрационных работ было решено восстановить карту как политико-административную, сняв с нее условные обозначения промышленных предприятий. Работы проводились в 1947-1948 гг. Художественным ремесленным училищем № 240.
2 мая 1948 г. состоялось торжественное открытие Георгиевского зала. Панно экспонировалось в Эрмитаже до 1982 г. В течение этого времени проводились лишь профилактические реставрационные работы и вносились отдельные изменения, связанные с переименованием или возникновением новых городов. В 1982 г., в связи с капитальным ремонтом Георгиевского зала, карта была демонтирована.
В 1987 г., по инициативе директора ВСЕГЕИ А.И. Жамойды и директора Эрмитажа Б..Б. Пиотровского, в соответствии с приказами Министерства культуры и Министерства геологии СССР, карта была передана на постоянное хранение в ЦНИГР музей им. акад. Ф.Н. Чернышева.
Перед установкой карты в ЦНИГР музее с октября 1988 г. по июнь 1989 г. сотрудниками Ленинградской мастерской художественной обработки камня были проведены работы по очистке, укреплению и восстановлению утрат мозаичного набора. С карты были сняты выполненные из изумрудов названия столиц Союзных республик и надпись «Ленинград» из александритов. Кроме того, был отреставрирован рельефный мозаичный герб СССР; oстальные 11 гербов Союзных республик реставрации не подвергались.
К сожалению, время и технологические просчеты, допущенные при изготовлении панно, привели к заметному ухудшению состояния этого уникального произведения искусства. В 2006 г. специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» провели пробную реставрацию одной из секций панно. В 2007 г. было проведено заседание Межведомственного художественно-методического совета, состоявшего из экспертов ВСЕГЕИ, Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Царское село», Горного музея СПбГИ и «Царскосельской янтарной мастерской», который установил, что из-за отслаивания мозаичного набора на значительной площади, вызванного деформацией текстолитовой основы, панно находится в аварийном состоянии и требует срочной реставрации.
Для предотвращения утраты этого шедевра, руководством института было приняло решение о проведении реставрации панно. Программой работ предусмотрены посекционный перенос мозаичного набора на новую сланцевую основу, а также восстановление первоначального облика панно с возвращением на него накладного декора из драгоценных и поделочных камней, обозначающих промышленные предприятия и месторождения полезных ископаемых, а также изумрудные названия столиц Союзных республик.
Поэтапная реставрация панно ведется «Царскосельской янтарной мастерской» с 2008 г., и посетители музея уже могут видеть ее впечатляющие результаты.
Цветовая гамма мозаичного набора отвечает принятым для географических карт канонам обозначения высот над уровнем моря. Основным поделочным камнем, использованным для отображения рельефа, стала уральская яшма (месторождения Гора Полковник, Маломуйнаковское и Старомуйнаковское). Из пестроцветной и однотонной яшмы выполнена почти вся территория СССР и территории сопредельных государств; «сургучная» яшма использована для одной из четырех полос государственной границы СССР.
Такого количества сортов яшм, по словам принимавшего участие в создании панно старшего мастера В.А. Семенова, ему не доводилось видеть. «Это было лучшее – вспоминал он – из того, что я когда-либо создавал из камней Урала. Словно книгу прочитал о своей стране. Увидел необозримую, могучую Родину, и думал я, работая над этой картой, что все это мое. Моя страна, мои богатства, мои заводы, мои леса, города, села. Я хозяин этой страны!».
Яшма – поделочный камень, горная порода, сложенная в основном кварцем и халцедоном. Разнообразие окраски вызвано присутствием в породе примесей различных минералов - эпидота, актинолита, хлорита, слюды, пирита, окислов и гидроокислов железа и марганца и др. Академик А.Е. Ферсман писал: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме и переплетаются они иногда в сказочную картину». Яшмы получили многочисленные торговые наименования в зависимости от расцветки, рисунка или месторождения, например ленточная, полосчатая, парчовая, пейзажная, сургучная, копеечная, ашкульская, мулдакаевская яшма и т.п. Название происходит от греческого «яспис» - «пестрый» или «крапчатый» камень.
Низменные участки суши и речные долины на карте выполнены из уральского (Ильменские горы) амазонита.
Амазонит (Rb,Sr)KAlSi3O8 – голубовато-зеленая разновидность калиевого полевого шпата (микроклина). Назван по реке Амазонке. Амазонит практически никогда не бывает однородным по цвету: в нем в виде пятен встречаются белые вростки натриевого полевого шпата - альбита.
Для показа акваторий в мозаичном наборе использован лазурит Мало-Быстринского, Прибайкалье (океаны и моря), Лянджвардаринского, Таджикистан, Памир (северные акватории) и Бадахшанского, Афганистан (реки и крупные озера) месторождений.
Лазурит или ляпис-лазурь Na6Ca(AlSiO4)6(SO4,Cl2S,)2 – непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета. Лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые. Название камня происходит от арабского слова «азул» - «небо», «синева».
Государственная граница СССР обозначена широкой четырехслойной - три слоя родонита (месторождение Мало-Седельниковское, Урал) и один слой сургучной яшмы полосой.
Родонит или «орлец» (Mn,Fe,Ca)5Si5O15 – минерал, образовавшийся в особых условиях на контакте магмы с осадочными породами, богатыми марганцем. Обособления чистого родонита невелики и в камнерезном деле используется родонитовая порода, в которой кроме одноименного минерала присутствует большого количества различных марганцовых минералов. Цвет - розовый, вишнёво-розовый или малиновый, иногда с переходом в буроватый. Название произошло от древнегреческого «родон» - «роза».
Основа для таблицы условных обозначений выполнена из кахолонга (Узбекистан, Тасказганское месторождение).
Кахолонг - непрозрачная фарфоровидная разновидность халцедона молочно-белого цвета. Название произошло от калмыцких слов «кахе» - «река» и «халонг» - камень.
Ледники на вершинах Памира и Тянь-Шаня выполнены из благородного опала месторождения Червеница в Венгрии.
Опал - SiO2·nH2O - твердый природный гидрогель кремнезема, широко используемый в ювелирном деле. В зависимости от примесей цвет опала может быть белым, жёлтым, красным, коричневым, голубым, зелёным и даже чёрным. Для благородных опалов характерны полупрозрачность и радужный перелив цветов (опалесценция). Название произошло от санскритского «упала» - «камень».
Северный морской путь на карте обозначен 630 ограненными аквамаринами из месторождения Шерлова Гора в Забайкалье; из них же выполнены Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы.
Аквамарин - Be3Al2Si6O18 - разновидность берилла ярко-голубого, голубовато-зелёного, зеленовато-синего или серо-голубого цвета, содержащая Fe2+. Название ввел Беотиус де Боот в 1609 году, связав цвет минерала с цветом морской воды: латинское «aqua marina» - «морская вода».
Дрейф экспедиции И.Д. Папанина «Северный полюс 1» показан крупными уральскими фенакитами и украинскими (Волынское месторождение) топазами, а его начальный и конечный пункты, так же как и полярные станции – серебряными звездами со вставками из горного хрусталя с Приполярного Урала. Красный флаг на Северном полюсе выполнен из искусственных рубинов, а складки на нем – из карельских (Шуерецкое месторождение) альмандинов.
Топаз - Al2[SiO4](F,OH)2 - полудрагоценный камень c разнообразной цветовой гаммой. Окраска может меняться от винно-желтой до голубой, розовой, золотистой, оранжевой. Чаще всего встречаются бесцветные кристаллы, иногда - полихромные, когда разные участки или зоны одного кристалла окрашены в разные цвета. Название получил по месту первой его находки на острове Топазиос (Топазион) в Красном море.
Фенакит - Be2(SiO4) - бесцветный, винно-жёлтый, розовый, бурый или бесцветный минерал. Впервые был обнаружен в XIX веке директором Екатеринбургской гранильной фабрики Яковом Коковиным на Урале. Подробное описание нового минерала было сделано в 1833 г. шведским геологом Н. Норденшельдом. Название произошло от греческого «фенакс» - «обманщик», т.к. по внешнему виду его легко спутать с кварцем.
Населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами со вставками из искусственных рубинов; названия столиц союзных республик выполнены из натуральных ограненных изумрудов в позолоченных серебряных кастах.
Москва обозначена рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами, надпись «Москва» выполнена из синтетических рубинов; а «Ленинград» - из александритов.
Изумруд - Be3Al2(SiO3)6 - драгоценный камень, хромсодержащая разновидность берилла, окрашенная в травянисто-зелёный цвет оксидом хрома или оксидом ванадия, иногда с примесью оксида железа. Идеальный изумруд - прозрачный камень равномерно распределённого насыщенного цвета. Главными критериями качества изумруда являются его цвет и прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и включения. Название произошло от персидского слова «зуммурунд» - «зеленый».
Александрит - (BeAl2O4) - ювелирная разновидность хризоберилла. Александрит меняет окраску от темной сине-зелёной, голубовато-зелёной, темной травяно-зелёной, оливково-зелёной при дневном свете до розово-малиновой или красно-фиолетовой, пурпурной при вечернем или искусственном свете. Назван в честь цесаревича Александра, в последствии российского императора Александра II.
Рубин - Al2O3 - разновидность корунда красного цвета; окраску минералу придаёт примесь хрома. По игре света и твердости уступает только алмазу. Стоимость природного рубина очень высока. Появление синтетических аналогов природных драгоценных камней, пригодных для огранки, связано с работами французского ученого О. Вернейля. В конце XIX века, применив методику плавки мелкодисперсной шихты в пламени кислородно-водородной горелки, он вырастил кристаллы рубина весом до 20 карат. Это открытие положило начало промышленному выращиванию синтетических монокристаллов аналогов драгоценных камней.
Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра; границы Союзных Республик обозначены двойной линией ограненных искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.
Для предприятий различных видов промышленности и месторождений полезных ископаемых была разработана система дополнительных условных обозначений. Альмандинами были обозначены предприятия строительной промышленности и электростанции; аметистами - предприятия кожевенно-обувной и текстильной промышленности.
Горным хрусталем были отмечены предприятия бумажной промышленности; раухтопазами и золотистыми топазами - предприятия по переработке животного и растительного сырья и трубопроводы; изумрудами - предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Для обозначения предприятий химической промышленности использовался лунный камень; металлургии и машиностроения - синтетические рубины.
Вставками из черной и белой яшмы в различных сочетаниях были обозначены месторождения различных полезных ископаемых.
Все камни были оправлены в серебряные позолоченные касты.
Альмандин - Fe3Al2(SiO4)3 - самая твердая и самая распространенная разновидность красных или красно-фиолетовых гранатов. Цвет альмандинов может быть вишнёвым, малиновым, фиолетовым и буро-красным. Ювелирными камнями считаются только прозрачные альмандины. Интенсивность оттенка зависит от количества соединений железа. Название минерала является искажённым словом «Алабанда» - так в Малой Азии назывался город, где издавна гранились эти камни.
Горный хрусталь - SiO2 - бесцветная прозрачная разновидность кварца. Чистые бездефектные кристаллы горного хрусталя встречаются относительно редко и высоко ценятся. Название произошло от греческого «кристаллос» - «лед», так как долгое время считалось, что горный хрусталь - это окаменевшие кристаллы льда.
Аметист - SiO2 - синяя, синевато-розовая или фиолетовая разновидность кварца. Красивый цвет обусловлен примесью органического красящего вещества. Название произошло от древнегреческого «аметистос» - «не пьяный», поскольку считалось, что аметист предохраняет своего владельца от пьянства.
Раухтопаз (дымчатый кварц) - SiO2 – дымчатая, серая или коричневая разновидность кварца. Густота окраски обычно возрастает от основания кристалла к его вершине. Название произошло от немецкого «раух» - «дым» и древнегреческого «топазос» - «топаз», хотя к топазам никакого отношения не имеет.
Лунный камень (адуляр) - KAlSi3O8 - минерал группы калиевых полевых шпатов, разновидность ортоклаза. Название дано за сияющие голубые переливы (иризацию), причиной которых является тонкопластинчатое строение минерала. Иногда возникает эффект «кошачьего глаза». Синоним «адуляр» происходит от гор Адула в Швейцарии.
При изготовлении гербов Союзных республик кроме различных сортов яшмы, лазурита и родонита, были использованы также белый кварц, мраморный оникс, жадеит, нефрит, кварцит.
Мраморный оникс - плотный агрегат минералов кальцита или арагонита. Образуется путем послойного отложения из углекисло-кальциевых вод; поэтому он обычно имеет ленточный или концентрический рисунок с чередующимися молочно-белыми и окрашенными в мягкие тона цветными (зеленоватыми, розоватыми, золотисто-коричневыми) полосами (слоями).
Жадеит - Na(Al,Fe)Si2O6 - минерал группы пироксенов. Цвет от темно-зеленого до светлого зеленовато-серого. Изумрудно-зеленый полупрозрачный жадеит сорта «империал» относится к драгоценным камням. Название произошло от испанского «пьедра де хиджада» - «камень, лечащий почки».
Нефрит - Ca2(Mg,Fe)5Si8O22(OH)2 - скрытокристаллическая разновидность амфибола (актинолита, тремолита, антофиллита). Отличается исключительно высокой вязкостью: прочность нефрита соизмерима с высококачественными сортами стали. Цвет от почти белого, через все оттенки зелёного (желтоватый, травянистый, изумрудный, болотный), до почти чёрного. Окраска зависит от содержания железа и примесей хрома, марганца, никеля. Название произошло от греческого «нефрос» - «почка».
Кварцит - метаморфическая горная порода, состоящая в основном из кварца, сцементированного кремнистым цементом. Цвет белый до светло-серого. Белореченский кварцит отличается чередованием белых, желтых и розово-красных, плавно переходящих друг в друга, полос. Назван по р. Белой на Алтае.
В декабре 2012 года реставрация монументальной карты «Индустрия Социализма» - камнерезного шедевра, памятника истории Союза Советских Социалистических Республик, подошла к своему завершению.
Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Том 1
Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Том 2.
Источник: Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А.П. Карпинского.
Источник: Amber Room.
Оценили 23 человека
35 кармы