• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

О Золотой Бабе.

2 1828


Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/9B5bgShKKsE

* * *

Одна из древнейших новгородских летописей - Софийская - повествует о Золотой Бабе как о чем-то всеизвестном и неудивительном.

Сообщая о кончине в 1398 году великопермского епископа-миссионера бывшего устюжанского инока Стефана, летописец свидетельствовал, в каких затруднительных условиях приходилось жить и «работать» первому епископу сих земель:

«Живяше посреде неверных человек, ни бога не знающих, ни закона ведящих, молящихся идолом, огню и воде, и камню, и Золотой Бабе, и волхвам и древью».

Даже пояснить не захотел летописец - что это за штука Золотая Баба, какова она видом и где находится. 

Что-де разглагольствовать, коли всем известно.

Правда, к тому времени Новгороду было уже не до идолов, хотя бы и золотых. Северо-восточные волости числились еще за ним, но более сильный его сосед - Московская Русь - уже поглядывал и на эти волости и на самого их хозяина, Великий Новгород доживал последние годы своей самостоятельности. 

Битва на реке Шелони (часть московско-новгородской войны) в 1471 году решила его судьбу . Семь лет спустя Новгород окончательно перешел под власть московского князя Ивана III.

С тех пор московиты сами пошли на Югру. Еще, вероятно, не вернулись из дальних походов последние новгородские посланцы, сборщики дани, когда в 1483 году князь Федор Курбский-Черный и Иван Салтык-Травник с дружиной дошли уже до Иртыша и спустились вниз по Оби до Югорской земли.

Если при новгородцах югричи были фактически самостоятельными, отделываясь лишь данью, то московиты осели в крае прочно и всерьез.

Молодой государь Василий III, вступив на престол в 1505 году, уже мог не без основания писать в своем пышном титуле «Государь всея Руси и великий князь… Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных… Новагорода Низовской земли… и Удорский, и Обдорский, и Кондинский, и иных…»

Государю всея Руси до Золотой Бабы дела никакого не было, а вот церковь о ней вспомнила. 

                                                             Slata baba 

В 1510 году митрополит Симон в специальном посланий «пермскому князю Матвею Михайловичу и всем пермичам большим людем и меньшим» упрекает их в поклонений Золотой Бабе и болвану Войпелю. 

В послании весьма недвусмысленно дано понять, что с этим-де грехом пора кончать.

С тех пор летописи и другие русские документы молчат о Золотой Бабе.

 То ли исчезла она, захваченная каким-то вороватым воеводой, то ли спрятана была подальше от всяких глаз - своих и чужих.

* * *

Зато о Золотой Бабе вспомнили иноземцы. Они проявили к ней гораздо больше интереса, чем хозяева земель, где находился этот идол.

Колумб открыл Америку. Васко да Гама указал морской путь в сказочную Индию. Корабли Магеллана обошли вокруг света. А эта страна, отнюдь не такая далекая, как Индия и Америка, все еще оставалась terra incognita - неизведанной землей. 

С ней уже торговали, обменивались посольствами, выдавали за ее правителей дочерей и сестер своих государей и знали по-прежнему до смехотворного мало.

Не удивительно поэтому, с каким интересом встретили в Европе вышедшую в Польше в самый разгар эпохи великих открытий, в 1517 году, книгу ректора Краковского университета Матвея Меховского «Сочинение о двух Сарматиях». 

Хотя этот ученый медик и не бывал в странах, описанных им, а лишь собрал сведения о них от бывалых людей, в том числе и от пленных московитов, книга его сообщала так много нового, что произвела впечатление еще одного великого открытия.

Она впервые рассказала о Московии и ее соседях такое, о чем, в печати не рассказывал еще никто, развенчивала многие легенды и сказки. Автор не побоялся посягнуть на незыблемый до него авторитет великого географа древности Птолемея и преемников его.

В этой книге и прочитали впервые на Западе о Золотой Бабе. 

Меховский писал: «За землею, называемою Вяткою, при проникновении в Скифию, находится большой идол Zlota Baba, что в переводе значит золотая женщина или старуха; окрестные народы чтут ее и поклоняются ей; никто проходящий поблизости, чтобы гонять зверей или преследовать их на охоте, не минует ее с пустыми руками и без приношений; даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстину и, благоговейно склонившись, проходят мимо».

Возможно, что и сами московиты знали в то время о Золотой Бабе не больше того, что сообщил о ней Меховский. По крайней мере, в русских летописях ничего более точного не сообщалось.

О книге Меховского много спорили в Европе. Одни признавали ее за достойнейший труд, другие с негодованием отвергали.

* * *

В те же годы, когда вышла книга Меховского, в Московии побывал Сигизмунд Герберштейн, посол могущественного Максимилиана I, императора священной Римской империи германской нации. 

Молодой, но не по годам степенный, Герберштейн был уже видным дипломатом Европы.

Хорошее знание русского языка позволило ему вести обстоятельные беседы с московитами на самые различные темы. Он внимательно читал русские летописи, рылся в государственных архивах, заводил знакомства среди царедворцев, служилых и торговых людей. Не брезговал общением и с холопами. И всех дотошно расспрашивал о стране и землях, подвластных ей.

Составленные Герберштейном по возвращении на родину «Записки о московитских делах» можно признать выдающимся для своего времени географическим, этнографическим и политическим трактатом.

Но - странное дело! - составленные еще в 1519 году, «Записки» не появились на свет.

Может быть, Герберштейн хотел еще дополнить их? Не за этим ли он в 1526 году вновь поехал в Московию. Снова беседы с бывалыми людьми, раскопки в архивах, изучение летописей…

К чему бы сие? Ведь книга и на этот раз не была издана.

Прошло целых тридцать лет с первого приезда Герберштейна в Московию, прежде чем «Записки» его увидели, наконец, свет. Было это уже в 1549 году, автору в то время шел шестьдесят четвертый год.

Успех книги можно смело признать огромным. 

Меньше чем за полстолетия она выдержала тринадцать изданий: шесть на латинском, пять на немецком и два на итальянском языке. Отрывки из нее переводились на чешский и голландский.

«Записками» зачитывались, как увлекательным романом (кстати сказать, именно тогда вошедшим в моду). Они почти с исчерпывающей для того времени полнотой отразили географию Московского государства.

                             Сорни Най - Золотая Баба - Богиня Сибири.

Конечно, читали их и московиты, владевшие иноземными языками. Вот что могли они, например, узнать из «Записок» о Золотой Бабе:

«Вниз по реке Оби, с левой стороны, живет народ Каламы, которые переселились туда из Обиовии и Погозы. Ниже Оби до Золотой Старухи, где Обь впадает в океан, находятся следующие реки: Сосва, Березва и Данадим, которые все начинаются с горы Камень Большого Пояса и соединенных с нею скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Старухи, считаются данниками Государя Московского.

Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, ест идол, находящийся при устье Оби, в области Обдоре, на более дальнем берегу… По берегам Оби и по соседним рекам, в окрестности, расположено повсюду много крепостей, властелины которых все подчинены Государю Московскому. 

Рассказывают, что этот идол Золотая Старуха есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ее внук. Кроме того, будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб. Если это так, то я думаю, что это происходит от сильного непрерывного дуновения ветров в эти инструменты».

Вот она оказывается, какова! Не только золотая, но еще и с фокусами. И адрес уточнен: не просто «за рекою Вяткой», а при устье Оби.

Приведя описание Золотой Бабы, автор спешит оговориться: «Все то, что я сообщил доселе, дословно переведено мною из доставленного мне „Русского Дорожника“. Хотя в нем, по-видимому, и есть нечто баснословное и едва вероятное, как например, сведения о людях немых, умирающих и оживающих, о Золотой Старухе, о людях чудовищного вида и о рыбе с человеческим образом, и хотя я сам также старательно расспрашивал об этом и не мог указать ничего наверное от какого-нибудь такого человека, который бы видел это собственными глазами (впрочем, они утверждали на основании всеобщей молвы, что это действительно так)».

То есть предупреждает: «За что купил, за то и продаю». А где «купил» — откуда взял?

Интересно бы, конечно, заглянуть в этот самый «Дорожник» — ценнейший географический документ того времени.

Может быть, там Золотая Баба описана подробнее? 

Увы! Напрасно бросились бы искать московиты «Дорожник». 

Этот документ для наших предков имел особо важное, прямо-таки государственное значение. Ведь в нем описывались наиболее удобные пути в восточные дальние страны, так интересовавшие тогда Европу.

«Дорожник», или, точнее, «Указатель пути в Печору, Югру и к реке Оби», исчез! 

С тех пор как он побывал в руках у Герберштейна, больше никто не видел его.

Не оттуда ли попали в «Записки» Герберштейна и карты? 

О! Это были хорошие карты! Не созданные по разноречивым слухам полу-карты, полу-рисунки, что имели распространение на Западе со времен Птолемея, государя всех космографов. Этими картами северо-востока Европы можно было пользоваться всерьез, для дела, а не только для схоластических споров в университетах.

По обычаю тех лет, на картах, приложенных к «Запискам» Герберштейна, помещались и рисунки: изображения городов, горных хребтов, людей, животных. 

И если вглядеться в правый верхний угол одной из карт Герберштейна, то можно увидеть и Золотую Бабу. Под её изображением написаны латинскими буквами слова: Slata Baba. А сама она нарисована между Обью и Уральским хребтом, где-то на широте современного города Берёзова.

     Slata baba на карте Московии Cигизмунда Герберштейна (1549)

Шесть лет спустя его соотечественник Антоний Дженкинсон на составленной им карте России также поместил Золотую Бабу («Старуха с двумя детьми»), сопроводив изображение ее надписью, в которой сообщил об идоле нечто новое:

Zlata baba на «Карте Руссии, Московии и Тартарии» Энтони Дженкинсона (1562)

«Золотая Баба (Zlata Baba), то есть Золотая Старуха, пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать или куда перекочевывать, и идол сам (удивительное дело!) дает вопрошающим верные ответы, и предсказания точно сбываются».

Значит, идол исполнял также обязанности оракула!

Об истукане, которого зовут «Златою Бабою» и числят «за Рифейскими горами в царстве сибирских татар», сообщает в 1565 году с чьих-то слов итальянец Рафаэль Барберини — дядя римского папы Урбана VIII, предприимчивый и начитанный человек, заядлый путешественник, удостоившийся благосклонного приема у самого Ивана Грозного.

Француз Андре Тевэ, в объемистой - из двух фолиантов - «Всемирной космографии», вышедшей в 1575 году, дает рисунок этого идола полученный, по словам автора, от одного поляка, которого он встречал в Турции.

    Zlata baba. Гравюра из «Всемирной космографии» Андре Теве (1575)

Даже знаменитейший и авторитетнейший Герард Меркатор, заложивший основы научной картографии и тот не удержался, чтобы не поместить на своей карте 1580 года легендарного идола.

Zolotaia baba (справа) на карте Арктики Герарда Меркатора (1595)

На карте Меркатора, в устье реки Обь, статуя с ребенком.

В своем «Описании Европейской Сарматии» (1578 год) итальянец Алессандро Гваньини писал о Золотой Бабе:

«В этой Обдорской области около устья реки Оби находится некий очень древний истукан, высеченный из камня, который москвитяне называют Золотая баба, т. е. золотая старуха. 

Во время жертвоприношения колдун вопрошает истукана, что им надо делать и куда кочевать: истукан же (странно сказать) обычно дает вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный исход их дел. 

Рассказывают даже, что в горах, по соседству с этим истуканом слышен какой-то звон и громкий рев: горы постоянно из: дают звук наподобие трубного. Здесь установлены в древности какие-то инструменты или есть подземные ходы, так устроенные самой природой, что от дуновения ветра они постоянно издают звон, рев и трубный звук».

Похоже, что это описание составлено из все других более ранних. Но в нем есть важные, хотя и вызывающие недоумение строки, что идол высечен из камня. Почему же тогда он зовется золотым?

Но есть еще свидетельство. Оно стоит особняком в ряду других известий о Золотой Бабе.

Английский дипломат Джилз Флетчер, посол королевы Елизаветы к Федору Иоанновичу, выпустил в 1591 году книгу «О государстве русском».

Антон Марш, английский подданный, в 1584 году нанял себе в агенты двадцать пустозерцев и тайно отправил их на Обь, чтобы исследовать морской путь туда и условия сибирского рынка, а попутно вывезти контрабандой добрый транспорт драгоценных мехов.

Однако царские служилые люди имевшие на этот счет строгие инструкции, пронюхали об операции Марша, словили агентов, меха отобрали в казну, а инициатора предприятия привлекли к ответу. Маршу пришлось улаживать свои дела с помощью дипломатов.

Кем он был больше - торговцем, контрабандистом или разведчиком - сказать сейчас трудно. Но Флетчеру для его книги он сообщил немало нового и важного.

В частности, Флетчер с его слов писал:

«Я говорил с некоторыми из них (то есть с пермяками и самоедами) и узнал, что они признают единого бога, олицетворяя его, однако, предметами, особенно для них нужными и полезными. Так, они поклоняются солнцу, оленю, лосю и проч., но что касается до рассказа о златой бабе, или золотом идоле в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятий и о будущем, то я убедился, что это пустая басня. 

Только в области Обдорской, со стороны моря, близ устья большой реки Оби есть скала, которая от природы имеет вид женщины в лохмотьях с ребенком на руках (так точно, как скала близ Нордкапа представляет собою монаха). 

На этом месте обыкновенно собираются обдорские самоеды, по причине его удобства для рыбной ловли, и, действительно, иногда (по своему обычаю) колдуют и гадают о хорошем или дурном успехе своих путешествий, рыбной ловли, охоты и т. п.»

Вот как! Флетчер, имевший данные от весьма сведущих людей, отрицает существование Золотой Бабы. Идол не золотой, а каменный!

И тут новая странность. В следующем, XVII веке сообщения о Золотой Бабе как бы перестают интересовать географов и путешественников. 

Словно идол исчез.

Разве только шведский дворянин Петр Петрей де Эрлезунд, трижды побывавший в России, в 1620 году единичным запоздалым эхом повторил в своем сочинении старые рассказы о Золотой Бабе. 

С чьих-то слов он сообщает, что «Золотая Баба имела внутри пустоту, что она стояла на берегу Оби, и что она издавала звук, вроде трубного, когда жрецы совершали перед ней моления, что ей приносили в жертву черных соболей и куниц, а также убивали диких зверей и мазали кровью их ее рот и глаза. Жрецы спрашивали ее о будущем, и она давала ответы, подобно дельфийскому оракулу».

О Золотой Бабе забыли.

Но, кто знает, может быть, она жива до сих пор?

Осмелюсь предположить, что - да, она существует. И, будь я помоложе, отправился бы сам искать ее.


Это отрывки из книги - Легенда о Золотой Бабе, автор Юрий Михайлович Курочкин. 

ИСТОЧНИК

* * *

Ещё один отрывок о Золотой бабе из книги о Югре:

«В покои боярина Вяхиря привели человека с желтым лицом, в одежде из белых шкурок маленьких тюленей. Он был худ и слаб, только глаза цвета спелой сливы были горячи и полны жизни.

Близ конца земли, где вливается Двина в полунощное море, в жилище бедного охотника-суоми нашли его боярские люди, ходившие за данью. И узнали в нем Мухмедку-персианина.

Много весен назад приплыл бесталанный купец с южными горячими глазами на немецкой крутобокой ладье. И прижился в Новгороде как свой.

Однажды ушел с вольными ушкуйниками на пяти ладьях по хмурой Онеге. Мыслили ушкуйники плыть полунощным морем дальше Печоры и Каменного пояса, где не был никто из людей. Ушли, и не стало от них вестей.

Персианин прикрыл рукою воспаленные веки. Он лежал на скамье на подушках и шумно со стоном дышал.

- Слушай, боярин, слушай. В море Сумрака, прозванном греками Медвежьим, когда ветер исполосовал наши паруса, вспыхнул над нами цветной небесный огонь и пошли к берегу льды, высотой в три терема. Наша ладья дольше других уходила в разводья, пока ей не раздавило корму.

Я один добрался до берега. Я брел по земле, где много воды, а белый мох с красными цветами густ и плотен, как зимняя шкура зверя. С головы моей ушли волосы, а зубы я выплюнул, словно скорлупки лесного ореха. Я добрался до Каменного пояса. Как? Всюду на земле живут люди, и они примут тебя, если не тень меча, а протянутую руку увидят перед своей дверью. Они посадят тебя к очагу и дадут строганые кусочки мороженой рыбы и парное мясо оленя — все, что едят сами.

Слушай, боярин, слушай. Я был там, где не ступала нога новгородца, на горе, похожей на уши крутолобой рыси, где скалы изрисованы темной охрой. У тебя бы лопнули там глаза от жадности и высохла кровь от бессилия. Ты бы остался лежать там скелетом вместе с костями белых коней и сохатых, которых югры принесли в жертву своему богу.

В пещере, где воют камни при звуке голоса, я видел безносую статую из желтого золота с монетами вместо глаз. Она была увешена серебряными ожерельями и поясами, как юродивый веригами.

Ты знаешь, боярин, это было серебро моих предков. Много серебра. Курганы блюд и курков с вычеканенными на них лицами восточных царей, с грозными фигурами зверей и грифонов. Курганы монет и украшений, смешанные с землей и костями белых коней и сохатых, принесенных в жертву югорскому богу.

С позолоченной чаши смотрели на меня тусклые глаза парфянского царя Ардашира. Он жил в столетье, с которого считают новое время христиане. И может быть, он пил из этой чаши пахучее солнечное вино.

Я плакал. Ты не поймешь этого, боярин. Я плакал потому, что искусные изделия моих предков, мастеров Хоросана, были свалены у ног чужого безносого бога с монетами вместо глаз. Этого не могло вместить мое сердце.

Вы, новгородцы, ведете счет дней от Гостомысла и не знаете, что было прежде вас. Было на Востоке в начале новых столетий могучее царство на месте старой Парфии. Правили им персы, прозванные сассанидами. 

Если бы на их пир пришел весь Новгород — все равно гости ели и пили бы только из драгоценной посуды. Но явился среди арабов человек по имени Магомет, и его назвали пророком. 

Он сказал: «Рай находится под тенью мечей», и арабы подняли мечи войны. Великой кровью заставили весь Восток склониться под их знамя и принять новую веру — ислам.

Ислам запрещал держать в доме вещь, на которой был рисован человек или зверь. Это стало называться идолопоклонством.

И тогда густо потекло серебро старой хоросанской чеканки во все дальние земли — на Волгу к хазарам, на Каму к булгарам и еще дальше — по Серебряной реке — Нуркат [река Вятка] — на Каменный пояс. 

В страну, где белки идут дождем, а соболя скачут черной метелью. 

Потекло в обмен на драгоценные шкурки соболя, бобра и рыси. Югра, почитавшая светлый металл, платила за него горами мехов, не зная, что за серебро платит золотом.

И никто не ведает, какие сокровища моих предков скопились у Каменного пояса.

Нет, я ничего не взял из этих сокровищ. 

Я повернулся и тихо ушел в тайгу. Ибо чужеземец, увидевший лицо богини, не должен оставаться живым.

Таков закон Югры.

…Был год 1193-й (6701-й). В тот год снаряжал новгородский воевода Ядрей дружину. В дальние земли на Югру».


Это отрывки из начала книги - Поход на Югру. Автор Алексей Домнин. 

ИСТОЧНИК

На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.

До свидания.

https://youtube.com/@webrasskaz - Мой канал Веб Рассказ

    Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

    Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Веб Рассказ 15 апреля 15:36

      - Ты лезешь в такие дебри, откуда можно и не выбраться. Будь осторожен!

      О Мите Тракторенко впервые я узнал много лет назад. Возможно, если бы не случай, я так и остался бы в неведении об этом народном веровании, существующем с нами бок о бок неизвестно с каких времен, но по странным стечениям обстоятельств практически не известном обывателям и специалистам.Будучи студентом-этнографом, я путешествовал летом на старенькой, но...
      981
      Веб Рассказ 12 апреля 19:13

      Марта Самуиловна Скавронская - Екатерина I. (После принятия православия Екатерина Алексеевна Михайлова).

      В истории России пять раз власть брали в свои руки женщины. Они руководили огромной страной и при этом оставались воистину женщинами. Со всем присущим им разнообразием характеров, со всеми особенностями и даже слабостями. И, как бы то ни было, каждая из них сыграла значительную роль в становлении и развитии Русского государства.* * *Эта тема озвучена мн...
      621
      Веб Рассказ 10 апреля 10:35

      Зародился, значит, жить собирался!

      Чего только в жизни нет. Одна староверка, старуха кержачка, осталась одна. Заболела, работать не может, в люди не идет. Был у нее припасен мешок пшеницы, на поминки берегла.И будто бы ей ночью голос: раздай всё с себя потайной милостью и прыгни с церкви. Ночью обошла деревню, всё с себя сняла, подкинула на пороги. Осталась в одной рубахе. Церкви в дерев...
      1189
      Веб Рассказ 9 апреля 08:02

      Тайна, доступная пытливому уму.

      Парацельс (настоящее имя - Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493–1541, умер в 47 лет) - швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии* * *Свет, теплота и электричество распространяются и в самой глубокой пустоте. Эти три вида феноменов являются, однако, результатом вол...
      594
      Веб Рассказ 6 апреля 08:53

      Сияние чистого разума.

      Место: Кёнигсберг, Пруссия (современный Калининград, Российская Федерация)Время:1785 годИммануил Кант:– Ознакомившись со всеми великими философскими работами прошлого, от Античности до наших современников, я увидел множество разнообразных течений мысли, предлагаемых картин строения нашего мира. Кто-то утверждает, что мир идеален и им движут ид...
      422
      Веб Рассказ 3 апреля 14:21

      Посев закалёнными семенами за Уралом и в Сибири.

      Автор открытия - агроном-опытник Анна Ефимовна Воронова. Открытие сделано ею на Далматовском опорном пункте в Далматово Курганской области, в Зауралье. Работу знаменитого овощевода знали не только в СССР, но и за границей. Воронова вела обширную переписку, в которой делилась своим опытом - письма ей шли со всех концов страны.* * *Эта тема озвучена ...
      1121
      Веб Рассказ 2 апреля 11:44

      «Общество всеобщего счастья».

      Место: Женева, Швейцарская республикаВремя: 1762 годВ этот раз я был судебным приставом, работавшим в Женевской республике. Мне было поручено вручить вчерашнее решение суда человеку, родившемуся в Женеве, ее гражданину, но проведшему почти всю жизнь во Франции и вернувшегося на родину лишь несколько лет назад. Ему было около пятидесяти. Большинство жите...
      388
      Веб Рассказ 30 марта 11:10

      Дивное орудие создал себе русский народ - русский язык.

      На изображении - «Русь, зло мира попирающая» - картина русского художника Бориса Васильевича Зворыкина (1872 -1942) * * *Дивное орудiе создалъ себе русскiй народъ, - орудiе мысли, орудiе душевнаго и духовнаго выраженiя, орудiе устнаго и письменнаго общенiя, орудiе литературы, поэзiи и театра, орудiе права и государственности, - нашъ чудесный, могучiй и ...
      997
      Веб Рассказ 27 марта 18:48

      Нет повести печальнее на свете, чем повесть про живущих в интернете.

      Из Записных книжек 2023 года советского и российского филолога, культуролога, прозаика, поэта, публициста и переводчика, профессора МГУ Владимира Елистратова:Реальная студентка по фамилии Трибесёночкина. Очень симпатичная.***Сейчас уже известная шутка звучит так: «Шутки шутками, но детей может и не быть».***Не «время уходит, а мы остаемся», а «мы уходим...
      789
      Веб Рассказ 25 марта 12:12

      Легендарный «Наследник из Калькутты».

      Моим рожденные словомГиганты пили вино Всю ночь, и было багровым,И страшным было оно.Николай ГумилёвОтец очень любил Гумилёва, хотя величайшими поэтами XX века считал Блока и Маяковского. Он был их современником, пусть младшим. Он прожил долгую жизнь, был свидетелем многих исторических событий: от Первой мировой войны до начала горбачевской перестройки....
      481
      Веб Рассказ 24 марта 16:43

      История Эпохального Изобретения.

      Практически «вечный» аккумулятор, которого не может быть. Ни сам аккумулятор, ни электромобиль на таком аккумуляторе, который закроет эру нефти и газа на планете, нефтяные и газовые магнаты просто не могут допустить в производство. Эпохальное изобретение можно выкупить за два миллиарда долларов и уничтожить или уничтожить изобретателя и его из...
      1289
      Веб Рассказ 22 марта 12:31

      Буди во мне зверя.

      Этот мир был любопытнее предыдущего. Кто бы мог подумать, что возможно настолько гармоничное сочетание среднерусской равнины с южноамериканскими джунглями. Недаром профессор Исайченко, светило земной науки, часто наведывался в дебри Амазонки с экспедициями. Никогда ещё мне не приходилось видеть человеческого сознания с таким причудливым пейзажем. В...
      469
      Веб Рассказ 20 марта 17:48

      Тайны сибирских сопок. Часть 2.

      Продолжение. Первая часть видео здесь - Тайны сибирских сопок. Часть 1. В текстовом варианте здесь - Тайны сибирских сопок. Часть 1.* * *Да, это был уже не тот Заворотнюк, которого знал Севастьян и привыкли видеть селяне, его словно подменили, выглядел теперь совершенно иным человеком, мгновенно облачившимся в шкуру затравленного волка.– ...
      416
      Веб Рассказ 20 марта 10:25

      Тайны сибирских сопок. Часть1.

      Как и почему его будущие отец и мать переехали в Сибирь, Севастьян узнал от них в свои малые годы. Здесь, в Олёкминске, он родился, рос смышлёным, пытливым до знаний мальчишкой, дивила его тайга с её дремучими лесами, шумными речками, а какую зверушку если увидел, так неописуемый восторг охватывал. Грамоте научила мать - Мария Федосеевна. В св...
      705
      Веб Рассказ 19 марта 18:02

      Современная цивилизация - это обмен ценностей на удобства.

      На изображении - Дом медведей, от фотографа Дмитрия Коха.* * *Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать.Бертран Рассел.В науке слава достаётся тому, кто убедил мир, а не тому, кто первым набрёл на идею.Франсис Дарвин.Главное, чему учит нас чтение книг, - что лишь очень немногие книги заслуживают прочтения.Генри Луис Менкен.Говори...
      328
      Веб Рассказ 17 марта 09:59

      В нелёгкости росли, а радость была.

      На фотографии - В советское время пельмени лепили всей семьёй, помните?* * *ВОЛОГОДСКАЯ СТАРУХАСо старухой в поезде ехала. Да не как-нибудь - в плацкартном вагоне. В общий-то вагон сейчас не больно народ загонишь.Старуха эта вологодская, я вятская. Земля одинаковая, и жизни сходятся. Я чего вспомню, она поддерживает: эдак, эдак! * * *Эта тема озвучена м...
      489
      Веб Рассказ 16 марта 10:07

      ИИ (Искусственный Интеллект).

      – Да не бывает никаких вампиров! И нельзя снять видео с края чёрной дыры! И нет таких людей, которые питаются песком! Не бывает, понимаешь?Бен стоял напротив Джоан, которая, поджав под себя ноги, сидела в кресле и теребила в руке потрепанный пульт телевизора.– За минувшие сутки из могил восстали три тысячи пятнадцать человек, – послышалось из-за спины Б...
      302
      Веб Рассказ 15 марта 10:29

      История русской армии.

      Армия - это душа нации, а в войнах наиболее ярко и отчетливо отражается дееспособность нации и её государства. «История русской армии, - пишет Антон Антонович Керсновский, - это история жизни Русского государства, история дел русского народа, великих в счастье и несчастье, - история великой армии великой страны».* * *Эта тема озвучена мной в видео, текс...
      126
      Веб Рассказ 14 марта 09:05

      Парадоксальная история.

      Английский исследователь Д. Дэвенпорт посвятил 12 лет изучению раскопок древнеиндийского города Мохенджо-Даро в Пакистане. В 1996 году он сделал сенсационное заявление о том, что этот центр необычайно развитой Хараппской цивилизации был уничтожен 2000 лет до нашей эры в результате ядерного взрыва!* * *Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже: ...
      1088
      Веб Рассказ 11 марта 13:59

      Работать - это не быть рабом, а одухотворять дело!

      Не так давно, под одним из моих видео на YouTube, появился интересный комментарий от пользователя с ником Жарница (@zharniza), делюсь этим комментарием с вами:«Ярило у Северных Славян или РА у Южных Славян над каждым человеком, создает Светлые Дуги, поэтому существа, обладающие Душой - имели 600 Дуг, обладающие Духом же - 800 Светоносных Дуг. Дуги гасит...
      474
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика