Прикрутив на свое законное место плафон настенного светильника, Гриша сложил стремянку и направился к выходу, мастерски уворачиваясь от бродивших по помещению посетителей выставки. Добравшись до парковки, он закрепил стремянку на рейлингах своего автомобиля и, вытащив телефон из нагрудного кармана спецовки, набрал заказчику.
– Я вас слушаю, – раздался в динамике тонкий, но явно мужской голосок.
– Это... Я всё сделал. Там просто лампочка перегорела.
– Что? Не очень понимаю... А, вы электрик, которого я вызывал?
– Да. Я все сделал. Что там по оплате?
– Ой, вы знаете, я отъехал буквально на полчаса. Вы не могли бы меня подождать немного? Я приеду и рассчитаюсь с вами. Сколько стоят ваши услуги?
– Жду, – Гриша назвал сумму и сбросил вызов.
Сев за руль, он включил радио и стал отбивать пальцами ритм по рулю, как вдруг вспомнил, что когда он нёс к машине стремянку, в его руке не было шуруповёрта. Бросив взгляд на заднее сидение, он тяжело вздохнул, вышел из машины и, не забыв постучать себя по лбу за свою забывчивость, направился обратно.
* * *
Этот рассказ озвучен мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/0LYfXCwmo08
* * *
Выставка занимала несколько комнат, которые арендовал организатор в каком-то древнем дворце культуры.
Только сейчас Гриша обратил внимание на экспонаты, в хаотичном порядке расставленные по комнатам. Сразу возле входа на полу стоял огромный огрызок почему-то синего яблока, возле которого в задумчивости замерли две девушки. Наконец, одна из них достала из сумочки телефон и, сфотографировав экспонат, тут же передала телефон подружке, обернувшись к ней полубоком и изобразив на лице какое-то подобие философских размышлений. Подружка тут же принялась искать нужный ракурс, чтобы подчеркнуть мыслительный процесс модели и воодушевление от созерцания экспоната.
Гриша прошел мимо девушек и чуть не наступил на голову лошади, торчавшую прямо из пола посреди комнаты. В зубах она держала палку колбасы, а взгляд был обращен на экран ноутбука, стоявшего перед ним. Гриша заглянул в экран, и увидел, что вместо экрана в ноутбук было вмонтировано зеркало. Несколько секунд он молча смотрел в отражение, а затем, украдкой пощупав голову лошади и убедившись в том, что она не настоящая, направился дальше.
Пройдя мимо картины, на которой был изображен унитаз, прикрепленный не к полу, а к стене и в который что-то кричал разъяренный мужчина, Гриша вошел в следующую комнату выставки.
Людей здесь было побольше, как и экспонатов.
С потолка, почти касаясь пола, свисал огромный реалистичный язык, привлекая внимание посетителей, без передышки фотографирующих его. В углу стоял силикатный кирпич с идеально ровным круглым отверстием в центре, возле которого лежала гипертрофированная игла со вдетым в ушко канатом. По стене была размазана хурма, стекая вниз желтоватыми сгустками, а у самой двери стояла старая телефонная будка, в которой вместо таксофона был установлен руль от грузовика.
У Гриши заболела голова.
Он почесал макушку и, с интересом осмотрев каждого посетителя, пожал плечами и нахмурился, как он всегда делал, когда случайно, листая каналы на телевизоре, включал программу с аналитикой мировой экономики.
Сунув руки в карманы, он прошел в следующую комнату и с удивлением обнаружил, что у дальнего угла скопилось около десяти человек.
Все они что-то фотографировали и увлеченно обсуждали. Он хотел было пройти дальше, но только сейчас заметил над головами людей знакомый плафон, светивший красным светом. Тот самый, в котором он несколько минут назад менял лампочку.
– Ага, вот где... – пробубнил он себе под нос, локтями расталкивая скопившуюся под плафоном публику.
Оказавшись в первом ряду, он сразу заметил свой шуруповёрт, скромно, будто стесняясь внимания людей, прижавшегося к стене. И только сейчас до него дошло, что взгляды людей были обращены на его инструмент.
– Удивительно, удивительно... – где-то в районе его локтя бубнила сухонькая старушка, прикладывая к глазам пенсне.
– Идея просто умопомрачительная, – с другой стороны цокал языком молодой человек с закрученными вверх усиками.
– Инсталяция – огонь, ребятушки, мой рекомендасьон. Мы с Витечкой в восторге, – ведя прямой эфир через смартфон, щебетала в камеру симпатичная девушка, иногда поглядывая на своего накачанного ухажера в кожаной куртке с огромной нижней челюстью, широкой спиной и незамутненными лишними мыслями взглядом, по которому сложно было определить – в восторге Витечка или он хочет кушать.
У Гриши ещё сильнее заболела голова.
Ему очень хотелось забрать свой шуруповёрт и покинуть это странное место навсегда, но природная скромность не давала ему возможности вот так просто шагнуть в этот круг и оказаться в центре внимания такого количества людей.
А их становилось всё больше. Стекаясь с других комнат, они подходили к новому экспонату и принимались усиленно вникать в его глубинный смысл. Как правило, у большинства это получалось довольно легко. Их лица озарялись восторгом, в глазах появлялся блеск и они начинали молча, не говоря ни слова, кивать друг другу, будто подтверждая какие-то мысли то ли в своих, то ли в чужих головах, демонстрируя навыки телепатии.
Около десяти минут Гриша терпеливо ждал, когда же внимание к его шуруповёрту ослабнет, но оно лишь увеличивалось.
Его инструмент внезапно стал гвоздем программы, самым главным экспонатом, привлекая к себе всё больше и больше посетителей выставки.
– А это... Когда закрывается тут всё? – обратился он к старушке.
– Что именно, простите? – направив на него окуляры, переспросила она.
– Ну, выставка. Когда уже конец?
– Кажется, до пятнадцатого числа.
– А, понятно, – кивнул Гриша и понял, что так долго он ждать не может, ведь сегодня было седьмое, а он планировал попасть домой хотя бы к ужину.
Собрав в кулак все свои внутренние резервы, Гриша шагнул в круг, наклонился, схватил шуруповёрт и с чувством выполненного долга шагнул в сторону выхода.
Толпа ахнула, будто на их глазах кто-то отрезал ту самую голову лошади из первого зала. Гриша на секунду остановился, но, почуяв неладное, тут же решил объясниться:
– Да это мой, чего вы?
– Ворують! – именно так, с мягким знаком на конце, завизжала старушка, – Экспонаты ворують!
– Да чего? – попятился Гриша. – Говорю же - моё.
– Поставьте на место, уважаемый, – сложив руки на груди, сурово произнес эстет с завитыми усами.
Восторженный Витечка, оторвавшись от своей пассии, шагнул к Грише и схватил его за грудки.
– Ребята, ребятушки, здесь какой-то экшн, – приложив ладонь ко рту и округлив и так круглые глаза, защебетала девушка-стример.
Гриша, не привыкший к такому обхождению, оттолкнул Витечку и попытался сбежать, но десятки рук принялись хватать его за одежду.
Восторженный Витечка, обезумев от такого обхождения со своей персоналией, схватил Гришу за воротник и принялся трепать его из стороны в сторону, пока из его карманов не посыпались саморезы, но шуруповёрт он героически удерживал, вцепившись в него мертвой хваткой.
Неизвестно, чем бы закончилась эта расправа, если бы в комнате не раздался уже знакомый Грише тонкий мужской голосок:
– Друзья, друзья! Я благодарю вас за участие в этом перформансе!
В центр толпы протиснулся высокий и очень худой мужчина в костюме, розовых очках и с длинным желтым шарфом, дважды обернутым вокруг шеи.
– Друзья, вы только что стали не только сторонними наблюдателями, но и живыми участниками запланированного мной перформанса под названием... э-э... под названием: «Глубинный народ рвётся к высокому».
Надеюсь, что вы поняли мой замысел? Представитель того самого глубинного народа в лице... в лице электрика видит экспонат высокого смысла, но он не понимает этого и ему кажется, что это всего лишь банальный инструмент.
Понимаете?
Даже его душа рвется к высокому и прекрасному искусству, сама того не осознавая. Она пытается во чтобы то ни стало заполучить желаемое и он, этот самый представитель глубинного народа переступает черту, пытаясь овладеть предметом искусства.
А вы, друзья, как представители высшего сознания, понимающие, что высокое искусство не может принадлежать никому, и в то же время оно принадлежит всем, встаете на пути необразованности и декаданса!
На мгновение в помещении повисла тишина, но она тут же была разрушена громовыми аплодисментами.
– Полянский – гений! – отбивая сухонькие ладошки, восторгалась старушка.
– Герой нашего времени и осознания высокого! – кивал усатый студент.
– Ребята, ребятушки, тут сейчас тако-о-е было! Просто улёт! – причитала в камеру девушка.
И даже восторженный Витечка отпустил Гришу и тоже два раза хлопнул в ладоши, явно удивившись услышанному звуку.
– Это вы электрик? – воспользовавшись шумом, склонился к уху Гриши Полянский.
– Да, я всё сделал. Забыл шуруповерт, а они...
Полянский достал из кармана несколько сложенных купюр, незаметно сунул их в ладонь Гришы и быстро зашептал:
– Теперь просто помахайте всем рукой, улыбнитесь и быстро уходите.
Гриша, в ладони ощутив купюры и сообразив, что получил больше, чем было нужно, не стал спорить, криво улыбнулся, поклонился и быстро покинул выставку под крики о гениальности Полянского.
Уже на улице, пересчитав деньги, он сунул их в нагрудный карман, обернулся ко входу и два раза задумчиво вжикнул шуруповертом.
– Быдло, – процедил он сквозь зубы, сплюнул на асфальт и направился к своей машине.
10.12.2024
Рассказ - Экспонат. Автор Евгений Чеширко.
* * *
На этом всё, всего хорошего, Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
Плейлист Евгений Чеширко - 38 рассказов озвученные мной
До свидания.
Оценили 28 человек
41 кармы