• РЕГИСТРАЦИЯ

А была ли Русь в Киеве в IX веке?

17 2189

Заметил один любопытный момент в непрекращающихся спорах о происхождении Руси. Сторонники автохтонной славянской версии, т.е. те, кто располагают изначальную Русь в Среднем Поднепровье (так называемое «полянское государство»), старательно опровергают исключительно норманскую теорию, как будто не существует других версий антинорманизма, часть из которых тоже вполне славянские, хоть и не днепровские. Как будто опровержение именно скандинавской версии автоматически переносит раннюю Русь на берега Днепра. Причём, что аргументы, выдвигаемые «днепровскими» антинорманистами, кажутся откровенно слабыми и натянутыми.

Собственно, если отбросить все их опровержения скандинавского происхождения Руси (иногда обоснованные), то в качестве аргументов в пользу именно и только днепровской версии, остается совсем немного. Во-первых, это использование летописцами XII-XIII веков термина Русь в узком смысле, при одновременном зафиксированном существовании «Руси широкой», в которую входили все восточнославянские земли. На этом основании территория «узкой Руси» XII века объявляется Русью изначальной, несмотря на то что в более раннем летописании ничего подобного просто не наблюдается. Т.е. речь идёт о попытке ретроспективно приписать Руси IX-X веков реалии гораздо более позднего времени.

Вторым аргументом выступает чисто субъективное мнение о том, что дружина князя Олега, пришедшая с Новгорода, якобы стала называться Русью только попав в Киев, который, само собой, уже «был Русью всегда». Но я, например, вижу абсолютно противоположную ситуацию — это как раз Киев впервые назван Русским городом именно только после появления в нём Олега с дружиной. До этого он значится «полянской землей».

В-третьих, днепровские антинорманисты вспоминают, что в Повести Временных Лет при описании событий IX-X словены новгородские, кривичи, древляне и прочие славянские племена упоминаются отдельно от руси, забывая, конечно же, что и сами поляне до определенного момента тоже упомянуты отдельно.

А далее из заветных археологических кладовых вытаскиваются разнообразные византийские и восточные монетки, осколки амфор, тигельки и глиняные формы, которыми автохтонисты пытаются изобразить древность, могущество и богатство «полянского союза племен», несомненно способного организовывать крупные военные походы, вести торговлю на международных рынках и рассылать посольства в дальние страны. Но скажите мне, где нет подобных находок? В том то и дело, что есть, и даже более показательные.

Ну и последний аргумент вообще отдает детской непосредственностью. Подбираются все свидетельства, говорящие или даже просто намекающие на южное расположение Руси, после чего к ним прибавляется уже собственное «скорее всего в Киеве», которое быстро и неминуемо перерастает в «а где же ещё, если не там?!». Действительно, где? Да где угодно, милейшие, причём по вашим же аргументам!

В данной статье я не собираюсь обсуждать, где была эта самая Изначальная Русь, и откуда она пришла (если пришла) на земли восточных славян. Здесь я просто собрал аргументы, которые, на мой взгляд, чётко подтверждают точку зрения, что Руси в Среднем Поднепровье не было до конца IX века, а сама Русь – элемент в Киеве явно пришлый со стороны. А значит, стоит искать её истоки в других местах.

Все эти источники информации, которые и послужат аргументами, можно разделить на две части: первая – это исторические документы, древние летописи и другие свидетельства, оставшиеся с тех времен (или времен близким к ним); вторая часть – это данные современной науки, таких как археология, генетика, лингвистика и т.д. Впрочем, хватит и археологии.

Итак, свидетельства и летописные данные…

И начать следует, конечно же, с Повести Временных Лет Нестора-летописца. Это то самое легендарное призвание Руси чудью, словенами и кривичами…

И ркоша: «Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву.» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь
И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля.
(Повесть Временных Лет)

Нестор вполне чётко осознает, что Русь в Киеве, да и во всём Среднем Поднепровье, элемент пришлый, о чём и сообщает читателям.

Я знаком с контраргументами сторонников автохтонной версии о том, что, мол, призвание Руси из-за моря является более поздней вставкой в летопись. Это предположение (Шахматова) основано на том, что в Новгородской Первой Летописи слова про Русь отсутствуют, а есть лишь рассказ про призвание варягов. Но не стоит забывать и о том, что в этой же новгородской летописи всё-таки присутствует утверждение, что «Русь прозвалась от тех варяг»…

К тому же, как видите, новгородский летописец не стесняется приписать своему родному Новгороду старшинство во всей Русской земле. Поскольку здесь не может идти речь о старшинстве политическом, значит имеется в виду старшинство в Руси по возрасту. Посему, на мой взгляд, аргумент с поздней вставкой всё-таки достаточно сомнителен и не имеет подтверждения. Тем более, что кроме слов Нестора о «призванной из-за моря Руси», в Повести Временных Лет есть ещё несколько моментов, подтверждающих инородность изначальной Руси на Среднем Днепре.

Например, таким можно считать сообщение Нестора о том, что изначально славяне «сидящие по Днепру, прозвались полянами», а вовсе не Русью. Русью же они стали зваться уже позже. Также, Аскольд и Дир, бояре Рюрика, отпросившиеся из Новгорода в поход на Царьград, когда сели в Киеве, то начали «володеть Польской землей», а вовсе не русской. Послы Олега «от рода русского», названного, кстати, первым (!) русским князем в Киеве, имеют имена явно неместного происхождения. В списке участников похода князя Игоря на Царьград одновременно числятся и русь, и поляне, что говорит о том, что на тот момент, это вовсе не одно и то же…

Ну и вспомним несторовское описание этих самых полян…

Полѧне бо своихъ ѡц҃ь ѡбычаи имѧху тихъ и кротококъ
…быша̑ ѡбидими Деревлѧны и инѣми ѡколными
(Повесть Временных Лет)

«Тихие и кроткие», «обижаемые древлянами и другими соседями»… Как вы думаете, это сильно похоже на известные нам описания русов? Вспоминайте, пожалуйста, эту характеристику полян, читая статью ниже.

В общем и целом, можно констатировать, что русские летописцы хоть и смутно, но сохранили память о том, что Русь к ним когда-то пришла, а не самозародилась на благодатной полянской почве.

Перейдём к иностранным свидетельствам. Арабо-персидские источники знают о русах с IX века. Они описывают их, как крайне воинственных людей, вооруженных мечами и топорами, приходящих в основном по реке Волге для торговли пушниной и рабами, а также для банального разбоя. Точных географических координат Родины русов эти источники не сообщают, но пишут о таинственном Острове Русов…

Что касается до Русии, то находится она на острове, окруженном озером. Остров этот, на котором живут они (Русы), занимает пространство трех дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясется по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовется хакан-Рус. Они производят набеги на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высадятся, забирают их (Славян) в плен, отвозят в Хазран и Булгар и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян. Когда у кого из них родится сын, то он берет обнаженный меч, кладет его пред новорожденным и говорит: "не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечом". Они не имеют ни недвижимого имущества, ни городов (или селений), ни пашен; единственный промысел их - торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами завязывают накрепко в пояса свои.
("Книга драгоценных сокровищ" Ибн Ру́ста)

Историки давно пытаются локализовать этот Остров Русов, предлагая различные версии: от островов в Балтийском море (Бирка, Рюген), до Волго-Окского междуречья и Кубани. Дело в том, что арабское слово «джазира», т.е. остров, можно перевести и как полуостров или даже междуречье, т.е. область, окруженная морем, озером или крупными реками. Так что география возможного обитания русов широкая. Понятно, что «автохтонисты» пытаются отыскать этот «остров» на Среднем Днепре, но, честно говоря, размеры, гидрография и климат не совпадают.

Вообще все русские летописные описания географии Руси крепко привязаны к водным путям сообщения, рекам, озерам и морям. Восточные источники не исключение, и в первую очередь они связывали Русь с рекой Волгой. Это неудивительно, т.к. именно по ней русы чаще всего приходили для торговли и грабежа. Некоторые восточные географы вообще именовали Волгу рекой русов.

Река Итиль — самая большая по протяженности, и это река русов (ар-Рус)…
Русы — народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль...
(Ибн Хаукаль, арабский географ, «Книга путей и стран», X век)

Как вы видите, где-то на этой реке арабы и размещали русов, что, кстати, не противоречит и словам Нестора-летописца, писавшего, что «из Руси можеть ити по Волзѣ в Болгары и въ Хвалисы».

Также иногда в качестве Русской реки выступает Дон или Северский Донец. Само собой, что арабы знали и о Днепре, но вот с русами его никак не ассоциировали. Единственное, что хоть как-то можно притянуть к Днепру, это «Русские горы» (Джабал-Рус арабского географа Аль-Хорезми), из которых вытекает река «Друс». Даже если принять на веру, что Друс – это Днепр, то Русские горы, т.е. Валдайская возвышенность, это далеко не Среднее Поднепровье. И лишь ближе к середине Х века арабо-персидские источники сообщают о «трёх племенах русов» и трёх русских центрах, одним из которых является Куяба, которую принято отожествлять с Киевом. В IX же веке, повторюсь, арабы о Киеве не знали и не писали.

В IX-м и начале Х века русы поучаствовали в серии крупных морских набегов на прибрежные государства Каспийского моря. О них мы знаем исключительно из восточных источников. Киевские летописцы об этих походах не знали. Несмотря на всю масштабность этих походов, память о них в Киеве почему-то не сохранилась.

К этому можно добавить несколько любопытных культурных, военных и экономических признаков Руси…

Каждый из них имеет при себе неразлучно меч, нож и секиру
…строят на ее берегу большие деревянные дома
…когда муж имеет 10,000 диргемов делает он жене цепь; когда имеет 20,000 делает он ей две цепи, подобным образом каждый раз когда у него прибавляется 10,000 диргемов, прибавляет он другую цепь своей жене, так что часто одна из них имеет много цепей на шее.
(Ибн Фадлан)

Русы поголовно вооружены, не роют землянки, а строят большие деревянные дома, успешно торгуют, обменивая пушнину и славянских рабов на арабское серебро. Погребальные обряды русов несколько разнятся: от кремации в корабле, до камерных захоронений. Хотя и у Фадлана, описывавшего похороны знатного руса на Волге способом кремации, тоже имеются признаки камерного погребения…

Они положили его в могилу и накрыли ее крышкой… (Ибн Фадлан)
Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника.
("Книга драгоценных сокровищ" Ибн Ру́ста)

Ну и заканчивая с восточными источниками необходимо напомнить, что все арабо-персидские авторы, кроме ибн Хорда́дбеха, отделяли русов от славян.

Перейдём к византийским и европейским источникам. Все ранние упоминания росов в этих источниках также не содержат информации об их Родине. Не говорится об этом в Бертинских анналах (839 г.), рассказывающих о посольстве росов «из народа свеонов». Нет этого и в «Житии Георгия Амастридского», сообщающего о нападении «дикого и грубого» народа рос на Амастриду в IХ веке.

Патриарх Фотий, непосредственный очевидец событий, описывающий набег росов на Константинополь в 860 году, пишет о них, как о «народе, поселившемся где-то далеко от нас» и напавшем «оттуда, откуда мы отделены столькими землями и племенными владениями, судоходными реками и морями без пристаней». По словам Фотия, это нападение было успешным для атакующих «гиперборейцев». Он же в послании восточным патриархам упоминает и так называемое «первое крещение Руси»…

… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан…
(Фотий, Послание восточным патриархам)

Византийская хроника Продолжателя Амартола также рассказывает об этом набеге, и с этим связан один любопытный момент. Дело в том, что киевские летописцы получили информацию о набеге русов на Константинополь в 860-м году именно из этой хроники. Об этом говорит тот факт, что вполне успешный поход Руси был описан в Повести Временных Лет, как полностью разгромный, т.е. точно так, как это было сделано в этой хронике. Также, «первое крещение Руси», описанное очевидцем событий Фотием, не было известно в Киеве, т.к. Продолжатель Амартола об этом не написал. Т.е. опять создается странная ситуация: в Киеве ничего не знают о таких грандиозных событиях, как первое крещение Руси и успешный поход на Царьград.

Иоанн Диакон, венецианский посол, рассказывает о росах, как о «народе норманнов [Normannorum gentes]», а некоторые византийские источники пишут о росах «из рода франков»…

Первые сведения о Киеве в Византии появляются точно так же, как и на Востоке, лишь в середине Х века. О нём написано в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». И хотя большая часть написанного там относится к середине Х века, когда Русь уже однозначно добралась до Киева, 42 глава содержит данные, относящиеся к эпохе императора Льва VI Мудрого, т.е. к рубежу IX-X веков.

И выходит, что в IX веке в Константинополе ещё ничего не знали ни о Киеве, ни о росах в пределах Среднего Поднепровья, зато имели данные о росах, живущих в самых верховьях Днепра. Там, где Русская гора?

В трактате Константина имеется также и подтверждение связи Руси с Хазарией и Булгаром. Археология, кстати, подтверждает связь летописного Смоленска (Гнездово), который расположен именно в верховьях реки Днепр, и с Византией, и с арабским востоком. Также можно отметить, что в трактате Константина Багрянородного Русь отделяется от славян точно так же, как и в арабо-персидских источниках.

Подытожим летописные свидетельства о Руси 9-го века.

Русь представляет собой воинственный народ, или группировку купцов-пиратов, которые ведут активную торговлю на рынках Булгара, Хазарии и арабского востока. Основу их богатства составляет арабское серебро. Они обладают военной и экономической мощью, достаточной, чтобы организовывать массированные набеги на прикаспийские государства, Византию и на славянские племена, живущие по соседству. Имеют свою амбициозную элиту, отправляющую посольства (или разведку) в другие страну. Не кажется ли вам, что такой народ должен оставить после себя какой-то след на земле? И кстати, ни на Востоке, ни на Западе не знают о Киеве до середины Х века.

Ну и переходим к следам на земле, т.е. данным археологии. И что же мы видим в Среднем Поднепровье? Где же следы этого великого Полянского княжения, которое вдруг оказалось по совместительству ещё и Русью изначальной? Где все эти богатые захоронения полянских князей и их клады? Давайте, посмотрим…

Собственно, проблема уже встает в четком определении культуры полян и определения возраста того, что можно было бы назвать «полянским государством». Причём предлагается искать истоки аж в V-VI веках, ведь именно тогда, по словам сторонников автохтонной версии возникновения Руси, и был основан Киев.

И да, поселение на этом месте в то время уже действительно существовало. Но автохтонисты забывают сообщить о стерильном слое, обнаруженном во время раскопок в Киеве. Приведу мнение профессора Мюнстерского университета Эдуарда Мюле (Mühle) по этому вопросу...

Поскольку поселение V— VIII вв. якобы имеет непосредственное продолжение в IX—Х вв., Замковая гора рассматривается как древнейшее ядро более позднего города. Однако в отчете о раскопках 1940 г. вопрос о континуитете поселений оставлен открытым. В нем отчетливо отмечен стерильный слой глины, который находился между двумя указанными культурными прослойками.
Эдуард Мюле (К вопросу о начале Киева)

Вы понимаете? Поселение, существовавшее на месте Киева с V по VIII век попросту прекратило свое существование, а новое поселение возникло в IX веке уже на пустом месте, т.е. именно на упомянутом «стерильном слое» толщиной почти в век. Т.е., по сути, это два разных поселения на одном и том же месте, не связанные общей историей между собой.

Но нас то и интересует именно IX век, ведь именно тогда русы уже торговали с Востоком, штурмовали византийские и каспийские города, и рассылали посольства. Так можно ли считать тех, кто жил на месте Киева в самом начале IX века, полянами, а заодно и русами?

И снова про трудности в определении культуры «полянского племенного союза». Проблема состоит в том, что правобережье Среднего Поднепровья находится на стыке нескольких культур, которые перекрывали друг друга. Кроме однозначно славянских культур найдены и чисто кочевнические курганные погребения конца VII – первой трети VIII в. Но во второй четверти VIII в. на правобережье появляются памятники и поселения волынцевской культуры. Одно из них находилось непосредственно на месте Киева…

Естественно, что у некоторых историков (В. А. Петрашенко, В. В. Седов) появляется соблазн объявить именно волынцевскую культуру полянской и исконно русской. Что ж, есть и такая версия. Но вот только, во-первых, волынская культура является генетическим предком роменско-борщёвской культуры, которая принадлежит северянам, вятичам и радимичам. А во-вторых, она в этих местах была не последней, т.к. в середине IX в. и в Киеве, и в Киевском Поднепровье появляется Лука-Райковецкая культура. Причём, волынские поселения просто сгорают в огне, что говорит о достаточно жёсткой смене населения.

Рассуждая логически, выходит, что, если поляне были одними из представителей волынцевской культуры, то в середине IX века их в Среднем Поднепровье не осталось. А если поляне там всё-таки остались, то они явно принадлежали другой культуре, а сам «полянский племенной союз» молодеет на пару веков. Так может Лука-Райковецкая культура, это и есть та самая Русь изначальная? Тоже нет, разница между ней и древнерусской культурой видна археологам и историкам, если только у них нет партийной задачи натянуть Русь исключительно на днепровских полян…

Понимаете? Из всей полянской земли только сам Киев перерос в древнерусское поселение, да и то, только в Х веке.

Но где же свидетельства существования в IX веке на Среднем Поднепровье могучего «полянского государства», отправлявшего свои яростные полки в набеги на Каспий и Византию? Где красавец Киев, нависающий своими крепостными стенами над Днепром? Где же богатые клады, награбленного и наторгованного арабского серебра? Где роскошные усыпальницы великих поляно-русских правителей, набитые мечами и топорами?... А их просто нет!

Обратите внимание на отсутствие предметов вооружения. Эта характеристика отлично подходит для «кротких и тихих» полян, «обижаемых соседями», но совсем неприменима для вооруженных до зубов русов, громящих портовые города. Так что нет никаких богатых кладов IX века, нет роскошных усыпальниц, нет оружия, и даже крепостные стены появились лишь на рубеже IX-Х веков, т.е. до этого не было даже города. Вы реально верите, что именно с этого полянского посёлка русы отправляли флотилии купцов и пиратов?

Вполне очевидно, что Русь IX века имела связь с Византией и масштабную торговлю с арабским Востоком. Это подтверждается византийскими и арабскими источниками. Но вот Киев в IX веке их ещё не имел. Какие выводы?

И лишь в самом конце IX века всё меняется. Происходят изменения, после которых о Киеве, наконец-то, узнают за границей. Создаются первые слабые укрепления Старокиевского городища (аналогичные укреплениям Рюрикова городища, но более поздние), появляются древнерусские курганные могильники, а под Замковой горой, возникает древнерусский торгово-ремесленный посад – Подол. Там строятся уже наземные срубы с подклетом, а не характерные для киевских славян полуземлянки.

И стоят в этих избах уже вовсе не типичные печи-каменки Луки-Райковецкой культуры, а глинобитные печи на деревянном каркасе. Керамический набор Подола тоже отличается от поселений Верхнего города доминированием гончарной посуды, а сама посуда больше напоминает Роменскую. Всё это явные признаки прибытия другого, неместного народа.

А следом за этими иноплеменниками появляется и богатство, которое видно по кладам, отличным от предшествующего периода, и погребениям с богатым инвентарем, включающим оружие…

И одними из характерных погребений становятся, так называемые «срубные гробницы»…

Вот там то много всякого оружия: мечей, топоров, стрел… Собственно, это и есть древнерусская элита. Элита не родная для Киева по культуре. Кстати, обратите внимание, что именно подобные «срубные границы» русов и описал персидский энциклопедист Ибн Ру́ста.

Но всё это, прошу заметить, появилось в Киеве лишь в Х веке, т.е. уже после посольства росов 838 года, после их набегов на Амастриду, Константинополь, и после нападения на Табаристан в 864 году. А это значит, что изначальную Родину Руси, которая всё это совершила ещё до появления в Киеве, всё-таки стоит искать не на Среднем Поднепровье, а хотя бы там, где в это время были зарыты многочисленные клады арабского серебра, и где появляются первые «срубные гробницы» древнерусской культуры.

Глядя на эту карту, сразу понимаешь, почему иностранцы узнали о Киеве лишь в середине Х века.

Использованные материалы:

Каргер М. К. «Древний Киев»;

«Русь в IX–XI веках : археологическая панорама» / Ин-т археологии РАН ; отв. ред. Н. А. Макаров;

Михайлов К. А., «Древнерусские элитарные погребения X – начала XI вв.

(по материалам захоронений в погребальных камерах)»;

Михайлов К. А., «Древнерусские камерные поребения и Гнездово»;

«Древняя Русь в свете зарубежных источников»;

Эдуард Мюле, «К вопросу о начале Киева».

Оригинал


Не знаешь, что сказать, говори правду

    Беспредел вместо законов войны

    Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

    Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

    Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

    Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      AMP 3 августа 2023 г. 21:38

      Украинцы с русскими один народ?

      Являются ли украинцы одним народом с русскими? Или таки отдельным, пусть и близкородственным? И речь, разумеется, не про политическое гражданство. Эти вопросы и жаркие споры по ним продолжают циркулировать в медиа сфере. Все знают мнение президента Путина В.В. - мы один народ - что, конечно же, не лишает каждого отдельного россиянина права иметь своё мнение на этот сч...
      686
      AMP 3 августа 2023 г. 21:34

      Малороссы против Наполеона

      Предлагаю вашему вниманию исследование Львовского историка Ададурова В.В., разоблачающего очередной украинский миф о якобы существовавшей массовой поддержке Наполеона малороссами во время Отечественной войны 1812-го года. В исследовании, кроме реальности, отражённой в исторических документах, опять хорошо показаны грязные методы, с помощью которых современные украиниз...
      773
      AMP 30 июля 2023 г. 02:20

      Илько Борщак и Мертвые Души (Наполеонида, Орлики, «Вивід прав України»)

      «Хоть бы какой-то повод был нам в мир высунуть нос» (из письма украинофила Драгоманова Мелитону Бучинскому, 16 октября 1872 г.) Из рубрики «Эти люди писали историю Украины»…Имя Илько Борщака известно отнюдь не всем. Тем не менее, он был одним из тех, кто вывел историю Украины на новый уровень – международный, а результаты его трудов, зачастую без упомина...
      2016
      AMP 18 декабря 2022 г. 04:13

      Украина. География и значение слова в источниках

      «Есть ли бы кто хотѣл в Руской Истории толковать, что значит Новогородцы, Поморие или Украйна, то б было излишнее, для того, что и младенцы оныя знаменованиа знают» (Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен., 1768) Забавно, но то, что в течение нескольких столетий было очевидно даже младенцам, в XX веке начало активно оспариваться свидо...
      733
      AMP 11 мая 2022 г. 12:53

      Сколько лет Киеву? Версии. Часть 3 (Киев археологический)

      (окончание) Начало тут и тут.Каюсь, некоторые версии основания Киева и аргументы к ним посчитал слишком незначительными для упоминания, о чём мне справедливо попеняли читатели. Но для составления полного списка уйдет слишком много времени, текста, и это будет вообще не формат ЖЖ. Посему ограничился лишь основным и интересным. На мой взгляд, конечно же. А...
      489
      AMP 11 мая 2022 г. 02:09

      Сколько лет Киеву? Версии. Часть 2 (Киев немецкий, гуннский, аварский, иудейский, армянский)

      (продолжение) Начало здесь. Ну что ж, с римским Киевом мы покончили, и переходим к Киеву немецкому. Итак, Киев – готский Данпарстад и ему порядка 1800 лет…Где-то во II веке объединение германских племён скандинавского происхождения, говоривших на восточногерманском готском языке, переселяется с берегов Балтики в таинственную страну под названием Ойум. Те...
      533
      AMP 10 мая 2022 г. 20:04

      Сколько лет Киеву? Версии. Часть 1 (Киев египетский, сарматский, греческий, римский)

      «Мы получили документы от историков, подтверждающие, что Киеву, Киевской Руси — 2700 лет» (академик Валентин Згурский, украинец и патриот) Уж не знаю, будут ли в этом году какие-то торжества по этому поводу, но напоминаю, что в последнее воскресенье мая грядет 40-я годовщина 1500-летнего юбилея Киева. Почему так сложно – годовщина юбилея? Всё дело в том,...
      515
      AMP 5 декабря 2021 г. 11:26

      Свидомая тюрбанология или Тайна русской чалмы

      По заявкам читателей разбираем украинский миф о так называемой русской чалме. Существует такой свидомый фейк, являющийся одним из кирпичиков общего свидомого нарратива о русском неславянстве, ордынстве, мусульманстве и т.д. В общем, как обычно вся эта мешанина призвана показать вековую отсталость и азиатскую чужеродность москалей в Европе. Обычно этот ф...
      760
      AMP 24 ноября 2021 г. 14:21

      Андрей Лызлов и его «главные мысли»

      «Послушайте Лызлова!» (В. Белинский, псевдоисторик, украинец, мошенник и лжец) Умиляет стремление свидомых украинцев добавить немного кривизны в уже и так полностью кривое. Подкинуть, так сказать, свою ложечку в бочку с дегтем. И когда буквально в течении пары недель несколько небратьев приводят мне исторический труд Андрея Ивановича Лызлова (ок. 1655 — ...
      457
      AMP 18 ноября 2021 г. 03:58

      Орда Украинская (подборка материалов)

      «Весь мир Орда и люди в нём ордынцы» (с) Говорить правду свидомым небратьям, дело довольно бессмысленное, т.к. их русофобия неизлечима. Их ненависть к нам идёт не от ума, а прямиком от души, не затрагивая мыслительные центры. Поэтому нет смысла обращаться к их разуму, а с их душами пусть работает господь Бог. Поэтому я не раз подчеркивал, что свои статьи...
      2167
      AMP 7 ноября 2021 г. 03:27

      Ханские ярлыки, правильные и «другие»

      В жизни каждого свидомого украинца может наступить такой момент, когда ему придётся объяснить самому себе: почему же признаки ордынского Улуса, которые он традиционно приписывает России, наблюдаются и у других стран, включая Великое Княжество Литовское и Речь Посполитую? Сразу поясню, подобных украинцев не очень много. Основная масса свидомых гуппи счаст...
      661
      AMP 23 сентября 2021 г. 01:11

      Россия и Европа. Арабские надписи на христианских монархах и не только

      Некоторые соображения по поводу откровенно русофобского мифа, связанного с арабскими надписями на шлемах «Александра Невского» и Ивана IV Грозного… Красивая вещь, ничего не скажешь. Это так называемый «шлем Александра Невского», арабские надписи на котором не дают покоя невежественным русофобам. Причём, что характерно, свербит не только у свидомых небрат...
      1299
      AMP 3 июня 2021 г. 19:36

      Ненаучный Гваньини: Как правильно понимать очевидное

      По наводке уважаемого Канцеляриуса (Cancellarius)… Не смог пройти мимо вопиющего. Прямо сердце сжалось от ужасного предчувствия, но, к счастью, в конце всё обошлось. Рассказываю… Автор ютюб канала «История Руси», достаточно известный в украинской блогосфере свидомый фейкомет Бакинец, он же Пыльный, он же Dimaua, подвизающийся на ниве фальсификации истори...
      2443
      AMP 28 мая 2021 г. 02:06

      Крымские поминки: дань, подарки или «это другое»?

      По заявкам некоторых читателей моего блога взялся я за эту скучную тему на свою голову. Реально скучная. Пока собирал в кучу давно известный материал, да пытался всё это систематизировать, аж скулы от зевоты сводило. Ну нет по этой теме никаких громких сенсаций и не предвидится. Всё уже давно более или менее изучено, а некоторые неясные моменты ну никак не способны пе...
      753
      AMP 5 мая 2021 г. 03:03

      Ордынские посольства на Руси

      Каждый щирый русофоб знает, что…«Московия (Россия) платила дань Крымскому Хану, своему СУВЕРЕНУ и ХОЗЯИНУ, который был правопреемником Золотой Орды, вплоть до 1700 года. Царь Московии встречал крымского посла на Поклонной горе, садил его на своего коня, сам пешим, под узду, вел коня с крымским послом в Кремль, садил его на свой трон и вставал перед ним на колени» (с) ...
      985
      AMP 12 марта 2021 г. 15:08

      Граф Уваров, мерянские курганы и украинская секта

      «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим» (Козьма Прутков)Извините, но опять про графа-археолога А.С. Уварова. Того самого, который в середине XIX века раскопал большое количество якобы мерянских курганов во Владимирской и Ярославской губерниях, чем, по мнению свидомых украинцев, поставил жирную точку в вопросе о происхождении русского (в...
      1348
      AMP 3 марта 2021 г. 16:05

      Русские – не нация, а религия… А кто украинцы?

      Выскажусь по поводу свидомого мифа, распространяемого украинцами о том, что якобы русские – это не нация, а те, кто крестился в русскую веру… Крещеная мордва, короче. Мда уж… Вот бывают в дискуссиях со свидомыми украинцами довольно неожиданные повороты. Сначала представитель древнейшей нации долго и нудно убеждает, что «никто и никогда не звал московито...
      776
      AMP 5 января 2021 г. 06:59

      Границы Европы на глобусе Украины

      Ох, уж это преклонение украинцев перед Европой! Это их национальная скрепа, вторая по значимости после пещерной русофобии! Это фетиш, на который вздрагивает, набухает и подымается «незламний дух великого українського народу»! «Украина – це Эвропа!»… Громче, бодрее! Прыг-скок, прыг-скок… Полноценному влажному оргазму древнейшей европейской нации мешает то...
      554
      AMP 19 декабря 2020 г. 00:04

      Гривны, литры и гербы древней Руси-Украины (часть 2)

      Начало статьи, посвященное гербу Украины здесь. А в этой части мы обсудим валюту Древней Руси, или, что будет точнее, её денежно-весовую систему, т.к. в древности весовые и денежные единицы неразрывно связаны. Как я уже говорил, украинцы очень гордятся своей национальной валютой. Если покопаться в украинском сегменте Интернета, то можно с легкостью насла...
      678
      AMP 17 декабря 2020 г. 22:10

      Гривны, литры и гербы древней Руси-Украины (часть 1)

      Статья о главных государственных символах Украины и денежно-весовой системе Древней Руси, но начну несколько издалека…Ни для кого не секрет, что украинцы безмерно гордятся своим гербом-трезубом и национальной валютой-гривной. Трезубу и гривне приписывается длинная полноценная многовековая жизнь, неразрывно связанная исключительно и только с Украиной. Эти же символы со...
      593
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика