• РЕГИСТРАЦИЯ

Сколько длился день творения?

19 2781

"Новые богословы", не внимающие заповеди ап. Павла не сообразовываться с веком сим (Рим.12,2), пытаясь согласовать библейскую хронологию (см. Быт.1, 5 и 11 главы) с сказочными периодами необходимыми для эволюции, выдвинули гипотезу "дня-эпохи", согласно которой день творения длился миллионы и миллиарды лет.

Особенно яро эту гипотезу отстаивал прот. Стефан Ляшевский, чьих мнений нам уже приходилось касаться в нашей работе. К сожалению , его рассуждения положены в основу семинарского курса "Библейской Истории". Поэтому мы будем разбирать аргументы сторонников этой гипотезы основываясь на сочинении этого богослова.

Однако, прежде чем начать рассмотрение этой идеи, мы обратимся к незамутненным родникам Истины. Узнаем, как учит нас об интересующей нас теме Священное Писание, и как понимали его святые Отцы.

Впервые в Библии слово "день" употребляется в 5 стихе 1 главы книги Бытия:

"И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. "

Если подходить к этому тексту с точки зрения модернистского богословия, тогда весь он мгновенно теряет свой смысл. Что, спрашивается, миллионы лет на Земле не было ночи? Так не думает, насколько мы знаем, ни один ученый. Как тогда измерялись бы эти самые годы? Почему сейчас светлое время суток называется днем, а не как-то иначе? Как прикажут нам символически истолковать употребление слов: "ночь", "вечер" и "утро" в этом же стихе? Ответа "новые богословы" нам не дают, хотя фраза "и был вечер, и было утро" сопровождает описание каждого дня творения (за исключением седьмого, ибо благословение данное ему простирается на все текущее время мира вплоть до наступления вечного Дня, "когда времени больше не будет" (Апок.10,6)).

Для любого честного христианина ясно, что в этом стихе слово "день" означает, как и в нашем обычном языке, в первом случае светлый период суток, а во втором - сами сутки. Это словоупотребление нормально для любого человеческого языка.

Богословы-эволюционисты не желают рассматривать Шестоднев в контексте всего Откровения, потому что Оно противоречит их измышлениям.

Сам Господь с Синайской горы засвидетельствовал буквальное понимание этих дней, сравнив их с обычной рабочей неделей.

"Помни день субботний, чтобы святить его... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его".(Исх.20-8,11).

"И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это - знамение между Мною и сынами Израилевыми во веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в седьмой почил и покоился" (Исх.31,16-17).

Эти живые слова Божии невозможно не извращая смысла толковать символически, ибо как сравнить обычную рабочую неделю человека с мифическими миллиардами лет эволюции? Неужели человек должен работать Н-цать миллиардов лет, а затем М-цать миллиардов лет отдыхать? Полнейший абсурд!

Согласно 5 главе Бытия Адам родил Сифа в возрасте 130 (230 по переводу 70-ти), а умер - в 930 лет от своего создания. Он был сотворен в 6 день, прожил в раю 7 день, пал и был изгнан и лишь затем родил детей. Если бы день творения длился не одни сутки по 24 часа, а продолжался хотя бы 1000 лет, то вся хронология 5 главы Бытия теряет всякий смысл.

Новый Завет также ясно свидетельствует в пользу буквального понимания Шестоднева. Ап. Павел говорит, что "дела (Божии) были совершены еще в начале (!) мира. Ибо сказано о седьмом дне (!) так: "и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих" (Евр.4,3-4). Нет возможности согласовать ясное учение Духа, Говорящего, что Шестоднев завершен "в начале мира", с учением "новых богословов", что он окончился (если окончился, ибо напр. Шарден отвергает и это) в самом конце его существования.

Сам Господь Иисус Христос, Который сотворил все, подтвердил буквальную подлинность Моисеева сказания: "Он сказал им (фарисеям) в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший ВНАЧАЛЕ мужчину и женщину сотворил их? " (Мф.19,4).

Человек создан вначале - говорит Христос, нет в конце - учат модные ныне богословы. Кто прав, пусть решит для себя каждый. От него самого зависит, с кем ему быть в вечности: с модернистами-эволюционистами, или со Христом.

Узнаем же теперь как учили об этом святые Отцы, о которых о. Стефан Ляшевский пишет: "Никто никогда из святых Отцов Церкви, писавших толкования на книгу Бытия о днях творения, не понимал этого буквально".

Слово предоставляется им :

Св. Ириней Лионский.

“Восстановляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы - т.е. в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т.е. (освобождение) от смерти”.

Св. Ефрем Сирин.

"Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание, , непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное".

Св. Василий Великий.

"И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Посему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же всегда ограничиваются одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера 24 часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день".

Св. Афанасий Великий.

"Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая во едино воды, явил сушу, и произвел на ней различные плоды; в четвертый сотворил солнце и луну, и весь звездный сонм; в пятый создал животных в море и птиц в воздухе; в шестой сотворил четвероногих живущих на земле, и наконец, человека. И невидимая Его от создания мира твореньми помышляема видима суть (Рим.1,20). И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они - твари, однако же, КАЖДАЯ СОЗДАННАЯ ВЕЩЬ ПО РОДУ, В СОБСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ СВОЕЙ, КАКОЮ СОТВОРЕНА, ТАКОЮ ЕСТЬ И ПРЕБЫВАЕТ." (Заметим, что Великий Афанасий отвергает мнение эволюционистов о возможности изменения природ).

Св. Иоанн Златоуст.

"Поэтому и создал в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день. Что сказали мы о семенах, тоже скажем и о дне, именно, что прошло три дня до сотворения солнца".

"Вот уже здесь, в самом начале бытия мира, Бог гадательно предлагает нам учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы посвящали и отделяли на дела духовные".

Свят. Лев Великий, папа Римский.

“Ибо что такое солнце и что такое луна, если не части видимого творения и не начала вещественного света, из которых одно более ярко, а другое более тускло? Ведь в соответствии с тем, как различаются время дня и время ночи, Создатель вложил в эти светильники разное качество, хотя еще до того, как они были устроены, шли своею чередою дни, без какого-либо участия солнца, и ночи, без какого-либо посредства луны. Но они создавались для нужд человека, которого еще только надлежало сотворить, чтобы это разумное существо не ошибалось ни в различении месяцев, ни в определении смены лет, ни в исчислении времени. Ибо через неравные отрезки различающихся по длительности часов (у римлян длительность часов зависела от времени года –Д.Д.) и через очевидные знамения разновременных восходов солнце завершало годы, а луна обновляла месяцы”.

Св. Иоанн Дамаскин.

"От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: "и бысть вечер, и бысть утро, день един".

Св. Филарет митр. Московский.

"Шесть дней творения не означают собственно... такого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворенных вначале неба и земли, потому что в таком случае дни творения не различествовали бы от дней Провидения, и не можно было бы сказать, что Бог окончил днем седьмым дело Свое и почил (Быт.2,2). Итак, дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершившихся в определенное время".

Кроме этих св. Отцев также учили св. Феофил Антиохийский, св. Ипполит, св. Амвросий Медиоланский, св. Григорий Нисский, св. Епифаний Кипрский, блаж. Феодорит Киррский и другие. А ведь священные каноны (19 пр.6 вс.соб.) запрещают толковать Св. Писание произвольно, не основываясь на святоотеческом богословии.(сравни 2 Петр.1,20-21).

Как же обосновывают свое понимание этого богодухновенного текста "новые богословы"? Как доказывают они, что день 1 главы Бытия - безразмерная эпоха? Первым их аргументом является их утверждение, что "семитический язык начала 2 тысячелетия до Р.Х. был так беден словами, что очень часто одно слово выражало несколько понятий, как например, в данном случае слово "йом" означало и день и период времени". Утверждение это неверно как вообще, так и в частности. Древние языки гораздо богаче новых синонимическими конструкциями и словарным запасом. "Сравнивая лексическую и грамматическую ткань древних и новых языков, мы видим, что их (древних языков) грамматический строй отличается большим многообразием и совершенством" (Арх. Рафаил цит. по 15, стр.88). Неужели о. Стефан серьезно считал, что наша речь в конце ХХ века по Р.Х. ушла далеко вперед по сравнению с языком Пятикнижья, книги Иова или книги Иисуса Навина? Неужели создатель 89 псалма не знал подходящего термина для обозначения времени? - Конечно знал. Для обозначения эпохи Моисей использовал слово "олам" (век, вечность, эпоха ср. Быт.49,26), а для обозначения дня или суток - слово "йом" (см. Исх.15,18). Так почему же он не употребил в первой главе Бытия слово "олам"? - Очевидно потому, что хотел сказать то, что сказал!

Архиеп. Макарий весьма правильно замечает: "Без сомнения слова всякого писателя надобно понимать в том точно смысле, в каком он сам понимал их... Нет причины отступать от исторического смысла Моисеева сказания: потому что.. оно не содержит в себе ничего противного истине, и следовательно, несообразного с достоинством богодухновенного писателя".

Другим возражением выдвигаемым против буквального понимания "дня творения" как суток является утверждение, что раз все Писание пронизано символами, то и здесь идет о том же.

Конечно, во всем Писании есть и духовный смысл (2 Кор.3,6.13-18), но "покрывало лежащее на нем, снимается Христом", а не измышлениями "новых богословов", и познать тайны Библии могут лишь святые, будучи озаряемы Автором Ее - Духом Святым, а не "теологи с сигарой", не утруждающие себя следованием Отцам.

Необходимо заметить, что в Библии мы не найдем случая, чтобы историческое повествование было отменяемо символическим толкованием. Если мы будем следовать методу "новых богословов", тогда можно смело отказаться от всей священной истории, ибо она будет перетолковываться по желанию каждого. Так мы дойдем и до отрицания Воплощения и "распятия при Понтийстем Пилате", ибо сам метод не ставит для себя никаких границ своего применения.

Часто говорят, что древние евреи по своей грубости не смогли бы понять тонкостей эволюционной космологии, и поэтому им дали "примитивную" версию шестидневного творения. Удивительно, как можно примитивизируя сложное мировоззрение, превратить его в свою полную противоположность, ибо учение о творении Богом мира и сказки о самопроизвольном его возникновении абсолютно несовместимы.

С другой стороны древние евреи были знакомы с эволюционными идеями. Все мифологии окружающих их народов (например египтян или вавилонян) полны описаний бесконечных эпох и постепенной эволюции мира из хаоса, которым научил их Нимврод, сам в свою очередь вдохновленный сатаной. Ошибаются те, кто считает эволюционную мифологему "современной и прогрессивной". Если во времена пророков и св. Отцов она облекалась в одежды мифов, то ныне она же скрылась под наукообразным покровом, оставаясь по сути той же. Здесь справедливы слова Соломона: "Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят" смотри, вот, это новое", но это уже было в веках, бывших прежде нас" (Екк.1,9-10).

Какое же основание для своих измышлений подыскивают эволюционные христиане в св. Писании? Чаще всего они ссылаются лишь на два текста:

"У Господа один день, как тысяча лет, (здесь они обычно останавливаются - Д.Д.) и тысяча лет как один день" (2 Петр.3,8).

- Очевидно, что здесь идет речь не о днях творения, а о вечности Божией, не изменяющейся из-за течения реки времени и не подвластной ее водам. Об этом же говорит и следующий текст:

"Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи" (Пс.89,5).

Здесь также "забывается" вторая часть цитаты, благодаря чему теряется смысл этих слов. Если так понимать Библию, то получится, что и Христос пришел к ученикам по морю не в 4 стражу ночи, а в 4 ночное тысячелетие (Мф.14,25), да и воскрес Он не в третий день, а в третью эпоху! Очевидна порочность подобных толкований Писания!

Не удивительно при таком подходе к Откровению, что также сурово расправляются богословы-эволюционисты и со св. Отцами. Из их творений приводятся слова или вообще к этой теме никак не относящиеся , или же их смысл грубо искажается. В качестве примера приведем слова св. Василия Великого на которые чаще всего любят ссылаться сторонники теории "дня-эпохи", в том контексте , в каком они находятся у этого великого богослова.(Цитата, приведенная о. Стефаном в защиту этого мнения, выделена).

- "По нашему учению известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у Псалмопевца наименован осьмым (Пс.6,1), потому что он находится вне сего седьмичного времени. ПОСЕМУ НАЗОВЕШЬ ЛИ ЕГО ДНЕМ, ИЛИ ВЕКОМ, ВЫРАЗИШЬ ОДНО И ТОЖЕ ПОНЯТИЕ, - скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие, - наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный".

- Эта цитата, на которую чаще всего любят ссылаться эволюционисты, просто передернута так, чтобы она свидетельствовала о сказочных эпохах. Св. Василий говорит здесь вовсе не о днях творения, а о вечном дне будущего века. Явную ложь допускают здесь модернисты, что совершенно не допустимо для людей пишущих о слове Божием!

Современный протестантский ученый-креационист Генри Моррис находит 15 противоречий между библейским повествованием и эволюционной космогонией, не допускающих ни какого согласования между собою без насилия над смыслом обоих.

а) Геологи утверждают, что воды Земли просачивались на ее поверхность изнутри постепенно, в течении долгих лет. Бытие же утверждает, что Земля была покрыта водой с самого начала (Быт.1,2).

б) Геологи считают, что жизнь зародилась в первобытном океане. В Бытии 1,11 сказано, что первые живые существа появились на суше.

в) Ортодоксальные геологи полагают, что рыбы и другие морские организмы появились куда раньше, чем фруктовые деревья. Бытие 1,11.20-21 ясно свидетельствует об обратном.

г) Эволюционная геология учит, что Солнце и Луна по меньшей мере не младше Земли, а в Бытии 1,14-19 сказано, что они появились в середине процесса сотворения, на четвертый день. Тоже можно сказать и о звездах.

д) По Библии, птицы и рыбы возникли в одно время (Быт.1,21), а геологи считают, что рыбы появились на сотни миллионов лет раньше птиц.

е) Эволюционисты утверждают, что первой морской жизнью был крохотный комочек из сложных химических компонентов, а уже от него шло развитие до высших млекопитающих. Библия же говорит, что Бог создал множество морских тварей, в том числе и китов - морских млекопитающих, изначально многообразных (Быт.1,20-21).

ж) В Библии подчеркивается 10 раз, что сотворенные существа размножаются" по роду их". Эволюционисты говорят о медленном ответвлении всех организмов от общих предков.

з) Библия утверждает, что Бог сотворил человека по образу Своему (Быт.1,26), создав его тело "из праха земного" (Быт.2,7), а не из тела животного , как утверждают антропологи. После смерти он обращается в тот же самый "прах" (Быт.3,19), но никак не в своего животного предка.

и) Бог сотворил женщину после мужчины из его тела.

Антропологи-эволюционисты заявляют , что мужчина и женщина развились одновременно и фактически первый настоящий человек (как и все последующие) сформировался в теле женщины.

к) Бог велел человеку владычествовать над всеми существами, Которых Он сотворил ранее (Быт.1,28) и Адам нарек им всем имена. Геологи утверждают, что многие из них вымерли задолго до того, как человек появился.

л) Человек изначально был вегетарианцем, как сказано в Писании (Быт.1,29), антропологи считают, что ранние люди охотились и ели мясо не только животных, но и, возможно, себе подобных. Это же относится и к миру животных.

м) Автор Библии разделяет историю появления мира на шесть дней творения. Однако не существует геологического разделения времени на шесть периодов, которое даже отдаленно соответствовало бы этим дням, ни по порядку событий, ни по их длительности.

о) Бог увидел в конце сотворения, что все, созданное Им "хорошо весьма", а геологи утверждают, что многое к тому времени уже исчезло и стонавший от страданий мир, в котором появился человек, не был совершенным.

п) В Бытии 2,1-3 подводится итог: за шесть дней "совершены небо и земля и все воинство их", так что Бог уже более не занимается творением и усовершенствованием. Современные геологи и биологи говорят, что процесс, который привел к созданию мира в его нынешнем виде, продолжается и теперь и "сотворение" идет до сих пор, так что седьмой день еще и не начинался.

Очевидно нет ни малейшей необходимости в выдуманных днях-эпохах, ибо это не поможет совместить несовместимое - Божественное Откровение и антихристову эволюцию.

Не решая поставленную пред ней неразрешимую задачу, теория эта приводит своих сторонников к страшному заблуждению - будто тление и смерть не являются следствием первородного греха, что уводит их далеко прочь от христианства. Поэтому для православных не допустимо "передвигать межу древнюю, которую провели отцы наши" (ср. Притчи 22,28), и понимать Боговдохновенное учение в согласии с "баснями и родословиями бесконечными (вспомним эволюционистские деревья-филогении), которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере" (1 Тим.1,4).

Священник Даниил Сысоев

Прочитать предыдущие статьи

Эволюционизм и происхождение смерти

Человек: сумасшедшая обезьяна или образ Бога?

Появилась ли жизнь случайно?

Возраст Земли

Был ли Большой взрыв?


По вере вашей, да будет вам. Мф. 9:29

    Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

    Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

    Расходы на оборону в России и СССР, россияне не страдают от войны и ядерный удар по Лондону

    1. Капиталистическая Россия тратит деньги на войну, вместо того чтобы тратить их на образование и здравоохранение, жалуются левые публицисты. Не менее часто они пишут что капитализм хорош в спокой...

    Запущен в серию: Как "Иноходец" стал грозой небратьев и почему он неуязвим

    "Ни одного прокола!" Дрон щёлкает цели как орешки. Сбить никак, РЭБ бессильны: Интересные факты об ИноходцеКак "Иноходец" стал грозой соседей27 октября наше МО выложило любопытный ролик...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Как выстраивать здоровые отношения?

      ОБРАЗЦОВЫЙ ПОДКАСТ №11Телеведущая СПАС, Екатерина Мацвей с психологами в нашей студии.Тема беседы является актуальной по тому на наш взгляд, что современные молодые люди разучились выстраивать здоровые отношения с момента первой встречи вплоть до нахождения в браке.С чего стоит начать знакомство? Как выстроить границы в отношениях и донести до любимого человека свою х...
      267

      Токсичные отношения

      Давайте сегодня попробуем разобраться с вопросом, кто же такие «токсичные люди» и какие отношения мы можем называть «токсичными », «Токсичными» в популярной психологии называют людей, которые «отравляют» жизнь окружающим: после общения с ними ощущаются упадок сил, подавленность, низкая самооценка.К «токсичным» обычно относят людей, для которых характерн...
      253

      Слухи. Как себя вести?

      Что делать со слухами, которые распускают у вас за спиной?Игнорируйте их — это самая главная защита. А еще – не сплетничайте сами.Если люди распускают слухи о вас из-за скуки или желая компенсировать собственную неполноценность и привлечь к себе внимание, ваша эмоциональная реакция бессмысленна, даже наоборот, она может убедить людей в правдивости случа...
      317

      Почему люди так заинтересованы в эзотерике?

      Эзотерика обычно обещает, фактически «гарантирует», быстрый и весьма привлекательный результат.Эзотерика помогает избавиться от сложного чувства ответственности за себя и свою жизнь, делает ответственность абстрактной – легко свалить вину на звезды, подтекание жизненной энергии, засоренные чакры, отсутствие контакта с Вселенной, в конце концов – на друг...
      271

      «Твоя жизнь стоит меньше, безусловно, чем твоя честь, твоя страна, твои близкие»

      Сергей ИЛЬЯШЕНКО, участник СВО, — в программе «ОБРАЗцовый подкаст»:СЕРГЕЙ — бизнес-аналитик, алтарник храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, сын прот. Александра Ильяшенко, настоящего духовного воина.В пятом, юбилейном, выпуске ОБРАЗцового подкаста мы поговорили с участником СВО, выпуск с которым решили приурочить к празднику - Дн...
      239

      Почитание родителей

      "Почитай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли".В настоящее время многие путают "почитание родителей" с "беспрекословным послушанием", но так ли это на самом деле и где та самая грань? Как правильно выстраивать отношения с родителями, научиться прощать обиды и стать для них надежным тылом - об этом и многом другом ...
      157

      Мифы о браке

      Миф «Свадьба – это венец любви»Суть мифа:Иронично этот миф можно выразить известными словами: «А бывает ли жизнь после свадьбы?» Порой молодые люди пределом своих мечтаний считают заключение брака. О том, что будет после, они не задумываются.Последствия веры в миф:В ряде случаев люди ожидают, что после свадьбы жизнь как-то устроится сама собой. В итоге ...
      210

      Мифы о семье

      Миф: «Бьет — значит, любит»Суть мифа:Побои в семейной жизни – явление вполне нормальное. Так муж из любви воспитывает жену ей во благо (а родители – детей).Лингвисты не дают точного ответа, откуда появилось это выражение. Предполагается, что у него три источника. В первую очередь упоминают «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, где повес...
      301

      Мифы о супружеских отношениях

      Миф: «Мужчина полигамен»Суть мифа:Мужчина от природы создан таким, что ему нужно больше одной женщины, а моногамия — насилие над мужской природой. Это убеждение обычно четко сочетается с убежденностью в моногамной природе женщин.Миф о мужской полигамной природе обычно используется для обоснования (а по сути – оправдания) мужской неверности или непостоян...
      258

      Мифы о роли внешности в отношениях

      «Мужчины любят только красивых»«При увядании красоты проходит и любовь»«Мужчина любит глазами, женщина – ушами»Суть мифов:Эти три мифа объединяет то, что они с разных сторон описывают довлеющее значение женской красоты в любовных отношениях: семейное счастье – удел красивых женщин, а некрасивая никому не нужна. То есть мужчины выбирают красавиц, а поско...
      256

      Мифы о выборе супруга

      Миф о существовании своей «половинки», единственного суженого, предназначенного БогомСуть мифа:У каждого человека в мире есть его «вторая половинка», предназначенный ему Богом человек, и только с ним он способен обрести счастье истинной любви. Если человек вступает отношения с кем-то иным, его отношения заведомо неполноценны.Последствия веры в мифУбежде...
      366

      Мифы о любви

      Миф «Любовь – это нераздельное «МЫ» вместо «Я» и «Ты»Суть мифа:В настоящей любви, когда оба становятся единой плотью, все границы между ними стираются, «я» теряет свое значение, остается только «мы».Сторонники этого мифа полагают, что создание любящими людьми некоего мистического «мы» должно стереть в сознании мужчины и женщины собственное «я». Если человек в близких ...
      185

      Мифы о любви

      Миф о великой преобразующей силе любвиСуть мифа:Любовь сама по себе меняет человека в лучшую сторону, включая его характер, привычки, интересы. Разновидность – после свадьбы всё станет по-другому, отношения станут лучше, надежнее.Очень часто люди склонны игнорировать негативные проявления характера и недобрые поступки своего возлюбленного, полагая, что со временем люб...
      788

      Венчание: подготовка, условия, совершение

      В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение...
      230

      Библия о ролях мужа и жены в семье

      В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Священное Писание Церкви о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?В отношении возможности спасения мужчины и женщины равны перед Богом (Кол.3:11), однако в христианской семье существует определенная иерархия. Священное Писание выделяет для ...
      288

      Православная психология и психотерапия

      Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии ...
      248

      Конгломератность и инклузивизм индуизма

      В отличие от других мировых религий, индуизм не представляет собой целостной системы, и поэтому невозможно дать его общее определение. Ошибочно ссылаться на философию веданты как воплощение единства вероучения. На самом деле эта религия отличается сочетанием гетерогенных элементов, во многом расходящихся между собой. В том же причина и присущей индуизму веротерпимости...
      4014

      Трансерфинг реальности..? Нет, не надо!

      Если вы думаете, что времена энциклопедистов остались в далеком прошлом, то сильно ошибаетесь. За примерами далеко ходить не нужно. Вот Вадим Зеланд родил в муках творчества многотомную эпопею о трансерфинге, в которой с универсальной энциклопедичностью дает ответы на все вопросы. Или почти все. На оставшуюся часть вопросов модный автор отвечает в рассылках, обставив ...
      7427

      Воздушные мытарства. Мытарство девятое - неправды (а судьи кто?)

      О суде Божием и людском, о том, возможен ли суд мирской, каковы библейские принципы ведения судопроизводства, как соединить милосердие и справедливость.«Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязаются те, кто не отдает должной платы...
      2787

      ВЕЛИЧИЕ СМИРЕНИЯ. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

      Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в на...
      1965
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика