• РЕГИСТРАЦИЯ

Входила ли Богородица во храм? Исповедь сомневавшегося

55 2418

Как-то раз мой друг рассказал мне о статье на одном богословском сайте, посвящённой празднику Введения пресвятой Богородицы во храм. Суть этой статьи в том, что никакого введения во храм, собственно, и не было – ведь так считают «многие исследователи», а «многие исследователи», как известно, никогда не ошибаются.

И мне вспомнилось, что когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым. Я верил, что это моё собственное мнение, хотя в действительности я его вычитал у кого-то из «многих исследователей» или даже просто кого-то, кто им поклоняется. Аргумент, который мне казался неотразимым, состоял в том, что само это событие не вписывается в то, что известно об отношении к Храму у древних евреев, и даже идёт вопреки некоторым установлениям (вхождение во храм, доступное лишь для мужчин).

Введение во храм Пресвятой Богородицы

И вот, жил я себе поживал с таким мнением, а потом, – допустим, лет девять назад, – вдруг задумался: а разве на моих глазах не бывало исключений, например, в церковной жизни? И речь не про нарушения, а про те исключения, которые происходят явно по воле Самого Бога – разве не бывает такого? И было и есть. Исключения из правил случаются. А про то, что они случались и в ветхозаветные времена, Сам Христос засвидетельствовал древним умникам: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:3-4).

А вот не сказал бы Господь этих слов, и, того гляди, нашлись бы нынешние умники, которые состряпали бы статью о том, что эпизод с хлебами предложения, описанный в 24 главе книги первой Царств, по мнению «многих исследователей» не более чем вымысел, поскольку противоречит Закону и раннеиудейской традиции, которая ясно говорила, что вкушение этих хлебов было всегда прерогативой только священников.

Если исключения были и есть, то ведь таким исключением могло быть и введение Богородицы во храм, – вот какая мысль меня осенила. А раз так, то аргумент, о котором я был столь высокого мнения, ничего не стоит. Про «многих исследователей» можно с уверенностью сказать оду вещь: это всё люди из ХХ, в лучшем случае XIX века, и ни один из них не жил при Иерусалимском Храме в I веке до Р.Х., чтобы засвидетельствовать доподлинно о том, что тогда было, а чего не было. Всё, что есть в распоряжении «многих исследователей» – это небольшой массив разрозненных сведений из письменных источников и собственное воображение. Причём любой недостаток первого всегда восполняется с помощью преизбытка второго. Свято верить в то, что будто бы историкам документально известен каждый шаг и каждый жест, совершённый две тысячи лет назад в одном из помещений одного из городов Римской империи, может только совершенно несведующий в исторической науке человек.

Мне же, слава Богу, и десять лет назад было известно, что «многие исследователи» располагают относительно столь древних событий лишь разрозненными сведениями из крайне малочисленных источников, на основании которых пытаются строить с большей или меньшей степенью вероятности теоретические выводы о положении вещей в данную эпоху. Это может очень неплохо работать относительно обычного хода событий, но это бессильно перед исключениями, тем более такими, которым неповезло попасть в исторические источники, записанные очевидцами и сохранившиеся до наших дней.

Итак, если введение во храм девы Марии могло совершиться не как рядовое событие, а как исключение, то скепсису «многих исследователей» ХХ века, – сколь бы многими они не были, – цена, мягко говоря, невысока. Это не знание, а гадание. А перед гаданием «многих исследователей» ХХ века у исторического источника II века («Протоевангелие Иакова»), записывающего предание о Введении девы Марии во храм как реальный факт, права на доверие намного больше, как ни крути.

Так я подумал лет девять назад, и стал допускать историчность Введения Богородицы во храм, и по-прежнему казался себе весьма умным, хотя по-прежнему был таким же дураком и не понимал, что всё это – чепуха, не имеющая к сути вещей никакого отношения.

Постараюсь перейти, наконец, к сути. Но начну издалека.

Почему меня «зацепило» в своё время то, что я прочитал у кого-то про неисторичность события, которому посвящён этот праздник? Почему я так легко с этим согласился? Не приводимые в его подтверждение аргументы меня сразили. Причина в том, что я, как и тот, кого я читал, стояли на одной и той же исходной позиции, которая сводилась к следующим аксиомам:

1. «Те, кто жили раньше, глупее меня»

2. «Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной»

Именно поэтому я так легко согласился с тем, у кого прочитал или услышал идею о неисторичности праздника Введения. Мы шли с ним из одной точки и в одном направлении, поэтому естественно, что и пришли к одному и тому же – к скепсису, и оправданиям этого скепсиса. Его идея оказалась столь заразительна для мня именно в силу этого внутреннего сродства и единства умонастроения. Это и есть корень того, что называется модернизм, этот корень сызмальства насаждали в каждом из нас, и требуется немало усилий, чтобы вырвать его из себя.

Только стоя на двух указанных выше аксиомах можно, не замечая всей абсурдности такого сочетания, одновременно полагать себя верующим христианином и считать, что ты лучше знаешь, что было, а что нет с Девой Марией, чем христиане II века, чем святители Герман и Тарасий Константинопольские, святитель Григорий Палама и прочие, писавшие об этих событиях как о реальном факте, наконец, чем сама Церковь, установившая такой праздник.

Но гордыня, даже в столь гротескных формах, это ещё, так сказать, полбеды. Вторая половина – это маловерие или, попросту, отсутствие веры.

Если ты называешь себя православным христианином, значит, ты веришь, что есть вечный Бог, Который является свидетелем всех событий человеческой истории, Который открывает Свою истину святым людям, как в прежние времена, так и в последние; веришь, что Он создал Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18) и в которой обитает Дух Святой, про Которого сказано: «научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). А значит, ты признаёшь, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). А значит, ты веришь и признаёшь в Церкви то, что ею установлено и проповедано как истина, в том числе и историчность основания праздника введения Пресвятой Богородицы во храм.

Если же ты считаешь вымыслом и ложью сказание о введении Пресвятой Богородицы во храм, то значит, ты считаешь, что Церковь говорит ложь вместо истины – ведь здесь всё однозначно, это не просто высказывание каких-либо отдельных людей, не чьё-то «частное мнение», а один из общецерковных двунадесятых праздников, с общецерковным текстом служб, с сонмом святоотеческих проповедей на это событие и т.д., – а значит, Дух Святой не хранит её от заблуждений и не наставляет на всякую истину, а значит, или Бог солгал, или Его попросту нет.

Или одно, или другое. Или веришь Богу, или не веришь.

Вера – это когда ты доверяешь Богу больше, чем себе. Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает. А если ты из Его слова, – открытого либо через Писание, либо через Церковь, – принимаешь только то, что можешь понять своим умом и соглашаешься признать достойным доверия, – то в такой позиции нет места вере, ты веришь не Богу, а себе самому. Это не вера, это фальшивка.

А если уж верить, то по-настоящему.

Если Бог есть, то Он очевидец всего, если Он создал Церковь и открыл ей истину, то значит, надо свидетельству Очевидца верить даже если это немодно и непопулярно в глазах мира, даже если невообразимое число «многих исследователей» говорит напротив.

Не случайно попускает Господь существование и распространение модернистских идей про неисторичность Введения во храм и подобных им. Всё это ради нашей же пользы. Популярность этих идей помогает отличить верующего от маловера, и самому человеку помогают определиться, где он по отношению к Богу. Это как с теорией эволюции. Мир твердит, что люди от обезъян, а Бог в Библии говорит, что Он людей из земли сотворил. Вот и выбирай, и зри, к чему твоё сердце прилеплено – к Богу или к миру.

Но только когда ты начинаешь верить по-настоящему, когда открываешься Богу полностью, без всяких «да, но…», «всё, кроме…» и «да, если только не…» – только тогда и происходят чудеса, и начинается жизнь, по сравнению с которой предыдущая кажется просто сомнамбулическим существованием.

Священник Георгий Максимов


Подписывайтесь на наш журнал СВЕТ ХРИСТОВ

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15)

По вере вашей, да будет вам. Мф. 9:29

    30 лет своей "свободы от русских"...

    Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

    Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

    Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      «Твоя жизнь стоит меньше, безусловно, чем твоя честь, твоя страна, твои близкие»

      Сергей ИЛЬЯШЕНКО, участник СВО, — в программе «ОБРАЗцовый подкаст»:СЕРГЕЙ — бизнес-аналитик, алтарник храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, сын прот. Александра Ильяшенко, настоящего духовного воина.В пятом, юбилейном, выпуске ОБРАЗцового подкаста мы поговорили с участником СВО, выпуск с которым решили приурочить к празднику - Дн...
      120

      Почитание родителей

      "Почитай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли".В настоящее время многие путают "почитание родителей" с "беспрекословным послушанием", но так ли это на самом деле и где та самая грань? Как правильно выстраивать отношения с родителями, научиться прощать обиды и стать для них надежным тылом - об этом и многом другом ...
      72

      Мифы о браке

      Миф «Свадьба – это венец любви»Суть мифа:Иронично этот миф можно выразить известными словами: «А бывает ли жизнь после свадьбы?» Порой молодые люди пределом своих мечтаний считают заключение брака. О том, что будет после, они не задумываются.Последствия веры в миф:В ряде случаев люди ожидают, что после свадьбы жизнь как-то устроится сама собой. В итоге ...
      106

      Мифы о семье

      Миф: «Бьет — значит, любит»Суть мифа:Побои в семейной жизни – явление вполне нормальное. Так муж из любви воспитывает жену ей во благо (а родители – детей).Лингвисты не дают точного ответа, откуда появилось это выражение. Предполагается, что у него три источника. В первую очередь упоминают «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, где повес...
      237

      Мифы о супружеских отношениях

      Миф: «Мужчина полигамен»Суть мифа:Мужчина от природы создан таким, что ему нужно больше одной женщины, а моногамия — насилие над мужской природой. Это убеждение обычно четко сочетается с убежденностью в моногамной природе женщин.Миф о мужской полигамной природе обычно используется для обоснования (а по сути – оправдания) мужской неверности или непостоян...
      155

      Мифы о роли внешности в отношениях

      «Мужчины любят только красивых»«При увядании красоты проходит и любовь»«Мужчина любит глазами, женщина – ушами»Суть мифов:Эти три мифа объединяет то, что они с разных сторон описывают довлеющее значение женской красоты в любовных отношениях: семейное счастье – удел красивых женщин, а некрасивая никому не нужна. То есть мужчины выбирают красавиц, а поско...
      172

      Мифы о выборе супруга

      Миф о существовании своей «половинки», единственного суженого, предназначенного БогомСуть мифа:У каждого человека в мире есть его «вторая половинка», предназначенный ему Богом человек, и только с ним он способен обрести счастье истинной любви. Если человек вступает отношения с кем-то иным, его отношения заведомо неполноценны.Последствия веры в мифУбежде...
      245

      Мифы о любви

      Миф «Любовь – это нераздельное «МЫ» вместо «Я» и «Ты»Суть мифа:В настоящей любви, когда оба становятся единой плотью, все границы между ними стираются, «я» теряет свое значение, остается только «мы».Сторонники этого мифа полагают, что создание любящими людьми некоего мистического «мы» должно стереть в сознании мужчины и женщины собственное «я». Если человек в близких ...
      125

      Мифы о любви

      Миф о великой преобразующей силе любвиСуть мифа:Любовь сама по себе меняет человека в лучшую сторону, включая его характер, привычки, интересы. Разновидность – после свадьбы всё станет по-другому, отношения станут лучше, надежнее.Очень часто люди склонны игнорировать негативные проявления характера и недобрые поступки своего возлюбленного, полагая, что со временем люб...
      567

      Венчание: подготовка, условия, совершение

      В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение...
      153

      Библия о ролях мужа и жены в семье

      В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Священное Писание Церкви о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?В отношении возможности спасения мужчины и женщины равны перед Богом (Кол.3:11), однако в христианской семье существует определенная иерархия. Священное Писание выделяет для ...
      179

      Православная психология и психотерапия

      Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии ...
      159

      Конгломератность и инклузивизм индуизма

      В отличие от других мировых религий, индуизм не представляет собой целостной системы, и поэтому невозможно дать его общее определение. Ошибочно ссылаться на философию веданты как воплощение единства вероучения. На самом деле эта религия отличается сочетанием гетерогенных элементов, во многом расходящихся между собой. В том же причина и присущей индуизму веротерпимости...
      3901

      Трансерфинг реальности..? Нет, не надо!

      Если вы думаете, что времена энциклопедистов остались в далеком прошлом, то сильно ошибаетесь. За примерами далеко ходить не нужно. Вот Вадим Зеланд родил в муках творчества многотомную эпопею о трансерфинге, в которой с универсальной энциклопедичностью дает ответы на все вопросы. Или почти все. На оставшуюся часть вопросов модный автор отвечает в рассылках, обставив ...
      7281

      Воздушные мытарства. Мытарство девятое - неправды (а судьи кто?)

      О суде Божием и людском, о том, возможен ли суд мирской, каковы библейские принципы ведения судопроизводства, как соединить милосердие и справедливость.«Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязаются те, кто не отдает должной платы...
      2656

      ВЕЛИЧИЕ СМИРЕНИЯ. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

      Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в на...
      1852

      О современном язычестве. Протоиерей Олег Стеняев

      ХОЧЕШЬ ОБРАТИТЬ? ВЫСЛУШАЙ!Для чего, заинтересовавшись Православием, князь Владимир пошел войной на его носителей, греков? Зачем святитель Николай (Касаткин) печатался в японских светских литературных журналах? Чем отличается миссия от пропаганды? И от какого «язычества» Бог предостерегает современного человека? У каждого поколения христиан – свой ЕгипетМ...
      2922

      Скоро Греция станет мусульманской страной. Мнение игумена афонского монастыря

      Жесткой критике иммиграционную политику греческих властей подверг игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Зумис).  По словам архимандрита Григория, прибывающие в Грецию беженцы «оснащены самыми навороченными мобильными телефонами. Брюки в обтяжку, платок и сигарета. К сожалению, в эпоху Магомеда женщины не красились, и поэтому он не ...
      3222

      Молчание мучеников

      После многочисленных гангстерских лент, которые он пачками снимал в 1990–2000-е и которые завоевали ему популярность среди киноманов и кинокритиков, после разухабистой комедийной драмы «Волк с Уолл-стрит», навеянной экономическим кризисом, Мартин Скорсезе возвращается к тематике своей скандальной религиозной трагедии «Последнее искушение Христа» (которая не удалась им...
      2164

      Николай Японский о том, что должен знать работающий Господу

      В Священном Писании сказано: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи. И не скор буди во время наведения: прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши напоследок твой» (Сир.2:1-3). Все мы, здесь находящиеся, конечно, приступили работать Богу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Богу? значит пону...
      2005
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика