• РЕГИСТРАЦИЯ
Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

О современном язычестве. Протоиерей Олег Стеняев

27 2915

ХОЧЕШЬ ОБРАТИТЬ? ВЫСЛУШАЙ!

Для чего, заинтересовавшись Православием, князь Владимир пошел войной на его носителей, греков? Зачем святитель Николай (Касаткин) печатался в японских светских литературных журналах? Чем отличается миссия от пропаганды? И от какого «язычества» Бог предостерегает современного человека?

У каждого поколения христиан – свой Египет

Моя задача, когда я провожу беседы, – показать, что Слово Божие живо и действенно, что весь этот материал достаточно актуален, все эти вопросы не потеряли своей значимости в наши дни. Мне кажется очень важным воспринимать любой массив библейских текстов как обращенный к нам. Ведь апостол Павел пишет, что всё, что было с евреями, – это прообразы для нас, достигших последних времен. Раскрывать эти прообразы и означает делать библейское откровение актуальным, современным, если хотите, жизненным и деятельным.

Так, Священное Писание предупреждает нас об опасности язычества. Причем ветхозаветные тексты обращают внимание на соблазн египетского язычества, которое могло пристать к евреям и после их Исхода из Египта; о соблазне язычества Ханаана – земли, в которую евреи вступали как в Землю Обетованную; и также о вавилонском язычестве, которое их ждало в изгнании.

Здесь можно провести такие параллели: жизнь до крещения – это Египет, из которого надо совершить исход, пройдя через купель Крещения. Символом купели является Чермное море, которое расступилось перед еврейским народом.

Язычество Святой земли, Ханаана, можно соотнести с религиозными суевериями, от которых, увы, мы не можем окончательно избавиться – они присутствуют и в православной среде.

А вавилонское язычество – это угрозы языческие извне, когда люди, не принадлежащие к Святой Церкви, пытаются навязывать христианам свой образ жизни. Это «новые стандарты», которые сейчас существуют в мире.

Вавилон, Египет – символы доминирующей государственной системы, которая оказывает давление на народ Божий. Прежде всего, Египет. А Вавилон – это вообще собирательное понятие в Библии. В Апокалипсисе под видом Вавилона подразумевается античный Рим, а «вавилонская блудница» – это Римская империя, которая «на водах многих», то есть среди разных народов.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

В каждом поколении народа Божия есть свой Вавилон, есть свой Египет. И мы совершаем свои исходы, преодоления этих соблазнов.

Что такое Вавилон сегодня?

Это такой архетип государства, внутри которого мы оказались. Это – новый мировой порядок, который осуществляется сейчас в глобальном масштабе. И в некотором смысле мы все живем на культурно и нравственно оккупированной территории, где наш мир нравственных ценностей не признается, он вытесняется в некое подполье, его загоняют в некое гетто. Нам постоянно указывают на то, что Церковь отделена от государства. И когда мы соглашаемся с наличием такого гетто, мы не должны забывать о том, что гетто кончается крематорием. Поэтому и не должны идти добровольно в некую резервацию, куда нас хочет загнать часть светского общества, принимающая новый мировой порядок. Поэтому верующий человек – это не человек, который добровольно отказывается от служения в миру, а тот, кто принимает деятельное участие в судьбах мира. Христос сказал, что Он не пришел взять нас из мира, но чтобы мы были в миру и каждый на своем месте совершали свой подвиг апостола.

Православие как военный трофей

В таких условиях важно обратить внимание на миссионерское служение в Древней Руси. Почему был успех миссии равноапостольного князя Владимира? Потому что он делал всё очень грамотно и продуманно.

Херсонес Таврический

Когда, казалось бы, князь Владимир заинтересовался православной верой, он вдруг пошел войной на греков. Он окружает греческий город Херсонес, говорит, что всех уничтожит, если его не примут, если ему не дадут жену православную. Почему он так поступает? Потому что он был сын своего отца. Его отец, Святослав Игоревич, не считал Киевскую Русь своей землей. Он считал, что земля, полученная в наследство от отца, это не твоя земля; твоя – та, которую ты добыл своим мечом. И когда он завоевал Болгарию, то говорил: «Сижу посреди земли своей».

Так вот, как настоящий сын своего отца, князь Владимир берет Православие как некий священный трофей, с мечом в руках. Он следует воинскому языческому этикету. И это было понято: он взял, как трофей, эту веру, так что ни один грек не мог сказать: «Мы крестили Русь». Это было на языке того времени, как Карамзин пишет: «“Княжить” в то время означало ”воевать”».

Владимир, даже заинтересовавшись Православием, для язычников оставался язычником, и никто не мог ему сказать: «Тебя крестили». Он взял эту веру сам, своим оружием! А трофей – это священная вещь у язычников. Поэтому Киевская Русь восприняла этот акт Крещения – именно потому, что сделано было всё правильно с точки зрения того времени, того мира.

Николай и Франциск: что общего?

Я считаю очень важным делать сравнительный анализ разных общественно значимых деятелей, как это было в традиции греческой историографии.

Сравним двух известных миссионеров. Первый – это Франциск Ксаверий. Он был католиком, трудился в XVI веке и считается самым эффективным миссионером за всю историю христианской Церкви по количеству обращенных людей. Он проповедовал в Индии и Японии.

Давайте сравним его служение среди язычников со служением святителя Николая (Касаткина), жившего в XIX – начале XX века.

Святитель Николай Японский

Мы найдем у них нечто общее: и тот, и другой погружались в ту среду, по отношению к которой было обращено их свидетельство; они использовали понятийный аппарат этих людей, осуществляли языковое погружение, то есть досконально изучали язык этих людей, особенности их речи.

Известно, что святитель Николай вообще печатался в японских литературных журналах, писал, скажем так, на светские темы и был авторитетным человеком для японского литературного сообщества. Хотя при этом всю жизнь говорил с грубым акцентом, но – на хорошем японском языке.

Миссионерское служение опирается на устремление человека, миссионера. У Франциска Ксаверия было преимущество: у него был статус посла и друга императора. У святителя Николая (Касаткина) этого не было, он просто был консульский священник, который нес обычное служение. Но свой авторитет в глазах имперской Японии он создал своими литературными усилиями, когда изучал японскую поэзию, литературу, печатался на эту тему в разных изданиях и делал переводы книг Священного Писания.

Это очень важно, когда такая деятельность опирается на трудолюбие человека: миссия – это всегда труд. Ты должен трудиться, и не один день, не два, а месяцы и годы – тогда будет какой-то результат!

О «козлах» и телефонах

Могу привести примеры современной миссии. Однажды в Белоруссии меня пригласили в колонию для несовершеннолетних преступников в городе Витебске. И я спросил: «Что самое вожделенное для этих молодых ребят, которые там сидят, чего они ждут от жизни?» Понятно, что досрочного освобождения, но могут и не освободить. И мне сказали, что самое вожделенное для них – это… сотовый телефон. И еще сказали, что, когда люди приходят на зону, у них отбирают все сотовые телефоны. И заставляют писать расписку в том, что у тебя нет сотового телефона. Сотовый телефон – это главное вожделение этих молодых ребят!

И когда я выступал перед ними – там была и администрация колонии – я спросил: «Есть ли в зале люди, которые хотят иметь свой персональный сотовый телефон?» Все подняли руки. Администрация удивилась: зачем я вообще затронул эту тему? И тогда я сказал: «Я пришел к вам, чтобы у каждого из вас был свой личный сотовый телефон. Но есть одно обстоятельство: вы сможете звонить по этому телефону только одному ответчику. Там будет только один номер – это номер Господа Бога. Этот сотовый телефон – молитва. Молитва дает возможность общаться напрямую, это намного серьезнее, чем сотовый телефон. Тебя здесь не понимают, тебя здесь презирают, тебя здесь унижают, ты чувствуешь себя непонятым, одиноким, но когда ты будешь общаться с Богом, всё изменится. Если бы у вас был настоящий сотовый телефон и в нем был только один номер, одного ответчика, наверное, вы захотели бы иметь номер президента Беларуси. “Батьки”».

Они все подняли руки и говорят: «Да, мы хотели бы звонить президенту: он имеет право досрочного освобождения!».

Но я им сказал: «Я не знаю телефонный номер президента Беларуси, не могу им поделиться с вами. Но Бог – это намного серьезнее, чем президент любой страны. И когда вы будете делиться вашими проблемами с Богом, это очень много».

Когда я был приглашен в России проповедовать в зоне для взрослых, я спросил у администрации зоны, какое самое обидное слово для сидящих здесь людей. Мне сказали: «Это слово – “козел”». Я сразу понял, о чем буду говорить: я говорил о том, что в день Суда людей разделят на овец и козлов.

И во время этой большой проповеди – она длилась 40 минут – всякий раз, когда я произносил слово «козел», я говорил его с той характерной интонацией, с какой его произносят те люди, которые отбывают срок наказания. И видел, как они болезненно реагировали на это слово! Но когда я увязал это слово с тем неправильным образом жизни, который они вели, то несколько раз их спросил: «Вы хотите быть козлами в день Суда?» – и эти люди: «Нет! Здесь нет козлов!» – это кричал один из них.

Это очень важно: во время общения с людьми мы касаемся их понятийного аппарата. Успех миссионерского служения князя Владимира в том, он знал, скажем так, кодекс поведения языческого воина. Если бы он просто пригласил греков крестить Русь, это не было бы так эффективно… А каждый язычник понимал, что трофей – это священное.

Служение Франциска Ксаверия, святителя Николая (Касаткина) – это попытка сначала услышать ту сторону, понять, как эти люди думают.

Трагедия Франциска Ксаверия в том, что в самый разгар его миссии японский император повелел уничтожить всех японцев-христиан. Но это не распространялось на Франциска. У него на глазах вырезали всех детей, мужчин, женщин, стариков, которых он крестил, он видел этих людей, он провожал их до места казни, а его самого не трогали. Это была очень тяжелая миссия!

И тогда Франциск отправился в Китай, но не достиг этой страны – умер на границе с Китаем. Последняя его молитва была с китайцем, который его сопровождал. И Католическая церковь считает, что это был его ангел-хранитель.

Соломонова мудрость святителя Николая

Для миссионера очень важно произвести нравственное впечатление на людей. Святитель Николай (Касаткин) оказал такое мощное нравственное воздействие на императорскую Японию, что, когда он умер, японцы потребовали у властей похоронить его на общественном кладбище, где похоронены самые серьезные общественные, политические, литературные деятели Японии. Подвиг архиепископа Николая (Касаткина) в некотором смысле значительно более серьезный, чем Франциска Ксаверия, потому что у того были некоторые преимущества в миссии: этот статус друга императора. А святитель Николай (Касаткин) не начинает с этого статуса – он только в конце своей жизни приходит к этому уровню.

Могила святителя Николая (Касаткина)

Когда началась Русско-японская война, от его поведения в связи с этой ситуацией зависела судьба православной Японии. Один священник, историк, рассказывал мне, что у императора Японии уже лежал на столе проект полного уничтожения русского Православия в Японии. Все ждали: как себя поведет святитель Николай. Он не стал подыгрывать им – он призвал православных японцев служить в японской армии, потому что Япония – их родина, и молиться за победу императорского оружия.

Ведь что такое нация для каждого человека? Это граница ответственности, очерченная рукой Бога. Никто же не выбирает для себя нацию – каждый рождается в ней. И святитель Николай объявил, что на время Русско-японской войны он уходит в затвор и будет молиться за мир между великим японским и великим русским народами.

В результате этой войны, которую Россия проиграла, в японском плену оказалось очень много русских. И за ними ухаживали православные священники-японцы. Миссия святителя Николая обернулась благом этих несчастных военнопленных: о них заботились, способствовали их выздоровлению, духовно окормляли. Тех, кто умирал, хоронили на освященной земле, что очень важно. Японские христиане возвращали долги русским православным людям, из среды которых вышел святитель Николай (Касаткин).

Очень важно, какое впечатление миссионер производит не только на тех людей, которые принимают его веру, но и на внешних – ведь иной раз требуется свидетельство от внешних, когда человек занимает какую-то иерархическую должность. Миссионер должен оказывать нравственное влияние не только на своих, но и на сторонних.

Христос знает нас

Современный православный миссионер должен понимать людей, к которым он обращает свое слово. Конечно, наши соотечественники – это не китайцы, не японцы, и нам легче понять их, а им легче понять нас. Но в некотором смысле культурная пропасть между нами все-таки существует, хотя мы, казалось бы, говорим на одном языке.

Очень важно, если мы осуществляем миссию среди молодых, понимать их речь. Потому что одни и те же слова у верующих и у не верующих могут носить разные смыслы.

Остановите человека на улице и задайте ему вопрос: что такое любовь? Мы получим десять разных ответов, причем часто – самых экзотических!

Поэтому, когда мы общаемся с человеком, мы должны сначала выслушать его. Обращаться со словом Евангелия к кому-то, не выслушав его, не поняв, что находится у него внутри, достаточно сложно. Ведь Христос сходил во ад за людьми! А так как Христос всегда и во веки Тот же, Он и сейчас готов сойти во ад наших душ и облистать нас сиянием Божества.

Спасение в Православии переживается евхаристически, и Христос знает нас, Он знает наш понятийный аппарат. Сказано: «Он, будучи искушен во всем, кроме греха, может и искушаемым помочь». Он представляет твои и мои проблемы.

Так что и миссионером может быть только тот человек, который чутко относится к своему собеседнику. Даже обращаясь к десяткам и десяткам людей, надо всегда вести диалог с одним человеком. Миссия не обращена к «массам».

В конце концов, миссионерский отдел – это не отдел пропаганды. Миссия – это диалог с конкретным человеком. Поэтому, если мы выстроим такой диалог даже на стадионе, выступая перед многими, – это миссионерское служение. Но если, беседуя с человеком один на один, мы будем говорить с ним с высоты какого-то нашего преимущества, то он не услышит нас, прежде всего, потому, что мы не услышим его!

Нельзя заниматься миссией без того, что называется любовью, а любовь возможна между обусловленными личностями. Нельзя любить электричество или камень, тем более рассчитывать на ответные чувства. А обусловленная личность – это понятая нами личность, распознанная в этом духовном океане человеческих судеб.

Я понимаю так: миссионерское служение может совершать только тот человек, который услышал другого человека, понял другого человека, ощутил его боль, переживания. Если Богу, чтобы спасти нас, потребовалось стать Человеком, то тем более мы, стремясь совершать свой апостолат, должны максимально приблизиться к объекту миссии, распознать состояние души этого человека – только тогда мы можем помочь.

Как апостол Павел общался с иудеями как иудей, с эллинами как эллин, он даже пишет: «С беззаконными как беззаконный… для всех я стал всем, дабы хоть некоторых привлечь ко Христу».

А святитель Григорий Нисский в заключительном слове пишет, что мы не проповедуем язычникам так, как проповедуем иудеям, и иудеям не проповедуем так, как проповедуем еретикам. Но в связи с обстоятельствами болезни находим и соответствующее лекарство.

Иногда меня ставят перед дилеммой, говоря: «А почему ты с сектантами говоришь на одном языке, а с православными – на другом?» Это неизбежно! Потому что если я буду говорить с людьми не нашей веры на нашем языке, они вообще не поймут, о чем я говорю. Я всегда буду оставаться для них чужестранцем, пока не заговорю на понятном для них языке.

Поэтому апостол Павел говорит, что лучше несколько слов сказать на понятном языке, чем тьму слов на непонятном.

Миссия предполагает диалог и добрые чувства к человеку. А миссия как монолог, миссия с менторским тоном никогда не увенчается успехом.

Протоиерей Олег Стеняев

По вере вашей, да будет вам. Мф. 9:29

    ЯКУТИЯ - типичный пример, "государства в государстве"

    Владимир Путин о "прирастании" России Арктикой:"Все, что происходит на северах, представляет для нас особый интерес и особую ценность. Я даже не говорю сейчас об освоении Северного морского пути. В це...

    Иранский гамбит в Новом Мировом Порядке

    Не только я заметил то, что Иран несколько дней после ударов со стороны Израиля кричал: «Держите меня семеро», а потом… ударил на пол шишечки. Да, военные объекты попали под удар, да н...

    На Украину сегодня 16 апреля прилетало

    Мало, как на мой взгляд прилетало, но все же больше, чем ничего. А то в последние пару-тройку дней совсем соскучились НАШИ товарищи с той стороны и уже неправильные мысли о договорняках...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      «Твоя жизнь стоит меньше, безусловно, чем твоя честь, твоя страна, твои близкие»

      Сергей ИЛЬЯШЕНКО, участник СВО, — в программе «ОБРАЗцовый подкаст»:СЕРГЕЙ — бизнес-аналитик, алтарник храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, сын прот. Александра Ильяшенко, настоящего духовного воина.В пятом, юбилейном, выпуске ОБРАЗцового подкаста мы поговорили с участником СВО, выпуск с которым решили приурочить к празднику - Дн...
      118

      Почитание родителей

      "Почитай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли".В настоящее время многие путают "почитание родителей" с "беспрекословным послушанием", но так ли это на самом деле и где та самая грань? Как правильно выстраивать отношения с родителями, научиться прощать обиды и стать для них надежным тылом - об этом и многом другом ...
      68

      Мифы о браке

      Миф «Свадьба – это венец любви»Суть мифа:Иронично этот миф можно выразить известными словами: «А бывает ли жизнь после свадьбы?» Порой молодые люди пределом своих мечтаний считают заключение брака. О том, что будет после, они не задумываются.Последствия веры в миф:В ряде случаев люди ожидают, что после свадьбы жизнь как-то устроится сама собой. В итоге ...
      99

      Мифы о семье

      Миф: «Бьет — значит, любит»Суть мифа:Побои в семейной жизни – явление вполне нормальное. Так муж из любви воспитывает жену ей во благо (а родители – детей).Лингвисты не дают точного ответа, откуда появилось это выражение. Предполагается, что у него три источника. В первую очередь упоминают «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, где повес...
      235

      Мифы о супружеских отношениях

      Миф: «Мужчина полигамен»Суть мифа:Мужчина от природы создан таким, что ему нужно больше одной женщины, а моногамия — насилие над мужской природой. Это убеждение обычно четко сочетается с убежденностью в моногамной природе женщин.Миф о мужской полигамной природе обычно используется для обоснования (а по сути – оправдания) мужской неверности или непостоян...
      151

      Мифы о роли внешности в отношениях

      «Мужчины любят только красивых»«При увядании красоты проходит и любовь»«Мужчина любит глазами, женщина – ушами»Суть мифов:Эти три мифа объединяет то, что они с разных сторон описывают довлеющее значение женской красоты в любовных отношениях: семейное счастье – удел красивых женщин, а некрасивая никому не нужна. То есть мужчины выбирают красавиц, а поско...
      170

      Мифы о выборе супруга

      Миф о существовании своей «половинки», единственного суженого, предназначенного БогомСуть мифа:У каждого человека в мире есть его «вторая половинка», предназначенный ему Богом человек, и только с ним он способен обрести счастье истинной любви. Если человек вступает отношения с кем-то иным, его отношения заведомо неполноценны.Последствия веры в мифУбежде...
      240

      Мифы о любви

      Миф «Любовь – это нераздельное «МЫ» вместо «Я» и «Ты»Суть мифа:В настоящей любви, когда оба становятся единой плотью, все границы между ними стираются, «я» теряет свое значение, остается только «мы».Сторонники этого мифа полагают, что создание любящими людьми некоего мистического «мы» должно стереть в сознании мужчины и женщины собственное «я». Если человек в близких ...
      122

      Мифы о любви

      Миф о великой преобразующей силе любвиСуть мифа:Любовь сама по себе меняет человека в лучшую сторону, включая его характер, привычки, интересы. Разновидность – после свадьбы всё станет по-другому, отношения станут лучше, надежнее.Очень часто люди склонны игнорировать негативные проявления характера и недобрые поступки своего возлюбленного, полагая, что со временем люб...
      549

      Венчание: подготовка, условия, совершение

      В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение...
      150

      Библия о ролях мужа и жены в семье

      В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Священное Писание Церкви о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?В отношении возможности спасения мужчины и женщины равны перед Богом (Кол.3:11), однако в христианской семье существует определенная иерархия. Священное Писание выделяет для ...
      177

      Православная психология и психотерапия

      Светская (секулярная) практическая консультативная психология и психотерапия это знание о человеке как духовном существе не признают и не учитывают. Следовательно, попытки решать все проблемы человека осуществляются только на психологической (душевной) плоскости без учета духовной вертикали бытия. Таким образом, все еще продолжается мучительное блуждание психотерапии ...
      153

      Конгломератность и инклузивизм индуизма

      В отличие от других мировых религий, индуизм не представляет собой целостной системы, и поэтому невозможно дать его общее определение. Ошибочно ссылаться на философию веданты как воплощение единства вероучения. На самом деле эта религия отличается сочетанием гетерогенных элементов, во многом расходящихся между собой. В том же причина и присущей индуизму веротерпимости...
      3896

      Трансерфинг реальности..? Нет, не надо!

      Если вы думаете, что времена энциклопедистов остались в далеком прошлом, то сильно ошибаетесь. За примерами далеко ходить не нужно. Вот Вадим Зеланд родил в муках творчества многотомную эпопею о трансерфинге, в которой с универсальной энциклопедичностью дает ответы на все вопросы. Или почти все. На оставшуюся часть вопросов модный автор отвечает в рассылках, обставив ...
      7272

      Воздушные мытарства. Мытарство девятое - неправды (а судьи кто?)

      О суде Божием и людском, о том, возможен ли суд мирской, каковы библейские принципы ведения судопроизводства, как соединить милосердие и справедливость.«Мы достигли мытарства, называемого мытарством неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невинных; здесь истязаются те, кто не отдает должной платы...
      2653

      ВЕЛИЧИЕ СМИРЕНИЯ. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

      Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в на...
      1849

      Скоро Греция станет мусульманской страной. Мнение игумена афонского монастыря

      Жесткой критике иммиграционную политику греческих властей подверг игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Зумис).  По словам архимандрита Григория, прибывающие в Грецию беженцы «оснащены самыми навороченными мобильными телефонами. Брюки в обтяжку, платок и сигарета. К сожалению, в эпоху Магомеда женщины не красились, и поэтому он не ...
      3215

      Молчание мучеников

      После многочисленных гангстерских лент, которые он пачками снимал в 1990–2000-е и которые завоевали ему популярность среди киноманов и кинокритиков, после разухабистой комедийной драмы «Волк с Уолл-стрит», навеянной экономическим кризисом, Мартин Скорсезе возвращается к тематике своей скандальной религиозной трагедии «Последнее искушение Христа» (которая не удалась им...
      2160

      Николай Японский о том, что должен знать работающий Господу

      В Священном Писании сказано: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи. И не скор буди во время наведения: прилепися Ему, и не отступи, да возрастеши напоследок твой» (Сир.2:1-3). Все мы, здесь находящиеся, конечно, приступили работать Богу и, таким образом, хорошо знаем, что служить Богу? значит пону...
      2001

      Как на самом деле происходил Харьковский собор: Что написал Филарету митрополит Никодим, в чем причина раскола?

      2017 год – юбилейный: 25-летие Харьковского Архиерейского Собора. Воспоминаниями о главном действующем лице Харьковского Собора Высокопресвященнейшем митрополите Харьковском и Богодуховском Никодиме (Руснаке) делится протодиакон Максим Талалай, преподаватель Харьковской ДС, соавтор книги «Слобожанский святитель», посвящённой жизни архиерея, заведующий Церковно-ис...
      2999
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика