• РЕГИСТРАЦИЯ

Как дорога относится к баскаку

6 685

Вопрос не без подвоха. Просто он относится к золотоордынскому периоду нашей истории. И даже несколько позднее, вплоть до XVII в. Точнее к официальной лексике и документообороту московских приказов и прочих государственных присутствий.

Про баскаков же вроде бы все понятно, еще в школе учили про них. Но вот о чем точно не учили там, так это о том, что в указанном выше смысле (т.е. в приказах и госучреждениях Российского государства указанного времени) понятия баскака и дороги были фактически эквивалентными.

Дело в том, что термин дорога в указанных документах означал вовсе не путь (стезю, маршрут и т.д.), а был вариантом написания монгольского названия начальника (в самом общем смысле) — даруга или дарга. Иногда в документах писали его правильно (даруга), но чаще сбивались на привычное русскому человеку написание слова, совпадающее со всем известным словом, означающим путь. Поэтому, например, в известной митрополичьей коллекции переводов на русский язык монгольских и золотоордынских ярлыков XIII-XV вв. в ряде случаев писцы писали именно дорога, оставляя без перевода даругу оригинала. К веку шестнадцатому этот термин устоялся окончательно и вариант дорога стал практически единственным. Этому еще способствовали постоянные инкорпорации в Русское государство бывших золотоордынских улусов (Казанского, Астраханского и так далее), где термин даруга продолжал использоваться. А так как русские власти традиционно исповедывали принцип "старины не рушити", то на новоприсоединенных землях сохраняли многое из  административной практики Золотой Орды.

Осталось пояснить, почему даруга и баскак — это эквиваленты. Объясняется это тем, что баскак является тюркской калькой монгольского понятия даругачи (даруга — это его сокращение, часто применявшееся в канцеляриях). Ведь даругачи — это совершенная форма монгольского глагола дару (давить), снабженная суффиксом -чи, т.н. nomen agentis (субстантивирует глагольные формы и создает понятие "того/что делает" данный глагол). Поэтому даругачи — это "тот, кто давит". Т.е. "начальник". Большой и важный.

И вот тюрки придумали для этого монгольского понятия свою кальку, используя эквивалентный тюркский глагол басу (давить). Получился баскак. Кстати, вопреки "народной" этимологии этот начальник (даругачи/баскак) давит (притесняет) не народ, а давит (притискивает) печать. Ведь печать для почти всей Азии — это неотъемлемый атрибут начальника. В Китае и во всей китайской ойкумене печать (официальная) вообще является чуть ли не фетишем. Ее носитель и есть "самое важное лицо", VIP то есть.

Нефритовая печать крупного чиновника Юань, общий вид и собственно ее печатная часть (находка из захоронения монгольского чина в Тибете)

Оттиски официальных печатей в Монгольской империи (а также ее улусов — Золотой Орды, Юань и т.д.) были красными (алыми). Эта практика, как и сам вид печатей, являлись заимствованием китайской традиции, которую повторяли и разные "варварские" завоеватели Китая (от сяньбийцев до киданей с чжурчжэнями), включая и монголов. Тюрки, а за ними и персы, стали называть ханские ярлыки (также и документы крупных сановников, визирей или беклярибеков, например) как ал-тамга ("алое клеймо" в буквальном переводе), поскольку они закреплялись ярко-алым оттиском государственной печати.

Оттиск юаньской государственной печати с текстом, написанным письменностью Пагсба (т.н. "квадратной")

Кстати о тамге — в Монгольской империи и ее улусах кроме оттисков государственных печатей тамгой называли и разные другие отметки/клейма, ставившиеся официальными лицами. Например, торговые и таможенные клейма. Первые ставились при оплате пошлины на сделки купли-продажи, вторые при взимании мыта (оно бралось при пересечении границ — государственных, удельных, частновладельческих с правами на взимание проездного и прочего, городских и т.д. и т.п.). На Руси в рассматриваемое время эти варианты отметок/клейм назывались одинаково — пятно. Соответственно виду отметки к нему добавлялось определение, например — мытное пятно. Но в итоге тюркское тамга и производные от него (таможенники, таможня) вытеснили исконные русские мыто, мытня и мытарь. Они остались только в топонимах (например Мытная улица) или в литературе. 


Историк-востоковед

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Пошто животину тиранишь?!

      У китайцев довольно странное отношение к кошкам как к домашним любимцам. Собственно, только в этом столетии, с ростом благосостояния населения КНР и его ориентации на западную культуру, кошки начали занимать похожую нишу в китайских семьях. Ранее же, в старом императорском Китае, т.е. в огромной крестьянской (на 90%) стране, кошки как любимцы были привилегией очень не...
      204

      Монголы и маньчжуры — близнецы-братья (ч.2)

      Окончание. Начало тут - https://cont.ws/@bohun1/2938808Как было сказано в конце первой части, все же имелось рациональное зерно в изысканиях Ли Синь-чуаня и других китайских авторов XII-XIII вв. касательно тезиса, вынесенного в заголовок статьи. Дело в том, что действительно имелись тесные исторические связи между племенами протомонголов (будем так называть те др...
      457
      Роман Храпачевский 20 декабря 10:27

      О крысах...

      ...и об осажденных монголами городах. Собственно, больше тут именно про осадные технологии монголов и о том, как они получались, создавались и развивались. И только потом о роли крыс в этом деле.Для начала напомню, что монголы почти 30 лет последовательно осваивали искусство брать крепости и хорошо укрепленные города крупных государств оседлых народов — тангутов,...
      311
      Роман Храпачевский 18 декабря 09:22

      Еще раз об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии

      Решил разместить тут облегченную версию (без ссылочного аппарата т.е.) своей статьи сколько-то летней давности. Отсюда и такое название заметки. Ниже приводится практически неизменный текст этой статьи.К вопросу об осаде русских городов монголами при Батыевом нашествии (1237-1240)На основании письменных источников (русских и восточных) рассматриваются случаи осад древ...
      1251
      Роман Храпачевский 17 декабря 09:20

      Пайцза или бадж...

      ...то есть верительная бирка или жетон? Такой вопрос пришлось разбирать санкт-петербургским востоковедам из Азиатского музея касательного присланного из Сибири артефакта с непонятными письменами на нем. А было это в 1881 году.Вся история изложена в отдельном оттиске из тома XXXIX "Записок Императорской Академии Наук" (СПб. 1881) со статьей А.М. Позднеева (крупног...
      334
      Роман Храпачевский 16 декабря 08:19

      Как не горят рукописи, которые горят...

      Избитая цитата из Михаила Афанасьевича Булгакова, как ее только не использовали. Вот и я ее перефразировал. Не мог иначе, ведь рукописям и их хранилищам была посвящена (как главной теме) одна из главных  конференций по Древней Руси.  Называется она «Международная конференция Комплексный подход в изучении Древней Руси» и проходит один раз в два года. Сра...
      351

      Монголы и маньчжуры — близнецы-братья (ч.1)

      По крайней мере так считали китайские книжники времен Чингисхана. Конечно, тогда они не знали про маньчжуров, ведь это название появилось значительно позже, когда чжурчжэньский род Айсинь Гиоро сумел в XVI в. стать гегемоном среди прочих родов чжурчжэньского происхождения и племен, говоривших на родственных им наречиях. Вот тогда богдыханы Айсинь Гиоро и приказали наз...
      454
      Роман Храпачевский 13 декабря 09:21

      Чингисов камень

      Чертов, пардон Чингисов, камень — это редкостный артефакт и очень ценный памятник культуры монголов. И хранится он в соответствующем месте — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ведь найден он был в Забайкалье, на территории России (тогда — Российской империи).О так называемом "чингисовом камне" я уже упоминал в большой статье про внедрение монголь...
      461
      Роман Храпачевский 12 декабря 19:37

      Интересная последовательность

      Интересную последовательность обнаружил. Имеет прямое отношение к бредням "окраинцев" насчет их извечной арийскости и прочего мифического первородного славянства.Имеет касательство к знаменитому "козаку Мамаю". Если кто не в курсе - это такое каноническое изображение "лыцарей запорожских" ака икона украинствующих.Ниже эта последовательность дана в виде картинок. Турок...
      404
      Роман Храпачевский 11 декабря 16:24

      Абстрактная китайская лошадь

      Для того, чтобы сообщить что-либо про лошадь (и вообще, все связанное с конями), китайцы используют (понятное дело) соответствующий иероглиф. Т.е. идеограмму, поскольку китайская письменность относится к идеографическим. А идеограмма — это графический знак (символ), обозначающий понятие (идею). Т.е. абстракция по большому счету.Считается, что китайская письменнос...
      295
      Роман Храпачевский 10 декабря 14:24

      Съесть каменных львов...

      ...или Почему китайцы не бросят свои иероглифы. И не перейдут на алфавитное письмо.Объяснить это проще всего на примере, который придумал китайско-американский лингвист Чжао Юань-жэнь (1892 - 1982). Он написал шуточный текст на вэньяне (классический язык литературы старого Китая). Текст сообщает, как поэт по фамилии Ши (в переводах его почему-то называют "Ши Ши",...
      1498
      Роман Храпачевский 9 декабря 18:20

      Какие интересные имена были у вождей племен, которые подчинял Темучжин!

      Сделал полный комментированный перевод текста юаньского автора Янь Фу «Надпись стелы императорского зятя вана Гаотан [с посмертным почетным именем] “Верный и мудрый”». Речь в ней идет об онгутском князе, из рода вождей "белых татар" (самоназвание их — онгуты), который стал родом-брачным партнером для "золотого рода" (т.е. рода Чингисхана). При Юань эти онгутски...
      975

      Как тюрки и монголы снабжали китайцев сведениями о Руси и прочих "западных варварах" (часть вторая)

      Продолжение с окончанием. Начало см. тут — https://cont.ws/@bohun1/2934259 .Источниками другого вида, давшими материал для сообщений о далеких западных странах (куда дошли монголы) являются упомянутые ранее мемориальные тексты, созданные юаньскими историографами. Таковых мне удалось найти шесть — то есть шесть текстов с более менее крупными данными по теме. Почти...
      394

      Как тюрки и монголы снабжали китайцев сведениями о Руси и прочих "западных варварах" (часть первая)

      В предыдущем цикле заметок на данную тему уже отмечалось, что после эпохи Тан (618 - 907), весь свой домонгольский период, Китай не имел достоверных сведений о Восточной Европе и Руси. Это изменилось с возникновением Монгольской империи, частью которой стал и Китай. От монголов, из канцелярии монгольских каанов, сведения о странах Восточной Европы и Руси, которые...
      395
      Роман Храпачевский 6 декабря 14:26

      Кинотварьцы сваяли новую вампуку

      Про осаду и гибель Козельска в 1238 году. Назвали ее непритязательно — "Злой город". Разумеется, я не мог это смотреть. Но есть такие специальные люди со стальными нервами и крепким рассудком, которые смогли. Вот и Иван Кошкин написал в своем неподражаемом стиле рецензию на это очередное твАрение "гениев" отечественного говнокино. Прочесть можно в его ЖЖ тут...
      369
      Роман Храпачевский 5 декабря 12:56

      Собака не только друг человека, но и носитель информации. Секретной

      Это не шутка (ну почти). Просто в разведывательном донесении южнокитайских посланников (по совместительству разведчиков) к монголам во времена каана Угэдэя встретилось очень любопытное сообщение, связанное с собаками на специальной службе у монголов.Речь идет о сообщении из своеобразного абстракта тех сведений, которые они собрали в ходе нескольких миссий в ханские ст...
      464
      Роман Храпачевский 4 декабря 12:05

      Либерея Айвена Террибла

      Занятно работает ассоциативное мышление — когда писал цикл про историографическую традицию древнего и средневекового Китая, то упомянул государственные и частные библиотеки, ставшие важными центрами поддержания и развития системы историописания и тиражирования исторических сочинений; а потом написал про времена Ивана III Великого и его государственное строительст...
      512
      Роман Храпачевский 3 декабря 10:35

      "Совпадение? Не думаю" (с)

      Продолжу тему совпадений в истории между событиями, культурными и прочими явлениями у разных культур/цивилизаций. Ну то есть "совпадениями" они тут названы условно — вполне возможны просто еще не отслеженные или непонятые пока еще связи между ними.Так вот, прочел у В.В. Мавродина, что главой каждого из приказов, созданных при Иване III Великом, был судья.Сразу вс...
      594

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть вторая)

      Продолжение. Начало см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2930565 . «Цзинь ши (Официальная история династии Цзинь)» (далее — ЦШ), подготовленная и опубликованная коллективом Токто в 1344–1345 г., была пятой попыткой создания при Юань династийной истории империи Цзинь. Первая из них была предпринята почти сразу после падения этого государства чжурчжэней в 1234 г....
      316

      Добыча крупинок сведений о Восточной Европе и Руси из китайских источников (часть первая)

      Речь тут пойдет о тех китайских источниках, где они есть. Но за вычетом династийной истории Юань ши, о которой уже приводились сведения в предыдущей заметке (см. тут - https://cont.ws/@bohun1/2929973 ). В основном это, как и Юань ши, чжэнши, т.е. нормативные, официальные, истории (о древней и средневековой китайской историографии, см. другие мои заметки тут -&nbs...
      314
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика