• РЕГИСТРАЦИЯ

О религии, суевериях, магии с научной точки зрения *

212 10587

Предисловие

Статья написана в октябре-ноябре 2018 года. Заметки были сделаны по мере прочтения книги примерно в марте-сентябре 2018, то есть до скандала с участием РПЦ, УПЦ и Константинопольской епархии. В связи со скандалом я ожидаю обвинений в нападках на православие. Поэтому, в основной части намеренно опущены упоминания любых религий и верований. Кроме того, отдельно отмечу, что уважаю право людей верить во что им хочется.

Цель статьи – осветить основные тезисы, обозначенные в книге “Объясненная религия” Паскаля Буайе. За более подробными объяснениями и примерами настоятельно рекомендуется почитать оригинал. Благо он есть в свободном доступе (например, http://stomfaq.ru/download/362... ).

Как создать сверхъестественную сущность

По мере роста человека мозг развивает категоризацию событий и объектов. Всё раскладывается по крупным группам, которые называются онтологическими категориями. Жираф попадет в "животные", затем, например, в "млекопитающие" и так далее. Каждая такая категория сопоставляет с объектом набор свойств. Например, млекопитающие - это живые организмы, которые кормят своих детёнышей молоком. Такой подход помогает быстро обрабатывать информацию об объектах одного типа, даже при условии, что прямого доступа к объекту нет. Всё тот же жираф будет обладать одними и теми же ключевыми признаками и свойствами как в зоопарке, так и в живой природе.

Для "создания" сверхъестественной сущности достаточно выполнить следующие манипуляции с исходным объектом:

1) нарушение части предположений из онтологических категорий

2) сохранение остальной части предположений.

Например:

* всеведущий бог = [ЧЕЛОВЕК] + особые познавательные способности

* призрак = [ЧЕЛОВЕК] + отсутствие материального тела

* "Черная молния" = [АВТОМОБИЛЬ] + способность летать

* огнедышащий дракон = [РЕПТИЛИЯ] + способность летать + большие размеры + способность извергать огонь

Процесс несложный и чрезвычайно увлекательный.

Для того чтобы выдуманная сущность оказалась популярной и устойчиво фиксировалась в памяти необходимо учесть ещё два дополнительных фактора:

1) мышление склонно к антропоморфизму (то есть к приписыванию человеческих свойств или намерений). Например, драконы охотятся за золотом, хотя, если вдуматься: рептилии равнодушны к драгоценным металлам, а человек - напротив. Таким образом, дракону приписывают элементы поведения человека.

2) мозг легче запоминает одно нарушение онтологической категории, чем несколько. Насколько я понимаю - это уже особенности работы механизма памяти.

Со временем, однако, представления о сверхъестественной сущности могут корректироваться интуитивными установками. Например, бог, который может быть в нескольких местах одновременно, в представлении человека, тем не менее выполняет какие-то дела последовательно: сначала спас кого-то, а потом послушал молитву. Или, скажем, просьба о спасении заключается не починке тонущего корабля, а в том, чтобы направить к месту крушения команду спасателей.

Боги/духи/суеверия в жизни социума

Ещё немного о работе мозга

Прежде чем переходить к тому как сверхъествественные объекты “участвуют” в жизни людей, нужно ещё немного углубиться в работу мозга. Забегая немного вперёд: "появление" сверхъестественных сущностей, их "участие" в жизни человека или группы людей связано с ошибками в работе подсистем мозга. Причем, для некоторых подсистем генерация ошибок - это нормальный процесс (см. главу "Апофения").

Известно, что большая часть информации обрабатывается подсистемами мозга на бессознательном уровне. К числу таких подсистем относятся (в дальнейшем мы их коснемся):

* понимание физических причинно-следственных связей (установки исходной точки совершившегося действия или его последствий; например, охотник в лесу по следам может установить чьё-либо движение и даже состояние, при котором это движение осуществлялось)

* распознавание живой и неживой материи (это относится не только к животным, но и к растениям; данная система напрямую связана с обеспечением человека пищей)

* распознавание эмоций участников окружающих событий (эмоция - слабо контролируемая реакция окружающих на чьи-то действия или просто изменения окружающей среды; засчёт распознавания этих реакций можно оценить происходящее без непосредственного участия)

* эмпатия: понимание мыслительных процессов, в том числе чужих (по сути - это попытка смоделировать чужое поведение, предсказать действия другого человека, поставив себя на его/её место; данная система очень часто создает ошибки, поскольку, в итоге человек всё равно ставит в умозрительную ситуацию себя, пусть даже и с некоторым изменением своих качеств)

* распознавание лиц (эмоции лучше всего распознаются именно по лицам, поэтому крайне важно уметь понимать, что является лицом, а что лицом не является; пиком выражения этой способности стал метод анализа статистических данных "лица Чернова")

* каталогизирование участников по лицам (отдельная система, которая связывает конкретное лицо и конкретного человека; причем, данная связка может работать и временно, например, если кого-то загримируют под клоуна и мы знаем кто это, то клоунское лица на какое-то время будет ассоциировано с этим человеком)

* связка между участниками и событиями (достаточно часто те или иные события сопровождаются участием в них людей и данную связь необходимо установить; поведение человека в каждой известной нам ситуации будет нами оцениваться и полученная оценка будет использована для коррекции нашего поведения)

Взаимодействуя, эти подсистемы могут генерировать забавные выводы или побуждать к логически бессмысленным действиям. Таким образом, возникает ощущение участия неких сверхъестественных сущностей в жизни одного человека или группы людей.

Сознательные умозаключения – это лишь следствия неявных, интуитивных процессов. Системы логического вывода производят интуитивные предположения, руководствуясь обилием умозаключений. Однако, посылка (отправная точка для работы систем) может быть домыслом. Например, о сверхъествественных объектах.

(Отвлекаясь немного в сторону, добавлю, что помимо ложной посылки ошибки в выводах вносятся посредством эффектов в работе мозга, приводящих к искажению информации:

* эффект консенсуса (подстраивание восприятия под чужое мнение)

* эффект ложного консенсуса (ошибочное предположение об идентичности чужой и своей эмоциональных реакций)

* эффект создания (созданная собой информация запоминается лучше воспринятой извне)

* склонность к подтверждению своей точки зрения

* эффект снижения когнитивного диссонанса (подгонка убеждений и впечатлений под новые данные, приводящих к другой точке зрения с последующим укоренением её как изначальной)

За конкретными примерами данных эффектов я рекомендую обратиться к книге.)

Апофения

Словарь психологических терминов даёт следующее определение. Апофения (греч. apophene – высказывать суждение, делать явным) – нарастающий симптом, заключающийся в осмыслении не связанных между собой явлений и преувеличении их значимости. Иными словами: установление причинно-следственных в случайных данных. Для наглядной иллюстрации приведём известный эксперимент с голубем:

Подсистема, устанавливающая причинно-следственные связи, даёт сбой довольно часто. И это нормально: та или иная гипотеза нуждается в проверке, но прежде она должна быть создана.

В ходе эволюции у человека развились два важных представления:

1) источник опасности может быть невидим

2) даже короткий контакт (внутренний или наружный) может быть опасен

Здесь нетрудно увидеть непреднамеренную защиту, скажем, от бактериальной или вирусной инфекции. Именно, поэтому среднестатистический человек будет избегать мертвых тел.

Если сложить ошибки подсистемы с невидимостью источника опасности и ещё какими-нибудь следами, то мы получаем, скажем, духа, который “вот тут был” и “что-то испортил”. Отсюда же происходят попытки искать причину несчастий в действиях сверхъественных сущностей или, наоборот, искать у них защиту.

Вмешательство в социальное поведение

Сотрудничество – это один из столпов человеческого общества. Склонность к сотрудничеству возникла в ходе эволюции и закрепилась в виде некоторых эмоциональных реакций-установок:

* чувство вины – это самонаказание за неэтичный поступок

* благодарность – это положительное подкрепление

* гордость – это самопоощрение за этичный поступок

Эти установки дают мощное воздействие засчёт ограниченности контроля за эмоциями.

Для объяснения мотивов социального поведения в книге вводится понятие "стратегической информации". Стратегическая информация - это информация, которая может изменить поведение в обществе или отношение к другому человеку. В качестве примера рассмотрим ситуацию с кражей кошелька: узнав, что кто-то совершил данный поступок, мы изменим (скорее всего) отношение к этому человеку. Большинство сверхъестественных сущностей считаются обладателями всей стратегической информации: они "знают" о всех поступках всех членов социума и могут "привлечь к ответственности". (Большинство, но не все: есть примеры довольно странных богов, которые не "участвуют" в жизни людей. Пример приводится в книге.) Верующий вынужден "сотрудничать" с этими "знающими всё" богами или духами - вот где вступает в силу механизм сотрудничества. При просчитывании поведения мозг должен учитывать довольно большое количество участников: кто что знает, как отреагирует на разные поступки и т.д. А это лишние вычисления, то есть лишние затраты. Если же ввести в качестве участника "всезнайку", то расчёты можно уменьшить: предположим, что все участники-люди опираются на единую систему ценностей, которая задается сверхъестественным участником, тогда достаточно делать поправки только на последнего. Именно поэтому обладатели ВСЕЙ стратегической информации так хорошо держатся в памяти: их "присутствие" позволяет сделать столько же или больше выводов при меньших энергозатратах.

Обряды и ритуалы

Религиозные обряды и ритуалы (а также суеверия) обладают следующими главными свойствами:

1) строгая последовательность действий, нарушение которых, как считается, приведёт к нежелательным последствиям (уверенность в последствиях обеспечивается эмоциональной реакцией, часто бессознательной)

2) создание социальных последствий для участников (хорошим примером здесь послужит заключение брака: после данного обряда, зачастую очень яркого, окружающим становится ясно, что попытка вступления в интимную связь с кем-то из этой пары является нежелательной)

3) убедительность засчёт "включения" в процедуру богов или духов (опять включается в процесс система установления причинно-следственных связей, причём, иногда сами участники обряда/ритуала могут частично осознавать бессмысленность или некий подлог, и всё равно продолжать осуществлять положенные действия).

За дополнительными примерами рекомендую обратиться к книге. А здесь будет рассмотрена только одна, но особенная группа ритуалов.

Ритуализация смерти - довольно распространенная процедура, принимающая порой причудливые формы, но направленная неизменно на совершение каких-то действий с мертвым телом. Здесь возникает конфликт при взаимодействии следующих подсистем мышления:

1) распознавание "живое-неживое"

2) отслеживание эмоций окружающих

3) распознавание лиц

4) каталогизирование по лицам

5) связывание участников и событий

Первая выдает новый результат (неживое), но остальные работают в прежнем режиме. Получается типичная пара: онтологическая категория (участник событий) + особое свойство (мертвый), которая приводит к различным сверхъестественным сущностям. Например, к понятию "души" и к необходимости совершить особые действия помимо захоронения или кремации. Перестраивание подсистем на новые данные занимает некоторое время и за этот период мышление может выдавать различные ошибочные выводы. Например, посмотрев на какой-то предмет человеку приходит в голову мысль "ему бы это понравилось", имея в виду умершего. Подчеркнём ещё раз: имеется в виду не "ему это нравилось" (то есть прошедшее время), а "ему бы это понравилось" (настоящее время). Что вообще говоря лишено смысла, поскольку умершему уже всё равно.

Было бы ошибкой считать, что описанный эффект проявляется только у верующих людей. Для иллюстрации приведём отрывок из замечательного стихотворения Константина Симонова "Смерть друга" (огромное спасибо Рамзану Саматову за этот неожиданный подарок [ https://cont.ws/@ahlin8/113201... ]):

Неправда, друг не умирает,

Лишь рядом быть перестает.

Он кров с тобой не разделяет,

Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,

Застольной не поет с тобой

И рядом, под одной шинелью,

Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,

Все, что за вами следом шло,

С его останками в могилу

Улечься вместе не смогло...

Здесь (прошу прощения за некоторый цинизм) отчётливо можно заметить, что система связывания участников и произошедших событий продолжает работать в прежнем режиме, отказываясь воспринимать информацию о человеке как умершем.

О религиозных сообществах

Как уже было сказано, человек склонен к сотрудничеству. Однако, коалиционность имеет и прямо обратный эффект: чрезвычайно легко создается чувство групповой причастности и чувство неприятия к членам других групп. Эксперименты социальной психологии показывают, что достаточно просто разделить группу на "красных" и "синих" (даже без сколько-нибудь подробного описания цели такого разделения) и будет наблюдаться дистанцирование между представителями разных групп. При этом, принадлежность к группе будет сопровождаться желанием принизить статус условных противников. (В качестве примера можно привести статью "The 25 most influental psychological experiments in history".***) При этом, доминирующим фактором при создании сообществ является не, скажем, экономическая целесообразность, а коалиционная интуиция - подсознательная часть мышления, определяющая надежность члена группы. Бессознательность этих вычислений даёт, в частности, реакцию отторжения по отношению к дезертирам.

Один из ярчайших примеров такого отношения - это направления в религиозных течениях, ставящие целью возвращение к ценностям, которые были предположительно искажены в ходе развития общества в целом. Иначе называемые фундаментализмом. Это явление достаточно современное и проистекает оно из реакции религиозного сообщества на отказ людей от коалиций. Часто присущая фундаменталистам жестокость - это попытка продемонстрировать насилием последствия дезертирства (в том числе потенциального). Разного рода акции направлены в первую очередь вовне такого религиозного сообщества, поскольку самим участникам данной коалиции подобная мотивация очевидна и не требует доказательств.

По мере увеличения численности, религиозное сообщество встает перед необходимостью разработки единой доктрины.

Предпосылкой для этого является потребность в укреплении монополии на религиозные услуги: гораздо легче растить специалистов, "результаты" работы приобретают определенный стандарт. Если сравнить представителя религиозной гильдии и, скажем, ремесленника, то выяснится любопытный момент:

* материальный объект (как результат работы ремесленника) или оказанная услуга (скажем, ремонт материального объекта или его перемещение) имеет достаточно очевидную полезность

* а вот с результатами работы религиозного деятеля всё несколько сложнее - подсистема установления причинно-следственных связей может вводить в заблуждение, выявить эти связи крайне затруднительно (то есть дать объяснение, которое перестанет вызывать вопросы), стало быть обывателю нужно эту полезность доказывать.

Поэтому для более эффективного продвижения своих взглядов институт религии укрепляет свои позиции засчёт сращивания с властью. Это существенно упрощает лоббирование. Те гильдии, которые не сумели обеспечить защиту своих интересов, уходят в небытие. Причём, это могут быть гильдии в рамках одной религии.

Изобретение письменности и сложная социальная организация привели к появлению устойчивых религиозных объединений. Устойчивость обеспечивается в том числе успешной доктриной, которая опирается на следующие базовые элементы:

1) четкое отличие от других концепций

2) независимость от конкретного представителя

3) узнаваемость по характерным чертам

4) эксклюзивность предоставляемых знаний/услуг

Подобная структурированность, плюс наличие текстов укрепляет позиции доктрины: она становится связной и более легкой для осмысления (например, позицию религиозной гильдии можно вывести дедуктивно, не обращаясь к представителям). Однако, данный подход имеет существенный недостаток: остаются не задействованными когнитивные системы, реагирующие на что-то яркое и необычное. Это создает риск появления альтернативных доктрин, которые первым делом попытаются привлечь на свою сторону людей именно засчёт элемента яркости и экстравагантности предлагаемых основ. Современные религии пытаются разрешить данное противоречие внесением ритуалов, привлекающих внимание в первую очередь яркими образами нежели структурированными концепциями (за отличный пример спасибо Михаилу Зарезину: https://cont.ws/@mzarezin1307/... ****). Получается комбинация двух способов усвоения: образный (сенсорная стимуляция) и доктринальный (связное систематизированное послание).

Выводы:

1) Верующие, в том числе в суеверия и магию**, будут всегда, потому что мозг ошибается. Активное просвещение лишь снизит общее количество.

2) Не существует участка мозга, который отвечает за религиозные и суеверные представления.

3) Многое из описанного может быть применено не только к религии, но и к обычной жизни (эффекты искажения информации, коалиционность). Этим книга особенно ценна.

4) Очень показательно описаны причины лоббирования своих интересов религиозными сообществами. Данное поведение по сути не особо отличается от действий любых других сообществ.


Исправления в статье после публикации:

* 27.11.2018 - в заголовке исправлено "О религии" на "О религии, суевериях, магии"

** 27.11.2018 - в главе "Выводы" исправлено "Верующие будут" на "Верующие, в том числе в суеверия и магию, будут"

*** 28.11.2018 - в главе "О религиозных сообществах" добавлена ссылка на статью

**** 30.11.2018 - в главе "О религиозных сообществах" добавлена ссылка на пример религиозного ритуала, в котором образная компонента является доминирующей

    Зачем в Белоруссию приезжал спецпредставитель США по Украине Кит Келлог

    Опять в наших и не наших интернетах поднялся шум по поводу того, зачем же в Белоруссию приезжал спецпредставитель США по Украине Кит Келлог.Белорусы, естественно, видят в этом доказател...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев
    :bowtie: :smile: :laughing: :blush: :smiley: :relaxed: :smirk: :heart_eyes: :kissing_heart: :kissing_closed_eyes: :flushed: :relieved: :satisfied: :grin: :wink: :stuck_out_tongue_winking_eye: :stuck_out_tongue_closed_eyes: :grinning: :kissing: :kissing_smiling_eyes: :stuck_out_tongue: :sleeping: :worried: :frowning: :anguished: :open_mouth: :grimacing: :confused: :hushed: :expressionless: :unamused: :sweat_smile: :sweat: :disappointed_relieved: :weary: :pensive: :disappointed: :confounded: :fearful: :cold_sweat: :persevere: :cry: :sob: :joy: :astonished: :scream: :neckbeard: :tired_face: :angry: :rage: :triumph: :sleepy: :yum: :mask: :sunglasses: :dizzy_face: :imp: :smiling_imp: :neutral_face: :no_mouth: :innocent: :alien: :yellow_heart: :blue_heart: :purple_heart: :heart: :green_heart: :broken_heart: :heartbeat: :heartpulse: :two_hearts: :revolving_hearts: :cupid: :sparkling_heart: :sparkles: :star: :star2: :dizzy: :boom: :collision: :anger: :exclamation: :question: :grey_exclamation: :grey_question: :zzz: :dash: :sweat_drops: :notes: :musical_note: :fire: :shit: :thumbsup: :thumbsup: :-1: :thumbsdown: :ok_hand: :punch: :facepunch: :fist: :v: :wave: :hand: :raised_hand: :open_hands: :point_up: :point_down: :point_left: :point_right: :raised_hands: :pray: :point_up_2: :clap: :muscle: :metal: :fu: :runner: :running: :couple: :family: :dancer: :dancers: :ok_woman: :no_good: :information_desk_person: :raising_hand: :bride_with_veil: :person_with_pouting_face: :person_frowning: :bow: :couplekiss: :couple_with_heart: :massage: :haircut: :nail_care: :boy: :girl: :woman: :man: :baby: :older_woman: :older_man: :person_with_blond_hair: :man_with_gua_pi_mao: :man_with_turban: :construction_worker: :cop: :angel: :princess: :smiley_cat: :smile_cat: :heart_eyes_cat: :kissing_cat: :smirk_cat: :scream_cat: :crying_cat_face: :joy_cat: :pouting_cat: :japanese_ogre: :japanese_goblin: :see_no_evil: :hear_no_evil: :speak_no_evil: :guardsman: :skull: :feet: :lips: :kiss: :droplet: :ear: :eyes: :nose: :tongue: :love_letter: :bust_in_silhouette: :busts_in_silhouette: :speech_balloon: :thought_balloon: :feelsgood: :finnadie: :goberserk: :godmode: :hurtrealbad: :rage1: :rage2: :rage3: :rage4: :suspect: :trollface:
    Пишите здесь

    • Весьма любопытно. Но, как мне кажется, религиозность тут сводится к неким универсальным вневременным причинам. А религия, всё-таки, весьма историческое явление. И периодически повторяющиеся попытки "вернуться к истокам" всегда означают религиозное творчество и попытку приспособить религиозную доктрину и практику к потребностям современного социума.
        • Sergey → Михаил Зарезин
        • 26 ноября 2018 г. 7:44
        Автор попытался выделить инварианты религиозных явлений. И, по-моему, весьма успешно.
      • Sergey, ну да. Но, помимо особенностей работы мозга и умственной деятельности вообще, должны быть и социальные причины возникновения и упрочения религиозных представлений. Встречал в литературе такую гипотезу. С развитием производства орудий человеческая деятельность расщепляется. Само создание орудия при наличии добротного материала и при соответствующих навыках получается почти всегда, без всякой мистики, а вот "применение" (охота, рыбалка, война) может быть удачным, а может и нет. И вот тут у людей складывается представление о том, что есть действия, успех которых предопределён, и есть действия, удача в которых носит вероятностный характер. А далее уже возникают поиски путей повышения вероятности благоприятного исхода. Проявляется это в проведении "репетиций" удачной охоты и т.п. А в дальнейшем всё усложняется, "репетиции" превращаются в ритуалы, люди "осознают", что есть силы, которые отвечают за удачность человеческих действий, приходит "понимание" того, что с этими силами можно договориться за разумное овзнаграждение и т.п.
      • Ned
      • 26 ноября 2018 г. 9:44
      Единственно, что за треском сомнительных разъяснений хочется обсудить, так это вывод:
      "1) Верующие будут всегда, потому что мозг ошибается. Активное просвещение лишь снизит общее количество."
      Верующие будут всегда - совершенно верно.
      Причинностью выбраны ошибки мозга... Грамотнее писать сознания, так как не факт, что сознание все в мозге. Причастно - да. Сознание = мозг - лишь вероятность.
      Возникает вопрос, что ошибочного в том, что отчетливо понимая знанием зону нашей непознанности мира, как почти- что сравнительно пустыню Сахару, в сопоставлении со знаемым нами - горсткой песка, мы своим сознанием вынуждены строить предположения, используя лишь то, на что и способны в вариантах - строить предположения на аналогиях нам знакомого?
      Вроде все очень логично и совпадает с тем, что мы и делаем.
      Мы задаемся вопросом откуда этот мир? И начинаем вспоминать понятие творения, при этом приходя к тому, что любое творение -удел разумного. Мы просто не знаем иного, мы сами так творим. Кстати и в любом материальном, изучая его мы открываем закономерную суть, из которой мы открываем законы природы.. При этом, читая эти законы в материи, мы допускаем, что эти "книги" писали такие же разумные.. Мы в это верим, предполагая.
      Мы так организованы в сознании, что система самосохранения не даст нам жить, пока мы не подсунем под всякое неведомое свою поделку модели представлений.. Самосохранение же не отстанет пока не выполнит прогноз опасности от неведомого.
      Какие тут ошибки, в неведомом то, в вариантах предположений, где мы сами себе говорим, что предположения на вере могут быть как истиной, так и ошибкой?
      В таком подходе нет ошибочности. Предположения - вероятности лишь неопределенные.
      Ну и наконец последнее.. "Активное просвещение лишь снизит общее количество" (ошибок мозга).
      Еще со времен воинствующего атеизма в сознание людей втюхивалась мысль о том, что науки могут доказательно обосновать основы атеизма, как то, что и кричали истошно тогда везде -"Бога нет!" (кстати и сегодня на русском сайте http://www.ateist.ru/ так считают о том).
      С тех времен науки ушли вперед, и утверждать отсутствие чего-кого либо в той безграничной неизвестности, где наши познания только и возможны в 5% массовой доли всего удельного материального в мире - кажется совершенно ошибочным..
      Как можно отрицать что-либо предполагаемое, когда ты вокруг себя можешь видеть-ощущать лишь 5% того, что тебя окружает? (феномен открытия "тёмной материи").
      Ну и достоин упоминания тот факт, что ныне астрофизики мира работая над самой потенциально плодовитой теорией струн, в своем математическом аппарате весьма убедительно выводят мультивселенность мира..То есть, то тких вселенных, как наша, - множества. Это к пониманию того, что в основах фундаментальных мироздания науки наши непричастны по знаниям совсем.
      И любой академие знает о мироздании в части основ , как и любой пастух - аж ничего. Представлять гипотезно догадками - 100 порций, знать...увы..
      Каково тут научное просвещение в части предположений о богах в мире?
      Что оно снизит?
        • Sergey → Ned
        • 26 ноября 2018 г. 12:35
        Ned, оно может снизить суеверное поведение и веру в магию, например.
        • Ned → Sergey
        • 26 ноября 2018 г. 21:53
        Sergey, Интересно, а каким образом образование и науки снижают веру в неведомые им области возможно потенциальных всяких "полей", где маги возможно и творят всякие деяния? Вуду, к примеру, совсем не безобидны для своего народа..
        • Sergey → Ned
        • 28 ноября 2018 г. 5:35
        Ned, очень простым образом: для всего ищется разумное объяснение без привлечения несуществующих явлений.
      • Раскрыть ветку
    • Хорошо разобрано. Только я бы кое-что уточнил по терминам. Магизм в отношении к ритуалам и выдумывание антроморфного сверхъестественного действительно будут всегда, поскольку так когнитивно проще. Только это не есть религиозное чувство. Хотя, чего уж там, оно нередко этим сопровождается, и нередко им подменяется. И, кстати, нападок на православие я бы в статье не усмотрел. У Отцов как раз много написано насчёт того, что подобного генезиса мистицизм путать с верой не стоит.
        • Sergey → Гуамоко
        • 27 ноября 2018 г. 7:25
        Гуамоко, всё-таки суеверия, вера в магию и вера в некие сверхъестественные объекты имеют нечто общее. Собственно, эти инварианты автор и попытался выявить. По-моему, ему удалось и весьма неплохо. Признаться, после прочтения я даже и не знаю можно ли написать что-то ещё на тему атеизма. :sunglasses:
      • имхо, статья - тупая, потому что аффтар считает, будто мысли/сознание - это продукт работы мозга (типа как дерьмо - продукт работы кишечника),
        т.е.
        якобы мозг производит мысли по биологическим законам, типа как кишечник производит дерьмо... ХА!..

        Это - тупое представление,
        потому что
        оно не учитывает того, что
        вне общества мыслей/сознания нет,
        т.е.
        "маугли" вне общества не приобретает сознания,
        а "робинзон" вне общества теряет сознание (превращается в животное, теряет способность говорить, например)...
        т.е.,
        СОЗНАНИЕ/МЫСЛИ - ЭТО ПРОДУКТ ОБЩЕСТВА,
        СОЗДАВАЕМЫЙ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ, НАД-БИОЛОГИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ,
        т.е., сознание вне общества не возникает и не сохраняется (теряется).

        ЧЕЛОВЕКА (сознания) ВНЕ ОБЩЕСТВА НЕ СУЩЕСТВУЕТ...

        https://cont.ws/@frolfrolov/953437
        "Человек" - это НЕ "свободная личность", а нечто полностью зависимое от "общества"

        Самостоятельная/отдельная сущность - это ОБЩЕСТВО, А НЕ ЧЕЛОВЕК.

        https://cont.ws/@frolfrolov/701373
        Что образовалось раньше: общество или человек?

        И.
        Общество - это ступень эволюции существующего.
        См про Новую теорию эволюции здесь:

        https://cont.ws/@frolfrolov/812558
        Об эволюции существующего - в картинках

        https://cont.ws/@frolfrolov/757978
        Описание эволюции в двух понятиях

        https://cont.ws/@frolfrolov/692264
        Конец Света и следующая ступень эволюции
    • "Верующие будут всегда, потому что мозг ошибается."
      Возможно и ошибается (хотя, ДОКАЗАТЬ ОТСУТСТВИЕ чего-то: НЕВОЗМОЖНО).

      Однако, мне кажется более правильным такое умозаключение:

      "НЕ Верующие будут всегда, потому что мозг ошибается"...
        • Sergey → Александр А
        • 26 ноября 2018 г. 12:41
        Александр А, в статье указывается, что попытки доказать присутствие сверхъестественных объектов - это самообман. И объясняется откуда возникают подобные представления. Она вовсе не доказывает отсутствие, наоборот - объясняется феномен веры в сверхъестественное без введения лишних сущностей. Типичная "бритва Оккама": зачем вводить лишние объекты, если некое явление можно объяснить в рамках существующих понятий.
        • Sergey → Александр А
        • 26 ноября 2018 г. 12:46
        Александр А, я не призываю Вас отказываться от своих убеждений. Я, например, верю в понятие бесконечности. Хотя, её существование не доказано. И одновременно с этим есть люди отрицающие понятие бесконечности и пытающиеся на этом построить непротиворечивую математику. Каждому своё.
      • Sergey, есть шикарное словосочетание:

        "Натягивание совы на глобус".

        Это к тому, что ПРИДУМАТЬ "объяснение" чего-то, в принципе возможно в любой традиции.
        В т.ч. и научной, т.к. Наука охватила своим вниманием почти всё доступное.

        Но объяснение, исходя из своих недоказанных посылок, не соответствует Бритве.
        Какие недоказанные посылки, спросите вы?

        Это работа не МОЗГА, а СОЗНАНИЯ, которое и делает человека.

        Надеюсь, вы не будете спорить с авторитетными людьми - навскидку: Бехтерева, которая сказала, что-то вроде того, что СОЗНАНИЕ - абсолютно неизвестная вещь.
      • Раскрыть ветку
    • Написано, типа, умно, по сути - полный бред.
      Всего пара цитат.
      "В ходе эволюции у человека развились " - какой эволюции? Той, которую давным-давно опровергли?
      "Склонность к сотрудничеству возникла в ходе эволюции и закрепилась в виде некоторых эмоциональных " - опять же про эволюцию. Да и вообще, это же просто бездоказательное заявление. С чего это вы так решили?
      "* чувство вины – это самонаказание за неэтичный поступок" - мда? Нужно ли напомнить, что чувство вины может возникнуть как результат вполне себе этичного поступка? И вообще даже как результат НЕпоступка, то есть бездействия?

      И видим мы по итогу то ли научный, то ли псевдонаучный выкидыш - ни одного доказательства, ни одного аргумента, только голые идеи, притянутые за уши.
        • Barbaris → Barbaris
        • 26 ноября 2018 г. 13:12
        По сути, стартовый посыл, что человеческий мозг есть самый совершенный анализатор реальности, на который можно со 100%-ной уверенностью положиться, уже вызывает усмешку. Способность человека воспринимать реальность более чем сильно ограничена.
        Но это еще полбеды. Главная проблема в том, что мозг просто "достраивает" реальность исходя из знакомых концепций, на основе предыдущего опыта. Поэтому можно говорить, что анализ реальности не может быть произведен в принципе, даже не по причине ограниченности, а просто потому что в на одну и ту же картину реальности разные мозги дают разную осознанность, основанную на опыте, который различен.
        Проще говоря, у всех реальность своя.
        • Barbaris → Barbaris
        • 26 ноября 2018 г. 13:30
        Даже более, реальность даже одного человека может меняться в зависимости от факторов, например, от настроения. Ну, как в таких условиях отличать реальное от нереального? Да, никак.
        Автору не удается логически связать концы даже на уровне "шаманства" - сваленных в кучу "богов, духов, суеверий", идет просто набор бездоказательных, не агрументированных заявлений.
        Как же он собирается спорить с посылом, что мы лишь микроскопическая часть Вселенной, и частность в принципе не может осознать целое?
        В ведической культуре есть тексты, которые говорят, что материальный мир - это просто вибрация времени, а время есть часть "тела" создателя. Так вот, хочется спросить, а может ли отдельно взятая клетка на что-то претендовать в смысле понимания целей существования всего организма в целом?
        • Sergey → Barbaris
        • 26 ноября 2018 г. 13:36
        >> Нужно ли напомнить, что чувство вины может возникнуть как результат вполне себе этичного поступка?
        Пример можете привести?
      • Раскрыть ветку
    • Мозг не ошибается. Он выбирает из доступных ему образов и понятий, на присутствующем уровне знаний данного индивидуума линию поведения. Есть сложнейшие уровни и есть простейшие.
      Пример простейшего уровня - разговор двух старушек в электричке о Рейгане:
      - Слышала , Петровна, у Рейгана где-то в заднице рака нашли. Мабуть сдохнет, да всё наладится...
      Также можно привести рассуждения Стивена Хоккинга о сложнейших проблемах мироздания, где у ученого такие же в процентном отношении мизерные знание о предмете (ввиду его грандиозности и очень низком уровне нынешней науки о предмете) и далеко идущие выводы .
      А когда не работает логика и наука, то в серьёзных для людей ситуациях, необходима подпорная вставка из блока поведенческого набора религиозной помощи. Поведенческий набор отработан и гарантирует необходимое выживание в условиях сложнейшего мира. И этот набор приемлем для всех, и тех кто верит в седого всемогущего старца, тех, кому ближе суперинженер и суперпрограммист, понатыкавший блокировок от дураков, из-за которых добраться до самой программы никак не получается.
        • Sergey → Афраний
        • 26 ноября 2018 г. 13:40
        Мозг непрерывно пытается моделировать окружающую действительность, постоянно делая поправки. Ошибки в работе - это по сути несоответствие модели окружающей действительности, составленной мозгом, самой действительности.
      • Ну так это не ошибки, а нормальная работа. Есть опыт и знания и строится модель. Я и показал две неправильных модели совершенно разных уровней. Но ни там ни там линию поведения корректировать не надо. И без бабушек и без Хоккинга разберутся другие люди. А в более бытовых и близких им ситуациях их модели ближе к реальности. И часть проблем, да, не Его волю
        • Sergey → Афраний
        • 27 ноября 2018 г. 7:30
        >> Но ни там ни там линию поведения корректировать не надо.
        А вот тут я не согласен. Карго-культ - это отсталость в развитии, пусть и непреднамеренная, с которой нужно бороться.
        Давеча был в магазине и мне на ногу случайно наступил какой-то мужик. Так он извинился (ок), а потом меня упрашивал, чтобы я ему в ответ наступил. У нас в детстве было такое суеверие: если не наступить в ответ, то поссоримся. Ну, блин, взрослый же человек, а занимается какой-то ерундой. От такого нужно избавляться. Ну, и под ноги тоже надо смотреть. =)
      • Раскрыть ветку
    • Псевдонаучный бред!
      Религия не предмет веры, это предмет знания, каждодневно подтверждаемого практикой жизни.
      Религия - связь человека и Бога.
      Она есть всегда, эта связь.
      Но она может быть односторонней - со стороны Бога, когда Бог разговаривает с каждым языком его жизненных обстоятельств, а человек не может понять этот язык по причине отсутствия интеллекта.
      Или двусторонней.
      Всё очень просто.
      А то, о чем нафантазировал автор - является по факту псевдорелигиями или разновидностями атеизма идеалистического, коих бесчисленное множество.

      Изучайте Достаточно Общую Теорию Управления и Вам откроется!
      ДОТУ
      https://yadi.sk/i/wuPu5poEhPVsZ
      Практика- критерий истины.
      Нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
      Незнание не освобождает от ответственности.
        • Sergey → Виталий Бродовский
        • 27 ноября 2018 г. 7:32
        >> Но она может быть односторонней - со стороны Бога, когда Бог разговаривает с каждым языком его жизненных обстоятельств, а человек не может понять этот язык по причине отсутствия интеллекта.

        Можно наводящие вопросы позадавать? То есть Вы считаете, что есть некое существо, которое непросредственно участвует в создании жизненных обстоятельств?
      • Sergey, Конечно.
        Нет ничего случайного.
        Это замечено давно многими выдающимися людьми: Ньютоном, Пушкиным (величайшим философом) и многими, многими другими...
        • Sergey → Виталий Бродовский
        • 27 ноября 2018 г. 9:43
        Виталий Бродовский, и каким же образом происходит это участие? Можете привести пример? С детальным описанием.
      • Раскрыть ветку
    • Это и вправду очень любопытно и разумно. Однако, следует отметить сугубо прагматичный подход. Вера, как феномен, несколько шире чем просто реакция мозга. Она может быть одним из вариантов познания мира, то что именуется "духовной практикой". А может быть изумительным волевым актом.
    • вездесущий Бог существует, и познаётся это вполне понятно - когда обрёл Его обещанную отзывчивость на все твои обращения путём исполнения Его рекомендаций, высказанных устами Иисуса Христа.
      Для познавшего Божью отзывчивость данная статья - умопостроения невежды.
    • Комментарий удален

        • Sergey → lexxdtmm
        • 28 ноября 2018 г. 6:35
        lexxdtmm,
        Правильно будет так:
        И что? Религии вечны потому что "лох не мамонт"? Ебать, открытие! Кто бы мог подумать! Этаких философов только пиздить и хуярить.

        Даже с матами можно писать грамотно. Это совсем несложно.
    • Спасибо за умную и познавательную статью. Не слишком частый случай среди контовских публикаций на тему религии.
    • Уважаемый автор! исходя из этого текста, хотелось бы задать вопрос.

      Какова ценность ВАС лично как явления Природы?
      Зачем Вы Ей? :sunglasses:
        • Sergey → Свидетель
        • 28 ноября 2018 г. 10:56
        Если это вопрос о смысле жизни, то я бы предпочёл оставить этот вопрос без ответа. Ибо это личное. Но он есть, не сомневайтесь. И с религией не связан.
      • Sergey, Личное - это именно Ваше субъективное представление.
        А оно может очень даже отличаться от объективного положения вещей.
        Т.е. речь идет о Жизни как явлении в Природе.
        Оно случайно или закономерно?
        Если случайно - то это очень печально оборачивается для человека.
        А если закономерно, то Жизнь имеет некую ВАЖНУЮ функцию в Природе и, соответственно, человек тоже.
        Так Вы какую сторону выбираете и почему?

        P.S. А что Вы подразумеваете под словом "религия"? Ведь есть несколько возможных толкований этого слова...
        • Sergey → Свидетель
        • 28 ноября 2018 г. 12:04
        Я выбираю сторону коммунистов, потому что считаю, что следующей ОЭФ будет именно коммунизм. Это отвечает на Ваш вопрос?
        В статье освещены несколько аспектов термина "религия":
        1) убеждения в существовании неких сверхъестественных сил
        2) религиозные сообщества
        3) [частично, каюсь] моральные нормы поведения человека в обществе
        Возможно, это далеко не всё. Статья основана на материале из упомянутой книги.
      • Раскрыть ветку
    • Все было бы так просто, если бы не было так сложно
        • neBorey
        • 28 ноября 2018 г. 9:57
        Научная точка зрения - штука хорошая. Но длинная, зараза!
        Мой символ веры будет покороче. Итак, я бы рад быть атеистом - атеисту проще. Можно самому - без оглядки на Законы Божии - формировать, например, нравственные понятия.
        Но есть вещи, которые в науку никак не вписываются и никто из ученых ими не занимается.
        Чудеса. Так называются эти ненаучные явления. Самым ярким - на мой взгляд - является Благодатный Огонь.
        Но можно, наверное, погуглить про кровь св. мученика Януария, Ланчанское чудо и другие вещи. Одних АБСОЛЮТНО нетленных мощей великое множество.
        И пока все это НИКАК НЕ ОБЪЯСНЕНО - зачем говорить, что вера есть явление искусственное?
        На мой взгляд эти явления никогда и не получат научного объяснения.
          • Sergey → neBorey
          • 28 ноября 2018 г. 10:55
          neBorey, предлагаю остановиться на Благодатном Огне. Поиск в интернете выдает очень много разных ссылок и большая часть из них - это религиозные сайты. Википедия считается источником, которому можно доверять в данной ситуации?
        • Sergey, "предлагаю остановиться на Благодатном Огне."

          - а давайте остановимся на Итигэлове, а? :sunglasses:
          • Sergey → Свидетель
          • 28 ноября 2018 г. 12:08
          Забавно. Я в этом году был на Байкале и по программе должен был поехать в Иволгинский дацан. Но не поехал. =)

          Давайте остановимся, хорошо. Какую информацию в сети мы будем считать достоверной? Как обычно, поиск выдает много всякого странного.
        • Раскрыть ветку
      • Автор, извините, пожалуйста, но вы - просто тупы. Это ж надо, впрочем эту ошибку делают все "бандерлоги" и т.п., хвалятся научным подходом, но не понимают, что такое наука. В Вашем случае, это не наука, а атеистическое мышление. Не путайте их. Против Вас даже учебник биологии 9-10 кл. Надо только внимательно читать и думать. Вы совершенно правильно пишете, что мозг, мышление человека часто ошибается и подвержено влияниям извне. Но так же он подвержен влиянию и из "потустороннего" мира, а там точно так же не заинтересованы многие в Человеке. Ваши ДОМЫСЛЫ никак не объяснят мне, как я мог ВИДЕТЬ неоднократно, например, будущее. Вы не докажете мне никак, что Бога нет и много другого.
          • Sergey → Тундрюк
          • 28 ноября 2018 г. 10:26
          Тундрюк, в каком именно учебнике по биологии для 9-10 классов описано явление "потусторонний мир"?
          Я Вас очень прошу соблюдать вежливость. Я могу быть с кем-то несогласен (в комментариях таких немало), но это не даёт мне право опускаться до личных оскорблений.
        • Sergey, Я думаю с госродином со странной животной кликузой спорить не стоит. Во-первых потому, что действительно в нашей стране существуют (и разрешены!!!) учебники биологии на религиозной основе. А во-вторых, поскольку бог - символ веры, т.е. иррационален, упорному адепту ДОКАЗАТЬ его отсутствие невозможно.
      • ++++++++ Хотя и несколько занудно. Но религия и вера е сводятся к указанным моментам. А уж церковь - прежде всего властный бизнес-проект, вернее, властный на самоокупаемости.
          • Sergey → Сергей Любарский
          • 28 ноября 2018 г. 13:21
          Книга довольно большая. Местами, да, приходится прилагать усилия для того, чтобы вникнуть. Я довольно долго её переваривал и потом ещё статью составлял по заметкам. Без заметок, наверное, ничего бы не получилось.
        • Sergey, Ещё раз пролистал дискуссию. Представителей лимбических товарищей и просто демагогов не стоит подкармливать. Т.б., своей кровью. Цитата "давным давно опровергнутая теория эволюции" уже указывает на компетентность ...
          Я понимаю вас - вы хотите немного изменить мир, добавив ему знаний. Я думаю, те, кто способен их взять, получат и промолчат. А метать бисер..Перед кем?
          • Sergey → Сергей Любарский
          • 29 ноября 2018 г. 7:26
          Подобные дискуссии помогают увеличивать количество сомневающихся и превращать уже сомневающихся в адекватно мыслящих. Ну, и местами просто интересно узнать какие-то новые факты. Я ведь тоже обогащаюсь в процессе дискуссии. :sunglasses:
        • AB
        • 30 ноября 2018 г. 11:46
        Здесь один из комментаторов совершенно верно указал, что человек не может существовать вне общества. Реальные маугли не дадут соврать.

        Заметим, что детёныш может превратиться в человека, только попав в более сложную среду, чем ту, на которую рассчитан его мозг. В волчьей стае человеческие детёныши не на много опережают в развитии волков.

        Т.е человек, как элемент системы, НЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ВНЕ БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ системы. Это - общесистемное правило. Клетка не может существовать сама по себе вне организма.

        При этом мы с удивлением видим, что человечество - существует. И даже развивается. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОНО ЕСТЬ ЭЛЕМЕНТ БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ.

        Вот эту более сложную систему часть человечества называет Богом. Это, конечно, не бородатый старичок на облаке. Это - сложнейший "организм", "клеткой" (или "органом") которого является человечество. И, как "клетка", не может не быть в гармонии с "организмом", так и человечество не может не быть в гармонии с "богом". Т.е подчиняться его законам. В противном случае "организм" такую "клетку" отторгнет. Это касается и человечества, и человека. Кто-то называет эти законы божественными. Человеки не могут их постичь во всей полноте (элементу принципиально недоступны законы системы), но эмпирически люди кое-что начали понимать.
          • Sergey → AB
          • 30 ноября 2018 г. 12:24
          Движение общественной материи - это не сверхъестественное явление, а вполне себе материальное. Маркс это четко указал. Если очень хочется назвать это богом - на здоровье.
          • AB → Sergey
          • 30 ноября 2018 г. 12:34
          Sergey, Об этом и речь!
        • Sergey, В вопросе сознательного Маркс не был диалектиком. Основы именно диалектического понимания этого вопроса заложил Ленин в "Материализм и эмпириокритицизм".
      Sergey Петрович
      24 апреля 2019 г. 10:34

      [репост] Павел Перец и Егор Яковлев: переход к коммунизму, изъятие собственности и средств производства

      Настоятельно рекомендуется всем для ознакомления. Ответы на обывательские вопросы "а как же быть, ведь у нас всё отберут?" ...
      2218
      Sergey Петрович
      1 апреля 2019 г. 16:09

      [репост] Агитпроп умер! Да здравствует Агитпроп!

      Программа Константина Сёмина исключена из сетки вещания федерального канала. Надеюсь, что теперь у недоброжелателей станет чуть меньше "острых" вопросов. Не претендую на звание почётного Нострадамуса, но с полгода назад я писал, что Агитпроп на федеральном канале нужен для создания образа врага (в лице США, разумеется). И как только необходимость в это...
      3668
      Sergey Петрович
      14 марта 2019 г. 12:50

      [Перепост] Красный остров. К 70-летию бойни на Чеджу

      Долгожданный фильм о двух Кореях от Егора (Тубусшоу) Иванова. ...
      8367
      Sergey Петрович
      13 марта 2019 г. 10:36

      О беседах с националистами...

      Ввиду невозможности общаться с автором лично, приходится использовать публикацию в блоге.https://cont.ws/@charmingrussia/1243908О том, что в СССР подход к истории был ангажированным известно и отрицать это глупо. Например, очень скудно изучался период становления поместного войска (сиречь помещиков), поскольку отзываться в положительном ключе об этой части общества бы...
      1879
      Sergey Г.Е.Н.
      2 февраля 2019 г. 11:27

      Алексей Водовозов. Что нас не убивает, но это не точно.

      Мы регулярно слышим о том, что «ученые доказали» (в основном — британские) опасность очередного пищевого продукта, добавки с индексом «Е», ингредиента косметики или вакцин. Насколько обоснованы эти утверждения? Действительно ли существует нечто, что в относительно близкой исторической перспективе может если не уничтожить нас как вид, то основательно проредить? Участни...
      2167
      Sergey Петрович
      24 декабря 2018 г. 10:47

      Иуда, Власов и Квицинский

      Книга Юлия Квицинского "Иуды" была мне рекомендована одним пользователем Конта в качестве источника, подтверждающего факт массового дезертирства из РККА на сторону фашистов (если захочет - сам себя обозначит).Первую часть под названием "Искариот" я не стал читать, потому что и так понятно, что это чистой воды художественное произведение: из всех источников сохранилась...
      5560
      Sergey 26 сентября 2018 г. 11:39

      Вот такая она, наша "новая" история.

      Октябрьская Социалистическая Революция? Не, не слышал. Похлопаем дружно отличившимся дизайнерам из Unnikaland....
      12025
      Sergey 16 марта 2018 г. 23:59

      О Вермахте и РККА накануне 22 июня 1941

      Толково и доступно об объективных условиях, способствовавших быстрому наступлению немцев в 1941. ...
      12588
      Sergey 6 марта 2018 г. 09:29

      [Хорошая музыка] Пролетарское танго & Сестра Петра - Ландыши

      Прекрасная песня в исполнении не менее прекрасных коллективов "Пролетарское танго" и "Сестра Петра". Уж не знаю кто у этих ребят режиссёр и оператор, но определенно можно сказать, что талант нашёл своё место. Снято и смонтировано отлично!Всем хорошего настроения!...
      6846
      Sergey 1 декабря 2017 г. 17:53

      [Хорошая музыка] Симфоническое "КИНО"

      Группа "Кино" является каким-то особым культурным феноменом: песни простые, но известные многим (в том числе и нынешнему поколению). На Youtube можно даже найти группу итальянских музыкантов, которые на довольно неплохом русском поют песни Виктора Цоя.Многие музыканты выпускали свои версии известных песен. Например, "Кукушка" была довольно неплохо (на мой взгляд) пере...
      7025
      Sergey 31 октября 2017 г. 13:15

      О статье Прихожанки "Почему сионисты столько лет молчали после публикации Протоколов?"

      Чтобы не тратить время определенной части аудитории сразу оговорюсь: я, конечно же, являюсь одним из участников всемирного заговора, я еврей-заговорщик в 10-м поколении, мне уже заплатили и вообще. Безусловно, органическое неприятие нацизма ни в коем случае не может считаться хоть сколько-нибудь значимым поводом к написанию статьи.Оригинал (критикуемое): https://cont....
      9747
      Sergey 23 августа 2017 г. 12:43

      [Хорошая музыка] OK Go - Needing/ getting

      Среди прочего в музыке мне всегда нравились разного рода "хулиганства". Например, Rammstein на балалайке или смесь "Personal Jesus" и "Паровозик из Ромашково". Композиция "Needing/getting" - это тоже чудесное и очень изобретательное хулиганство: автомобиль как музыкальный инструмент. У коллектива "OK Go" немало красивых клипов, но для меня лучшим остается именно этот:...
      10347
      Sergey 25 июля 2017 г. 18:14

      [Хорошая музыка] Пролетарское Танго - Снег идёт, Отчего-почему, Московские окна

      Питерский коллектив "Пролетарское Танго" перепевает старые песни. И получается у них это совершенно особенно, хотя никаких особых нововведений в композиции они не делают. Возможно, дело в том, что в любимое дело они вкладывают все силы и способности. Как говорится, делают от души.Особо хочется отметить режиссёра, который помогает снимать клипы. Уж не знаю кто это, но ...
      3463
      Sergey 20 июля 2017 г. 20:44

      [Хорошая музыка] The Beatles: "Because" и "When I'm sixty-four"

      Не так давно, по ходу просмотра трейлера к одному фантастическому фильму, обратил внимание на правильно (как мне показалось) выбранную музыку. Дальнейшие поиски разнообразных музыкальных хулиганств привели на канал Эндрю Лабмэна (Andrew Lubman). Особенность его копий заключается в наглядности: можно посмотреть где, когда и какой именно инструмент играет. ...
      4346
      Sergey 17 июля 2017 г. 20:07

      [Хорошая музыка] Питерский коллектив "Опа!"

      Необычность данному коллективу придают два фактора: во-первых, ребята не боятся использовать элементы народной музыки с соответствующими инструментами, во-вторых, творческим лидером группы является барабанщик.Отдельно стоит отметить талантливо поставленные клипы. Которые и предлагаются к просмотру!"Для тех кому за 30" "Salada Russa" ...
      2909
      Sergey 13 июля 2017 г. 15:28

      [Хорошая музыка] Offspring, Days go by

      Группу довольно известная благодаря ранним альбомам "Offspring", "Smash", "Ixnay on the Hombre" и, конечно же, "Americana" с одной из самых популярных композиций "Why don't you get a job?".Более поздние произведения уже не отличались такой мелодичностью, как вышеперечисленные, вдобавок там был в обилии мат (в том числе русский - известное слово из 3-х букв). После чет...
      3818
      Sergey 29 марта 2017 г. 13:53

      Империализм как высшая стадия капитализма (аудиокнига)

      Практически с полпинка нашел на Youtube начитку статьи В. И. Ленина. Бегло промотал - вроде неплохо сделано.Аудиодорожка: https://yadi.sk/d/wAd56wZW3GT2Qj...
      3600
      Sergey 16 июня 2016 г. 19:12

      Репост: Лёва, живущий наощупь

      Некоторое время назад на канале Дмитрия Коржевского (https://www.youtube.com/channel/UCqNzEb1xi6c_l4ZUmozLt9Q), на который я подписан, вышло любопытное видео. Там автор показывал старый советский кассетный магнитофон и рассказывал о владельце этого магнитофона. Владелец - слепой и плохо слышащий электрик. Примечательно, что изрядную часть ремонтных работ по этому магн...
      2143
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика