Эта статья является компиляцией различных источников и частично, личной точкой зрения.
В психологии представление о душе развил Аристотель. Его трактат «О душе» —сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по изучению этой науки.
Главная функция души по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. «Если бы глаз был живым существом, - писал Аристотель, - то душой его было бы зрение»
Такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика». Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. В эпоху Средневековья учение Аристотеля о душе было преобразовано Фомой Аквинским в идеалистическое. Но богословская дискуссия о природе души на этом не завершилась. Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие (например. Блаженный Августин) считают ее нематериальной. Последнее понимание в итоге возобладало в христианстве.
В Авесте – священном писании зороастризма.
Человеческая душа является чистым излучением света Бога. Она - полностью духовная основа человека. Душа - духовная индивидуальная личность человека и ответственна за все действия, совершенные в этой жизни.
Основная задача духовной дисциплины — быть в чувствительном единстве с душой, не допуская превосходства ума над духовностью.
Каждая душа имеет личного покровителя - Фравашиса. Кроме него есть и общие для людей духовные помощники - язаты. Достоинства характера являются лучшими друзьями души, они помогают сознательному уму держаться внутри границ.
Время смерти является освобождением души из рабства ума. Теперь ей не нужна помощь ума, чтобы постигать мир.
Авеста отписывает, как душа путешествует по высшему миру духа. Даена «внутреннее чистое ясновидение» или Кардар «основные привычки в жизненной активности» стоят перед душой в форме девицы. При этом душа чувствует необыкновенно интенсивные переживания. Если действия души в жизни были хорошими, набожными и доброжелательными, Даена является блаженной, красивой и молодой. Душа при этом испытывает беспрецедентное небесное блаженство. Если действия души были плохими, Даена является ужасной уродливой старухой, и душа испытывает сильное несчастье. Сразу после такой встречи наступает небесный Суд, где душа получает заслуженное существование по закону причин и следствий (Ясна 43.5).
С помощью своих покровителей, она получает свое место и продолжает трудиться в другом измерении, для завершения начатых на земле дел и окончательного очищения себя. С того момента все существо души поглощено лишь одним устремлением — достичь «Дома Бога».
Душа проходит экзамен, перед входом в высшее измерение - «Дом Бога». После прохождения через реку чистого божественного сияния, душа станет полностью окончательно совершенной. Соединившись со всеми чистейшими душами сознанием души, мы станем едиными в осознании высшего Бога Творца.
В “Доме Бога” душа человека не растворяется, не поглощается, но объединяется сознанием с Богом. Индивидуальная душа создана отдельной искрой Бога.
У египтян душа - ХАТ, САТ, ИБ, РЕН, КА, БА, АХУ, ШУИТ, ХЕКА.
Хат («тело») — бренная оболочка человека, простая материальная база для остальных составляющих человека-я-души.
Сат - вечное тело, мумия; мумификация превращает бренное, преходящее тело в священное, вечное тело.
Иб (аб) - сердце как вместилище мыслей и эмоций
Рен («имя») - Пока существует имя - человека помнят.
Ка («двойник») — это жизненная энергия ), которую создал бог Хнум; то, что отличает живое от мертвого. Уходит из тела Ка и тело становится мертвым. Однако, выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом.
Ба («душа», «жизненная сила») — сознание человека, личность, психика - то, что дает индивидуальность.
Аху (пишут "Сияние", но я бы сказал "Дух") — та составляющая, которая после смерти продолжает существование в загробном мире.
Шуит ("тень") — натуральная тень человека. Она всегда при нем, следовательно, имеет важное значение
Хека - буквально означает "усиление деятельности Ка". Египтяне считали, что увеличение силы души — это принцип по которому работает магия
В индуизме, это необходимый элемент для сохранения сознания в перевоплощениях.
« Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она не рожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.»
«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные». (Понятие Души в Бхават-гите (Махабхарате )
В буддизме:
Наставник, верующий в вечность. По его мнению, душа вечна, она существует и после смерти.
Наставник, выступающий материалистом. Он уверен в том, что душа временна и уничтожается после смерти человека.
Наставник, отрицающий существование как постоянного, так и временного духа. Этот учитель – Будда.
Мнение Будды
Согласно учению легендарного основателя религиозно-философского течения, нет оснований питать иллюзии относительно вечной души (атмана). Причина этого заключается в том, что слова «я», «душа» и «личность» на самом деле играют роль терминов, прямо не обозначающих независимую сущность.
В иудаизме:
В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер хатов), в человеке присутствует и отрицательное начало - склонное ко злу (иецер хара). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
В исламе:
Всевышний говорит: «Они спрашивают тебя о душе. Скажи: “Сущность души – одна из тайн Всевышнего, о которой знает только Он”».
«О душе не рассказал Пророк (мир ему), и мы воздерживаемся в словах о ней, проявляя этику».
Душа имеет начало сотворения, но всё-таки она создана прежде тел. Всевышний создал души до сотворения тел, это установлено Шариатом. Душа есть та сущность, которая отвечала Всевышнему Аллаху, когда Он собрал их всех воедино ещё до сотворения их тел и спросил их: «Не являюсь ли Я вашим Господом?» Души ответили: «Да, Ты наш Господь» .
В христианстве:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие, 2:7).
Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.
Термин "душа" был использован церковниками для поддержки религиозной догматики, как некое коллективно-всеобщее образование. Церковь выступает спасителем для комфортного существования бессмертной души, после смерти ее носителя. Эффективный метод для управления народом.
1. Душа, как отличительная черта человека в биосфере земли, определяла наш вид, как высшую форму на планете. С другими видами можно было не считаться (бездушные твари прав не имеют).
2. Душа, как частица бога вложенная в человека создателем, обрекала на подчинение законам церкви, не позволяла роптать на насилие со стороны монархов и иерархов, которые считались прямыми посредниками передачи приказов бога.
3. Были придуманы эффективные способы стимулирования для необходимой устойчивости конструкции. Наказание души за грехи в виде вечного страдания - адских мук в аду, и поощрение, в форме вечного блаженства в раю,
Оценил 1 человек
2 кармы