Здравствуйте, уважаемые читатели.
Начинаем очередное знакомство с каменными головами "гигантов", которое предложили вчера и вчера же :о)
Три тысячелетия назад на берегу Мексиканского залива возникла культура ольмеков. Как называли себя сами ольмеки, никому ныне не известно, а название "ольмеки" - "каучуковые люди" было дано ольмекам атцтеками за то, что те во времена атцтеков производили каучук. Но ольмеки времён атцтеков и ольмеки, культура которых нас интересует, - не есть одно и то же. Их культура гораздо древнее, и в наше время она стала широко известна, благодаря находке гигантских каменных голов. Правда, кроме голов имеются многочисленные находки археологов, но широкую публику эти находки интересуют гораздо меньше, чем базальтовые головы. Учёные же изучают культуру и историю ольмеков, прежде всего, по керамике и другим артефактам.Они многочисленны и разбросаны на очень большой территории.
Ольмекскую культуру "выделяют по ряду специфических черт изобразительного искусства, выражавшего религиозные мотивы. Наиболее регулярно встречающиеся — изображения ягуара-ребенка, маски ягуара, каменные головы в шлемах. Среди элементов материальной культуры — гигантские каменные головы, гробницы со стенами и перекрытиями из базальтовых колонн или песчаниковых плит, резьба по базальту, совершенная обработка нефрита и серпентина, мозаичные площадки из блоков серпентина и нефрита, зеркала из полированного камня.
Наиболее известные центры ольмекской культуры — Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас.
Серро-де-лас-Месас расположен в южной болотистой части штата Веракрус. Центральная часть города состоит из нескольких десятков пирамидальных холмов — остатков древних зданий, сгруппированных вокруг прямоугольных площадей. Там найдены каменные стелы и и другие монументы с резными изображениями и надписями.
В южной части Веракрус находится и Трес-Сапотес, на территории которого площадью около 3 км2 археологи нашли более 50 пирамидальных холмов. При раскопках были встречены гигантские базальтовые головы (от 1, 5 до 3 м высоты и от 5 до 40 т весом) на невысоких каменных платформах, каменные стелы с резными изображениями, саркофаги с рельефами, обычная для ольмекских памятников мелкая пластика.
С поразительным искусством ольмеки обрабатывали такие разной твердости камни, как андезит, базальт, диорит, кварц, яшму и другие. Они мастерски владели как обтесыванием и шлифовкой больших поверхностей, так и тончайшей резьбой и полировкой мелких фигурок, умело выделяя самые мелкие детали, вроде зрачков глаз или прядей волос. Им была известна и обработка глины. Помимо разнообразных сосудов они делали фигурки полных сидящих людей с лицами то ли детей, то ли ягуаров." Отсюда
По вопросам произхождения культуры ольмеков среди специалистов, возникли различные точки зрения:
«1) Касо, Паласьос и Коваррубиас предположили, что это самая древняя культура Месоамерики, прародительница теотиуаканской, майя, тотонакской и других культур.
2) Коваррубиас предположил, что вначале ольмеки занимали территории на Тихоокеанском побережье, главным образом в Герреро, а затем продвинулись в сторону побережья Мексиканского залива.
3) Морли, Томпсон и Мак-Нейш предполагают наличие культурного субстрата, общего для всех культур, от уастекской до майя, из которого возникла ольмекская культура как более ранняя.
4) Наконец, Дракер предположил, что существует единая культурная основа от Гондураса до области Уастека, а ольмеки представляют собой целый ряд одновременных культур, основывающихся на этой традиции.»
Об этом можно прочитать тут
Появление ольмеков на исторической сцене прочно связано с особого рода керамикой.
"все данные указывают на то, что ольмекская культура развивалась на побережье Мексиканского залива в тот период, когда начали изменяться способы изготовления широко распространенной в Месоамерике керамики. Эти традиции, которые продолжали развивать и ольмекские гончары, включали целый ряд своеобразных черт: сосуды с плоским основанием; орнаменты, нанесенные с помощью «шагающего штампа», выдавливание на глине с помощью веревок и тканей; точечные рисунки, преобладание резного и желобчатого орнамента; сосуды со стремевидными ручками; плоскодонные чаши с широким, выгнутым наружу венчиком; изображение когтей; орнаментация по зонам; обжиг керамических изделий в специальных печах; черная керамика с белыми венчиками и т. д." Отсюда
Опираясь на результаты изследования особенностей керамики, прослеживая пути появления или трансформации деталей и характера рисунка, специалисты делают следующий вывод:
"Наиболее вероятно, что эта традиция пришла из Азии, проникла в Северную Америку в конце сибирского неолита (2500—2000 гг. до н. э.), оказала влияние в центре, на севере и на западе этого региона, а затем достигла Мексики. Там, на востоке современных Соединенных Штатов и в Ахальпане, Теуакан, она сталкивается с традицией изготовления каменных сосудов, которая используется в качестве основы для развития керамики. Учитывая пластичность материала, она крайне быстро трансформируется, до тех пор пока не освобождается от традиций изготовления из камня. После этого уже сложившаяся керамика «спускается» из Мексики в Центральную и Южную Америку." Тут
Однако, собрав в одну кучу то, что цивилизация Ольмека, казалось бы, вышла из ниоткуда, что ольмеки оставили после себя мумии и пирамиды, а также потому что их правители выглядят африканцами, Иван ван Сертима ( Ivan van Sertima) заявляет, что всё это является доказательством прихода цивилизации ольмеков из Нубии.
Казалось бы, это - классная идея, но это не так:
В этой части Мексики и по сей день проживают люди, которые выглядят так же, как эти статуи. И никто не заявляет, что они - выходцы из Африки.
Есть артефакты культуры Ольмека, на которых люди выглядят «китайцами» или даже «белыми».
Чем больше узнают об ольмеках, тем яснее становится, что они выросли из своего времени и места (коренные жители того места и времени), что они не пришли из-за пределов этого региона. Хорошим доказательством является знание ольмеками кукурузы, - растения, неизвестного за пределами Северной Америки, на котором построена их цивилизация.
Генетические исследования не показывают признаков высокой степени африканской родословной. Высокие темпы вымирания от европейских болезней после прибытия испанцев, указывает на то же самое.
Работа Вана Сертимы имеет все признаки лженауки:
- избираются факты, подходящие для нужных выводов, а не наоборот
- отсутствие основной поддержки его версии со стороны экспертов в этой области
- отсутствие экспертной оценки
- претензии на сенсацию
- крутые идеи, которые привлекают людей
Конечно, это не является доказательством того, что он ошибается, но это не выглядит близким к действительности.
Лица Олмека - черные африканцы? Развенчали!
Кстати, обратите внимание, какое разнообразие черт лица самих каменных голов
Видно, что лица, хоть и похожи на "оригинал", но имеют и "преувеличенность". То же самое мы встречаем в других местах нашей планеты. Например, Дварапалы с Явы
Интересно, что скажут по поводу этих голов наши тартарейцы, утверждающие бело-славяно-русо-тартарийскую заселённость всей планеты ещё недавно (пока Пётр I не уничтожил славную Тартарию)?
Как по мне, так этот парнишка вполне себе "ольмек" :о))))
Маски ольмеков, смотрим ещё раз
Может быть уже хватит видеть то, чего нет, но очень хочется?
Оценили 35 человек
71 кармы