Здравствуйте, уважаемые читатели. Давно начала этот материал, да не получилось составить его сразу, а тема, меж тем, очень интересная. Речь о полулегендарном народе, жившем когда-то на Югре. О нём упомянуто в Повести временных лет такими словами:
«Югра же рекоша отроку моему: дивно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет, се ж третьее лето поча быти, суть горы заидуче в луку моря, им же высота ако до небес, и в горах тех кличь велик и говор, и секут гору, хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумети языку их, но кажуть на железо, и помовають рукою, просяще железа; и аще кто даст им ножь ли, ли секиру, и они дають скорою противу. Есть же путь до гор тех непроходим пропастьми, снегом и лесом, темже не доходим их всегда».
Югра в XI - XV вв. считалась волостью Великого Новгорода. И население её новгородцы называли югрой. Итак, югра рассказывала о народе северных охотников, с которым общалась и вела обмен, но языка которого не ведала. По всей видимости, с этим народом общались не сами югорцы, ибо путь до неведомого народа был далёк и сложен, что сами они до него не доходят «путь до гор тех непроходим... не доходим их всегда». Отсюда следует вывод, что сами югорцы с тем народом не контактируют, следовательно, им о нём рассказывал кто-то, кто имел контакт. В конце XV в. в тех местах к хребту Пай-Хой, что на Югорском полуострове, предположительно кочевала каменная самоядь, о которой сообщалось: «Облежит около Югорские земли. А живут по горам по высоким, а ездят на оленях и на собаках».
В ненецких легендах говорится об «ушедшем в землю» в горах и сопках тундры народе сиртя, который по образу жизни значительно отличался от оленеводов.
Ещё одно упоминание об уходящих под землю встречается у Герберштейна:
"С людьми же Лукоморья, как говорят, случается нечто удивительное, невероятное и весьма похожее на басню 682; именно говорят, будто каждый год, и притом в определенный день XXVII Ноября 683, который у Русских посвящен Св. Георгию, они умирают, а на следующую весну, чаще всего 684 к ХХІІІІ Апреля 685, наподобие лягушек 686, оживают снова. Народы Грустинцы и Серпоновцы ведут и с ними необыкновенную и неизвестную в других странах торговлю. Именно, когда наступает установленное время для их умирания или засыпания, они складывают товары на определенном месте; Грустинцы и Серпоновцы уносят их, оставив меж тем и свои товары по справедливому обмену; если те, возвратясь опять к жизни 687, увидят, что их товары увезены по слишком несправедливой оценке, то требуют их снова. От этого между ними возникают весьма частые споры и войны. Вниз по реке Оби, с левой стороны, живет народ Каламы, которые переселились туда из Обиовии и Погозы."
Из ненецкого фольклора:
Вот видите, как всё в истории связано? И археологи, кажется, ухватились за кончик ниточки большунного клубка, когда в 2006 году приступили к раскопкам средневекового городища на восточном побережье Ямала. Раньше (в момент открытия городища - в 1961 году) тут находился ненецкий посёлок Бухта Находка, по имени которого и было названо городище. Сначала вытянутый холм приняли за культовое место. Ненцы называли его сопкой сиртя.
В общем-то так и оказалось. Сопка высотой 3 м, в которой культурный слой начинался от 1.5 м. оказалась верхней своею частью местом культовым.
Множественные находки, из-за попыток кладоискательства оказались местами перемешаны.
"Основная масса вещей относится, конечно, к позднему времени. Но некоторые из них имеют типологическое сходство с находками в землянке на мысе Тиутей-сале, существовавшей до X века. В частности, это костяные ложки и деревянная модель ножа .В том, что на Харде-седе действительно присутствуют предметы времени существования селища Тиутей-сале, убеждают находки металлических изделий. В торфяном слое нами найдены бело-бронзовая лапчатая привеска и миниатюрная бронзовая бляшка), имеющие аналогии среди украшений из могильников Ленкпонк в районе с. Самаровского (ныне Ханты-Мансийск) и Уна-Лай близ устья Иртыша , а также из Канинской пещеры на верхней Печоре . Все они укладываются в рамки оронтурской археологической эпохи Нижнего Приобья (VI–IX вв.)"
Находки, возраст которых был много старше, датируются второй половиной второго тысячелетия до н.э. Большинство находок, конечно, более позднего времени. Найдены были также остатки железоделательного производства - шлак от сыродутного горна.
Однако, первая экспедиция была этнографической, в ней не было археолога. Потом там побывали археологи, но интересовались иным местом, да и случилась путаница в отчёте, потому место по достоинтсву не оценили должным образом.
И вот, наконец-то до замороженного культурного слоя добрались археологи уже нашего времени. Мерзлота прекрасно сохранила органику, и многие находки оказались просто бесценными.
"...летом 2006 года памятник обследовала разведочная группа под руководством автора. Было выяснено, что по архитектуре, времени функционирования и сохранности культурного слоя памятник близок надымскому, Полуйскому (обдорскому) и Войкарскому городкам – уникальным позднесредневековым памятникам с замо-роженным (мерзлым) культурным слоем [31, 22]. Первоначально было установлено, что городище Бухта находка основано не ранее X–XI вв. и прекратило существование не позднее XIV–XV вв. Городище повреждено верховым пожаром, уничтожившим часть самых поздних слоев на 0,2–0,3 м в глубину. Причина пожара – скорее всего костры, брошенные случайными рыбаками. кроме того, под толщей культурных отложений памятника обнаружен «мерзлотник» – склад для хранения рыбы, выкопанный под городищем во время функционирования поселка. к настоящему времени часть его конструкций сгорела, и идет процесс разрушения сооружения, что угрожает сохранности городища."
Летом 2007-2008 годов приступили к серьёзному изследованию сопки. Произвели подробнейшую тахеометрическую съёмку памятника и прилегающей территории, заложили несколько стратиграфических разрезов, определили размеры (23х35м) и площадь памятника - 800 м2, куда входит оборонительно-жилой комплекс площадью 600м2. Высота культурного слоя оказалась равной 3 м. Частично были раскопаны три постройки и выявлены закономерности планировки и архитектуры жилищ.
"В археологии севера Западной сибири традиционный дом можно назвать одним из признаков, который позволяет произвести относительно достоверную этническую или культурную идентификацию древних строений. его планировка и архитектура имеют тесную связь не только с технологическим развитием общества, но и с мифологической и религиозной традицией."
И тут выяснились весьма интересные подробности очень далёкого прошлого :о)
"Первая постройка (No 1) имела прямоугольную в плане форму размером 7,5×6 м. (рис. 18–21). длина наружных стен северного и южного фасадов 7,5 м, западного и восточно-го – 6 м. стены представляли собой вертикальный набор жердей (целых или колотых на плахи) диаметром около 5–8 см. основание жердевой стены укреплено в культурном слое городища без каких-либо дополнительных эле-ментов (фундамента). В стене западного фасада находился проем шириной 0,45–0,5 м, ведущий из центрального про-хода в помещение жилища (рис. 21). В его основании лежал брус, справа и слева проем ограничивался конструкциями жердевой стены. Внутреннее пространство дома составляли два помещения: центральное размером 3×5 м, ограниченное столбовой конструкцией, и галерея шириной 1,2–1,7 м, сформированная наружными стенами по его периметру. из проема вправо и влево шли коридоры галереи, прямо – проем, открывающий пространство центрального помещения. каких-либо признаков наличия дверей не обнаружено. Большой открытый очаг находился в центре и представлял собой суглинистое основание (фундамент) прямоугольной формы размером 1,65×0,9 м. деревянная рама, окружавшая очаг, была сконструирована из брусьев, торцы которых фиксировались в вертикальных опорных столбах, расположенных по углам очага. с наружной стороны брусья дополнительно укреплялись колышками. Пол дома был выстлан жердями, уложенными параллельно боковым стенам на поперечные лаги. Часть жердей стесана. Фрагменты пола сохранились на участке П-Р/47-50. отдельные лаги обнаружены у очага на участке с-т/50. Галерея – круговой обход, обрамлявший по внешнему периметру центральное помещение, – не имела специально уложенного пола. Пространство галереи конструктивно выполняло теплоизоляционную функцию и, очевидно, использовалось для хранения продуктов питания, одежды и утвари, то есть имело хозяйственное назначение."
Вторая постройка была аналогичной (отличалась некоторыми размерами). Также немного отличались конструкции проходов со стороны центрального прохода. Описания конструкций можно прочитать тут. Реконструкция жилища получилась впечатляющей!
В этнографической литературе прямых аналогов такому жилью не находится. Есть лишь нечто отдалённо подобное:
"... наиболее близкие постройки найдены довольно далеко – в Восточной Сибири, среди постоянных (долговременных) каркасных домов в форме усеченной пирамиды. такие дома строили долганы и якуты. В середине XVIII века степан Петрович Крашенинников приводит описание подобных построек, описывая жилища аборигенов камчатки. Эти описания позволяют обосновать наличие ряда утраченных важных архитектурных деталей дома сихиртя. например, у камчадалов в аналогичных домах центральным входом считался проем над очагом (рис. 28), а второстепенным небольшой проход в одном из фасадов, через который входят только женщины и дети. Представляется вполне вероятным, что аналогичная система существовала и в жилищах городища Бухта Находка, где небольшой проем в фасаде обеспечивал преимущественно циркуляцию воздуха в помещениях."
По собранным образцам древесины при помощи дендрохронологии было определено время постройки, функционирования и последнего использования комплекса. Оказалось, что весь комплекс был построен в одно время - 1220 г., через 60 лет ремонтировались наружная стена и постройки около неё. Поскольку следующего ремонта не было, по первому периоду вычислили, что комплекс был оставлен до истечения 60-65 лет (примерное время периода между ремонтами). То есть, не позднее 1310 - 1330 гг.
Поскольку органические предметы сохранились хорошо, археологи смогли выяснить, что пользовались комплексом в зимний период. На лето тут, скорее всего оставались те, кто "не могли перемещаться", остальные уходили на промысловый сезон и возвращались к холодам.
"Постройки относятся к группе прямоугольных в плане каркасных сооружений с очагом в центральном жилом помещении, неотапливаемой галереей по периметру и плоской крышей. Эти дома имели основной входовой проем над очагом и дополнительный малый в одном из боковых фасадов. из шести таких строений, расположенных в два ряда (по три в каждом), формировалась зеркально-симметричная планировочная структура оборонительно-жилого комплекса городища Бухта находка (рис. 26). Главные фасады домов, имевшие небольшие проемы, выходили на центральную улицу. каждый дом имел жердевую кровлю, удерживаемую дерновым гнетом. Пространство центрального прохода (улицы) явно также имело опиравшееся на главные фасады домов жердевое перекрытие, прижатое дерном. судя по наличию остатков ряда столбов по периметру, комплекс построек был окружен единой каркасно-стеновой конструкцией. Поскольку имел место дефицит природных строительных материалов, наружные стены могли формироваться из дерново-моховых брикетов (рис. 27). В итоге оборонительно жилой комплекс городища выглядел как поросшая травой обособленная сопка, то есть примерно так же, как сейчас, только на 2–3 м выше"
Интересно? Читайте сообщения о находках в первоисточнике
Похоже, что мы ещё услышим о берендеях:о)))
Предыдущие статьи:
Древние княжества Приполярного Урала
Сенсация! Ещё один кремль защитников Тартарии!
Оценили 36 человек
65 кармы