• РЕГИСТРАЦИЯ

Спотыкачки альтернативщиков на истории Исаакиевского собора - 2а

3 1251

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Уж сколько лет прошло, а некоторые всё продолжают называть Огюста Монферрана мифическим персонажем. Правда, часть альтернативщиков, смирившись с тем, что могила Монферрана найдена, а краеведы разкопали свидетельства его проживания в России, и, стало быть, Монферран, таки личность историческая, теперь всячески пытается принизить заслуги его, а особенно перед Отечеством нашим. Мол, Монферран - не архитектор вообще, а какой-то себе рисовальщик. А заодно и других "строителей Петербурга" лишают компетентности. Последний пример этого случился буквально на днях:

Вот с этого и начну, ибо история этой церкви для Франции того времени (с её революциями и прочими "катаклизмами") не изключительна.

Судьба нелёгкая церкви св. Мадлен

Поначалу взамен старой церкви св. Мадлен (она же св. Магдалина) взялись французы сооружать в Париже новую. Как и положено, объявили конкурс, содеяли проекты (образцы на картинках), выбрали понравившийся и приступили к строительству. Порядок создания храма был несколько "удивителен": после сооружения фундамента, первыми возвели колонны (а не припомните ли вы, что альтернативщики аналогичный порядок поставили Монферрану в вину?).

И тут во Франции случилась революция. Стройку в 1789 году остановили, короля казнили, а пришедшее к власти новое правительство среди множества насущных дел принялось решать, что же делать с новой церковью Мадлен. Предложений в дебатах было высказано множество.

Точку в спорах поставил Наполеон Бонапарт (личность тоже не мистическая). Через пару лет после коронации, в 1806 г. новостройку было решено превратить в "Храм во славу Великой армии". Опять разрабатывались конкурсные проекты. Восемьдесят два участника, в числе которых были не только французы, представили планы будущего Храма Славы. Они были выставлены в Музее Наполеона. 3 марта 1807 г. первичным решением Класса изящных искусств Управления гражданских зданий победа была присуждена Бомону, а проект Пьера-Александра Виньона занял второе место. Но окончательное решение было за Наполеоном, который в это время находился в Пруссии. Туда и были посланы четыре "лидирующих" проекта. Бонапарт желавший "иметь не церковь, а храм" выбрал проект Виньона и высказал "пожелание" содеять храм каменным: "Моё убеждение однозначно: он должен быть нетленным, как слава наших армий и его знаменитого основателя. Поэтому я намерен не рисковать при его строительстве".

После того как планы, в том числе и Пьера-Александра Виньона, были приняты в принципе, они были представлены министру внутренних дел. Тот назначил комиссию, которая через несколько недель заявила, что План Виньона внешне самый великолепный и чистый, но при этом он меньше всего сохранит первые постройки и обойдётся дороже.

К чему я это всё сообщаю вам? Да к тому, чтобы вы могли проникнуться не только духом того времени, но и значимостью объекта, а также длительностью "простоев" в строительстве. И ещё одна деталь: Наполеона "просветили", что у месье Виньона маловато архитекторского опыта.

Шампаньи сообщил Наполеону: "М. Виньон работает архитектором всего несколько лет, у него нет опыта, он не занимался крупным строительством, возможно, даже не построил ни одного дома. Во время революции ему пришлось заниматься сносом. Это практически единственная его работа, которую мы знаем. Нельзя отрицать, что изполнение его плана, как бы хорошо он ни был задуман, в его руках превращается в опасную операцию. Двойные поперечные балки, широкий перистиль и своды высотой от 7 до 72 футов ставят это сооружение в ряд самых сложных за последнее время. М. Виньон, прекрасно понимая все это, предложил предоставить все детали изполнения М. Ронделе, парижскому архитектору, считающемуся наиболее сведущим и опытным в строительной практике, которой он в основном занимается, но эта мера предосторожности всё же кажется мне недостаточной. Планы изполнения, утверждённые М. Ронделе, могут плохо выполняться М. Виньоном; часто возникают трудности, не предусмотренные планами, которые требуют внезапного изпользования таких ресурсов, которые хорошо известны только архитектору высокой квалификации. Поэтому я считаю, Сир, что в этом строительстве должен участвовать М. Ронделе, и что оно должно осуществляться господами Виньоном и Ронделе".

Сам же молодой архитектор высказал в письме министру на сей счёт следующее:

"Монсеньор, доверие, которое Его Величество соизволил оказать мне, поручив изполнение моего замысла, вновь наэлектризовало мои способности; чтобы быть более достойным его и сделать, если возможно, этот уникальный памятник вечным, я отбросил все чувства самолюбия и сам предложил Вашему Превосходительству в моем письме от 25 июня прошлого года предоставить средства для изполнения М. Ронделе. Я добавил, что мне было бы приятно, если бы он, либо сам Его Величество, либо Вы, Монсеньор, осуществляли надзор за моими постройками; но, обращаясь к Вам с этим предложением, я не думал отступать от указа Его Величества, который поручает изполнение этого памятника только мне. Этот знак доверия с его стороны слишком лестен, он слишком почётен для меня, чтобы я мог добровольно отдать малейшую часть его в руки сообщника; скажу более, Монсеньор, присоединение г-на Ронделе, предложенное Его Величеству как одно из средств организации моих работ, было бы жестокой нападкой на мою репутацию; оно объявило бы недоверие со стороны Вашего Превосходительства, которое отчасти разрушило бы указ Его Величества и представило бы меня публике как человека, неспособного в некоторых отношениях.

Прошу Ваше Превосходительство взглянуть на примечания (заметки о себе), которые я прилагаю к этому письму, и Вы увидите, что журналисты были плохо осведомлены, когда говорили обо мне как о молодом художнике, который только недавно занялся архитектурой.

Поэтому я назвал к М. Ронделе как к руководителя не из-за неуверенности в своих средствах изполнения, а потому, что хотел дать Его Величеству надёжную гарантию, тем более, что его таланты в строительстве хорошо известны, и я не опасаюсь его знаний. Прошу, Вас Монсеньор, выслать Вам копию моего письма, оно очень точно и не оставляет никаких сомнений на этот счёт.

Если опыт показал, что соединение двух архитекторов для изполнения совместно составленного ими плана не дало удовлетворительных результатов, то каковы же будут результаты соединения двух художников, из которых один совершенно не принимал участия в разработке проекта другого, и между которыми не осталось ни родства веков, ни связей?..."

Эту историю можно было бы разворачивать и дальше, но для нас главное - не она. А значимость самой стройки и сложности архитекторских путей. Было решено большую часть уже возведённого снести, увеличить размеры фундаментов (хотя Заказчик поначалу настаивал на том, чтобы не выходить за пределы уже существующего фундамента), завести побольше каменных материалов и достраивать здание по новому проекту. Работы начались по новому кругу.

По Плану Виньона Храм славы, окружённый со всех сторон колоннами коринфского ордера, имел прямоугольную форму. Если бы его достроили, то внешне он существенно не отличался бы от нынешнего здания церкви Мадлен. Но "внутреннее содержание" начало изменяться заранее: "Уже на закате Империи мы поняли, что строим зал для церемоний, время которых ушло." В 1813 году директор общественных работ попросил Виньона поведать о планах как сделать здание пригодным для католического богослужения. Тогдашний министр внутренних дел, тоже был поражён нелепостью (в смысле исторической неуместностью) храма Славы. Он предложил и добился того, чтобы церковь Мадлен (строящийся Храм славы) была возвращена религии. Интерьер, стены которого были низкими, можно было легко преобразовать.

16 января 1816 года был принят закон, гласивший, что в память о Людовиках XVI и XVII, королеве Марии-Антуанетте и м. Элизабет будут воздвигнуты памятники изкупления (как я поняла, они должны были находиться внутри здания); что Мадлен будет достроена. 10 февраля король, которому была нужна церковь, а не храм, приказал завершить строительство. Конкурсный этап прошёл быстро, было всего 4 Плана, из которых 2 принадлежали Виньону. Директор, ещё с 1812 года довольный поведением этого архитектора, хотел избавить его от унижения перехода начатой им работы в другие руки. Соображения, вытекающие из общественных интересов, укрепили этот доброжелательный настрой. «Память о двух сносах, которым подвергся этот памятник, заставила директора опасаться, что он подвергнется и третьему, если для продолжения строительства будет назначен новый архитектор. В любом случае конкурс и последующие обсуждения не могли не отсрочить возобновление этой работы". В итоге (не прошло и года), королевским указом от 22 апреля 1816 выполнить эту работу было поручено Виньону. Ему было предписано: сохранить существующие постройки и в особенности: I. фундаменты, заниматься которыми в четвёртый раз было бы неприятно; 2-е достойно разместить изкупительные памятники внутри церкви; 3. внешне и внутренне придать зданию религиозный характер.

Похоже, что работа на стройке на долго не останавливалась - всё решалось достаточно быстро. Прошу проникнуться ещё одним нюансом тогдашнего времени: проектов, как мы их понимаем нынче, в те времена до начала строительства не разрабатывалось, не случайно в ходу было слово "План". То есть, это был своего рода эскиз (для наглядности и возможности примерной прикидки стоимости, впрочем, часто только лишь стоимости начального этапа). Не важно, сколько видов и разрезов имелось в Плане. Основная разработка шла уже после выбора того или иного Плана Заказчиком. Заказчик же решал, кому поручить строительство (в данном случае воплощение Плана было поручено "молодому архитектору").

Вот эту самую стройку (церкви Мадлен, которая тогда возводилась как Храм славы) Монферран, прошедший обучение в школе архитектора Шарля Персье и в Королевской академии, курировал в качестве инспектора работ. То есть, он работал у архитектора Жака Молино (Jacques Molinos), бывшего в то время генеральным инспектором гражданских зданий. Так называвшаяся Общая инспекция Молино (подразделение Управления общественных работ департамента Сены) заведовала частью гражданских построек. Практика в архитектуре (как и во всём) - вещь великая. Как вы понимаете, такую должность при столь важной постройке простой "рисовальщик" изполнять не мог. Зато эта должность вполне подходящая для архитектора, начинающего свою карьеру.

(будет продолжение - часть 2б)

Всем рекомендую канал Архивариуса, в особенности, статью Спешл фор zodchi1: "Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе" (ц)

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Кишлачный беспредел в "Яндекс такси"

    Ехала только что в "Яндекс такси". Села назад, сотрудник редакции - на переднее место. Водитель его встретил словами - "А на заднее сиденье не?!".  Все промолчали. Водитель поехал и...

    Военачальники СВО... Теплинский М.Ю. Батяня Комбат... Будущий маршал Нашей Победы...

    БОЕВОЙ ГЕНЕРАЛ ТЕПЛИНСКИЙ... ЛУЧШИЙ КОМАНДУЮЩИЙ ВДВ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯВоенная операция стала испытанием для всех российских войск. Солдаты и офицеры столкнулись с доселе неизведанны...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      И вновь Винсент Ли о способе подгонки камней в кладке инков

      Отвлекусь от 19-го века и оглянусь на инкское строительство. Многие, посетившие статью Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки, по интервью Винсента Ли уже ознакомились со способом подгонки камней с кривыми поверхностями, предложенным им. Правда, я так до сих пор и не перевела вторую часть фильма с экспериментом NOVA, где показа...
      1033
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 16:21

      Эх! Какой красочный рапорт от Монферрана по Исакиевскому собору! (доки № 16)

      Не спится мне, понимаете ли :о) Вчера перелистывала папку, хранящуюся в РГИА, и обнаружила длиннющий текст. Не утерпела и (по ознакомлении) решила начать с него. Итак, после совещания трёх интеллектов - двух искусственных и одного человеческого (сообща трудились Гугль, Дипл и я), получилось следующее:935 № 369 18 октября 1828 года.Доклад главного архитектора членам ко...
      1331
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:44

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Выкадываю ещё одну пропущенную статью. Поехали!Я, конечно, довольно терпеливый человек, но когда вещующее недотямство начинает наглеть, спуску давать не буду. Вот такой был вчерашний комментарий Прежде всего видим полнейший "проскок" мимореальности :о)Статья была посвящена не разсчёту подъёма Александровской колонны, а ...
      1268
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:12

      Монферран разруливает проблемы, или документы 15

      Судя по комментариям, читателям интересен перевод документов из Коллекции Монферрана. По этой причине, а также по недостаточности трафика моего в данное время (постараюсь решить эту проблему побыстрее), пока я ограничиваюсь изключительно этой темой. Одна из мастерских, которые Монферран называет attelierСколько чудных открытий случается, когда знакомишь...
      1274
      .Взор Здравомыслие.
      13 октября 10:11

      Документы по строительству Исаакиевского собора - фальшивка? На каком основании? (14)

      Для начала (дабы другим неповадно было) для персоны, с пафосом надувающей щёки, ответ на пунктик в его комментарии: Как уже известно тем, кто интересуется наличием документов по строительству Исаакиевского собора, в Президентской библиотеке выложено несколько папок из обширнейшей коллекции Монферрана, хранящейся в РГИА. Часть документов н...
      1064
      .Взор Здравомыслие.
      9 октября 19:03

      Монферран рапортует в Комиссию по поводу порядка подъёма колонны (из документов. 7)

      Ай, ребята и девчата, что выудилось на сей раз в рабочем журнале стройки! Самой не верится :о) Чертёж Адамини648 No. 43 le 3 Mars 1828Доклад архитектора в Комиссию Исаакиевского собора о приготовлениях и порядке, соблюдаемом при возведении колонн.Уважаемые господа!Предложенные мною процедуры по уменьшению (обтёске) и обработке колонн увенчались успехом....
      821
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 21:15

      По "инкской кладке" наших современников

      В качестве продолжения статьи А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?Обнаружила несколько фотографий (тут и тут) и немного записей каменщика из Новой Зеландии, изваявшего столь замечательную стену в инкском стиле."Последний камень на стене, просто нужно закончить благоустройство. Более полное описание я опубликую, когда это будет сделано." ...
      986
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 20:21

      Документы по строительству Иааакиевского собора (13)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько статей с переводом документов из коллекции Монферрана (здесь последняя с номером 6) прошли как-то мимо КОНТа, и я, по-возможности, их постараюсь выложить в журнале. Сегодня же предлагаю ознакомиться с новой порцией перевода страничек из этой папки (для желающих найти документы привожу номер электронной страницы). На сей раз ...
      839

      А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?

      Многие могут помнить Новую Зеландию по так называемой Каймановой стене, которая на поверку оказалась нерукотворной. Сегодня Антропогенез выложил материал о рукотворной стене в стиле инков.Да-да, там даже много-много-гранный камушек имеется. И, даже, крохотная пупырышка, плотно прилегающая к соседним блокам, словно кто пробку вставил.Эта новость появилас...
      981

      Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки

      Узнаваемое сооружение, не правда ли? Старинная фотография великого Саксайуамана - одной из загадок технологий 15-16 веков. Сегодня знакомлю вас с интервью одного из археологов, архитектора - Винсента Ли, предложившего свою версию точной подгонки этих великих монолитов.Нашла я этот материал на Ютюбе. Видеоролик можно посмотреть, включив субтитры с перево...
      1442

      Начало разкопок Саксайуамана

      Материалов снова набралось много, и все они интересные.  Решила, для разнообразия выложить вам перевод из статьи "Саксайуаман открыт заново. Первые работы", написанной перуанским историком, антропологом, изследователем доиспанского Перу, одним из лидеров движения коренных народов Анд - Луисом Эдуардо Варкальселем (Luis E. Valcarcel). Его считают отц...
      1076

      Как инки размечали полигоналку. Да "пару раз плюнуть" :о)

      Две ночи нормально спать не можу :о) Всё посыпаю голову пеплом и называю себя балдой, ибо не додумалась до самой простой вещи. Но до неё (после тщательного изучения геометрии блоков в инкской кладке и долгого колдования совместно с компьютером) додумались инженеры Нового света. "Длительное и много-многочасовое чтение, наблюдение и медитация позволили на...
      1791

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      863

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1307

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1238

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      1174
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      2028
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      2022
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1957
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      2138
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика