• РЕГИСТРАЦИЯ

История искусственного камня

11 708

Сердечно приветствую!

Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)

Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействиям атмосферы, долгоживущ и красив в отделке. Но точно так же он при этом долго и тяжко обрабатывается, тяжёл для подъёма и транспортировки и дорого обходится хоть при ручном труде, хоть при машинном. В суммарном выражении, иметь дом или дворец из камня, пристроить каменные изделия в виде облицовки, раковин, столов, каминов, ваз в интерьере - удовольствие не дешёвое. И потому материал этот природный считается ещё и престижным.

В общем, по какой из причин поначалу стали выдумывать искусственный камень, теперь узнать, наверное, нет возможности. Зато хорошо известно, что искусственный материал для строительства придумали ещё древние, изобретя обожжённый кирпич. Следом изобрели бетон древние римляне (Витрувий, кстати, описывает приготовление штукатурки из мрамора, подобной натуральному камню).

Попытки созидания искусственных материалов шли повсюду, где жил человек, и потому появились стекло, фарфор, многие металлы (да-да, чтобы содеять железо, нужно перехимичить руду), эпоксидка и много-много чего. И, наверное, каждый из новых материалов человек пробовал приспособить к зданиям и сооружениям, а не только к украшениям или к бытовой утвари.

Вид на искусственную «гору», воздвигнутую к празднику Высшего Существа на Марсовом поле, 8 июня 1794 года

Но нас интересует искусственный камень, из коего делали такие вещи, как подоконники, облицовку, колонны и прочие подобные вещи. В 18-20-х веках было многое изобретено. Изобретатели экспериментировали со всяким сырьём, включающим камень в виде порошка, песка или щебня. И многие попытки увенчивались успехом. Иногда получались и материалы, имитирующие камень.

"Изготовление отдельных изделий из натурального камня было трудоёмким и дорогим, поэтому применялись более дешёвые альтернативные материалы на основе глины, в первую очередь от таких производителей, как Коуд, Блашфилд и Доултон. Артефакты этих производителей в настоящее время считаются имеющими высокую историческую ценность и значимость."

Позавчера в Mechanics' Magazine, Том 32 1840 г. мне встретилась статья о новом запатентованном искусственном камне, причём, содеять по изобретённой технологии можно хоть гранит, хоть мрамор.

ПАТЕНТ Д'ХАРКОРТА НА ИСКУССТВЕННЫЙ ГРАНИТ И МРАМОР.

[Патент датирован 6 марта; спецификация опубликована 6 сентября]. Мистер Д'Харкорт описывает свой метод изготовления искусственного гранита и мрамора следующим образом :-

"Сначала я заливаю некоторое количество смолы в плавильный котел, и когда смола полностью разплавляется, я добавляю туда льняное или талловое масло, пропорционально степени пластичности, которую я хочу придать смеси. Количество масла, которое можно добавить, составляет от одной пинты (0.568 л) до одного галлона (от 3,79 до 4,55 литра) на тонну смолы, а количество таллового масла - от одного фунта до восьми фунтов на тонну смолы (от 0.484 до 3,63 кг). Цель добавления льняного или таллового масла - придать смоле такую степень пластичности, которая позволит ей смешиваться с другими ингредиентами, которые будут добавлены впоследствии. Точные пропорции будут зависеть от обстоятельств и должны быть предоставлены опыту и суждению оператора.

Затем я добавляю в эту жидкую смолу примерно вдвое больше веса белил или мела, хорошо измельчённых, и перемешиваю всё до тех пор, пока смола, льняное или таловое масло и белила или мел не будут тщательно перемешаны и соединены друг с другом, уделяя особое внимание разпределению белил или мела как можно более равномерно по всей массе, и чтобы ни одна из них не осталась в виде кусков или комьев.

Теперь я оставляю этот состав или мастику постоять около часа, а затем извлекаю ее из плавильного котла и, изпользуя деревянные или другие формы, делаю из них буханки. Теперь эти буханки готовы для прохождения следующих дополнительных процессов, чтобы превратить их в искусственный гранит или камень.

Я снова кладу одну или несколько таких буханок в плавильный горшок и, когда они полностью разплавятся, добавляю хорошо очищенную паклю или другое подходящее волокнистое вещество в пропорции примерно десять фунтов на тонну другого материала, постоянно помешивая ингредиенты в горшке лопаткой или другой мешалкой.

Когда пакля или другое волокнистое вещество хорошо соединится с мастикой и разойдётся по ней, я добавляю от шести до восьми раз больше веса [данной] мастики совершенно сухого песка, снова перемешивая, пока песок не будет тщательно смешан с другими материалами.

Весь этот состав или смесь затем кипятят около двух часов, после чего он находится в состоянии, пригодном в качестве заменителя натурального гранита или камня для применения следующим образом:

"Для тротуаров... Основание должным образом подготовлено, на него наносится первый слой состава (он берётся из плавильного котла в жидком или полужидком состоянии) толщиной около одной четвертой части той, что должна быть придана всему блоку или камню. Затем добавляется ещё один слой толщиной в три четверти от первого, и его поверхность выравнивается с помощью горячих утюгов.

"Железнодорожные блоки, колонны, столбы, урны, плиты, блоки для строительства и другие изделия, обычно вырезаемые или вытесываемые из натурального камня или гранита, могут быть изготовлены из этого состава путём отливки в формы нужного очертания.

"Для изготовления искусственного мрамора я беру мастику или состав, приготовленный, как указано выше, и разплавляю его в чистом плавильном котле, тщательно следя за тем, чтобы в процессе плавления в состав не попали частицы сажи, угля, дерева или других посторонних веществ, которые могут затруднить, а то и сделать невозможной полировку искусственного мрамора, сформированного из массы.

Когда мастика или состав станет совершенно жидким, я добавляю в него три раза по весу измельченные белила и хорошо всё перемешиваю, после чего кастрюлю нужно оставить для кипения массы около двух часов.

Затем добавляют натуральный мрамор разных цветов, разломанный на мелкие кусочки, в пропорции две части на каждую часть смолисто-мелового состава. Куски, на которые разбивается натуральный мрамор, не должны быть настолько крупными, чтобы при полировке искусственного мрамора, как указано далее, какой-либо из них не отделился, оставив на поверхности дыры и изъяны.

Вместо битого мрамора можно изпользовать мелкую или крупную гальку, или кремень, разбитый на мелкие кусочки; в этом случае кремень или галька должны быть совершенно чистыми и сухими, без частиц земли, грязи или песка, прилипших к ним. Эту смесь нужно оставить кипеть примерно на час, при этом её необходимо постоянно помешивать, чтобы ингредиенты тщательно перемешивались и входили друг в друга.

Применять этот состав для получения искусственного мрамора, пригодного для мостовых или других покрытий, можно следующим образом: - земля или пол, на котором предполагается укладывать покрытие, должным образом подготовлены, вся поверхность покрывается первым слоем или основанием из искусственного мрамора, составляющим примерно одну четверть всей толщины предполагаемого покрытия.

Узор или рисунок, который необходимо придать тротуару, формируется в цинковых или оловянных формах или рамах глубиной в три четверти первого слоя или основания, и эти формы или рамы устанавливаются на первый слой или основание (то есть, на уже отлитое покрытие), в них заливается жидкий состав, приготовленный, как указано выше.

Как только содержимое одного набора узоров или рисунков затвердеет и высохнет (интересно, сколько времени сохнет-отвердевает состав?), металлические рамки или формы снимают, и приступают к следующей части узора, и так до внешней границы или края формируемого куска тротуара или паркета. Поверхность сформированного таким образом тротуара, будучи совершенно сухой и твёрдой, может быть отшлифована и отполирована так же, как полируется натуральный мрамор.

Когда поверхность станет идеально гладкой и однородной на вид, ее можно покрыть гуминовым лаком. Искусственный мрамор, изпользуемый для мостовых или для других целей, будет в определённой степени соответствовать цвету материалов, из которых он состоит; но в любом случае его внешний вид будет в большей или меньшей степени соответствовать натуральному мрамору".

Ребята и девчата! Вы только представьте себе какие сложности возникают в случае применения этой технологии для изделий большого веса или массового производства! Сколько и чего понадобится, например, для того, чтобы наделать "буханок" в количестве, достаточном для лепки Александровской колонны или всего количества камня в Исаакие?

Я попробовала найти, применялся ли и где сей искусственный гранит, и нашла, что в те же времена для строительства железной дороги избрали иной искусственный камень - Шотландский асфальт.

Как видим, никаких запретов и запряток патентов ватиканскими службами не наблюдается. Всего лишь сыграл выбор материала заказчиком.

А если серьёзно?

Начиная с 18 века основной выбор рецептуры при изготовлении искусственного камня шёл между двумя основными материалами. Всё остальное составляло лишь очень малую долю.

Глина или цемент?

Производство искусственного камня можно разделить на два отдельных типа: производство на основе глины, например, производства Coade (1769–1830), Blashfield (1840–1875), Doulton (1854–1890) и Pulham; и того, в состав которого входит цемент, такой как производства Austin & Seeley, Fulham, Chilstone и Haddonstone (Pulham был единственным крупным производителем, производившим оба типа). В целом, в восемнадцатом и девятнадцатом веках преобладали производители камня на основе глины, тогда как большая часть современного искусственного камня изготавливается на основе цемента.

Немного забегая вперёд

Дело (как и рецепты) Элеоноры Коуд продолжалось и после её кончины.

Про глину мы ещё поговорим, но вернёмся к истории искусственного камня как такового.

Составные части искусственного камня на основе цемента похожи на составные части бетона. Открытие римлянами пуццоланового цемента во втором веке до нашей эры привело к развитию бетона в том виде, в котором мы понимаем его сегодня. В более ранние времена этот материал изпользовался в основном для строительства фундаментов и заполнения стен. Первым известным примером применения искусственного камня в местах, где он был на виду, стали перемычки, отлитые в 1135 году из песчаника, мелкого заполнителя и известково-пуццоланового цемента для ремонта стен Каркассона на юго-западе Франции.

Стены замка Каркассон. Франция

В Англии самое раннее упоминание, которое удалось обнаружить, относится к Саттон-Плейс в Суррее, где, как записано, пивовар Генриха VIII широко изпользовал "искусственный камень или кирпич". Его терракота, состоящая как минимум из 18 смесей глины различных цветов, оказалась такой же износостойкой, как и искусственный камень.

Декоративные элементы из лепной терракоты на фасаде выполнены в стиле итальянского ренессанса. Они состоят из рисунков, изготовленных посредством 40–50 различных форм

В более поздние времена, а именно в 17 веке было модно не только разводить прекрасные большие сады, украшая их скульптурами, интересными посадками и прудами, фонтанами и проч., но и возводить на их территории рукотворные горы. Кроме того, с развитием различных производств, например, стекольного, у людей часто возникало желание не только создавать перспективные виды, но также хотя бы частично утилизировать при этом бросовый строительный материал.

Предлагаемый в книге De Caus, Les Raisons des Forces Mouvement, 1615 вид искусственной горы Парнас с фонтанами

Тогда же жил весьма увлекающийся как садоводством, так и современными научными открытиями Джон Евелин (John Evelyn), написавший книгу в виде собрания рукописей со своими наблюдениями об окружающем мире и множественными заметками по садовому делу.

John Evelyn

В своих комментариях Эвелин пишет, что если у владельца сада нет природного камня, то этот «дефект может быть хорошо устранён посредством камня, «созданного искусственно». Для создания такого камня пригодным считалось множество материалов, в том числе те, которые нуждались в утилизации. Это «вполне можно сочетать с лепниной и литьём из гипса в формах, другими материалами, смешивая их с ракушками и образуя украшения, гирлянды и т. д. Также можно изпользовать глазурованный кирпич и отходы стекольных заводов и печей». Его можно «скрепить цементом, добавив измельчённые ракушки, смешанные с более грубым свинцовым порошком».

Работа Эвелина до 2001 года не была опубликована, поэтому трудно сказать, сколько людей в его время действительно знали что-либо о его идеях или действительно изготавливали «камень» таким способом.

В результате настоящая история искусственного камня в Британии начинается только в 1722 году. Именно тогда Ричард Холт (Richard Holt) заявил, что «поднял» «превосходное и наиболее полезное искусство, хорошо известное древним, но утраченное для мира на многие века». В том же году ему было выдано 2 патента, а это означало, что заявка Холта считалась потенциально коммерческим предложением. Однако Холт был «прожектёром», у которого за плечами было ещё несколько не очень успешных «изобретений», но который утверждал, что он не похож на «большинство опрометчивых предпринимателей, чьи дикие планы никогда не сводятся к твёрдой практике».

Один из этих двух патентов был получен совместно с архитектором Томасом Рипли, который в 1726 году стал мастером королевских работ и, таким образом, чрезвычайно полезным деловым партнером для Холта. Патент был на «составной жидкий металл, из которого изготавливают искусственный камень и мрамор путём литья их в формы». Второй патент, на этот раз на имя Холта и Сэмюэля Лондона, касался безглинянного состава для изготовления белой посуды, «формованной и отлитой новым методом». Никакой формулы в патенте также не приводилось, но Холт опубликовал брошюру в 1730 году: «Краткий трактат об искусственном камне в том виде, в котором он сделан сейчас, и преобразован во всевозможные любопытные украшения и надлежащие украшения архитектуры».

В трактате Холт утверждает, что его «секретный состав состоит из таких ингредиентов, которые под воздействием сильного жара огня доводятся до состояния текучести… и стеклования и (в холодном состоянии) превращаются в самый твердый камень».

.И тут история выкинула очередное коленце :о) В то же самое время, когда Холт уже производил и успешно продавал свой камень, на сцену со своим искусственным камнем выступил архитектор Лэнгли, тоже тогда же написавший книгу, и продемонстрировавший публике (один в один) холтовское изпытание камня. Причём, современники и многие изследователи в более поздние времена пришли к выводу, что прав был Холтон, заявлявший повсюду, что рецепт его искусственного камня был нагло сворован Лэнгли у его работников. Писали, что два вида этих камней были весьма похожи. В дальнейшем, анализ состава изделия Лэнгли продемонстрировал, что он не копировал Холта. После смерти этих двух известных в Лондоне людей искусственные камни были "забыты" на пару десятилетий (упоминаний встречается мало).

(продолжение будет)

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Три удара по Украине оставили её без газа, дронов и самолетов: Европа грозит России, забыв уроки прошлого
    • Andreas
    • Вчера 14:04
    • В топе

    Серия ударов российскими баллистическими ракетами поразила объекты ВСУ во Львове, в портовой зоне Одессы и под Полтавой. Так же были поражены умы европейских политиков, в запале предложивших сбива...

    На выставке в Нижнем Новгороде впервые представили новые автомобили Volga. Михаилу Мишустину не понравился интерьер новой модели автомобиля VOLGA

    На выставке "Цифровая индустрия промышленной России" впервые представили новую линейку автомобилей Volga, стенд бренда посетил премьер-министр Михаил Мишустин.Машины выпустят в трех кла...

    Про генералов и справедливость.

    -Мне крайне не хотелось бы никого огорчать, но назначение на должность, снятие, арест министров и генералов означают совсем не то, что видят в этих событиях рядовые граждане…-И что видя...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      714

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1153

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1145

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      1014
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1888
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1900
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1869
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      2016
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      884
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      971
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      1001
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      907
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      772

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1359

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      882

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      784
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      790
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      550
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      347
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      796
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика