• РЕГИСТРАЦИЯ

Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

1 970

Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом.

* * *

Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древнего Рима. Конструкция верхней части памятника и фигура ангела, помещённая на его вершине.

Для достижения успешных результатов я всегда считал необходимым хорошо знать рабочих, знать их интеллект и их стиль работы, чтобы на основе их способностей судить о возможности выполнения работы, которая сопряжена с трудностями.

Пластина 42, на которой десятник Иван Столяров изображён в наградном кафтане (по случаю установки первой колонны портика)

Работа над Исаакиевским собором, которой я занимаюсь уже двадцать лет, позволила мне всё больше и больше ценить трудолюбивый класс, который ежегодно приезжает на работу в Петербург. Я заметил в них качества, до такого высокого уровня доведённые, которые трудно было бы найти в другом месте.

Русские рабочие честны, мужественны и терпеливы; одарены необыкновенным умом, они легко понимают и выполняют в точности то же. Каждая профессия связана с определённой провинцией империи; так, большинство каменщиков - из губернии Ярослава, плотники - из Костромы, гранитчики и мраморщики - из губернии Олонца. Камнерезы из Путилова. Они нанимаются зимой подрядчиками и прибывают в Санкт-Петербург на Пасху, после чего начинается работа. Эти работники, как правило, высокие и сильные, добрые, с мягкой откровенностью, которая заставляет человека любить их и привязываться к ним. В течение всего времени, пока они оторваны от своих семей, они живут в компании пятнадцати или двадцати мужчин (артелью), и каждый из них вносит в месяц определённую общую сумму денег на своё питание. У каждой артели есть свой повар и два рабочих, которые приносят дрова, топят печи и приносят необходимую воду и провизию. У них также есть голова, или доверенное лицо, для ведения счетов их артели. Их пища хороша и полезна; она состоит из различных каш, свежего мяса, капусты и рыбы. В праздничные дни они готовят очень аппетитные пироги с рисом и рыбой; употребляют напиток из перебродившего ячменя. Несколько раз я принимал участие в их трапезах, и должен признаться, что трудно съесть лучший суп с хорошими кусками мяса, чем тот, который они мне предложили.

Пластина 37. Портрет русского рабочего

Их одежда состоит из простой туники, открытой слева у плеча; это одеяние из хлопчатобумажной ткани с небольшими полосками почти всегда красного или синего цвета. Короткие широкие брюки с поясом, который они повязывают вокруг поясницы, и сандалии завершают их костюм, который является одновременно практичным и элегантным. Они стригут волосы прямо за головой, ниже ушей и с отступом на лбу. Когда жарко, некоторые из них удерживают их простым шнуром, который они пропускают вокруг лба и завязывают за головой в виде ленты. Нет ничего более привлекательного, чем этот головной убор, а также их костюм, который можно найти среди прекрасных скульптур колонны Траяна. У российского рабочего пять выходных в месяц, включая воскресенье; он работает по двенадцать часов в день; по субботам он уходит с работы на час раньше, чтобы сходить в баню. В целом, они трудолюбивы, трезвы и бережливы; как только работа прекращается, они возвращаются в свои дома, чтобы отложить плоды своего труда, на которые они всегда в конечном итоге покупают дом и участок земли, достаточный для того, чтобы обеспечить им и их семьям счастливое существование (1).

(эта часть перевода уже была выложена, но я решила собрать главу в одно целое)

Как на самом деле отзывался Монферран о русских рабочих

Капитель сделана из бронзы, её абака отлита цельной, имеет по пятнадцать футов с каждой стороны (2). Её резной карниз, приемлющий яйца, также отлит целиком, за изключением добавленных к нему яиц. Герма (тумба, подножье) над капителью состоит из четырёх частей, плотно пригнанных друг к другу. Внутренняя конструкция капители представляет собой кирпичный массив, укреплённый тремя гранитными ярусами, скреплёнными бронзой и пронизанными стержнем из того же металла, который служит для удержания в верхней части постамента бронзовой подушки, на которую опирается фигура (См. пласт. 32*, на которой эта конструкция показана во всех деталях).

*Здесь у Монферрана в альбоме, по всей видимости, допущена опечатка, потому что во всех деталях конструкция пьедестала с барельефами и капители изображены на пластинах 35 и 36

Пластина 35

Пластина 36

А на пластине 32 изображены верх и низ колонны

Верхняя часть пластины 32

Если для обезпечения прочности такого памятника, как тот, который я описываю, нужно было принять все возможные меры предосторожности, то не менее необходимо было полагаться на мнение образованных людей, чтобы его целостность соответствовала правилам искусства и вкуса. Эта причина побудила меня сделать деревянную модель постамента над капителью, на которую я поместил статую ангела, чтобы определиться, какой размер ей следует придать. Поскольку эта модель вызвала некоторые разногласия, была создана комиссия, состоящая из нескольких архитекторов, чтобы высказать их мнение о пропорциях этого постамента и статуи. Она решила, что пьедестал слишком высок, купол следует опустить, а фигуру ангела сделать крупнее и не покрывать позолотой.

Члены комиссии по художественной части, к которым временно присоединился Его Высочество Князь Григорий Гагарин*, были также приглашены осмотреть верхнюю часть памятника и высказать свои соображения по этому вопросу. По этому случаю Его Превозходительство Президент Императорской Академии художеств представил интересную записку, из которой следовало, что, так как Александровская колонна не имеет лестницы внутри, подобно Траяновой, то пьедестал можно уменьшить, оставив при этом необходимую высоту, чтобы, по правилам перспективы, выступ капители не скрывал ног статуи. Его Превозходительство тоже хотел, чтобы купол был опущен.

1) Услуги, оказанные мне этими хорошими работниками, и дружба, которую я к ним изпытываю, побудили меня сообщить от их имени эти подробности; мне показалось, что, увидев Александровскую колонну, нелишне будет познакомиться с теми, кто её выполнил. (См. листы 37 и 42). На последней - портрет Ивана Столярова, архитектора, о котором я упоминал в первой части этой книги; он одет в почётный кафтан, который заслужили его таланты.

Перевод: В Комиссию. Десятник Иван Столяров*, проявил в течение 4-х лет службы при церкви необыкновенные способности в практическом строительном искусстве, и в целом отличившись усердием и добрым поведением, Главный архитектор имеет смелость представить его Комиссии, дабы она соизволила в награду за его заслуги пожаловать ему почетный костюм /кафтанъ:/.

2) На западной стороне, в заглавной части, выгравированы слова: ЗОДЧИМЪ АВГУСТИНОМ МОНФЕРАНОМЪ. (Архитектором Огюстом Монферраном), которые Его Величество Император соизволил разрешить выгравировать.

Присутствовавший при этом князь Гагарин представил отчёт, который можно резюмировать следующим образом: Колонны Траяна и Антонина имеют над капителью цилиндрическую полуколонну (циппус) диаметром, примерно равным диаметру верхней части колонны. Проблема, которую необходимо решить, заключается в том, является ли этот циппус необходимым украшением для красоты памятника, или же древние, обязанные, прежде всего, создать дверной проём над лестницей в интерьере памятника, чтобы обезпечить зазор между капителью и изображением героя, не хотели этим возпользоваться, а зазор, необходим для того, чтобы зрительный луч мог охватить целое.

Александровская колонна заметно отличается от уже известных, содержащих внутреннюю лестницу. Она её не имеет, а значит, цилиндрическую форму, характерную для двух античных колонн, этой части памятника придавать не нужно, что было бы неизбежно, если бы целью было сделать входную дверь на платформе капители. Князь Гагарин также спросил, необходимо ли, чтобы циппус был увенчан полусферическим куполом; является ли это одной из форм, навязанных красотой, и было ли абсолютно необходимым принятие его для Александровской колонны.

В заключение его превозходительство сказал: что если бы колонна, только что воздвигнутая в честь святой и славной памяти императора Александра, несла его величественный образ, он желал бы, чтобы эта верхняя часть памятника торжествовала над всеми остальными; но коль скоро речь идёт о размещении символа, ему кажется, что эта эмблема всеобщего почитания должна быть как можно проще, и что все усилия искусства должны быть направлены на то, чтобы торжествовали несравненная масса гранита и её прекрасный пьедестал. Его превосходительство добавил, что можно было бы допустить земной шар, поддерживаемый российскими орлами, или что цилиндрический циппус, уменьшенный как по высоте, так и в диаметре, был бы опорой для ангела, несущего крест. Эта вещь сама по себе была бы безразлична. Существенно то, что ничто над капителью не кажется продолжением ствола колонны, и что её гигантская масса не выглядит уменьшенной.

Я всегда думал и твёрдо убежден, что те, кто создал путь иной, чем тот, который был проложен им посредством сравнения древних памятников, довели искусство зодчества до деградации; хотя я не хочу сказать, что любовь, которую мы можем изпытывать к античности, должна побуждать нас подражать ей без здравого суждения. Поэтому, руководствуясь этим принципом, устанавливая параллель между Александровской колонной и колонной Траяна, я старался продемонстрировать аналогию пропорций, существовавшую между этими двумя памятниками, чтобы моё мнение возобладало над мнением тех людей, которые предлагали внести изменения в мой проект. Я выразился следующим образом:

"Над колонной Траяна возвышалась колоссальная статуя Траяна из позолоченной бронзы, держащая скипетр и глобус с его прахом, привезённым из Солинунты, где император умер в возрасте шестидесяти четырёх лет".

По словам Альфонсо Чаконио**, старейшего автора после Юлия Романа и Муциана, давшего описание и рисунки колонны Траяна, в 1616 году ещё можно было увидеть бронзовые ступни статуи Траяна, которую варвары разбили во время своих вторжений. Разкопки, проведённые у основания этого памятника, привели к обнаружению головы этой статуи, которую собрал кардинал Делла Валле 1. Вот, как выражается этот антиквар на странице 3 своего труда:

"Pedes autem fastigio columnà adhœrentes adhuc visuntur. Fuit autem colossus hic longus pedes 21 romanos; nam caput a vertice ad mentum duorum pedum quatuorque unciarum existit, quocl noua totius corporis pars esse solet."

«И до сих пор видно, как ступни цепляются за вершину колонны. Этот колосс имел длину 21 римский фут; ибо от вершины до подбородка голова составляет два фута и четыре дюйма, что обычно составляет девятую часть всего тела." (с латыни, в тексте Монферрана этого перевода нет, картинка ниже отсюда)

Изображение колонны Траяна из книги Ciampini, Giovanni Giusto 1690 г. Vetera monimenta : in quibus praecipuè musiva opera sacarum profanarumque aedium structura, ac nonnulli antiqui ritus, dissertatiobus, iconibusque illustrantur. На вершине Св. Пётр. Изображения на поверхности колонны описывают историю Дакийской войны и Победу царя Децебала

Мы видим, что Чаконио не довольствуется детальным возпроизведением всех несравненных скульптур этого прекрасного памятника. Но придаёт ему также геометрический вид, как он его видит, заботясь о том, чтобы возпроизвести статую Траяна по её бронзовым стопам, уцелевшим до сей поры. Также он изпользует для определения высоты этой статуи голову из того же металла, что сохранилась в доме кардинала Делла Валле, доводя высоту до 21 римской ладони (пальмы). Изучив рисунок этого автора, мы обнаруживаем, что верхняя часть соответствует пьедесталу (ципусу) Александровской колонны, который был уменьшен, как это сделал я, в соответствии с прекрасным вкусом и добрым советом министра двора Его Величества Императора, задолго до того, как был созван комитет архитекторов, чтобы дать своё заключение по этому вопросу.

Полусфера, возвышающаяся над пьедесталом на вершине колонны Траяна, как и та, что видна на колонне Парижа, не была построена с единственным намерением прикрыть ступени этих памятников, чтобы защитить их от непостоянства времён года. Если мы разсмотрим эту конструкцию на обоих этих памятниках, то увидим, что разстояние между высотой дверного проёма, ведущего в капитель, и этой полусферой состоит из нескольких слоёв камня, которые образуют такую массу, что лестница этих колонн могла бы обойтись и без какого-либо другого покрытия.

1) Винкельман, том II, стр. 449, подтверждает то же самое. (***)

Поэтому вполне вероятно, и авторитеты, только что процитированные мною, ясно доказывают, что пьедестал над колонной Траяна был увенчан полусферой, как демпфером, который Аполлодор счёл наиболее подходящим для того, чтобы статуя Траяна выгодно выглядела.

Результат таких дискуссий почти всегда идёт на пользу искусству, если они прямолинейны и откровенно представлены достойными людьми, как это и произошло. Поэтому верхняя часть Александровской колонны претерпела в своих пропорциях некоторые изменения. Они заключались в уменьшении высоты постамента на одиннадцать дюймов, без изменения его диаметра, и в сохранении прежних лепных элементов, которые были признаны хорошими. Кроме того, было решено, что сферическая часть должна быть опущена на восемь дюймов, что и было сделано. Что касается фигуры ангела, то предпочли, чтобы она не была позолоченной, но мне удалось добиться, чтобы она была высотой не более пяти аршин, вместо шести, которые они были склонны ей дать, что приближает её к пропорции, которую должна была иметь статуя Траяна.

Верхняя часть пластины 41

Памятник венчает держащий крест ангел с обликом Александра, обращённый к земле и указывающий на небо всем тем, чьи мысли схожи с его мыслями, и кто убеждён, что надежду на счастье здесь, внизу может дать нам только святая любовь христианской религии. Эта статуя, отлитая из бронзы в единственном экземпляре, - работа знаменитого русского скульптора Орловского, который совершенствовал свой прекрасный талант в годы, проведённые в Риме под покровительством Торвальдсена. Одной из самых больших трудностей при выполнении этой статуи была обязанность скульптора поставить на колонне крест, который она поддерживает, вертикально, чтобы он доминировал над всеми окружающими его аксессуарами. Эта благочестивая идея была решена только после многих попыток и нескольких конкурсов, которые талант господина Орловского помог ему выиграть. На пластине 41 эта фигура изображена в трёх наиболее благоприятных ракурсах. Также я включил сюда работы М. Леппе, изображающие святого Александра Невского и архангела, держащего крест. Две группы рядом с ней выполнены скульптором Жаком. Эти фигуры и группа были выполнены по моим эскизам и участвовали в проводившихся конкурсах.

Пластина 41 (нижняя часть)

Глядя на памятник сейчас, когда он уже завершён, я обнаружил, что верхняя часть находится в полной гармонии с остальной частью. Этот результат даёт мне возможность сказать, что не всегда на основе простого рисунка можно решить, каким должен быть монумент, и что нельзя слишком часто изпользовать масштабные модели, чтобы получить лучшее представление о вещах и извлечь пользу из критики, которую эти модели не перестают вызывать.

В заключение добавлю, что всё изполнение этого памятника, стоившего стольких забот и хлопот и сопровождавшегося столькими трудностями, в общей сложности заняло всего пять лет.

* Вот тут возможны разночтения, ибо князей Гагариных было много, все они - потомки князя Михаила Ивановича Стародубского. Во времена сооружения памятника Александру I один из Григориев Гагариных точно был художником. Картину его весьма полюбили невежды-альтернативщики

Гагарин Г.Г.Александрийская колонна в лесах. 1833 Акварель

которых "смущало" разбираемое строение фундамента лесов, с помощью которых установили колонну. Этот князь, будучи сыном посла русской миссии, провёл в Риме первые 11 лет своей жизни, античные строения видел своими глазами. Кроме того он прошёл общеобразовательный курс в Сорбонне, посещал лекции по строительному искусству и живописи. Много позже он стал президентом Академии художеств. Потому, полагаю, он вполне мог выступать в качестве ценителя и знатока в описанной Монферраном дискуссии.

** Альфонсо Чаконио был очень плодовитым автором, но картинку с изображением Траяновой колонны у него не обнаружила (видимо, не все книги выложены в интернете)

***Монферран ссылается на современную ему книгу Винкельмана Histoire de l'art chez les anciens 1802 г.

На этом с шестой главой завершаю. Осталось то, что во все времена особенно любит публика - действо, венчающее долголетний труд :о)

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Обзор движения фронта с 13 по 19 мая. Карты

    Предупреждение: карта не отражает на 100% точность реальной границы и всех ударов на фронте. Она для наглядности, насколько изменилась обстановка СВО на май 2024-го года. Наступление на ...

    Зеленский всё

    Украинский царь теперь ненастоящийВладимир Зеленский вступил в должность главы государства 20 мая 2019 года. Согласно конституции Украины, президентские выборы на Украине должны были со...

    Они там есть: Свой среди чужих

    Один Человек с ТОЙ стороны ЛБС недавно написал: «Я боюсь сдохнуть среди чужих, за чужих, и врагом для своих. Мысли о такой смерти приводят меня в ужас» — это, наверное, именно те слова,...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      710

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1152

      История строительства Исаакиевского собора (документы 5)

      Завершается 1827 год, на строительстве Исаакиевского собора работы близятся к моменту поднятия первой колонны портиков. Торопят всех - плотников, возводящих подъёмные леса, г-на Берда, задерживающего поставку главных деталей поворотного круга для разворачивания транспортируемых к лесам колонн, полировщиков, десятников, подрядчиков и самого Монферрана... Считаются и вы...
      1144

      О Франческо Квиролло

      "... и по особому соглашению он обещает и обязуется в течение вышеуказанного времени заниматься только работой, трудом и надзором за вышеуказанной церковью, не отступать от неё и не прекращать её ни по какой причине, и не брать на себя никакой другой работы от любого другого лица любого ранга и состояния в течение вышеуказанного срока, без согласия и письменного разре...
      1012
      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1886
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1898
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1868
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      2015
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      884
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      1000
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      907
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      772

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1359

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      882

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      783
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      789
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      550
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      347
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      707
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      796
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика