• РЕГИСТРАЦИЯ

Откуда появилась античность в "Античной сказке на севере Европы", или древности по кусочкам (часть третья)

91 5515

Здравствуйте, друзья :о) Усаживайтесь поудобнее, ибо перед вами будут разкрываться дела коммерческие (и не очень) давно минувших дней. И вызвано это последовательными копипастами альтернативщиков, как в ЖЖ, так и на КОНТе, передающих одно и тоже из рук в руки. В статье Sage (буду указывать последнего копипастера - на КОНТе)

речь зашла об античной статуе Юпитера, ныне находящейся в Эрмитаже.

То, что я сегодня узнала, пробудило возпоминание о том, как альтернативщики дружно заявляли о фальшивости древностей Азии и Востока после того, как над ними потрудились боевики ИГИЛ (запрещённой у нас организации). А как же, там же арматура торчала!!! Интересно, что они будут заявлять после сегодняшней моей статьи, ведь они сами все свои аргументы по поводу античности Питера строят не только на "затопленных" этажах, но и на античном виде и наличии античных скульптур?

В прошлой статье я начала приоткрывать завесу истории появления статуи Юпитера в Эрмитаже. Выяснилось, что в Россию она попала в результате покупки антиквариата из музея Ватикана (галереи Кампана).

Откуда она вообще взялась там?

Томас Дженкинс, Бартоломео Кавачеппи, Франческо Антонио Францони и древности Альбано I

"Территория Альбано и Кастель Гандольфо всегда представляла для посетителя богатую концентрацию исторических свидетельств, природных красот, художественных и археологических памятников. Во второй половине восемнадцатого века копатели и скульпторы-реставраторы по этим причинам выбирали её, как курорт, чтобы избежать римской летней жары, и как привилегированное место для открытия античности.

С 1775 года Томас Дженкинс, богатый английский купец, занимающийся произведениями искусства, обладал роскошным особняком в Кастель-Гандольфо, уже бывшего резиденцией генерала-отца иезуитов, где "большая группа гостей могла иметь комфортабельные номера, оживленные конференц-залы и лоджии, где вы можете спокойно прогуляться", - отмечал Гёте в своем заявлении о пребывании и опубликованном в октябре 1787 года на англосаксонском антикваре.

Другая сторона - скульптор Бартоломео Кавачеппи - итальянский реставратор, торговец и один из "законодателей вкуса" -  купил в Альбано казино, расположенное по дороге из ратуши в монастырь Капучини, откуда он отправлялся на руины амфитеатра Домициана. Оба использовали свою летнюю резиденцию также для хранения и продажи антиквариата, находящегося в их распоряжении.Оба хорошо знали друг друга. Дженкинс обращался к Кавачеппи, как к опытному реставратору и как к посреднику в продаже статуй, найденных на разкопках, которые он рекламировал, пользуясь тем фактом, что скульптор Кавачеппи с середины века приобрел международную репутацию.

Кажется, однако, что последний играл немалую роль в продажах, сделанных Дженкинсом Музею Ватикана. 15 апреля 1771 года Кавачеппи отметил, что у него был бюст Пертинаса, принадлежащий Дженкинсу, и что он вернет двадцать эскудо законному владельцу Джону Баттисте Висконти, купившему его для музея Пио-Клементино, "согласно нашему соглашению" - как он сам уточнил 12 октября того же года.Это должно было произойти вскоре после того, как 9 ноября того же года казначей Браши, будущий Пий VI, разрешил платежное поручение 180 эскудо для бюста, «представляющего императора Пертинаса». Оба они также имели древние находки из района, в котором они проживали в течение летних месяцев. Например, у Кавачеппи были архитектурные фрагменты, характеризующиеся богато украшенным орнаментом,  найденные на вилле Домициано, которые запечатлены в 3 томе коллекции древних статуй, бюстов, голов и других древних скульптур, восстановленных кавалером Бартоломео Кавачеппи.

Из великолепной обители благородной римской семьи  появились туловище и голова минотавра, которые Кавачеппи купил в 70-х годах в Риме из Барберини, перепродав их немедленно в Висконти для музея Пио-Клементина.

Однако деятельность Дженкинса в этой области была в основном связана с археологическими находками...

Годы спустя он сделал еще одну важную находку, о которой он сообщает 9 апреля 1785 года в письме к Таунли: «Я сейчас копаю виноградник моего дома в Кастель Гандольфо, Руины - благороднны, вероятно, Вилла  Домицианов, нашли торс и некоторые другие части колоссальной статуи, самую прекрасную скульптуру". Это был торс колоссальной мраморной статуи из пентликов (гора Пентелион, где добывался мрамор - Взор), позже восстановленной как сидящий Юпитер, сегодня в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Работа не осталась у его счастливого первооткрывателя - она перешла к скульптору Карло Альбацини и архитектору Джузеппе Валадье, который, в свою очередь, в 1796 году, заказывая статуи для фасада собора Орвието скульптору Винченцо Пакетти, убедил его создать сообща компанию, чтобы восстановить и продать ее. 9 февраля 1798 Франческо Антонио Франзони принял корпоративное соглашение, вносит свой вклад в оплату покупки части скульптуры и ее реставрации вместе со своим братом Джузеппе (1802), а затем пытается облегчить покупку с помощью менеджеров музея Pio-Clementino, в 1803 году с его другими антиквариатами на 2500 эскудо, но напрасно".[1]

Надо бы несколько слов сказать и о

Бартоломео Кавачеппи

"В 1740-е приобрел уже большую известность главным образом как реставратор, умевший из отдельных найденных фрагментов (иногда различных эпох) воссоздавать статуи, бюсты, изделия декоративно-прикладного искусства. Пользовался покровительством Винкельмана, назвавшего мастерскую Кавачеппи на виа Бабуино "Museo Cavaceppi" из-за большого количества находившихся там антиков.

При посредничестве Винкельмана начал работы по изготовлению копий и реставрации памятников для собраний прусских коллекционеров и дворца в Сан Суси. В 1768 совершил с Винкельманом путешествие в Берлин. Другим покровителем Кавачеппи стал кардинал Алессандро Альбани, для виллы которого он исполнял различные работы. Сблизился с английскими художниками-дилерами из окружения Альбани — Т. Дженкинсом, М. Бретингхемом, Г. Гамильтоном, которые собирали и продавали произведения античного искусства. С 1746 Кавачеппи был главным исполнителем реставрационных работ для собрания пап. Для Капитолийского музея отреставрировал знаменитую статую Фавн из красного мрамора и бюст Фаустина Старшая; работал и для музея Пио-Клементино. Его произведения приобретали английские заказчики, например, для архитекторов братьев Дж. и Р. Адам Кавачеппи исполнил реставрацию статуй Церера (Лондон, Саймон-Хаус), Ганимед; для других частных заказчиков из Англии — копию статуи Мирона Дискобол (Англия, частное собрание); для аббатства Вобурн — копию бюста императора Каракаллы (ок. 1756—1770, Лос-Анджелес, фонд П. Гетти). Выполнял заказы знатных римских семейств Киджи, Боргезе, Торлония; в его мастерской через своих агентов приобретали работы Екатерина II, Густав II Шведский, испанский посланник, кардинал Х. Н. Д’Асара и др. В 1768—1772 Б. Кавачеппи издал каталог своей коллекции." [2]

Со всеми этими сведениями связана и история, изложенная в статье:

Танцующий фавн, утраченная статуя Павловского дворца. А. В. Круглов. [3]

"Стало возможным восполнить наши знания по истории создания коллекции античной скульптуры в Павловском дворце и воссоздать облик одной из древнеримских скульптур, погибших в пожаре 1803 года, - статуи "Танцующий Фавн". Важность последнего трудно переоценить, насколько известно, не сохранились какие-либо её графические  или живописные изображения, восходящие к эпохе Павла Петровича и Марии Федоровны, совершивших приобретения этой и других античных скульптур 24 февраля 1782 года в Риме."

И тут, обратите внимание, друзья, о проблемах учёные говорят, как всегда, открыто:

"...однако сведения о датах приобретения древнеримских статуй, их количестве, поступлении, как и сами отождествления, остаются неполными и противоречивыми"

"Ага!", - могли бы вскричать альтернативно-завирательно-мыслящие, - "говорили, что нам всё врут!" Однако, не спешили бы вы...    Это только вы способны делать выводы из одного-двух източников и тех, неполноценного произхождения :о)

"Основным источником информации для настоящего исследования явились материалы из Архива Таунли, хранящегося в Британском музее.  Речь идёт о недавно опубликованных и ставших доступными в больших объёмах письмах (более четырехсот) английских антикваров, диллеров, археологов и художников в РимеТомаса Дженкинса и  Гэвина Гамильтона, адресованных коллекционеру Чарльзу Таунли.

Сведения из писем оказались совместимыми с тем, что было известно о статуе Фавна, гипсовый слепок которой уже более двух столетий находится в Собрании гипсовых слепков Археологического музея Университета Геттингена. (илл. 1-2) Помимо значения в истории Гранд Тоур и истории коллекционирования антиков в России бывшая статуя Павловского дворца имеет особое отношение к истории изучения собственно античной скульптуры."

Вообще-то, граждане альтернативщики, XVIII-XIX века были не глухими и отсталыми временами. Уже издавались газеты и журналы, а путешественники переписывались не только с родными, но и с приятелями, коих заводили по всему миру. Потому сведения о многих вещах написаны не только в докладах чиновников, не только в прессе, но и вообще, во множестве писем и дневников. По этой простой причине ваши выдумки легко разбиваются сообщениями очевидцев. Питер не был откопан, и не был античным. Античная скульптура, имеющаяся в Петербурге - вся завезена. Известно даже время её привоза и доставщики. То, что статую Юпитера выкопали, причём, сильно разбитую, и то, что её подвергли реставрации, можно найти и в римской газете "Diario ordinario', которая извещала о раскопках и находках регулярно. Вообще роль Ватикана в этом "античном эльдорадо" очень любопытна. Но об этом в другой раз :о)

На этом можно было бы и завершить тему античных скульптур Петербурга. И всё-таки:

добавлю ещё, что статуй Зевса за длительную историю накопилось много.

"В воображении греков Зевс был наделен всеми самыми благородными элементами человеческого характера. Он правил делами людей с отеческой доброжелательностью. Он вознаградил доброту, наказал нечестивых и был вместе с начальником правосудия. Кивнув головой, он изложил свою волю, и не было обжалования его указов.

Естественно, греки изображали этого бога как существа величественного роста и великого, доброжелательного лица, а скульпторы изо всех сил старались сделать статуи достойными этой концепции. По общему согласию в качестве наиболее подходящего выражения этого идеала был принят определенный тип лица. Наконец великий художник по имени Фидий создал статую, которая прекрасно воплотила все идеи, на которые нацелились другие скульпторы. Она имела колоссальный размер, выполнена из золота и слоновой кости, и была установлен в храме Олимпии. С этого момента каждый скульптор, которому приходилось представлять Зевса, должен был только повторить проект Фидия.

Теперь мы знаем, что чем дальше имитатор получает исходный стандарт, тем слабее его копия. Первые преемники Фидия сделали прямые исследования из его статуи, но те, кто пришел после работы с копиями. Еще позже художники взяли для своих моделей копии этих копий, пока, наконец, не исчезла значительная часть первоначального величия концепции Фидии.

Бюст Зевса, воспроизведенный на нашей иллюстрации, считается далекой копией главы статуи Фидия." [5]

Голова Юпитера из Отриколи. Римская копия греческого оригинала с 4-го века до н.э. Музей Пио Клементина (Ватиканский музей в Риме, Италия)

Есть копия и в Риме :о)

Roman marble copy of a Greek statue of Jupiter, 200–300 AD, 230 cm. Ex-Palazzo Verospi, Rome (c. 1680–1771); bought in December 1771 for Clement XIV. Pierluigi Lotti, ‘Alcune note su Palazzo Verospi’ in Alma Roma 3 (September–December 2000), pp.201–232 (p.214) Present location: Rome, Musei Vaticani, Inv. no. 671 (Римская мраморная копия греческой статуи Юпитера, 200-300 гг. Н.э., 230 см. Ex-Palazzo Verospi, Рим (ок. 1680-1771); купленный в декабре 1771 года для Климента XIV. Пьерлуиджи Лотти, «Alcune note su Palazzo Verospi» в Алма-Роме 3 (сентябрь-декабрь 2000 года), стр. 201-232 (стр.214) Настоящее место: Рим, Музей Ватикана, Инв. нет. 671)[4]

Статуя Зевса (Юпитера) была столь популярной, что и императоры изображались подражательно :о) В Эрмитаже имеется скульптура, прибывшая вместе с Юпитером, изображающая Октавиана Августа

В основе памятника, найденного в обломках и реставрированного итальянским скульптором Ф. Гнаккерини, лежит статуя Зевса Олимпийского, работы Фидия. Скульптура могла быть создана в Италии после смерти Октавиана Августа, после учреждения культа императора при царствовании Тиберия. Именно в это время широкое распространение получают изображения сидящего императора, а влице передаются черты всегда только молодого Августа. http://school-collection.iv-ed...

Как видим, потребность подражать героям и эталонам дожила до наших дней :о) Только нынче подражают не богам, а, например, древним украм или недорослю Митрофанушке :о)))

Ссылки:

1 -http://www.academia.edu/605548...

2 - http://evropeyskoe_iskusstvo.a...

3 - http://www.academia.edu/422556...

4 - https://www.ilab.org/catalog_view/2859/2859_018051-Mosman.pdf

5 - http://gutenberg.polytechnic.e...

Как мы с вами понимаем, осталось нам выяснить сущие пустяки. Это - в следующей статье. А пока напоминаю, где было начало разследование:

1 - https://cont.ws/@metafor/71521...

2 - https://cont.ws/@metafor/715522

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Ставка ЦБ и "мы все умрём"

    Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

    Украинцы никогда не простят русских......

    Виктор АнисимовУкраинцы никогда не простят русских за миллионы убитых и искалеченных "захистников", говорят нам "миротворцы", если мы в самом скором времени не заключим мир с украиной и...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      25 октября 14:52

      Продолжаются находки по истории Александровской колонны

      Вчера я ещё малость пошерстила выпуски газеты Санкт-Петербургские ведомости и кое-что обнаружила. Вот, кстати, граф Хвостов - особа вовсе не вымышленная и в те времена довольно известная, причём, как раз на ниве стихосложения (и не только) :о) Дополнение об упомянутых воинах ...
      1538
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 16:31

      Гром пушек, корабли на Неве и открытие Александровской колонны

      Ура-а-а! Найдена ещё одна "страничка" истории! Такие чувства вспыхнули во мне при обнаружении этого номера газеты достопамятного года. Немедленно делюсь с вами этой находкой (заметьте, накануне тяпницы). Оказалось, что это ещё не всё :о) ...
      813
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 13:50

      Niccola Zabaglia в контексте сооружений Монферрана и развития науки механики

      Помнится мне, некоего профана не устраивало квадратное сечение деталей лесов для поднятия колонн Исаакиевского собора и Александровской колонны. Он с апломбом утверждал, что строительных лесов квадратного сечения никогда не сооружали: Естественно, ответ не мог ему понравиться, ибо в нём были фотографии.Задали вопрос о строительных лесах И...
      1067
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 10:09

      Появление и развитие наук пошло из Опыта, или гений Никола Дзабалья (Zabaglia) в контексте прогресса науки

      Продолжу тему, упомянутую здесь: Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)Как развитие ответа на этот пункт комментария причём, по инженерным подходам именно в области строительства, предлагаю заглянуть во времена, не столь уж от нас отдалённые. Этому посвящено немало м...
      1262
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:44

      Ст.-Петербургская пресса о возведении Александровской колонны и колонн Исаакия

      Наконец- то комментарий Дмитрия Сумина подвигнул меня перелистать файлы со страницами Северной пчелы, скаченные более года назад! И первая же находка настолько воодушевила, что я пересмотрела всё и дополнительно полистала несколько номеров уже в интернете. Выкладываю результаты, чтобы с ними вы могли бы познакомиться не только при чтении ...
      1317
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:17

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)

      Здравствуйте, уважаемые читатели!Каждый раз выясняется, что большинство недоумений альтернативщиков возникают буквально на пустом месте из-за недостаточности знаний по задаваемым ими вопросам. Идём , следуя очерёдности "проблем", изложенных в этом комментарии. Кто, по-вашему, занимается "сравнением инженерных подходов", "рисков" и "материалов"? Правильно...
      1082
      .Взор Здравомыслие.
      17 октября 06:02

      И вновь Винсент Ли о способе подгонки камней в кладке инков

      Отвлекусь от 19-го века и оглянусь на инкское строительство. Многие, посетившие статью Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки, по интервью Винсента Ли уже ознакомились со способом подгонки камней с кривыми поверхностями, предложенным им. Правда, я так до сих пор и не перевела вторую часть фильма с экспериментом NOVA, где показа...
      1153
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 16:21

      Эх! Какой красочный рапорт от Монферрана по Исакиевскому собору! (доки № 16)

      Не спится мне, понимаете ли :о) Вчера перелистывала папку, хранящуюся в РГИА, и обнаружила длиннющий текст. Не утерпела и (по ознакомлении) решила начать с него. Итак, после совещания трёх интеллектов - двух искусственных и одного человеческого (сообща трудились Гугль, Дипл и я), получилось следующее:935 № 369 18 октября 1828 года.Доклад главного архитектора членам ко...
      1374
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:44

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Выкадываю ещё одну пропущенную статью. Поехали!Я, конечно, довольно терпеливый человек, но когда вещующее недотямство начинает наглеть, спуску давать не буду. Вот такой был вчерашний комментарий Прежде всего видим полнейший "проскок" мимореальности :о)Статья была посвящена не разсчёту подъёма Александровской колонны, а ...
      1303
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:12

      Монферран разруливает проблемы, или документы 15

      Судя по комментариям, читателям интересен перевод документов из Коллекции Монферрана. По этой причине, а также по недостаточности трафика моего в данное время (постараюсь решить эту проблему побыстрее), пока я ограничиваюсь изключительно этой темой. Одна из мастерских, которые Монферран называет attelierСколько чудных открытий случается, когда знакомишь...
      1302
      .Взор Здравомыслие.
      13 октября 10:11

      Документы по строительству Исаакиевского собора - фальшивка? На каком основании? (14)

      Для начала (дабы другим неповадно было) для персоны, с пафосом надувающей щёки, ответ на пунктик в его комментарии: Как уже известно тем, кто интересуется наличием документов по строительству Исаакиевского собора, в Президентской библиотеке выложено несколько папок из обширнейшей коллекции Монферрана, хранящейся в РГИА. Часть документов н...
      1081
      .Взор Здравомыслие.
      9 октября 19:03

      Монферран рапортует в Комиссию по поводу порядка подъёма колонны (из документов. 7)

      Ай, ребята и девчата, что выудилось на сей раз в рабочем журнале стройки! Самой не верится :о) Чертёж Адамини648 No. 43 le 3 Mars 1828Доклад архитектора в Комиссию Исаакиевского собора о приготовлениях и порядке, соблюдаемом при возведении колонн.Уважаемые господа!Предложенные мною процедуры по уменьшению (обтёске) и обработке колонн увенчались успехом....
      828
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 21:15

      По "инкской кладке" наших современников

      В качестве продолжения статьи А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?Обнаружила несколько фотографий (тут и тут) и немного записей каменщика из Новой Зеландии, изваявшего столь замечательную стену в инкском стиле."Последний камень на стене, просто нужно закончить благоустройство. Более полное описание я опубликую, когда это будет сделано." ...
      1001
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 20:21

      Документы по строительству Иааакиевского собора (13)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько статей с переводом документов из коллекции Монферрана (здесь последняя с номером 6) прошли как-то мимо КОНТа, и я, по-возможности, их постараюсь выложить в журнале. Сегодня же предлагаю ознакомиться с новой порцией перевода страничек из этой папки (для желающих найти документы привожу номер электронной страницы). На сей раз ...
      853

      А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?

      Многие могут помнить Новую Зеландию по так называемой Каймановой стене, которая на поверку оказалась нерукотворной. Сегодня Антропогенез выложил материал о рукотворной стене в стиле инков.Да-да, там даже много-много-гранный камушек имеется. И, даже, крохотная пупырышка, плотно прилегающая к соседним блокам, словно кто пробку вставил.Эта новость появилас...
      989

      Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки

      Узнаваемое сооружение, не правда ли? Старинная фотография великого Саксайуамана - одной из загадок технологий 15-16 веков. Сегодня знакомлю вас с интервью одного из археологов, архитектора - Винсента Ли, предложившего свою версию точной подгонки этих великих монолитов.Нашла я этот материал на Ютюбе. Видеоролик можно посмотреть, включив субтитры с перево...
      1468

      Начало разкопок Саксайуамана

      Материалов снова набралось много, и все они интересные.  Решила, для разнообразия выложить вам перевод из статьи "Саксайуаман открыт заново. Первые работы", написанной перуанским историком, антропологом, изследователем доиспанского Перу, одним из лидеров движения коренных народов Анд - Луисом Эдуардо Варкальселем (Luis E. Valcarcel). Его считают отц...
      1090

      Как инки размечали полигоналку. Да "пару раз плюнуть" :о)

      Две ночи нормально спать не можу :о) Всё посыпаю голову пеплом и называю себя балдой, ибо не додумалась до самой простой вещи. Но до неё (после тщательного изучения геометрии блоков в инкской кладке и долгого колдования совместно с компьютером) додумались инженеры Нового света. "Длительное и много-многочасовое чтение, наблюдение и медитация позволили на...
      1805

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      879

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1322
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика