Часто приходится слышать про фразу «Религия – опиум для народа». Ее, как правило приводят в качестве доказательства «кровавого безбожия» большевиков. Вкратце с ним можно ознакомиться на Википедии. Но сейчас я бы хотел поговорить несколько о другом.
Вот что такое опиум? Это наркотик. В медицине наркотики используются в качестве обезбаливающих. А в остальном, для чего употребляют наркотики? Конечно, все скажут, что для получения удовольствия. Но по мне так, это ответ очень куцый. Удовольствия здесь – это компенсаторы, к которым прибегают, чтобы убежать от реальности в мир иллюзий. А в грезы бегут оттого, что реальность скучна, бессмысленна и омерзительна. То есть речь об отсутствии смысла жизни и утешения. Смысла нет, значит, нужно его искать в удовольствиях, то есть саморазрушаться. Если у жизни нет смысла, может быть, он есть в смерти?
В этом же ключе можно сказать и о компьютерных играх (бег в виртуальность), и об алкоголе (мягкий наркотик), и об экстриме (адреналиновая наркомания), да мало ли о чем. Но, что, безусловно, это все суррогатная, неполноценная, патологическая и ущербная попытка ответить на вопрос о смысле жизни. Эдакий, собирательный «опиум», как ответ на вызов смысла бытия.
А что же религия? Религия, как сложная система текстов, традиций, культов долгое время являлась тем единственным, что давало ответ на вопросы жизни и смерти. Объясняла, для чего мы в этот мир приходим и куда уходим, регламентировала наше пребывание на Земле. То есть не обезбаливала, а лечила от "смертной болези". Она породила культуры, в которых существует нынешнее человечество. И человечество жило не тужило… пока не появилось огромное количество светских людей, которые в Бога не верят. И лекарство-религия, подобно устаревшему антибиотику, начало терять свою силу. Религиозные ответы на проклятые вопросы для них, людей светских, неприемлемы, а вне религии никто ничего дать не может… Отсюда и происходит тот самый компенсаторный синдром, который я кратко описал выше. Человек начинает прибегать к обезбаливающим.
Возвращаясь к тому, с чего начал, что же общего между опиумом и религией? Наверное, в том, что и то, и другое призвано ответить на вопросы о смысле жизни и смерти. И в этом плане, да, что религия, что опиум (прошу не воспринимать буквально, я с бесконечным уважением отношусь к традиционным религиям и ни коим образом не отождествляю одно с другим). Но различает их куда большее. Религия своему приверженцу дает полноценные ответы, будучи лекарством, а собирательный «опиум» - суррогатные, не настоящие, иллюзорные. Религия предлагает подлинность, опиум – иллюзию оной.
Но в каком-то смысле, в современном обществе, существенно светском и очень материалистичном, религия, как инструмент утешения и излечения теряет свою всеобъемлемость, универсальность, а значит, и полноценность. "Смертная болезнь" научилась противостоять религиозному лекарству. Она не отвечает вызовам современности. И как же тут быть? На мой взгляд, на ее смену должно прийти нечто новое, универсально подходящее людям светским и религиозным. Эдакий светско-религиозный синтез. В противном случае мы получим замену неуниверсального религиозного утешения разного тотальной безутешительностью с безумным количеством средств не обретения смысла жизни, а ее скорейшего прекращения. В конце концов, сильнейшие обезбаливающие выписывают безнадежно больным пациентам, дабы смягчить их муки. А я не верю, что пациент по имени человечество готовится умирать.
Оценили 16 человек
104 кармы