“Салтыков-Щедрин — из тех авторов, которых не читают в школе всерьез, а потом вдруг открывают взрослыми людьми. И удивляются. Например, тому, что Щедрин не просто сказочник, а писатель с мировым именем. Как объяснить иначе тот факт, что "Сто лет одиночества" Маркеса — это парафраз истории Глупова, стоит лишь заменить Глупов на Макондо”.
(газета “Известия” к 190-летию со дня рождения Салтыкова-Щедрина)
Следующим литературным заданием будет сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина “Обманщик-газетчик и легковерный читатель”.
К творчеству Салтыкова-Щедрина мы уже обращались ранее (тем, кто не читал, например, сказку “Добродетели и пороки” или “Медведь на воеводстве” рекомендуем прочитать и ознакомиться со статьями по этим сказкам в нашем блоге).
Салтыков-Щедрин значительно более масштабный писатель и мыслитель, чем кажется, глядя на форму его произведений (сказки). Именно поэтому в молодом возрасте (в школе, например) сложно понять Салтыкова-Щедрина. Его произведения очень глубокие, и нужен определённый жизненный опыт, чтобы понять то, о чём писал наш знаменитый соотечественник. Многие фразы из произведений Салтыкова-Щедрина давно уже стали крылатыми, так называемыми “афоризмами”, как например, вот эта:
“Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность особенно необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд”.
Впрочем, цитировать все афоризмы Салтыкова-Щедрина – дело неблагодарное, слишком их много, и какой ни возьмёшь – никак нельзя пройти мимо него. Можно только порекомендовать читателю не ограничиваться рамками нашего литературного задания, а читать и другие произведения, которые мы не разбираем ввиду их большего размера, чем это подходит для нашей рубрики. В частности, каждому совершенно необходимо прочитать такие произведения Салтыкова-Щедрина как “Господа Головлёвы” и “История одного города”.
В рамках наших литературных чтений хочется ещё раз обратить внимание на два момента. Во-первых, если читатель хочет разбираться в происходящих сегодня в жизни событиях, а также в своей жизни, то чтение и изучение классики ему совершенно необходимо. Во-вторых, подходить к этой работе следует не формально, а творчески, по-возможности более глубоко. Для этого следует много думать над прочитанными произведениями, сопоставлять их с собственным жизненным опытом, с известными событиями настоящего и прошлого.
Как обычно, читаем указанное произведение и пишем к нему свои отзывы в комментариях. Затем через некоторое время мы вернёмся к данному произведению ещё раз и рассмотрим его вместе.
Оценили 135 человек
156 кармы