И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.
Здесь простодушное воображение представляет строгого, но заботливого и справедливого Отца, шьющего своим непослушным чадам овчинные тулупы, перед тем как выгнать их из дома на мороз. Но в книге Бытия речь не об этом. Дело в том, что во второй главе говорится о первоначальном человеке и первоначальной земле. Они были созданы ещё до сотворения материального мира.
Пожалуй, главный вопрос книги Бытия – кто создал материальный мир? Кажется, здесь простой ответ – Элохим, Бог. А первоначальный мир был создан Яхве Элохимом. Но Бог, ведь, един, значит – эти имена тождественны. Строго говоря, для иудеев и современных христиан такого вопроса вообще не существует. Более того, они даже простодушно полагают, что в первой и второй главах Бытия говорится об одном и том же, только по-разному, хотя это не так.
Однако, в истории христианства были ереси, которые приписывали создание материального мира Сатане. Пожалуй, самая известная из них альбигойская ересь катаров. Масштаб её распространения был таков, что против неё даже организовывались крестовые походы. А после военной победы католиков была создана первая инквизиция. Катаров уничтожили, но будем справедливы – у них была своя логика, и нельзя сказать, что она противоречива.
Рассмотрим обе версии:
В первой версии материальный мир был создан из водного хаоса Элохимом, который тождественен Яхве Элохиму. Человек был создан по образу Бога, а в версии каббалистов по образу Адама Кадмона, то есть человека первоначального, который ещё не отведал плодов с древа познания добра и зла. Этим своим шестидневным творением Бог вполне удовлетворился, и, если можно так выразиться, был вполне счастлив.
Однако Сатана соблазнил жену Адама Кадмона отведать плодов с древа познания добра и зла, а она уже угостила ими Адама. Так у них открылись глаза, и появилось понятие о нравственности. Но Адам был создан для того, чтобы возделывать и хранить райский сад, а не заниматься отвлечёнными размышлениями как сам Господь Бог, поэтому надо было что-то с ним делать. Тогда Бог принял решение дать Адаму и Еве материальные тела, или, говоря метафорически, одеть их в кожаные одежды и отправить на землю. Ну, а чтобы земля им раем не казалась, Он её ещё и проклял. Так на земле, кстати, уже населённой людьми, созданными по образу то ли Бога, то ли Адама Кадмона и его жены, и которым заповедано было плодиться и размножаться, появились испорченные эталонные образцы человека – Адам и Ева, которые, в свою очередь, тоже не преминули плодиться и размножаться. Собственно, с этого времени история человечества и началась. До этого всё было благостно, но скучно – ничего достойного внимания.
В шестой главе Бытия, по-видимому, говориться о смешанных браках между людьми, созданными Элохимом, и потомками Адама и Евы.
Способность различать добро и зло распространилась среди людей как инфекция, но люди слишком часто стали помышлять о злом, и Господь раскаялся, что изгнал Адама и Еву на землю. Надо было применять более радикальные меры, а так – неприятности только усугубились. Тем более, что и всякая плоть извратила свой путь – им было заповедано питаться травой и фруктами, а они уже и друг друга начали есть. Правда, это, очевидно, произошло вследствие проклятия самого Господа Бога.
Ну, а потом был Всемирный потоп; спасение Ноя с семейством. Хотя, потоп всё же был, видимо, не вполне всемирным. Где-то на периферии внимания остались ещё какие-то люди.
По второй версии материальный мир был создан Сатаной, но по эталонным образцам Яхве Элохима. Собственно, такой взгляд на материальный мир обусловлен тем, что признаётся существование некоего первоначального мира более высокого порядка, созданного высшим Богом.
Сатана, поначалу, был вполне удовлетворён своей работой, но потом решил, что для полного счастья ему необходимо завладеть эталонным человеком из первоначального мира. Тогда он просчитал, как это можно сделать, и в результате, Адам и Ева в кожаных одеждах с востока прибыли на землю. Таким образом, идея спасения для них и их потомков заключается в том, чтобы, когда их кожаная одежда окончательно износится, снова вернуться в высший мир. А это непросто.
PS. Собственно, изгнание из рая – первообраз изгнания евреев с земли обетованной, где течёт молоко и мёд. Такое впечатление, будто вся жизнь этого странного народа в целом – некая религиозная мистерия. Так случилось, что однажды погорелый театр, с востока на запад, отправили на гастроли. И вот, кто-то из невольных зрителей увлёкся постановкой, кого-то тошнит, и он не знает где найти выход, а кто-то даже пытается вникнуть в смысл.
Оценили 5 человек
6 кармы