• РЕГИСТРАЦИЯ

Учебный пример: свобода

1 2547

Ницше писал: «Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, – лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах». Когда людей готовят к большой программе манипуляции, снимая их психологическую защиту и усиливая внушаемость, то тем самым у них «повышают температуру». Они, услышав те же самые слова, что и раньше, видят только призраки вещей и явлений. И призраки эти незаметно создаются манипулятором.

В это время спасение каждого в том, чтобы не верить призраку и добиться ясного смысла слов. Но времени на это не хватает. Манипуляторы фабрикуют и вбрасывают в общественное сознание огромный поток ложных понятий, смысла которых установить невозможно.

Уже Ле Бон заметил, что эффективнее всего в манипуляции сознанием действуют слова, которые не имеют определенного смысла, которые можно трактовать и так, и эдак. К таким словам он отнес слова свобода, демократия, справедливость и т. п. Это самые боевые слова в идеологических программах. Вспомним, как было использовано одно из наиболее важных в манипуляции понятий – свобода.

Понятие свободы – одно из ключевых в ядре культуры каждого общества. Оно соединяет все уровни человеческого существа и его отношений с миром и другим человеком. Поэтому трактовка свободы играет важную роль в легитимации (или подрыве легитимности) политического порядка и общественного строя в целом. По этой причине внушение определенного понимания свободы – важная задача в технологии манипуляции массовым сознанием.

Важный источник непонимания, которое возникло при манипуляции понятием свободы, был создан тем, что категория свободы была представлена как общечеловеческая, не зависящая от времени и пространства, от культуры и исторических условий. На самом же деле трудно назвать другое понятие, столь изменчивое и зыбкое, как свобода. Можно сказать, что без четкого изложения ее профиля, без дотошного перечисления ее признаков вообще нельзя даже грубо представить себе, что подразумевает под этим словом та или иная социальная группа.

Вот пример, сколь различны были представления о свободе в одной и той же культуре почти в одно и то же время. Парижане, штурмуя Бастилию, были уверены, что идут на этот штурм во имя свободы. А немного времени спустя Де Токвиль, изучая эту революцию, пишет, что в 1789–1794 гг. люди, «забыв о свободе, пожелали сделаться равными рабами».

Во время перестройки подавляющее большинство граждан было уверено, что переход от советского «тоталитаризма» к свободному обществу будет означать торжество социальной справедливости. Это ошибочное мнение создавалось СМИ, которые умалчивали о принципиальном положении неолиберализма. Фридрих фон Хайек писал в 1975 г.: «Попытка осуществить социальную справедливость несовместима с обществом свободных людей».

Как было сконструировано новое представление о свободе в идеологической программе перестройки? В общем, в культуре России довольно долго существовала оппозиция двух разных подходов к этому понятию. Либералы-западники (т. е. «поборники свободы») склонялись, хотя и с серьезными колебаниями, к формуле, выработанной в ходе Просвещения: человек свободен, поскольку он – индивидуум (т. е. «неделимый»). Он есть целостный, ни с кем не разделяемый мир. Он лишен оков всеобщей этики, которая в современном обществе заменена правом – «разрешено все, что не запрещено законом».

Эта формула свободы вытекает из картины мира, что сложилась в западной культуре в XVII–XVIII веках. Условием для такого понимания свободы была уверенность в открытости и бесконечности нашего мира и его ресурсов, в разделении субъекта и объекта (выведении человека за пределы Природы).

В России, общество которой относилось к категории традиционных, в ходе модернизации в начале XX века проблема свободы была поставлена как проблема отношения человека к миру (или к Богу) – и к другому человеку. Достоевский и Толстой отвергали свободу западного либерализма. В чем же была суть конфликта? В том, что, согласно представлениям мыслителей традиционного общества, свобода, лишенная оков «иррациональной» этики (Бога, любви и совести), разрушительна. При этом подавление этической ответственности означает и подавление свободы, сверхчеловек – тоже раб. Таким образом, речь идет о различном понимании диалектики свободы и ответственности в двух разных философско-религиозных системах.

Задача манипуляторов при подготовке людей к крупным общественным сдвигам заключалась прежде всего в том, чтобы увлечь людей в область аутистических представлений о свободе, которые несовместимы с реальным соотношением свободы и необходимости, свободы и ответственности. Чтобы снять тормоза ответственности и отключить выработанное культурой недоверие к разрушительным идеям, во время перестройки была проведена интенсивная кампания по созданию стыда или хотя бы неудобства за «рабскую душу России». В ход пошел и Чехов с его «выдавливанием раба по капле», и модный Фридрих фон Хайек с его «дорогой к рабству», и Э.Фромм со «страхом перед свободой».

В конструировании фальсифицированного понятия свободы использовали экстремистскую мысль неолиберала фон Хайека, что «для всех великих философов индивидуализма власть – абсолютное зло», и связали эту конструкцию со стереотипом антигосударственности. СМИ пропагандировали противоречащие здравому смыслу призывы фон Хайека не бояться идти ради свободы на жертвы и презирать защищенность. Он советовал: «И надо вновь вспомнить слова Бенджамина Франклина, выражающие кредо англосаксонских стран: «Те, кто в главном отказывается от свободы во имя временной безопасности, не заслуживает ни свободы, ни безопасности».

Как мило слушать эти советы в России! Ведь это кредо сытого человека, привыкшего к безопасности за океаном. Это для него главное – свобода, это для него государство – абсолютное зло. А если у тебя ребенок плачет без хлеба? А если на тебя прет Гитлер, обещавший вообще стереть твой народ с лица земли? В том-то и дело, что либеральное понимание свободы в России могло привлечь лишь людей, лишившихся исторической памяти и о голоде, и о Хатыни.

Кампания была настолько мощно и разнообразно оркестрованной, что удалось достичь главного – отключить здравый смысл и логику в подходе к проблеме свободы. Не приходилось слышать, чтобы какой-то видный деятель обратился с простой и вообще-то очевидной мыслью: «Люди добрые, да как же можно не бояться свободы? Это так же глупо, как не бояться огня или взрыва».

Стоит только задуматься над понятием «страх перед свободой», как видны его возможности для манипуляции. Ведь человек перестал быть животным (создал культуру) именно через постоянное и непрерывное создание «несвобод» – наложение рамок и ограничений на дикость. Что такое язык? Это введение норм и правил сначала в рычание и визг, а потом и в членораздельную речь и письмо. Ах, ты не желаешь презреть оковы просвещенья? Ты требуешь соблюдать правила грамматики? Значит, ты раб в душе, враг свободы.

Только через огромную и разнообразную систему несвобод мы приобрели и сохраняем те свободы, которые так ценим. В статье «Патология цивилизации и свобода культуры» (1974) Конрад Лоренц писал: «Функция всех структур – сохранять форму и служить опорой – требует, по определению, в известной мере пожертвовать свободой. Можно привести такой пример: червяк может согнуть свое тело в любом месте, где пожелает, в то время как мы, люди, можем совершать движения только в суставах. Но мы можем выпрямиться, встав на ноги – а червяк не может».

Вот первый вывод: в основании либеральной концепции свободы, которая была использована в идеологической кампании, лежала ложная посылка о свободе как отрицании норм и запретов, бывших якобы порождением советского тоталитарного строя. Вместо диалога о «выборе несвобод» людям внушили разрушительную мысль о ликвидации норм и запретов. Между тем только через огромную и разнообразную систему несвобод мы приобрели и сохраняем те свободы, которые так ценим.

Представим невозможное – что вдруг исчезло организованное общество и государство, весь его «механизм принуждения», сбылась либеральная утопия «свободного индивида». Произошел взрыв человеческого материала – более полное освобождение, чем при взрыве тротила (индивидуум – это атом, а при взрыве тротила все же остаются не свободные атомы, а молекулы углекислого газа, воды, окислов азота). Какую картину мы увидели бы, когда упали бы все цепи угнетения – семьи, службы, государства? Мы увидели бы нечто пострашнее, чем борьба за существование в джунглях – у животных, в отличие от человека, не подавлены и не заменены культурой инстинкты подчинения и солидарности. Полная остановка организованной коллективной деятельности сразу привела бы к острой нехватке жизненных ресурсов и массовым попыткам завладеть ими с помощью грубой силы.

Короткий период неорганизованного насилия заставил бы людей вновь соединяться и подчиняться угнетающей дисциплине – жертвовать своей свободой. Одних – ради того, чтобы успешнее грабить, других – чтобы защищаться. Первые объединились бы гораздо быстрее и эффективнее, это известно из всего опыта. Для большинства надолго установился бы режим угнетения, эксплуатации и насилия со стороны «сильного» меньшинства.

Эта картина разрушения государства, «взрыва свободы», дана как абстракция. На деле в СССР в конце 80-х годов после искусственного подавления «страха перед свободой» была создана обстановка, в которой многие черты этой абстракции были воплощены в жизнь. Уже в 1986 г. прошла серия структурно схожих катастроф, вызванных освобождением от «технологической дисциплины». Мы потрясены Чернобылем и не заметили множества малых аварий и катастроф, удивительно схожих по своей природе с чернобыльской. Независимо от типа технологии – на заводе, в шахте или на транспорте – эти аварии по своему типу были принципиально родственны.

В 1988 г. «новое мышление» дало свободу от норм межнационального общежития – потекла кровь на Кавказе. Через год была разрушена финансовая система, а затем и потребительский рынок – всего лишь небольшим актом освобождения (были сняты запреты на перевод безналичных денег в наличные, а также на внешнюю торговлю).

Что было дальше, хорошо известно – распад государства и производственной системы, появление огромного количества свободных людей (мелких торговцев, шатающихся по всему миру жуликов и студентов, проституток, бомжей и беспризорников). А также взрастание многомиллионного, почти узаконенного свободной моралью преступного мира, который изымает и перераспределяет жизненные блага хищением и насилием. Свободные от закона и морали чиновники и предприниматели могут теперь не платить зарплату работникам – об этом всего за несколько лет до этого даже помыслить никто не мог, такой прогноз приняли бы за бред сумасшедшего.

Подавив, средствами манипуляции сознанием, «страх перед свободой», идеологи смены общественного строя соблазнили людей жизнью без запретов – так же, как средневековый крысолов в отместку городу, где ему не выдали обещанного золота, сманил своей дудочкой и увел всех детей этого города. Его дудочка пела: «Пойдемте туда, где не будет взрослых с их запретами».

Так общество погрузилось в тяжелый кризис. И трудность его преодоления не в хитрости или жестокости политиков, а в том, что соблазн свободой манипуляторы сумели внедрить глубоко в подсознание больших масс людей, особенно молодежи. Значительная часть их перестала быть гражданами и составлять общество. Перед нами большой эксперимент по «толпообразованию» – без физического контакта людей.

В массовом сознании стал слишком силен компонент «мышления толпы», и подверженные ему люди уже не хотят возвращаться на заводы и за парты. Они очарованы свободой, даже если она несовместима с жизнью. Их не увлекает никакой проект жизнеустройства, их манит дудочка тех, кто обещает снятие запретов права и морали, устранение самих понятий долга и греха.

Вот первый вывод: в основании всей антисоветской концепции свободы, которая вызвала всплеск антиэтатизма (антигосударственного чувства) лежала ложная посылка о свободе как отрицании норм и запретов, бывших якобы порождением тоталитарного строя. Вместо диалога о «выборе несвобод» людям внушили разрушительную мысль о ликвидации норм и запретов. Между тем только через огромную и разнообразную систему несвобод мы приобрели и сохраняем те свободы, которые так ценим.

Отказ от обсуждения тех ограничений и «несвобод», которые придут на смену советским ограничениям и несвободам при победе демократии Ельцина, выдает манипулятивный характер кампании. Ведь даже в связи с совершенно конкретными утверждениями наших демократов были сделаны предупреждения виднейшими западными философами и политиками.

Например, одним из главных пунктов в антисоветском проекте было признание безработицы – но один из самых авторитетных идеологов «социально ориентированного капитализма» премьер-министр Швеции Улоф Пальме в книге «Шведская модель» специально обсуждал роль безработицы как самого мощного средства сокращения свободы человека. Он говорил: «Бедность – это цепи для человека. Сегодня подавляющее большинство людей считает, что свобода от нищеты и голода гораздо важнее многих других прав. Свобода предполагает чувство уверенности. Страх перед будущим, перед насущными экономическими проблемами, перед болезнями и безработицей превращает свободу в бессмысленную абстракцию».

Еще более общим требованием во время перестройки был переход к экономической свободе, «свободе рынка». На этот счет высказался К.Поппер, либеральный философ открытого общества. В своей главной книге «Открытое общество и его враги» он писал: «Неограниченная экономическая свобода может быть столь же саморазрушающей, сколь и неограниченная физическая свобода… Дело в том, что тот, кто обладает излишком пищи, может заставить тех, кто голодает, «свободно» принять рабство, не используя при этом никакого насилия». Лидер германских социал-демократов О.Лафонтен сказал проще: «Там, где свобода рынка становится самоцелью, там ограничивается свобода человека» («Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире». М., 1990, с. 155).

Второй источник непонимания, которое эксплуатировали идеологи перестройки, был создан тем, что категория свободы была представлена как общечеловеческая, не зависящая от времени и пространства, от культуры и исторических условий. На самом же деле трудно назвать другое понятие, столь изменчивое и зыбкое, как свобода. Можно сказать, что без четкого изложения ее профиля, без дотошного перечисления ее признаков вообще нельзя даже грубо представить себе, что подразумевает под этим словом та или иная социальная группа.

В общем, можно считать, что все рассуждения идеологов перестройки о свободе были построены на методологическом подлоге – саму категорию свободы они представили широкой публике ложно. Убеждая людей отказаться от космического чувства и принять философию индивидуализма, идеологи постепенно внушили значительной части интеллигенции ошибочную мысль, будто «свобода по фон Хайеку» означает раскрепощение личности, возможность ее самовыражения.

Вся идеологическая кампания, направленная на то, чтобы убедить граждан, будто частная собственность и основанный на ней капитализм «создают» права и свободы человека, основана на сокрытии важного вывода социологии и философии.

Тезис о связи капитализма с демократией отвергнут не только марксизмом, но и либеральными мыслителями. Сама мысль эта кажется странной потому, что не только практика Запада, отраженная, например, в литературе и кино, не дает никаких оснований для такой иллюзии, но и самые крупные социологи Запада (прежде всего М.Вебер, а в наше время Э.Фромм и М.Фуко) доходчиво доказывали, что это именно не так и объясняли, почему это не может быть так.

Наши нынешние либералы-утописты считают, что, отказываясь от идеала равенства, они утверждают идеал свободы. При этом они и малого усилия не хотят сделать, чтобы выяснить, а что же означает свобода в наших конкретных условиях. Перед их глазами разыгрывается драма: наделение меньшинства свободой разворовать общенародное достояние оборачивается лишением самых фундаментальных свобод подавляющего большинства граждан. Но многие просто не видят этой драмы.

Перепечатка из книги С.Кара-Мурза "Манипуляция сознанием, 21-й век"


Знание - власть

    Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

    Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

    Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

    Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      skylabrmx 5 мая 2016 г. 20:51

      Священна ли частная собственность

      Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узур...
      1422
      skylabrmx 31 марта 2016 г. 10:09

      Джули Рубикон. Признание бывшего сотрудника Facebook

      Интересная статья. Чего-то подобного можно было ожидать, ведь статистические данные дают возможность прогнозирования, причем, достаточно точного. А большой объем статистических данных, на большом объеме контекстов - практически неограниченные возможности прогнозирования.И вот, первая часть того, что связано с ИИ - это возможность принимать решения. Авто...
      1538
      skylabrmx 26 марта 2016 г. 11:56

      Люди-программы, тотальная война и архитектура реальности

      Рассмотрим сегодня пару "новых" концептов: люди-программы (паразиты) и тотальная война. Все это элементы второй реальности, которую можно найти в виде контекстов происходящих событий, кажущихся просто сопутствующей событиям средой и являющиеся на самом деле основными движущими силами и эволюции и развития социума.Начнем с паразитов, посмотрим, что это, ...
      2117
      skylabrmx 10 марта 2016 г. 12:11

      Только в блоге SLR: ИТ-услуги, что это и как разобраться, за 10 минут

      Давно не писал ничего научного. Поправляю. Иллюстрация поясняет дальнейшие выкладки: традиционная ИТ-служба, аутсорсинг инфраструктуры (IaaS), аутсорсинг платформ (PaaS), аутсорсинг софта (SaaS). Итак приступим к короткому анализу основных характеристик каждой модели.1. Традиционная служба ИТ.Все железо, все платформы, все программы предприятие покупает...
      2264
      skylabrmx 10 марта 2016 г. 12:08

      Только в блоге SLR: Как управлять предприятием в стиле ХАЙТЕК, за 1 минуту

      Вот мы все говорим, "загнивающий запад". Но что же имеется в виду, нужно разобраться. В первую очередь, конечно же, экономика, которая находит свое отражение далее и в качестве социального обеспечения и так далее. Почему так происходит, можно в общих чертах посмотреть на этой картинке, которая, по большому счету, о той самой сфере услуг, которая яв...
      1033
      skylabrmx 10 марта 2016 г. 11:47

      Только в блоге SLR: Понимание, что такое инфраструктура постиндустриальной экономики, за 1 минуту

      Снова о мировой экономике, в частности о постиндустриальной экономике. Чем же она так отличается от нашей и почему мы на одной планете живем на разных. Небольшая иллюстрация причин этого.Стараюсь молчать об импортозамещении в области информационных технологий, иногда даже получается. Но для понимания, что потребуется замещать. Ведь не все понимают, о че...
      2027
      skylabrmx 24 февраля 2016 г. 10:41

      Мыльные пузыри из нехозяйственного мыла

      Любопытный рейтинг литературы. Показывает он следующую картину: при обучении менеджменту превалирует тема манипуляции деньгами. Управление, потребитель, а следовательно, хозяйствование, как много раз писал, остается темой невостребованной, непопулярной в мировом масштабе. Что это может означать физически? Смотрим и видим, что это означает продолжен...
      680
      skylabrmx 21 февраля 2016 г. 20:03

      Реализм как религия

      А сейчас о том, что происходит на самом деле. Вот без всей этой пропаганды или розовых очков, которые, как известно, ломаются осколками внутрь. Скажите, откуда я знаю? Читайте мои посты и поймете, пишите письма и я отвечу, комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал (большой привет товарищу Камикадзе), но это шутка юмора, конечно. Про Камикадзе. В общем,...
      4305
      skylabrmx 20 февраля 2016 г. 15:43

      Реклама - двигатель регресса

      В этой статье хочу рассмотреть такой общеизвестный и широкоиспользуемый механизм, как реклама, реклама в широком смысле. В смысле инструмента, с помощью которого можно формировать информационную повестку, т/е инструмента, который позволяет создать нужное мнение не только о продукте или услуге, но и о событии или процессе. И сразу предупреждаю - все очень плохо. ...
      1863
      skylabrmx 12 февраля 2016 г. 15:25

      Рассматриваем Брейгеля: Вавилонская башня

      Просто не имею права не перепостить. Во-первых, это красиво, а во-вторых, познавательно, таким образом, от одного поста сразу две пользы. Утаить такое от подписчиков я не в состоянии. Итак, приглашаю погрузиться в мир искусства, представленный в сегодняшнем посте полотном "Вавилонская башня" и его детализацией.  Я очень люблю ходить в художественные...
      5006
      skylabrmx 11 февраля 2016 г. 13:40

      Два практических рецепта для реального оживления экономики

      Являясь критиком существующей "экономической системы", я должен следовать правилу "критикуя - предлагай". "Экономическую систему" я поставил в кавычки не случайно, так как считаю, что никакой экономической системы, как структуры, направленной на упорядочение хозяйственной деятельности, вовсе нет. Есть система освоения бюджета, освоения - и в прямом и в ...
      965
      skylabrmx 6 февраля 2016 г. 12:20

      Архитектура государственного устройства: пролетариат

      Продолжаем раскрывать архитектуру гос.устройства, в части основных страт. Далее по тексту будет показано, каким образом классовое общество может быть справедливым, несмотря на очевидное его разделение. Весь вопрос, как это видно, в целях такого разделения, а так же в тех правах и обязанностях, которые получают в государстве представители страт. В нашем ...
      1775
      skylabrmx 3 февраля 2016 г. 14:04

      Архитектура государственного устройства, как фундамент его благополучия и стабильности: шаг детализации

      Ранее опубликовал статью, где понимание о том, каким должно быть государственное устройство страны, желающей процветания, стабильности, справедливости для всего своего народа и конструктивных взаимоотношений с другими государствами. После обсуждения архитектуры стало понятно, что она достаточно стабильна, а государство получается самодовлеющим, как...
      1535
      skylabrmx 31 января 2016 г. 22:44

      Архитектура государственного устройства, как фундамент его благополучия и стабильности

      В этой статье излагаю свое понимание того, каким должно быть государственное устройство страны, желающей процветания, стабильности, справедливости для всего своего народа и конструктивных взаимоотношений с другими государствами. За основу принимается ряд тезисов, которые формируют фундамент; формулируется устройство государства и принципы его взаимодейс...
      1773
      skylabrmx 30 января 2016 г. 09:32

      Как увидеть парад пяти планет

      Россияне станут свидетелями редчайшего астрономического явления – парада планет. Пять космических тел, в числе которых Юпитер, Венера, Меркурий, Марс, Сатурн, а также наша Луна, выстроятся в ряд 31 января и пробудут в этом состоянии целую неделю.Последний зимний месяц для любителей астрономии в Москве начнется с парада планет. "Парад планет, начавшийся ...
      948
      skylabrmx 29 января 2016 г. 11:31

      Будущее, которое мы создаем

      Снова, несколько слов о надвигающихся преобразованиях. Я уже излагал свои взгляды на происходящее в России сегодня и о том, что неизбежно будет. Теперь нужно сказать о том, каким образом то, что будет сможет или не сможет взаимодействовать с внешней средой. Речь пойдет о развитии идеи интернационала и распространении основных ценностей и этического нача...
      1700
      skylabrmx 28 января 2016 г. 09:12

      В поисках пути к светлому будущему

      По мотивам статьи "Кто виноват – ясно. Что делать?" Кратко, смысл статьи: мало того, что это крах, но никто не придет спасать, ждать помощи не от куда. То есть, идем путем естественного процесса, когда лидер будет рожден массой, а не масса лидером. Удивительно что это так удивительно, потому что это совершенно не удивительно. Так и должно быть. Сам...
      1378
      skylabrmx 27 января 2016 г. 09:40

      Когда начнется рост и развитие

      Что такое системный кризис, разбирал ранее в одной из статей, но имеет смысл, кроме причин, посмотреть еще и на механику работы этой ситуации, чтобы понимание было наиболее полным, структурным, ясным. Итак, говорили о том, что системный кризис появляется тогда, когда исчезает высшая (по отношению к аппарату) система управления. Это может быть система це...
      683
      skylabrmx 26 января 2016 г. 13:54

      Толпа никогда не стремилась к правде

      Не могу не перепечатать, поскольку в преамбуле вижу выражение автора, труд которого произвел одно из самых больших впечатлений. Гюстав Лебон, Психология народов и масс. Эта книга, в сочетании с Манипуляцией сознанием В.Кара-Мурзы, дает исчерпывающие объяснения тому, как себя ведут массы, каким образом происходит развитие обществ и их падение."Толпа никогда не стремила...
      1836
      skylabrmx 25 января 2016 г. 21:32

      Роль конкуренции в экосистемах

      Немного о живительной силе конкуренции. Ранее я неоднократно указывал на ошибочность мысли о благотворном влиянии конкуренции в человеческом обществе и даже приводил в доказательство самого Дарвина, который НИКОГДА не выдвигал тезисов о пользу конкуренции для человека.Введение.Типы взаимодействия между популяциями различных видов.Теоретически взаимодействие популяций...
      7631
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика